Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В социально-гуманитарных науках





Вера и знание, достоверность и сомнение в познании общества и человека. Диалектика веры и сомнения. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л. Витгенштейн). Вера и верования как обязательные компоненты и основания личностного знания, социального опыта, образцов и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Различные типы обоснования веры и знания. «Философская вера» как вера мыслящего человека (К. Ясперс).

Рождение знания в процессе взаимодействия «коммутирующих индивидов». Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового социально-гуманитарного знания и выражение социокультурной природы научного познания. Научные конвенции (соглашения, договоренности) как необходимость и следствие коммуникативной природы познания. Моральная ответственность ученого за введение конвенций.

III. ВОПРОСЫ ПО УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы для оценки знаний теоретического курса

Раздел 1 «Общие проблемы философии науки»

1. Наука как предмет философского анализа.

2. Интернализм и экстернализм как подходы к исследованию науки.

3. Позитивистская традиция в философии науки (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер; Э. Мах и А. Пуанкаре; логический эмпиризм (Венский кружок).

4. Современные концепции философии науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани – по выбору).

5. Особенности научного познания (science).

6. Особенности социально-гуманитарных наук.

7. Наука и философия.

8. Исторические типы науки (античный, средневековый, новоевропейский, современный – по выбору).

9. Методы и формы эмпирического познания.

10. Методы теоретического познания.

11. Формы теоретического знания.

12. Научная теория: сущность, структура, способы построения и интерпретации.

13. Философско-мировоззренческие основания науки.

14. Механизмы порождения научного знания.

15. Научная революция, ее типология.

16. Глобальные революции и процесс исторической смены типов научной рациональности.

17. Этические проблемы науки в конце ХХ столетия.

18. Сциентизм и антисциентизм.

19. Наука и паранаука.

20. Глобальный кризис и поиск новых типов цивилизационного развития.

21. Наука как социальный институт.

 

Раздел 2 «Философские проблемы социально-гуманитарных наук»

1. Философия как интегральная форма научного знания.

2. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре и человеке.

3. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

4. Предмет социально-гуманитарного познания.

5. Сходства и различия наук о природе и наук об обществе.

6. Субъект и объект социально-гуманитарного познания.

7. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

8. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.

9. Пространство и время в социально-гуманитарных науках.

10. Хронотоп как единство пространственно-временных характеристик.

11. Проблема истины. Классическая и неклассическая концепция истины в СГН.

12. Роль языка в процессе становления научной теории в социально-гуманитарном познании.

13. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках.

14. Рациональное, объективное, истинное в социально-гуманитарном познании.

15. Объяснение, понимание и интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

16. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

17. Коммуникативность (общение ученых) как условие создания нового знания и выражение социокультурной природы научного познания.

18. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные, их сходство и различие.

19. Дисциплинарная структура социально-гуманитарных наук.

20. Значение социогуманитарных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков. Моральная ответственность ученого.

21. Этические проблемы современной науки. Моральная ответственность ученого.

 

Вопросы на оценку владений/умений аспиранта

1. Выскажите суждение о том, каковы проблемы в определении методов философии науки.

2. Выскажите суждение о соотношении науки и морали.

3. Выскажите суждение относительно соотношения науки и политики.

4. Приведите примеры различных подходов к пониманию науки.

5. Объясните, каким образом осуществляется процесс интерпретации научного текста.

6. Определите взаимосвязь между пониманием и толкованием научного текста.

7. Выскажите суждение о соотношении науки и религии.

8. Выскажите суждение относительно наиболее эффективных способах научной коммуникации.

9. На основе известных вам примеров сформулируйте пути развития науки.

10. На основе известных вам примеров сформулируйте неоднозначность научного открытия.

11. Выскажите суждение о «смерти человека/социального/Автора/Читателя».

12. Сформулируйте суждение о ценности науки.

13. Сделайте обобщенный вывод о проблемах науки в современном мире.

14. Сформулируйте суждение о парадигмальных поворотах в науке.

15. Соотнесите категории «философия» и «философия науки».

16. Определите специфику философия науки.

17. Выскажите суждения об этическом кодексе ученого.

18. Назовите и охарактеризуйте основные подходы к изучению истории и философии науки.

19. Сформулируйте суждение о понимании жизни за пределами ее биологических смыслов.

20. Сформулируйте суждение о взаимодействии традиций и возникновении нового знания.

21. На основе известных вам примеров докажите, что научное знание есть сложная развивающаяся система.

 

Date: 2016-02-19; view: 744; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию