Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испытай характер в Тбилиси





Сан-Паулу и Барселона, Сан-Луис и Буэнос-Айрес... В этих и во многих других зарубежных городах знают и любят баскетбол. Читатель, надеюсь, получил уже пред­ставление о зарубежных зрителях, заполняющих баскет­больные залы. О зрителях темпераментных и... не всегда объективных. Ну а что же наши болельщики? Так же эмоциональны, горячи, как и их зарубежные собратья? Или все-таки другие? Говорят, болельщики, как дети, везде одинаковы. Но, думаю, это не совсем так. Наш бас­кетбольный зритель безусловно более дисциплинирован и объективен, хотя, конечно, и ему темперамента не зани­мать. Скорее всего в этом можно убедиться, если побы­вать, к примеру, в тбилисском Дворце спорта, когда там встречаются местные динамовцы со своими соперниками по высшей лиге чемпионата СССР. Когда динамовцы в хорошей спортивной форме, победить их на своем поле предельно трудно. И «виноват» здесь в известной мере болельщик. Он не дает своим игрокам плохо играть, зас­тавляет их, как говорится, костьми ложиться за победу. Тбилисский болельщик не стесняется воздействовать и на судей, и те, если они не очень опытны и мужественны, боятся судить в Тбилиси и волей-неволей начинают помо­гать грузинской команде. Естественно, что слабый духом соперник, попав в такую обстановку, тоже начинает те­ряться. Поэтому, чтобы обстрелять команду перед круп­ными международными соревнованиями, целесообразно несколько матчей поиграть в Тбилиси. Это хорошая про­верка боем.

Особенно страстны грузинские зрители, когда их лю­бимцы встречаются с командой-лидером. Тут уж не жа­леют ни своих голосов, ни рук, ни ног. Так, мне довелось полностью испытать силу атак грузинских болельщиков в бытность мою тренером СКА (Рига) да и позднее, когда я принял команду ЦСКА. Ведь эти две команды — мно­гократные чемпионы СССР и обладатели Кубка европей­ских чемпионов! Чего греха таить, случается, что некото­рые «болельщики» Дворца спорта выходят за рамки дозволенного. И тогда в команду соперника летят и моро­женое, и мандарины, и монеты, и даже более опасные предметы, которыми можно поранить игроков. Конечно, грузинский болельщик в общем умеет себя вести, но вот такие, мягко говоря, темпераментные зрители-одиночки подчас омрачают картину честного спортивного соперни­чества.



Дружно поддерживает свою любимую команду «Жаль- гирис» каунасский зритель. Здесь тоже играть не просто. Правда, литовцы не позволяют себе ничего, кроме крика, свиста или топота.

Активно болеют в Риге. Здесь у баскетбола, как гово­рится, глубокие корни. Много лет блистал рижский СКА, а сегодня бесспорный лидер женского баскетбола — команда Трамвайно-троллейбусного треста (ТТТ).

Своеобразен болельщик в Ленинграде. Ленинградцы всегда славились высокой культурой, интеллигентностью, а вот болельщик у них, к сожалению, совсем другой. Со перника ленинградского «Спартака» он норовит обидеть, старается ущемить его самолюбие. Вот бы такого болель­щика самого на поле или на место тренера, он бы почувствовал почем фунт лиха. А с трибуны, конечно, все герои, все мастера, все сильные и все все умеют.

Но самый непостижимый зритель, пожалуй, живет в Москве. Даже обидно бывает: играем в Москве, в зале ЦСКА, а болельщиков против нас больше, чем за нас. Парадокс—и только! Чем же это объяснить? В какой-то степени, думаю, тем, что на поведение зрителя влияет и его профессия. А за ЦСКА в большинстве своем болеют офицеры, военнослужащие, люди сдержанные, уравно­вешенные. Ну скажите, удобно ли им кричать, топать но­гами, не говоря уже о более резких формах проявления темперамента! В лучшем случае военнослужащие будут вам аплодировать.

Московский зритель избалован большим количеством соревнований, он разборчив, и на плохие матчи его не за­манишь. Есть у московского болельщика и еще черта, присущая, пожалуй, только ему одному: он дружелюбен к командам соперников, традиционно гостеприимен, кор­ректен, сдержан. Он всегда оценит хорошую игру сопер­ника москвичей и не поскупится на аплодисменты. Он строг к своим игрокам и постоянно требует у них под­тверждения своего высокого класса. Иначе он быстро ниспровергнет вчерашние авторитеты, причем сделает это без излишней сентиментальности, хотя и не забудет своих кумиров.

Тбилисский Дворец спорта, рассчитанный на один­надцать тысяч зрителей, редко вмещает всех желающих. Но я хорошо помню один из вечеров, когда мы проводи­ли тренировку в игровом зале Дворца. Было непривычно тихо, даже как-то жутковато в этом постоянно бушующем зале, где в тот вечер никого, кроме нас, не было. И вдруг подумалось, что играть в пустом зале намного тягостнее, утомительнее, чем в зале, заполненном зрителями, хотя и рьяно болеющими за твоего соперника.

В конечном счете баскетбол, как, впрочем, и вообще спорт, не может существовать без зрителя.

И еще об одном хотелось бы сказать, заканчивая раз­говор о зрителе. Недавно мне довелось в одной из наших газет прочитать статью, где говорилось о том, что зритель на трибуне стадиона или в спортивном зале такой же, как и зритель в театральном или киноконцертном зале. Но с этим я позволю себе не согласиться. Театральный зри­тель всегда благожелателен. Он жаждет увидеть хоро­шую игру актеров, услышать популярные мелодии, люби­мых певцов. Своим поведением, чуткостью он помогает актеру раскрыть свой талант. Даже при неудачной игре актера театральный зритель никогда не позволит себе бестактность, грубость, выкрики, не говоря уже о боль­шем. Да и соперников у актеров практически нет. Това­рищи по сцене, суфлеры, режиссеры, дирижеры — все это единомышленники, которые стремятся создать обстанов­ку доброжелательности, где актеру легче проявить свое дарование, свой талант.



Совсем другое дело — соревнования спортивных команд. Если вы играете на чужом поле, зритель наст­роен явно против вас. Любыми средствами он старается помочь «своим» и не очень-то церемонится с вами, с ва­шими чувствами. Такой зритель делает все, чтобы поме­шать сопернику раскрыть свой талант, показать высокое мастерство. Поэтому сопоставлять и сравнивать спортив­ного зрителя и зрителя, который находится в зале теат­ра, мне кажется, неправильно.

Мне трудно представить себе баскетбольного зрителя сухим, бесстрастным, равнодушным. Человеком, которого интересуют только цифры на табло. В конце концов для этого вовсе не обязательно идти во Дворец спорта. Я предпочитаю зрителя эмоционального и разбирающего­ся, Конечно, в баскетболе. Зрителя, для которого ра­дость—-сам процесс борьбы мужественных и честных со­перников, их виртуозное мастерство, нестандартное, жи­вое мышление .Такому зрителю не требуется допинг в виде свиста, топота и прочего шумового оформления. Он умеет контролировать свои эмоции. И я верю, что буду­щее за таким зрителем.








Date: 2016-02-19; view: 55; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию