Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Везде о жизни/мудрей утешайся





Такой букварь расширял кругозор: обучающиеся могли зримо, «в лицах» познакомиться с различными сведениями из Священного Писания, космографии, физиологии, геогра­фии. Свой букварь автор адресовал не только ученикам, но и ученицам, что было смелым шагом по тому времени. Педаго­гические воззрения К.Истомина в целом устремлены к воспи­танию человека добродетельного, человеколюбивого, деятель­ного. Источник познания и образованности он видел в кни­гах. Образованный и воспитанный человек, по его словам, «всем благ. звучит как орган».

Автор сам, будучи человеком просвещенным, к тому же связанным с издательским делом в России, особо ценил и воспевал книгу, ибо «книжное чтение во вкусе есть сладко».

Карион Истомин создал еще несколько книг, предназна­ченных для обучения: «Букварь языка словенска» (1696), «По­лис» (род энциклопедии), «Домострой» (свод правил поведе­ния), ориентируясь в первую очередь на потребности цар­ской семьи и двора. Им написано также много стихотворных посланий своим воспитанникам — одиннадцатилетнему Петру и позднее его сыну царевичу Алексею.

Существовал еще один вид учебной книги — азбуковник. Так называли рукописные сборники, содержащие в алфавит­ном порядке сведения по различным отраслям знаний. Они известны с конца XIII века, наибольшее распространение имели в XVI—XVII веках, наряду с печатной книгой, ибо те были еще дороги и малодоступны.

Азбуковник — книга учебного характера, она позволяла преодолеть трудности самостоятельного чтения после изуче­ния азбуки. Отсюда толкование слов, изложение понятий, терминов. В «Азбуковнике полном» (вторая половина XVII века) после стихотворного вступления о важности знаний при­водится толкование семи свободных мудростей-наук (грам­матики, диалектики, риторики, музыки, арифметики, геомет­рии, астрономии). Здесь же можно было прочитать библей­ские легенды и притчи, исторические предания, узнать о происхождении календаря, летосчисления, о значении имен.

Многие азбуковники носили утилитарный характер, содер­жали «приветства», «письмовники». Как правило, азбуковники включали раздел «Школьное благочиние» — собрание нраво­учительных изречений и правил поведения. Сохранились и та­кие своеобразные рукописные азбуки, как «Азбука о голом и небогатом человеке», написанная в традициях сатирической ли­тературы XVII века, свитки-азбуки, или «учительные прописи». Они писались на одной стороне листов, склеенных в ленту, без деления на страницы. В Российской государственной библио­теке хранится 70-метровый свиток такой азбуки-прописи.

Итак, XVI—XVII века можно назвать периодом учебной книги, своеобразным «азбучным» периодом литературы для детей. В качестве книг, способствующих обучению, использовались азбуки, буквари, грамматики, азбуковники, как и в предыду­щий период — книги религиозного содержания: Псалтыри, Часовники, «учительные Евангелия». Первые книги, создан­ные для обучения чтению и письму, носили комплексный, синкретичный характер, вбирая подчас едва ли не весь свод школьных знаний — от азов грамоты до основ грамматики, арифметики, астрономии. Каждая такая книга содержала раз­нообразный материал для свободного, «домашнего» чтения, тексты духовного содержания, исторического и географичес­кого плана. Все это приближало азбуки, буквари, азбуковники к своеобразным энциклопедиям. Еще одна особенность учеб­но-познавательных книг этого периода — наличие поучитель­ного, воспитательного чтения. Это прямые обращения к уча­щимся и учащим, заповеди, притчи, изречения, наставления.

Первые азбуки еще слабо учитывали детскую психологию, были сухими, абстрактными. Только букварь Кариона Исто­мина, иллюстрированный Леонтием Буниным, хотя и был адресован «имущим учиться отрокам и отроковицам, мужам и женам», уже отвечал особенностям детского восприятия. Он и явился прообразом настоящей детской книги.

Date: 2016-02-19; view: 455; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию