Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Психология познавательных процессов





(ощущение, восприятие, память, внимание, воображение)

Общее понятие об ощущении. Место ощущения в ряде других познавательных процессов. Проблема адекватности и специфичности ощущений в свете философской теории отражения. Классификация ощущений.

Психофизика ощущений. Чувствительность и ее измерение. Абсолютные и относительные пороги чувствительности. Методы их определения. Закон Вебера­Фихнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов чувствительности. Адаптация и сенсибилизация. Понятие «субсенсорной зоны». Феномен синестезии.

Специфика ощущений различной модальностей. Зрительные ощущения.

Механизмы дневного и сумеречного зрения. Цветовое зрение, его механизмы. Слуховые ощущения. Теории слуховых ощущений. Вибрационные, кожные, осязательные и проприоцептивные ощущения; вкусовые, обонятельные и органические ощущения; вестибулярные ощущения.

Понятие о восприятии. Основные характеристики образов восприятия.

Структурная целостность восприятия. Предметность восприятия. Понятие «гештальта». Вклад гештальтпсихологии в изучение феноменов восприятия.

Целостность восприятия. Категориальность восприятия. Роль речи и личного опыта в формировании разных видов категориальности. Константность восприятия. Методы изучения восприятия. Понятие апперцепции. Роль установки в процессе восприятия. Восприятие пространства и времени. Восприятие человека человеком. Иллюзии восприятия.

Общая характеристика памяти. Специфика памяти как психологического процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Определение памяти. Память как запечатление, сохранение и восприятие прошлого опыта. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Биохимические основы памяти. Память как совокупность процессов приема, трансляции и хранения информации. Структурные блоки памяти. Сенсорный регистр. Понятие об иконической памяти. Кратковременная (оперативная) память, ее особенности и объем. Долговременная память.

Основные виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материалы: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. Память, восприятие и представление. Характеристика представлений. Явление эйдетизма и «ложного узнавания».

Непроизвольное и произвольное запоминание. Исследование соотношения непроизвольного и произвольного запоминания (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко). Психологические условия и факторы, влияющие на эффективность непроизвольного и произвольного запоминания.

Забывание и реминисценция. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации.

Ретроактивное и проактивное торможение. Психофизические механизмы забывания. Методы изучения памяти. Основные теории и концепции памяти в зарубежной и отечественной психологии.

Понятие о внимании. Особенности внимания по психическими явлениями и процессами. Многозначность Внимание и деятельность. Внешние и внутренние Психофизиологические механизмы внимания. Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Теории внимания.

Виды внимания. Непроизвольное и произвольное внимание, их особенности, условия возникновения и поддержания. Психологические механизмы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.

Основные свойства внимания: концентрация, распределение, устойчивость, направленность и переключаемость. Экспериментальное исследование свойств внимания. Колебания и отвлечение внимания. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Развитие внимания. Стадии развития внимания. Пути развития высших форм внимания. Изучение внимания в отечественной психологии (Н.Ланге, Н. Добрынин, Ф. Гоноболин). Методы и методики исследования внимания.

Воображение как психический процесс, его отличие от восприятия и памяти.

Роль воображения в трудовой, учебной и творческой деятельности. Физиологические механизмы воображения. Взаимодействие воображения с органическими процессами. Понятие об идеомоторных актах.

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.

Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, регуляция познавательных процессов. Построение и реализация внутреннего плана действий, прогнозирование и программирование деятельности и поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и в психотерапии. Виды творческого воображения. Приемы и «техника» творческого воображения как показатель личности человека. Методы изучения воображения.

 

 

Литература:

1.Гальперин П. Я., Кабыльниuкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.

2.Гальперин ПЯ. Введение в психологию. - М., 2000.

3.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М, Прогресс,1988.

4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Учеб. пособие для вузов. - М., 2000.

5.Джеймс У. Психология. - М., 1991.

6.Исследование памяти/ Под ред. Н.Н. Корж. -М.: Наука, 1989.

7.Климов Е.А. Общая психология: общеобразовательный курс. Учеб. пособие для вузов. - М, 1999.

8.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1968.

9.Общая психология. Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1986.

10.Познавательные процессы. Ощущение и восприятие/ Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, ВЛ. Зинченко. -М, 1982.

11.Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романива. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976.

12.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер, в.я. Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

 

Date: 2016-02-19; view: 425; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию