Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальное мастерство или коллективные действия!





 

Скажу сразу: важно и то и другое. В большом баскет­боле это, можно сказать, две стороны одной медали. Наблюдая за встречами сильнейших любительских и профессиональных команд Америки, я, естественно, час­то думал: «А как же с ними играть? Что можно почерп­нуть в их тактике, индивидуальном мастерстве?» Хоте­лось увидеть и слабости баскетбольных звезд.

Если с любительскими командами мы можем встре­чаться на равных, то профессиональные команды, на мой взгляд, пока еще сильнее. Особенно ощутимо превосход­ство профессионалов в атлетической подготовке, которая позволяет им активно и жестко прессинговать в защите с первой до последней минуты встречи. Вырваться из-под жесткой опеки физически мощных американских защит­ников очень трудно. Активная оборона, нацеленная на то, чтобы не дать сопернику получить мяч, помешать веде­нию, передаче, не говоря уже о бросках по кольцу, — все это норма для защиты сегодняшнего американского бас­кетбола. Именно такой обороны не хватает нашим игро­кам и командам. Хорошая физическая подготовка, сила, прыгучесть, цепкость, целеустремленность в борьбе под кольцом, умение бороться за место еще до того, как мяч отскочил от щита, совершать точные и быстрые первые передачи — все это позволяет американцам создавать хорошие ситуации для начала контратаки.

Игроки-профессионалы имеют высокую индивидуаль­ную техническую оснащенность. У них безукоризненна техника паса, ведения, перемещения, стойки, отблокиро- вания, защитных приемов. Всему этому должны научить­ся и наши игроки.

Видимо, перепрыгнуть Рассела, Чемберлена, Джаб- бара нам пока не под силу. Перебросать Веста, Роберт­сона, Гудрича, Бейлора—тоже нелегко. Так что же де­лать? Их можно победить скоростью, выносливостью, си­лой. Но одних этих качеств все же недостаточно. В инди­видуальном мастерстве американцы явно злоупотребляют индивидуальной игрой в ущерб командной. Значит, наш девиз — коллективные тактические действия, терпение, выдержка, игра наверняка плюс стойкая коллективная и индивидуальная защита с прессингом по всему полю, не щадя себя, где один за всех и все за одного. А в целом, если смотреть с перспективой на будущее, нам нужны свои игроки-звезды, которые делают баскетбол ярче, бо­гаче, эмоциональнее.

Никто не ограничивает возраста профессионалов. Они играют, пока могут играть и пока нет игроков, которые играют лучше их. Чемберлен закончил выступать в трид­цать шесть лет. Рассел — в тридцать девять, Кесси Джонс — в тридцать семь. Естественно, немалая роль от­водится и рекламе, которая сопутствует звезде баскетбо­ла повсюду. Публика раскупает самые дорогие билеты, чтобы увидеть игру Рассела, Чемберлена или иной супер­звезды.

В 1965 году я спросил Рассела, как долго он рассчиты­вает еще играть в баскетбол? Рассел ответил: «В бли­жайшие десять лет этот вопрос стоять не будет». Он ошибся всего на один год. Статистика результативности американских профессионалов ведется ежедневно и сум­мируется за все годы. А большая результативность объ­ясняется еще и тем, что играют «профи» четыре тайма по двенадцать минут с двухминутным перерывом после I и III тайма и десятиминутным перерывом после первых двух. Кстати, начиная с 1978 года и наши мастера баскет­бола перешли на игру в четыре тайма по двенадцать ми­нут.

Интересно, что детальный подсчет всех технических показателей ведется не только для профессиональных команд, но и для школьных и студенческих. Сами трене­ры делают этот подсчет обязательным. Тренера интересу­ет, сколько раз игрок бросил по кольцу, количество попа­даний и перехватов, подборов у щита, ошибок, голевых передач. Американцы вообще очень любят цифровые по­казатели во всех сферах деятельности. И это очень замет­но в баскетболе, особенно в деятельности тренеров.

Если сравнить цифровые показатели матчей амери­канских профессионалов, скажем, 60-х годов, с аналогич­ными показателями 70-х, можно прийти к выводу, что в 60-е годы нападению отдавалось предпочтение перед за­щитой. Сегодня американские профессионалы стали за­щищаться более стабильно, более коллективно, поэтому заметно сократилась результативность игр. Если раньше победители набирали в среднем по 120—130 очков, то в настоящее время победа с результатом более 100 очков — большая редкость.

Цирковой аттракцион «Гарлем Глобтроттерс»

 

Кроме спортивных профессиональных команд в Аме­рике есть и чисто коммерческий цирковой баскетбол, ко­торый, пожалуй, более популярен не столько в самих Соединенных Штатах, сколько за их пределами. Я имею в виду цирковую баскетбольную труппу «Гарлем Глобтрот­терс». В команду включаются обычно широко известные в прошлом баскетбольные звезды из профессиональных команд. Иногда в ту или иную поездку «Глобтроттерс» берет и действующих суперзвезд, дабы поднять себе рек­ламу. Так, в 1959 году с «Глобтроттерсом» в Советский

Союз поехал Уилт Чемберлен. Неоднократно выступали за «Глобтроттерс» такие великие игроки, как Джонс, Рассел, Робертсон, Милтон и другие.

Эта баскетбольная труппа начала свою деятельность полвека назад, в 1927 году. Организатором ее был пред­приимчивый бизнесмен Эйп Суперштейн, кстати, сам ни­когда не игравший в баскетбол. Вначале «Глобтроттерс» не имел большой популярности. Труппе не предоставляли больших залов, и она вынуждена была выступать где придется: в сухих бассейнах, на арене, предназначенной для корриды, наконец просто на улицах, где можно бы­ло установить баскетбольные щиты. Вскоре труппа при­обрела известность. Увлекая публику, игроки «Глобтрот- терса» не скупились на трюки, изобретали все новые прие­мы передач, бросков, ведения. Вначале не отбрасывалась и соревновательная сторона матча. Команды при всех трюкачествах играли на выигрыш. Однако чем спортивнее становились матчи профессиональных команд Националь­ной баскетбольной лиги, тем более трюкаческим стано­вился баскетбол в «Глобтроттерсе». Да это и естествен­но. У игроков были свои цели, они делали деньги на эстрадном, цирковом баскетболе.

Мне трижды довелось видеть выступления «Глобтрот- терса». Первый раз это было в Москве в 1959 году во Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ле­нина. Тогда соперниками «Глобтроттерса» были низко­рослые баскетболисты из Сан-Франциско. Команда явно не сильная, но и задача у нее была не оказывать сопро­тивление, а способствовать представлению. Маленькие игроки ростом 165—170 сантиметров рядом с гигантом Чемберленом казались совсем лилипутами. Они кружи­лись вокруг Чемберлена и других высокорослых негров из Гарлема, прыгали, пытаясь все вместе отобрать мяч.

Освещение в зале часто выключалось, и лишь мяч, руки и номера игроков, гетры, трусы выделялись благода­ря какому-то фосфорическому свечению. Постоянно осве­щены были только баскетбольные кольца. Создавалось впечатление, что и в темноте игроки не могут промахнуть­ся по кольцу. Настоящих баскетбольных правил, естест­венно, никто не придерживался: мяч то передавали, то прятали в трусы или под майки, и все принимались его искать. Передавали мяч игроки самыми необычными спо­собами— из-под ног, из-за спины, а бросали в кольцо то сверху, то издалека, то с отскоком от пола. Бросок по кольцу с отскоком от пола, пожалуй, наиболее сложен. Но и он удавался такому знаменитому баскетболисту, как Вильсон. Здорово исполнял этот прием Вильсон. Стано­вился спиной к кольцу на линии штрафного броска, полу­чал мяч от партнера и через голову, ударяя мяч в пол, посылал его в корзину. Такой трюк, естественно, требо­вал большой тренировки, высокой техники и точности. Но зрелище получалось эффектное.

«Глобтроттерс» почти не играет в спортивный баскет­бол. Но был все же случай, когда этих кудесников от бас­кетбола заставили сыграть в настоящий матч. Они выс­тупали в Париже, и французский тренер после представ­ления имел неосторожность сказать, что гарлемовцы не умеют играть в настоящий баскетбол, они только циркачи. Это задело игроков «Глобтроттерса» за живое — ведь все они в прошлом звезды первой величины! И артисты бас­кетбольного цирка согласились сыграть матч со сборной командой Франции. Договорились, конечно, и о том, что победитель встречи получит довольно солидную сумму. Французские баскетболисты, которые в это время высоко котировались в Европе, были повержены с преимущест­вом в сорок очков.

«Гарлем Глобтроттерс» и сегодня разъезжает по све­ту, удивляя и развлекая поклонников спорта, и везде эта труппа имеет неизменный успех.

Date: 2016-02-19; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию