Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системный подход к профессиональному самоопределениюСтр 1 из 2Следующая ⇒ Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности 1. Понятие «экономическая позиция». Пути и методы ее формирования. 2. Сущность понятия «профессиональное самоопределение». 3. Системный подход к профессиональному самоопределению. 4. Развитие профессиональных интересов и способностей учащихся во внеклассной работе.
Литература 1. Ботько, А. В. Экономическое воспитание школьников в условиях развития рыночной экономики: методическое пособие: в 2-х ч. Ч. 1 / А. В. Ботько. — Гродно \ Y0 «Гродненский ОИПК и ПРР и СО», 2003. — 94 с. 2.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматыўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. — 2007. — № 2. — С. 9—40. 3. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Прометей; Юрайт, 1999. — С. 283—287; 306—320. 4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 315—320. 5. Степаненков, И. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. — С. 284—305. 6.Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — Минск: Ушверштэцкае, 2000. — С. 400—416.
1. Понятие «экономическая позиция». Пути и методы ее формирования. Экономическое воспитание в школе необходимо для воспитания членов общества, способных правильно понимать происходящие социально-экономические процессы, выполнять экономические функции (потребителя, работника, соискателя рабочего места, собственника, налогоплательщика, вкладчика, предпринимателя и другие), а также для формирования основ экономических знаний и умений принимать решения в жизненно важных ситуациях социально-экономического характера. Экономические знания являются неотъемлемым элементом системы знаний школьников об обществе, а экономические взгляды, идеи, убеждения, установки — составной частью их научного мировоззрения. Экономическое воспитание — целенаправленное взаимодействие педагога и воспитанников, направленное на овладение экономическими знаниями, умениями, навыками, на формирование экономических убеждений и экономически значимых качеств личности (трудолюбия, организованности, экономности, предприимчивости, инициативности, самостоятельности, ответственности и др.). Целью экономического воспитания выступает формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны. Экономическая культура личности есть синтез системы знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих ей успешно действовать в производственно-экономической сфере. В соответствии с этим формулируются задачи экономического воспитания в общеобразовательной школе: ̶ Формирование экономической грамотности, экономического сознания, развитие основ экономического мышления; ̶ Воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, организованности и др. ̶ Развитие нравственно-ценностной мотивации в процессе усвоения учащимися экономических знаний, формирования умений и навыков экономической деятельности; ̶ Формирование умения самостоятельно приобретать и применять экономические знания на практике; ̶ Включение школьников в практическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и др.), позволяющую актуализировать и закрепить экономические знания, формировать экономические умения и навыки, опыт нравственно-ценного экономического поведения; ̶ Содействие профессиональному самоопределению учащихся. Основу экономического мышления и экономической грамотности личности составляют: понимание сущности экономических законов, экономических процессов и явлений в рамках экономической системы своей страны и мировой экономики; способность анализировать экономические процессы: знание основ хозяйственной жизни семьи, предприятия (фирмы), всего общества в целом. Способность человека выполнять отдельные экономические действия или определенную экономическую деятельность называется экономическим умением. Например, к полезным умениям и навыкам такого рода можно отнести работу на компьютере, умение сделать расчет, осуществить анализ хозяйственной деятельности, разработать бизнес-план, подсчитать нормы и массы прибыли, определить размеры налогов, составить домашний бюджет и другие. Определенные умения и навыки необходимы для делового общения, самостоятельного выбора объекта труда, планирования и организации своей работы, покупки и продажи продукции, установления цены, создания и популяризации рекламы. Кроме того, нужно уметь организовать свое рабочее место, свой рабочий день, определять последовательность выполнения предстоящей работы и т. п. Опыт экономической деятельности приобретается в ходе практической деятельности. Показателями сформированности экономической позиции учащихся могут выступать: ̶ интерес к экономической сфере жизни общества; ̶ понимание и позитивное отношение к экономической политике государства и экономической системе страны; ̶ умения "обретать и применять экономические знания для анализа, объяснения экономических событий; ̶ уровень сформированности базовых экономических качеств (бережливость, трудолюбие, организованность, предприимчивость и др.). Формирование экономической позиции школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов (истории, географии, химии, экологии, математики, и других) и в процессе внеклассной воспитательной работы и факультативных занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности.
2. Сущность понятия «профессиональное самоопределение». Необходимой составляющей учебно-воспитательной работы школы является профессиональная ориентация учащихся. Основная цель профессиональной ориентации — подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами, помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий. Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях. С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития и совершенствования; процесс формирования личностью своих отношений к профессионально-трудовой среде и способ самореализации в ней; процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии. С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. Профессиональное самоопределение учащихся происходит под воздействием внутренних (психических) и внешних факторов: ̶ Средства массовой информации; материальное положение; влияние родителей, других взрослых, сверстников. ̶ Рекомендации педагогов, психологов и других специалистов. ̶ Использование профориентационных возможностей образовательного процесса; ̶ Познавательные потребности, потребности в самоопределении, самореализации, «Я-концепция» личности. ̶ Потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем. ̶ Профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности и т. п. ̶ Практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности. ̶ Первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие генетически обусловленные свойства личности.
Системный подход к профессиональному самоопределению. Этапы профессионального самоопределения: I этап. Профессиональное просвещение: Ознакомление учащихся с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии. Расширение знаний учащихся об особенностях тех или иных профессий. II этап. Профессиональное убеждение: Обоснование необходимости разностороннего развития личности в ходе выбора профессии. Формирование мотивов этого выбора с учетом личных и общественных интересов. Создание условий для самовыражения и самоутверждения в выборе профессии. Помощь в принятии решения о выборе профессии III этап. Практическая подготовка к выбору и получению профессии: Организация практических занятий в ходе изучения общеобразовательных предметов и трудового обучения. Организация трудовой деятельности учащихся (труд по самообслуживанию, общественно полезный, производительный труд для школы, микрорайона школы, в помощь предприятиям и другим субъектам хозяйствования хозяйственно - бытовой труд в домашних условиях и т. п.) IV этап. Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся: Учет типологических половозрастных и индивидуальных особенностей школьников в ходе профориентационной работы. Коррекция склонностей, способностей к избираемой профессии в рамках отрасли, специальности и т. п. Коррекция выбора профессии с учетом состояния здоровья.
|