Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эффективность менеджмента, понятие и методика ее расчета
Эффективность - комплексное понятие (четкого, общепринятого определения этого термина нет), описываемое такими характеристиками, как целесообразность, результативность, качество, полезность и пр. Эффективность в системном смысле - характеристика системы с точки зрения качества, результативности и своевременности достижения ее целей, развития системы в запланированном направлении при выполнении определенных критериальных показателей и ограничений. Следует различать внешнюю и внутреннюю эффективность менеджмента. Внутренняя эффективность показывает, каким образом удовлетворение определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников. Для внутренней эффективности менеджмента институциональное окружение предстает как естественная среда чисто внешнего свойства. Однако в экономике среда определяется прежде всего выбором, который совершают организации в рамках отношений взаимозависимости. Внешняя эффективность менеджмента показывает, насколько организация соответствует требованиям и ограничениям внешней среды, общества, экономики. Итак, главным признаком эффективности менеджмента является степень достижения целей деятельности организации. Достижение любых целей требует определенной деятельности сотрудников организации, то есть совокупности поступков, активного поведения. Деятельность характеризуется такими чертами, как пространственно временная определенность, стихийность или планомерность, самостоятельность или подчиненность и т.п. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной. От эффективности деятельности необходимо отличать ее выгодность и экономичность. Первая заключается в получении определенного положительного результата, например, прибыли; вторая показывает цену, которую за этот результат пришлось заплатить, соотнося его с величиной затрат. Чем в большей степени результат превышает затраты, тем экономичнее деятельность. Эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле - это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой системы организации, реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных, экономических результатов. Эффективность менеджмента определяется многими аспектами деятельности организации, включая внешние и внутренние характеристики. Экономические организации существуют для реализации определенных целей, и количественный результат (эффект) их деятельности является одним из решающих. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели. Существуют разные способы решения проблемы оценки эффективности менеджмента организации. Однако каким бы ни был избранный критерий, эффективность менеджмента в динамике характеризует рост организации, го есть изменение границ между организациями и между организациями и рынком. Признаки эффективного менеджмента (по Т.Питерсу, Р.Уотермену): 1. Лицом к потребителю. 2. Ориентация на действие. 3. Создание атмосферы поиска. 4. Ценностное руководство (культура, история). 5. Верность своему делу. 6. Сильный лидер. При определении основных критериев и показателей эффективности управления следует учитывать, что управленческий труд относится к наиболее сложным видам человеческой деятельности, и его оценка часто не может быть произведена непосредственно из-за отсутствия формализованных результатов и критериев оценки выполняемой работы. Общая эффективность управленческого труда:
Еу=Эу/Зу, (1)
где Эу – экономический эффект (рез-т) управленческой деятельности; Зу – суммарные годовые затраты на управление. n Эу = å Эi - En × ЗУ (2) i=1 Эi – экономия от i-го вида работ; n – число выполняемых работ, давших экономию; Еn – нормативный коэффициент эффективности; Кроме того, эффективность управленческого труда может быть выражена показателями производственной деятельности предприятия (результат работы предприятия по i-му показателю):
Еуi= П/Зу. (3)
Экономия от сокращения потерь рабочего времени и непроизводительных затрат управления персоналом определяется по формуле:
Эвр= (в×ч×ф) ×s, (4)
где в – сокращенные потери и непроизводительные затраты времени в течение рабочего дня; ч – численность работников, сокративших потери и непроизводительные затраты; ф – годовой фонд рабочего времени 1-го работника управления; s – среднегодовая стоимость 1 чел.-ч. работника управления; Экономия за счет уменьшения текучести кадров:
Эт=Рч× (1-Кч2/Кч1), (5)
где Рч – среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию при текучести кадров; Кч1 и Кч2 – фактический и ожидаемый коэффициент текучести (%). Эффективность управленческого труда может определяться также по косвенным показателям, в частности по годовой выработке на одного работника управленческого персонала:
Эув=Qтп/Чу, (6)
где Qтп – среднегодовой объем ТП; Чу – среднегодовая численность управленческого персонала. Эффективность затрат на управление:
Эуз=Qтп/Зу, (7)
где Зу – суммарные управленческие затраты. Основные мероприятия по повышению эффективности менеджмента: 1. Совершенствование структуры организации и более рациональное распределение функции, прав. 2. Разработка политики и стратегии развития организации. 3. Совершенствование системы принятия решений. 4. Совершенствование системы управления персоналом. 5. Совершенствование информационной системы в организации. 6. Развитие коллегиальности управления, самостоятельности и ответственности работников. 7. Создание культуры организации.
|