Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды экономической конкуренции





 

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей распознают такие виды конкурентных структур:

1. Огромное количество независимых производителей определенного однородного товара и масса изолированных потребителей этого товара. Здесь следует учесть, что любой потребитель может приобрести данный товар у всякого производителя, принимая во внимание собственную оценку полезности товара, его цену и собственные возможности покупки этого товара. При этом, производитель имеет право продавать товар любому потребителю, считаясь только с личной выгодой.

2. Большое количество потребителей при малом количестве производителей, каждый из которых может удовлетворить существенную долю общего спроса. Данная структура называется олигополией, которая приводит к появлению несовершенной конкуренции. Один производитель в силах удовлетворить спрос, который складывается с большого числа покупателей Если на рынке действует большое число производителей, которые предлагают гетерогенную (разнородную) продукцию, то можно говорить о монополистической конкуренции.

3. Единственный потребитель товара и большое количество обособленных производителей. В данной ситуации потребитель получает полный объем предложенного товара. Данная структура приводит к появлению особого типа несовершенной конкуренции – монопсонии (монополия спроса).

4. Структура взаимосвязей, при которой на рынке действует единый производитель и единый покупатель. Здесь можно говорить о двусторонней

монополии [18, с. 150-151.

При условии совершенной конкуренции (perfect competition) рыночную ситуацию можно охарактеризовать как полиполией, то есть на рынке действует большое количество продавцов и покупателей. В данной ситуации на изменение цены отреагируют покупатели, особенно если цена снижается.

Рынок открыт для любого. Рекламные кампании при этих условиях не являются весьма важными, так как для продажи предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок есть прозрачным и отсутствуют любые преимущества. На рынке с подобной структурой цена - это заданная величина. Хотя цена и формируется в процессе конкуренции среди всех участников рынка, но вместе с тем каждый отдельный продавец не осуществляет единого прямого влияния на цену. Если продавец заправляет более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам.

Если же продавец применят более низкую цену, то он окажется не в возможности удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, через его незначительную частицу на рынке, при этом прямого влияния на цену со стороны этого конкретного продавца не происходит. Если продавец вынужден согласиться с ценами, которые преобладают на рынке, то он может приспособиться к рынку путем регулирования объема своей продажи. В этом случае он определяет количество, которое он рассчитывает продать по заданной цене. Покупателю также остается только избрать, сколько он захочет получить по заданной цене.

Итак, понятно, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет большей частью теоретическое значение. Тем не менее, она есть ключом к пониманию более реальных рыночных структур. Именно в этом ее ценность [4, с. 555].

На практике конкуренция обычно есть несовершенной. Примерами несовершенной конкуренции (imperfect competition) есть монополистическая и

олигополистическая конкуренция.

При условиях монополистической конкуренции большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию, то есть на рынке присутствуют гетерогенные товары. Если при условиях совершенной конкуренции фирмы вырабатывают стандартизированную (однородную) продукцию, то при условиях монополистической конкуренции вырабатывается дифференцированная продукция. Дифференциация касается прежде всего качества продукта или услуг, благодаря чему у потребителя складываются ценовые преимущества. Продукция может быть дифференцирована также по условиям после продажного обслуживания (для товаров продолжительного пользования), за близостью к покупателям, за интенсивностью рекламы и т.п. [11, с.91].

Таким образом, фирмы на рынке монополистической конкуренции вступают в соперничество не только (ба даже не столько) с помощью цен, но и путем всесторонней дифференциации продукции и услуг. Монопольность в такой модели состоит в том, что каждая фирма при условиях дифференциации продукции имеет определенной мерой монопольную власть над своим товаром; она может повышать и снижать цену на него независимо от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных товаров. Кроме того, на монополистических рынках рядом с мелкими и средними есть довольно большие фирмы.

При такой модели рынка фирмы стремятся расширять свою область преимуществ путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной кампании, которые делают акцент на отличиях товаров.

Монополистическая конкуренция отличается от совершенной за следующими признаками: на рынке продаются не гомогенные, а гетерогенные товары; для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда соответственно экономическим принципам; предприятия стремятся расширить свою область преимуществ путем индивидуализации своей продукции; доступ на рынок для новых продавцов при монополистической конкуренции затрудненный через наличие преимуществ [18, с.294].

Олигополия характеризуется немногой численностью участников конкуренции - если относительно маленькая (в границах десятку) количество фирм властвует на рынке товаров или услуг. При условиях олигополии могут вырабатываться как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность наиболее частое имеет место на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, постоянные, цемента и т.п.; дифференциация - на рынках потребительских товаров. Немного численность фирм оказывает содействие монополистическим соглашениям между ними: относительно установления цен, раздела или распределения рынков или относительно других способов ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивнее, чем ниже уровень концентрации производства (большое количество фирм), и наоборот.

Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке сыграют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, какой фирмы владеют: чем меньше такой информации, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связан с динамикой цен. Если при совершенной конкуренции они пульсируют беспрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены имеют тенденцию к стойкой фиксации и изменяются не так часто. Типичным есть т.н. лидерство в ценах, если их преимущественно диктует одна ведущая фирма, другие же олигополисты направляются вслед за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затрудненный. В случае согласия олигополистов по поводу цен, конкуренция все большее изменятеся в направлении качества, рекламы и индивидуализации [13, с. 16].

 

Date: 2015-12-12; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию