Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов по направлению подготовки





Подготовка и оформление

Учебно-методическое пособие

для студентов по направлению подготовки

071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность»

 

Пермь 2014


УДК 378(075.8)

ББК 74.480.281.25я73

К 93

 

 

Утверждено на заседании кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии. Протокол № от

 

Рекомендовано к изданию РИС ПГАИК. Протокол № от

 

 

Рецензенты:

Исаченкова А. И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии ПГАИК

Гриценко С. В., канд. филос. наук, директор Научной библиотеки и Культурно-информационного центра Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д. Н. Прянишникова

 

 

Курсовые работы: подготовка и оформление: учеб.-метод. пособие для студентов по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность» / К. П. Чуприн; Перм. гос. акад. искусства и культуры, Каф. документоведения, библиотековедения и библиографии; под ред. Е. М. Вафиной. – Пермь, 2014. – 72 с.

 

Учебно-методическое пособие соответствует требованиям к курсовым работам ГОС ВПО по направлению подготовки 071900.62 «Библиотечно-информационная деятельность», профилю подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», квалификация – «бакалавр». В нём представлены: особенности, этапы выполнения, содержание, структура, процедура защиты трёх курсовых работ. В приложениях приводится примерная тематика, даны образцы оформления основных элементов каждой курсовой работы. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.

 

 

© Пермская государственная академия

искусства и культуры, 2014

© К. П. Чуприн, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение........................................................................................................... 5

1 Первая курсовая работа............................................................................ 6

1.1 Особенности работы................................................................................. 6

1.2 Этапы подготовки..................................................................................... 6

1.2.1 Выбор и изучение темы......................................................................... 6

1.2.2 Поиск документов и организация рабочей картотеки........................ 7

1.2.3 Изучение документов, их аналитико-синтетическая переработка.... 8

1.2.4 Редактирование....................................................................................... 9

1.3 Структура работы...................................................................................... 10

1.4 Оформление............................................................................................... 12

1.5 Защита......................................................................................................... 14

2 Вторая курсовая работа............................................................................ 17

2.1 Особенности работы................................................................................. 17

2.2 Этапы подготовки...................................................................................... 17

2.2.1 Подготовительный этап......................................................................... 17

2.2.2 Аналитический этап............................................................................... 18

2.2.3 Синтетический этап................................................................................ 19

2.2.4 Заключительный этап............................................................................. 20

2.3 Структура работы...................................................................................... 21

2.4 Оформление............................................................................................... 22

2.5 Защита......................................................................................................... 23

3 Третья курсовая работа............................................................................ 25

3.1 Особенности работы................................................................................. 25

3.2 Этапы подготовки..................................................................................... 25

3.2.1 Разработка предмета и рабочего плана................................................ 25

3.2.2 Поиск и аналитико-синтетическая переработка документов............ 26

3.2.3 Редактирование....................................................................................... 29

3.3 Структура работы...................................................................................... 30

3.4 Оформление............................................................................................... 32

3.5 Защита......................................................................................................... 33

4 Список рекомендуемых источников.......................................................... 35

Приложение 1 Примерная тематика для первой курсовой работы............ 36

Приложение 2 Источники поиска сведений о документах

для курсовых работ................................................................ 38

Приложение 3 Образцы библиографических описаний

для «Списка использованных источников»........................ 43

Приложение 4 Образец оформления титульного листа

первой курсовой работы....................................................... 53

Приложение 5 Образец оформления «Содержания»

первой курсовой работы....................................................... 54

Приложение 6 Образец оформления «Списка принятых сокращений».... 55

Приложение 7 Примерная тематика для второй курсовой работы............ 57

Приложение 8 Структура плана-проспекта

библиографического указателя............................................ 58

Приложение 9 Примеры справочных аннотаций......................................... 61

Приложение 10 Образцы оформления вспомогательных указателей........ 62

Приложение 11 Образец оформления титульного листа

второй курсовой работы...................................................... 65

Приложение 12 Образец оформления «Содержания»

второй курсовой работы...................................................... 66

Приложение 13 Примерная тематика для третьей курсовой работы......... 67

Приложение 14 Образец конспект-карты..................................................... 68

Приложение 15 Образец оформления титульного листа

третьей курсовой работы.................................................... 69

Приложение 16 Образец оформления «Содержания»

третьей курсовой работы.................................................... 70

Приложение 17 Общие рекомендации по оформлению

курсовых работ.................................................................... 71


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» обязательным видом самостоятельной работы студентов является выполнение трёх курсовых работ. В ходе их выполнения будущими бакалаврами достигаются следующие цели:

1. глубокое освоение общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин;

2. приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для плодотворного осуществления научно-исследовательских проектов;

3. самостоятельное ознакомление с практической библиотечно-библиографической деятельностью.

В процессе подготовки курсовых работ решается ряд задач:

а) изучение и творческое осмысление темы исследования;

б) поиск необходимых документов по различным печатным и электронным источникам библиографической информации;

в) ознакомление с разнообразными типами и видами изданий, спецификой документных массивов и потоков;

г) основательная аналитико-синтетическая переработка выявленных документов;

д) выработка навыков структурирования, редактирования и оформления текста;

е) приобщение к апробации результатов исследований (доклады на студенческих научных конференциях, публикация тезисов выступлений и статей).


1 ПЕРВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА

1.1 Особенности работы

 

Она представляет собой реферативный обзор, подготавливаемый студентами очного и заочного отделений на первом курсе. Цель работы – изучение публикаций по одной из библиотечно-библиографических тем, предложенных преподавателями кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии. Раскрывается содержание темы на основе анализа книг, статей из профессиональных периодических, продолжающихся изданий. Для выполнения работы используются печатные и электронные документы (официальные, научные, производственно-практические, учебные, справочные и др.). Студент выявляет литературу, анализируя её, отбирает необходимые сведения. Извлечённая информация в свёрнутом, сжатом виде систематизируется, излагается в логической последовательности. Реферативный обзор позволяет получить представление о состоянии и тенденциях развития исследований по определённой теме. Он не содержит критического анализа студентом концепций авторов публикаций.

 

1.2 Этапы подготовки

1.2.1 Выбор и изучение темы

 

Темы курсовых работ ежегодно рассматриваются, уточняются и утверждаются на заседании кафедры документоведения, библиотековедения и библиографии. Студенту необходимо определиться с темой исследования (прил. 1), получить консультацию у научного руководителя относительно возможных аспектов её раскрытия, структурирования темы на главы и параграфы. Для быстрого вхождения в тему желательно ознакомиться с несколькими основными публикациями, рекомендованными научным руководителем.

1.2.2 Поиск документов

и организация рабочей картотеки

 

Выявление документов ведётся по двум направлениям [4]:

а) отслеживаются публикации из документного потока – осуществляется просмотр текущих источников библиографической информации и новых поступлений документов в библиотечные фонды;

б) проводится поиск в массивах документов по теме с помощью ретроспективных источников библиографической информации – каталогов, картотек, библиографических указателей, баз данных, прикнижных и пристатейных списков литературы. Полезен непосредственный просмотр комплектов профильных периодических и продолжающихся изданий за последние годы (прил. 2).

На все документы, выявленные по теме, составляются библиографические описания (прил. 3) в строгом соответствии со стандартами: ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [8, с. 71–141]; ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления [8, с. 326–337]; ГОСТ 7.82–2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [8, с. 349–380]; ГОСТ Р 7.0.12–2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила [3, с. 20–42; 5, с. 50–64].

Библиографические записи хранятся в алфавите авторов и заглавий либо на карточках в виде рабочей картотеки, либо в базе данных студента. Формальный и качественный отбор библиографических записей позволяет устранить дублирование и избавиться от малозначимых публикаций. Материалы из сформированной рабочей картотеки целесообразно представить научному руководителю для проверки. Сделать это можно непосредственно на консультации или по электронной почте. После окончательного отбора библиографических записей осуществляется их сплошная нумерация в алфавите авторов и заглавий.

Реферировать документы, представленные в картотеке, следует не в порядке нумерации, а исходя из их содержания. Для этого библиографические записи лучше временно сгруппировать в соответствии с содержанием предполагаемых параграфов курсовой работы.

 

1.2.3 Изучение документов,

их аналитико-синтетическая переработка

 

Реферирование начинается с документов, многоаспектно отражающих содержание темы. Сначала исследуются документы общего, а затем – частного характера.

Реферированию каждого документа предшествует его внимательное чтение-изучение. Текст делится на отдельные фрагменты. Проводится их сравнительный анализ, делаются обобщения. Вместе с тем, не следует ограничиваться извлечением из текстов отдельных предложений, используя их в курсовой работе как цитаты. Нужно широко применять перефразирование и интерпретацию, самостоятельно излагая общее и отличительное в суждениях авторов [1].

Все отобранные документы реферируют на отдельных листах (картах) бумаги (применение тетради – неэффективно), либо в отдельных файлах. Для лучшей обозримости используют только их лицевую сторону. На карте фиксируются: ключевые слова, отражающие содержание реферируемого документа; номер документа, который присвоен ему в рабочей картотеке, с указанием страницы, например: 30, с. 45; факт, цитата, взятые из реферируемого документа; изложение сути концепций, предлагаемых исследователями; оценочные суждения авторов публикаций. Карты (или файлы) с реферативной информацией по близкой тематике с учётом структуры курсовой работы следует группировать в отдельные папки в соответствии с параграфами будущего реферативного обзора.

Накопленный реферативный материал излагается в логической последовательности в строгом соответствии со структурой курсовой работы. Весьма плодотворным является использование приёма внутренней полемики с воображаемым оппонентом. Необходимо стремиться к точному, ясному, лаконичному изложению материала, опираясь на традиции научной речи. Изложение ведётся не от первого лица – «я считаю». Лучше использовать словосочетания «по нашему мнению», «на наш взгляд», либо – безличные обороты, например: «показательным является…», «опыт библиотек показывает…», «изученные материалы позволяют констатировать…» и т. д. Читая научные тексты, нужно обращать внимание не только на их содержание, но и на стилистику. Это позволит постепенно овладеть навыками письменной научной речи.

В результате свёртывания и обобщения информации в основной части курсовой работы студент представляет в «Заключении» собственные оценки и аргументированные выводы, рекомендации по рассмотренным в обзоре аспектам темы.

Следует избегать компилятивности (как известно, компиляция – это несамостоятельная работа, составленная путём заимствования и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций). Не допускается плагиат – скачивание фрагментов чужих курсовых работ и рефератов из Интернета.

 

1.2.4 Редактирование

 

В процессе редактирования «Введения» обращается внимание на то, чтобы были представлены все необходимые сведения, характеризующие реферативный обзор. «Содержание» должно детализировать структуру курсовой работы. В основной части курсовой работы важно проверить правильность систематизации фактографических сведений, употребления цитат, ссылок. Следует избегать логических ошибок. Так, неверно использовать в одном ряду слова «писатели и поэты». Правильнее – «прозаики и поэты». Редактируя «Заключение», нужно добиваться чёткости в формулировках самостоятельных выводов.

Литературное редактирование курсовой работы включает:

а) сокращение избыточной информации посредством её уплотнения (сжатия, свертывания). Так, явно избыточно употребление понятий «библиотекари-практики» или «библиографы-практики». Их принадлежность к практической деятельности очевидна без уточнений. Будь они теоретиками, их бы назвали библиотековедами или библиографоведами;

б) литературно-стилистическую обработку текста, в частности, замену часто повторяющихся слов синонимами;

в) проверку логической последовательности изложения отдельных частей (глав, параграфов, подпараграфов);

г) устранение неточностей в тексте.

 

1.3 Структура работы

 

Реферативный обзор содержит в строго заданной последовательности следующие структурные элементы:

а) титульный лист (прил. 4);

б) «Содержание» (прил. 5);

в) «Список принятых сокращений» (прил. 6);

г) «Введение»;

д) основная часть текста (главы и параграфы);

е) «Заключение»;

ж) «Список использованных источников»;

з) приложения (факультативный элемент).

Титульный лист включает необходимые реквизиты.

«Содержание» отражает все структурные элементы курсовой работы с указанием нумерации страниц.

«Список принятых сокращений» представляет собой алфавитный перечень всех аббревиатур и иных сокращений, встречающихся в тексте. Применяя сокращения, следует руководствоваться принципом разумной достаточности. Слишком большое количество сокращений делает чтение текста некомфортным. Некоторые сокращения нежелательны. Уважая память об участниках Великой Отечественной войны, не нужно использовать сокращение ВОВ. Избыточно сокращение ЭБД, ведь и без первой буквы ясно, что БД (базы данных) являются электронными.

«Введение» пишут тогда, когда готов черновик всего реферативного обзора. Оно включает следующие обязательные сведения, выделенные полужирным шрифтом: актуальность и разработанность темы; объект и предмет исследования; цель и задачи курсовой работы; методы исследования; структура курсовой работы. Во «Введении» показывают значение и дискуссионность темы, вклад в её разработку отдельных учёных, учреждений, наличие связей с другими темами. Обозначаются тематические границы темы и хронологические рамки изложения материала.

Основная часть курсовой работы подразделяется на главы (чаще всего две), которые состоят из параграфов (иногда и подпараграфов). Глава включает не менее двух параграфов. В конце параграфов и глав студент обязательно формулирует самостоятельные выводы.

«Заключение» представляет новое итоговое знание, не повторяющее материалы основной части, выводы в конце параграфов и глав.

«Список использованных источников» содержит не менее 30-ти библиографических записей документов, использованных при изучении темы. Неправомерно отражение в «Списке...» библиографических описаний документов, на которые нет ссылок в тексте курсовой работы.

Приложения (если в них есть необходимость) могут включать таблицы, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы.

 

1.4 Оформление

 

Объём основной части первой курсовой работы составляет от 30-ти до 40 страниц текста. На «Введение» отводится две-три страницы, на «Заключение» – одна-две страницы. Обоснование актуальности темы во «Введении» должно составлять как минимум 0,5 страницы.

Ссылки на использованные документы приводят при цитировании и перефразировании авторского текста. Цитаты заключают в кавычки. Если часть текста пропущена, – это отмечается многоточием <...>. В тех случаях, когда текст цитируется дословно, ссылки помещаются в конце цитаты в квадратных скобках. При этом указывают номер записи в «Списке использованных источников» и номер страницы, например: [25, с. 18]. Излагая своими словами точку зрения автора статьи, достаточно сослаться только на номер библиографической записи в «Списке...»: [30]. Делая ссылку на несколько публикаций, номера библиографических записей приводят в порядке возрастания в квадратных скобках через точку с запятой, например: [15; 18; 27]. В тех случаях, когда цитируемый автором первоисточник студенту недоступен, ссылка оформляется так: [Цит. по: 19, с. 42].

Каждая структурная часть работы (за исключением параграфов и подпараграфов) набирается на компьютере с новой страницы. Заголовки оформляются прописными буквами по центру, без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. В названиях параграфов используется первая прописная и остальные строчные буквы. Названия глав и параграфов отделяются друг от друга одним полуторным интервалом. Название параграфа и его текст разделяют двумя полуторными интервалами.

В «Списке использованных источников» библиографические описания документов группируются в трёх разделах: 1. официальные документы; 2. литература; 3. неопубликованные документы (названия разделов обозначать необязательно).

В первом разделе «Официальные документы» библиографические описания располагаются по степени их нормативной значимости. Например, при наличии нормативно-правовых и нормативно-методических материалов сначала указываются сведения о документах высших органов власти и управления (Конституция, кодексы, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, ведомственные документы). Далее приводятся данные о нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации (в той же последовательности и в порядке хронологии их утверждения), затем – органов местного самоуправления.

Библиографические описания нормативно-методических документов объединяют в однородные группы и располагают в следующей последовательности: ГОСТы, ОСТы, СТП, правила, положения, инструкции. В пределах каждого из этих видов изданий используется принцип группировки библиографических записей, учитывающий их обозначения в заголовках документов. В стандартах принимается во внимание порядок возрастающей нумерации, например: ГОСТ 7.0–99; ГОСТ 7.1–2003; ГОСТ 7.76–96; ГОСТ 7.80–2000.

Во втором разделе «Литература» группируются библиографические описания научных, производственных, учебных, справочных и других документов, сведения о статьях из периодических и продолжающихся изданий на бумажных и электронных носителях. В этом разделе все библиографические описания даются в едином алфавитном ряду без выделения печатных и электронных источников в самостоятельные группы.

В третьем разделе «Неопубликованные документы» указываются в алфавите заглавий сведения о неопубликованных источниках, в случае их использования (планово-отчётная документация библиотек, архивные документы).

На все приложения в курсовой работе даются ссылки. Приложения помещают в последовательности ссылок на них в тексте. Нумерация страниц во всей курсовой работе, включая приложения, – сплошная.

Рекомендации общего характера по оформлению курсовых работ представлены в конце пособия (прил. 17).

 

1.5 Защита

 

К защите не допускаются те курсовые работы, которые по содержанию и/или форме не соответствуют требованиям. Они возвращаются студенту для устранения недочётов.

Перечислим недостатки, чаще всего встречающиеся в структурных элементах первой курсовой работы:

1. неправильно и/или небрежно оформлены титульный лист, «Содержание», «Список принятых сокращений» и другие элементы;

2. во «Введении» нет полноты представления необходимых сведений;

3. неточно сформулированы те или иные пункты «Введения»;

4. отдельные методы, заявленные во «Введении», не были применены;

5. содержание некоторых параграфов не раскрывает тему;

6. материалы не всех документов из «Списка использованных источников» проанализированы в основной части;

7. не освоено реферирование документов, оно подменяется простым соединением фрагментов текста из работ разных авторов (компиляция);

8. в основной части отсутствуют ссылки на использованные источники или их мало;

9. не соблюдается объём основной части (занижен или превышен);

10. выводы в «Заключении» несамостоятельны, не содержат нового знания;

11. количество документов, выявленное для «Списка использованных источников», не соответствует требованиям;

12. в «Списке использованных источников» имеются библиографические описания не по теме, нет сведений о публикациях за последние годы;

13. библиографические описания в «Списке использованных источников» полностью или частично не соответствуют стандартам;

14. текст не отредактирован, содержит орфографические и иные ошибки.

В отзыве научного руководителя на курсовую работу отмечается, насколько студенту удалось самостоятельно решить поставленные задачи и раскрыть содержание темы. Курсовая работа оценивается по ряду аспектов: полнота выявления и использования документов; овладение исследовательскими методами; обоснованность выводов; соответствие оформления работы требованиям. В рецензии подчёркиваются не только положительные стороны работы, но и возможные недостатки. Готовясь к защите, студент знакомится с содержанием рецензии. В комиссию по защите входят два преподавателя по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Студент в течение двух-трех минут сообщает членам комиссии и присутствующим сокурсникам об особенностях, содержании и структуре курсовой работы, полученных выводах. Он отвечает на замечания в рецензии и на вопросы членов комиссии. На защите проявляется степень осмысления студентом темы, умение обоснованно отстаивать собственные выводы. Характеризуя на защите те или иные решения, принятые в работе, не следует ссылаться на мнение научного руководителя, поскольку всю ответственность за качество курсовой работы несёт студент.

После окончания защиты члены комиссии обсуждают достоинства и недостатки курсовых работ. При их оценке учитываются: содержание, оформление работ, отзывы научных руководителей. Кроме того, немаловажное значение имеет умение студента активно и аргументированно защищать основные положения своей работы.

После защиты курсовые работы с отзывами научных руководителей передаются на кафедру.


2 ВТОРАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА

2.1 Особенности работы

 

Она представляет собой научно-вспомогательный или профессионально-производственный библиографический указатель. Основная цель курсовой работы – овладеть знаниями и умениями в области общей и частной методики библиографирования [6; 9]. На втором курсе студент должен научиться самостоятельно принимать методические решения при составлении библиографического пособия по библиотековедческой или библиографоведческой тематике. В этом ему помогает освоение учебных дисциплин «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Справочно-поисковый аппарат библиотек», «Библиографическая деятельность библиотеки».

 

2.2 Этапы подготовки

2.2.1 Подготовительный этап

 

Он включает выбор и изучение темы, разработку плана-проспекта, выявление документов.

Выбор темы библиографического указателя обычно связан с последующей курсовой и дипломной работами. На кафедре документоведения, библиотековедения и библиографии представлена ежегодно обновляемая примерная тематика библиографических указателей (прил. 7).

Выбранная тема требует изучения, продолжительность которого зависит от сложности темы и степени её документной обеспеченности. Студент знакомится с основными трудами ведущих библиотековедов и библиографоведов, вникает в материалы научных дискуссий. На данном этапе важно чаще консультироваться с научным руководителем. Следует определить библиографическую обеспеченность темы, обратившись к указателям библиографических пособий, например, к ежегоднику «Библиография российской библиографии».

После изучения темы разрабатывается план-проспект библиографического пособия, в котором формулируются его целевое, читательское назначение, принципы отбора документов, состав библиографической записи, структура библиографического указателя, способ группировки библиографических записей, дополнительные элементы, вспомогательные указатели, источники выявления документов (прил. 8). Формулировки пунктов структуры плана-проспекта согласовываются с научным руководителем.

Выявляя публикации, студент использует разнообразные основные, дополнительные источники – первичные и вторичные документы (прил. 2). В его двух библиографических картотеках или базах данных фиксируются: а) все просмотренные периодические издания, источники библиографической информации; б) библиографические записи выявленных по теме документов.

 

2.2.2 Аналитический этап

 

Проводится общий библиографический анализ документов. Для этого студент внимательно изучает их содержание и форму, чтобы определить пригодность документов для отражения в библиографическом пособии. Осуществляется составление и/или уточнение библиографического описания (прил. 3) в строгом соответствии с действующими стандартами [8].

При составлении справочных аннотаций (прил. 9) важна самостоятельность (исключается заимствование чужих аннотаций). Возможна подготовка разнообразных аннотаций – общих и аналитических, монографических и групповых. Аннотации не должны быть слишком краткими, включающими одно предложение. В них не следует повторять сведения из библиографического описания. Нужно избегать лишних вводных слов, желательно использовать лаконичные фразы. Требования к аннотациям содержатся в учебных и справочных изданиях [1; 6; 9]. Необходимо регулярно консультироваться с научным руководителем относительно их содержания, объёма и стиля изложения.

 

2.2.3 Синтетический этап

 

В соответствии с намеченными в плане-проспекте критериями осуществляется отбор документов – ограничительный (формальный и содержательный) и качественный.

Могут быть использованы следующие формальные ограничения:

а) пространственные (например, отражаются сведения о документах, имеющихся в фонде одной или нескольких библиотек);

б) формально-издательские (представлены сведения о тех или иных типах и видах документов);

в) хронологические (библиографируются документы за обозначенный учётный период);

г) территориальные (отбираются библиографические описания документов, вышедших на определённой территории);

д) языковые (учитывается язык, на котором опубликован документ).

Содержательные ограничения позволяют отбирать в библиографическое пособие только те библиографические записи, которые соответствуют его теме.

Качественные ограничения дают возможность отсеивать библиографические записи документов, не соответствующих целевому и потребительскому назначению библиографического указателя.

После завершения отбора библиографических записей осуществляется их группировка. Библиографические записи располагаются по разделам и подразделам библиографического пособия. Определяется последовательность разделов, подразделов и порядок расположения библиографических записей внутри последнего деления. Студент практически осваивает формальный, содержательный, рекомендательный способы группировки библиографических записей, уделяя особое внимание тематической и алфавитной группировке. Некоторые документы, широкие по содержанию, могут быть отнесены к разным разделам. В этом случае, для обеспечения полноты поиска библиографические записи размещают только в одном разделе, а в конце других делений – ссылки, например: См. также № 42, 59, 70.

 

2.2.4 Заключительный этап

 

Он включает подготовку справочного аппарата, редактирование и оформление библиографического пособия.

Основой предисловия является план-проспект (прил. 8), сведения из которого даются в связном изложении.

Студент овладевает методикой многоаспектного раскрытия документов, благодаря составлению различных вспомогательных указателей: именного, авторского, заглавий, персоналий, предметно-тематического, географического и др. (прил. 10). Количество и состав вспомогательных указателей определяется совместно с научным руководителем.

Для составления вспомогательных указателей в ручном режиме на каждой карточке рабочей картотеки подчёркиваются фамилии и инициалы авторов, заглавия, проставляются предметные рубрики и т. п. Когда группировка библиографических записей закончена и осуществлён их компьютерный набор, рабочую картотеку можно использовать для подготовки вспомогательных указателей. На отдельные листки выписываются сведения, подчёркнутые в картотеке, рядом с ними указываются порядковые номера библиографических записей. Затем листки группируют в порядке алфавита для каждого из вспомогательных указателей. Вспомогательные указатели составляются и с помощью компьютера [7, с. 59–81].

При необходимости допустимо формировать вводные тексты к разделам библиографического пособия, с общей характеристикой представленных в них документов.

Завершая курсовую работу, студент осваивает специфику научно-библиографического, литературного и технико-библиографического редактирования библиографической продукции. Оценивается соответствие отобранных для библиографического указателя документов его целевому и потребительскому назначению, определяется полнота раскрытия темы, логичность группировки библиографических записей, взаимосвязь и последовательность разделов. Проверяется содержание аннотаций. Выясняется, достаточен ли перечень вспомогательных указателей. Весь текст библиографического пособия тщательно вычитывается, исправляются стилистические неточности, заменяются часто встречающиеся слова, устраняются ошибки в наборе. Проверяется соответствие библиографических описаний действующим стандартам, правильность нумерации и оформления вспомогательных указателей.

На заключительном этапе осуществляется оформление титульного листа, форматирование, работа со шрифтами. В определённых пределах в зависимости от темы возможно использование элементов художественного оформления библиографического пособия [7, с. 89–103].

 

2.3 Структура работы

 

Курсовая работа в качестве тематического ретроспективного научно-вспомогательного библиографического указателя включает ряд структурных элементов:

а) титульный лист (прил. 11);

б) «Содержание» (прил. 12);

в) «Список принятых сокращений» (прил. 6);

г) «Предисловие»;

д) основная часть текста (разделы и подразделы);

е) вспомогательные указатели.

Титульный лист содержит необходимые реквизиты.

«Содержание» отражает структурные элементы курсовой работы с указанием страниц.

«Список принятых сокращений» включает алфавитный перечень сокращений в тексте.

«Предисловие» подготавливается тогда, когда составлен черновик разделов библиографического указателя. Оно включает обязательные сведения: актуальность темы, вид библиографического указателя, целевое и читательское назначение, источники выявления документов, критерии отбора документов, способ библиографической характеристики группировка библиографических записей, структура библиографического пособия, вспомогательные указатели.

Основная часть библиографического указателя включает несколько разделов (как правило, от трёх до пяти), которые могут делиться на подразделы.

Обычно составляются следующие вспомогательные указатели: указатель авторов, указатель заглавий, указатель названий библиотек, географический. Рекомендуется подготовить не менее трех вспомогательных указателей.

 

2.4 Оформление

 

Разделы аннотированного библиографического указателя должны включать от 80 до 100 библиографических записей, их них не менее 70-ти библиографических описаний должны сопровождаться справочными аннотациями. В «Предисловии», составляющем не менее трёх страниц, указывается, что библиографическое пособие является полностью или частично аннотированным.

Библиографические описания набирают полужирным шрифтом (курсив не применяют) с использованием абзацев. Текст аннотации оформляется обычным шрифтом или курсивом (прил. 9).

 

2.5 Защита

 

К защите не допускаются курсовые работы по содержанию и/или форме не соответствующие требованиям. Такие библиографические указатели возвращаются для доработки.

Типичные недостатки второй курсовой работы:

1. в «Предисловии» указаны не все сведения из плана-проспекта;

2. формулировки разделов, подразделов работы не отличаются логичностью;

3. содержание разделов библиографического указателя противоречит отдельным пунктам «Предисловия»;

4. не обеспечена полнота выявления документов по теме;

5. есть ошибки в библиографических описаниях;

6. оставляет желать лучшего содержание и/или стиль аннотаций;

7. количество библиографических описаний и аннотаций к ним не соответствует обозначенным требования;

8. некачественно проведён отбор документов;

9. встречаются ошибки в группировке библиографических записей;

10. имеются неточности во вспомогательных указателях;

11. библиографическое пособие плохо отредактировано;

12. работа оформлена не без изъянов.

В отзыве научного руководителя на курсовую работу рассматривается степень овладения студентом методикой библиографирования. Оценивается содержание, структура и оформление библиографического указателя. На защите студент в течение двух-трех минут должен убедительно обосновать использованную им методику библиографирования, не ограничиваясь простым перечнем пунктов «Предисловия». Он отвечает на замечания в рецензии и на вопросы членов комиссии. Оценка курсовой работы отражает качество библиографического указателя и умение аргументированно защищать методику его составления.


3 ТРЕТЬЯ КУРСОВАЯ РАБОТА

3.1 Особенности работы

 

Аналитический обзор подготавливается студентами очного и заочного отделений на третьем курсе. Цель работы – глубокая и всесторонняя аналитико-синтетическая переработка документов по теме библиотековедческого или библиографоведческого исследования. В аналитическом обзоре, в отличие от реферативного, содержится аргументированная оценка информации, обобщения и самостоятельные выводы, рекомендации по различным аспектам деятельности библиотечно-библиографических учреждений. Нередко аналитические обзоры рассматриваются как часть научно-исследовательской работы [2]. Если студент изучает определённую тему, начиная с первого курса, то критическому анализу концепций, представленных в публикациях, способствуют материалы первой и второй курсовых работ.

 

3.2 Этапы подготовки

3.2.1 Разработка предмета и рабочего плана

 

Необходимо чётко сформулировать тему работы (прил. 13), определить содержательные, хронологические, географические рамки темы, виды документов, которые будут использованы в процессе подготовки обзора.

Студент и его научный руководитель обсуждают варианты структурирования материала в плане-проспекте. На данном этапе за основу рабочего плана можно взять содержание наиболее важного первичного документа. Главное, чтобы в этом документе тема курсовой работы рассматривалась достаточно глубоко и всесторонне. Допустимо, если первоначальный план-проспект будет несколько шире содержания курсовой работы. Студент консультируется с преподавателем в ходе сбора материала и вносит изменения в количество параграфов, подпараграфов, их содержание, формулировки.

 

3.2.2 Аналитико-синтетическая

переработка документов

 

Документное обеспечение темы осуществляется в текущем и ретроспективном режимах:

а) выявление публикаций из документного потока;

б) целенаправленный ретроспективный поиск документов и привлечение материалов из предыдущей курсовой работы – библиографического указателя.

На все документы по теме составляются библиографические описания (прил. 3) в соответствии с современными стандартами [8]. При необходимости некоторые библиографические описания сопровождаются справочными аннотациями, раскрывающими заглавие, содержание документа.

Библиографические записи на карточках организуются в виде рабочей картотеки или базы данных, построенной в алфавите авторов и заглавий.

Отбор библиографических записей из рабочей картотеки позволяет устранить дублирование и избавиться от малозначимых публикаций. После того как отбор библиографических записей закончен, осуществляется их сплошная нумерация.

Конспектировать документы из картотеки следует не в порядке нумерации, а исходя из их содержания. Для этого библиографические записи, отобранные для конспектирования, временно систематизируют в соответствии с рабочим планом обзора. Удобнее начинать конспектирование с документов, отражающих все или многие аспекты содержания темы. Поэтому библиографические записи, составленные на подобные документы, желательно выделить в начале картотеки. Сначала исследуются документы, относящиеся к общим рубрикам, а затем – к частным. Каждая рубрика рабочего плана предполагает конспектирование определённого количества документов, сведения о которых объединены за соответствующими разделителями в картотеке.

Прежде чем изучать и конспектировать документ, необходимо ознакомиться с его вспомогательным аппаратом (выходные сведения, оглавление, предисловие, вступительная статья, послесловие, библиографические списки, вспомогательные указатели и т. п.). Все отобранные документы лучше конспектировать на отдельных листах бумаги (картах), используя для лучшей обозримости только их лицевую сторону. Предпочтительный формат карт – А 4. Допустимо создавать конспекты в виде отдельного файла (на каждый конспект).

Конспект-карту, расположенную вертикально или горизонтально, рациональнее всего разделить по вертикали на три поля: левое, среднее и правое (прил. 14).

Левое поле (самое маленькое по размеру) используется для записи:

а) рубрик рабочего плана обзора;

б) рубрик, взятых из конспектируемого документа (из оглавления книги; заголовков, выделенных в тексте статьи особым шрифтом);

в) ключевых слов, отражающих содержание фрагмента текста конспектируемого документа;

г) номера документа, присвоенного ему в рабочей картотеке, с указанием соответствующей страницы, например: [45, с. 21]. Фактический материал этой страницы будет размещён в среднем поле карты.

Среднее поле (самое большое) применяется для записи:

а) фактов, цитат, взятых из конспектируемых документов;

б) концепций, предлагаемых исследователями;

в) оценок, данных авторами публикаций явлениям, событиям, взглядам других учёных.

В правом поле (небольшом по размеру) ведётся обобщающее конспектирование. Сюда вносят:

а) собственные оценки, комментарии автора курсовой работы;

б) обобщения, выводы, рекомендации, сделанные студентом;

в) дополнения, ссылки на другие документы, где рассматривается какой-либо частный вопрос;

г) проблемы, требующие по мнению студента, дополнительного изучения.

Дифференцированное расположение материала на картах по трём полям удобно для последующих действий:

– легче ориентироваться в конспектах, так как их можно просматривать с разных позиций (общие положения, факты, оценка фактов, обобщения, собственные мысли составителя обзора);

– анализ материалов, зафиксированных в левых полях карт, позволяет не только уточнить намеченный план обзора, но и обнаружить новые аспекты в развитии содержания курсовой работы;

– изучение материалов среднего поля даёт возможность отобрать и систематизировать основные фактографические данные, а также оценки, мнения, точки зрения о предмете обозрения, встречающиеся в документах (это – основа для получения в дальнейшем фактографических обобщений и выводов);

– сведения в правом поле содействуют получению необходимых выводов.

Конспектирование каждого документа начинается с его предварительного внимательного чтения-изучения. Необходимо отражать дискуссионные вопросы, сравнивать позиции разных учёных, научных школ, попутно, не откладывая на перспективу, высказывать своё к ним отношение. Конспектирование сопровождается аргументированной оценкой совпадений и различий в суждениях исследователей.

Конспекты-карты по близкой тематике (с учётом рубрик рабочего плана обзора) следует группировать в отдельные папки по параграфам, а иногда и подпараграфам, будущего обзора.

После того, как все составленные конспекты-карты разложены по папкам (параграфам, подпараграфам), начинается распределение карт внутри каждой папки в соответствии с рубриками рабочего плана. Студент приступает к окончательной логической переработке материала, литературно оформляет курсовую работу. Возможно, осуществление данного процесса потребует некоторого пересмотра первоначального рабочего плана.

 

3.2.3 Редактирование

 

В процессе редактирования обращается внимание на то, чтобы во «Введении» были представлены все необходимые сведения, характеризующие особенности составленного аналитического обзора. «Содержание» должно чётко детализировать структуру курсовой работы, свидетельствуя об её целостности.

В основной части курсовой работы важно проверить правильно ли использованы, систематизированы фактографические сведения, насколько рационально проведён их анализ. В ряде случаев, при наличии большого количества цифровых данных в тексте, лучше использовать таблицы, диаграммы.

Редактируя «Заключение», нужно особое внимание уделить выводам. Основные задачи выводов состоят в следующем:

– дать на основе проведённого анализа и обобщения по теме характеристику её состояния;

– определить тенденции развития темы.

Литературное редактирование курсовой работы включает:

– литературно-стилистическую обработку текста, в частности, замену часто повторяющихся слов синонимами;

– проверку логической последовательности изложения отдельных частей (глав, параграфов);

– устранение неточностей в тексте, в иллюстрациях.

В курсовой работе не следует допускать компилятивности. Чрезмерное описательство существенно снижает качество курсовой работы, поскольку в ней отсутствуют, оценки, подытоживание, выводы.

Избыточная информация устраняется посредством её сокращения. Например, для подтверждения определённого тезиса не нужно приводить близкие по содержанию цитаты из публикаций разных авторов. Достаточно привести одну, самую характерную, а на другие документы дать ссылки. Например: «Эта мысль подтверждается в статьях [7; 12; 31]». Можно передать смысл той или иной концепции обобщённо, излагая содержание нескольких документов (ссылки при этом обязательны). Злоупотребление цитатами, вместо глубокой смысловой переработки, изложения чужих текстов своими словами, может привести к возникновению «эффекта лоскутного одеяла». В подобных случаях бывает, что цитаты, взятые из публикаций различных авторов, содержательно или стилистически совершенно не сочетаются друг с другом.

 

3.3 Структура

 

Аналитический обзор содержит следующие структурные элементы:

а) титульный лист (прил. 15);

б) «Содержание» (прил. 16);

в) «Список принятых сокращений» (прил. 6);

г) «Введение»;

д) основная часть текста (главы и параграфы);

е) «Заключение»;

ж) «Список использованных источников»;

з) приложения (факультативный элемент).

На титульном листе зафиксированы необходимые реквизиты.

«Содержание» отражает все структурные элементы курсовой работы с указанием нумерации страниц.

«Список принятых сокращений» представляет собой алфавитный перечень всех аббревиатур и иных сокращений, встречающихся в тексте.

«Введение» включает следующие обязательные сведения: актуальность и разработанность темы; объект и предмет исследования; цель и задачи курсовой работы; методы исследования; структура курсовой работы.

Во «Введении» нужно показать значение и дискуссионность темы, вклад в её разработку отдельных учёных, учреждений, наличие связей с другими темами. Формулируются ограничения в изложении материала.

Основная (аналитическая) часть курсовой работы подразделяется, как правило, на две или три главы, состоящие из параграфов (подпараграфов). В этой части от студента требуется критически отразить существующие мнения, дискуссии по теме исследования, попутно высказывая собственные взгляды. В конце параграфов и глав даются самостоятельные выводы.

«Заключение» не повторяет материалы основной части. Оно содержит новое выводное знание. Хотя основу для написания вывода-синтеза составляют концовки глав и параграфов, эти частные выводы не должны дублироваться в «Заключении».

«Список использованных источников» содержит не менее 50-ти библиографических записей документов, использованных при изучении темы. Нельзя включать в «Список...» библиографические описания документов, не имеющих ссылок в тексте курсовой работы.

Приложения включают таблицы, рисунки, фотографии и другие материалы.

 

3.4. Оформление

 

Объём основной части третьей курсовой работы составляет от 50-ти до 60-ти страниц. На «Введение» отводится не менее четырёх страниц, на «Заключение» – не менее двух страниц. Обоснование актуальности темы во «Введении» должно составлять как минимум одну страницу.

Ссылки на использованные документы при цитировании обязательны. При этом указывают номер записи в «Списке использованных источников» и номер страницы, например: [60, с. 99]. Излагая своими словами точку зрения автора статьи, достаточно сослаться только на номер библиографической записи в «Списке...»: [45]. Делая ссылки на несколько публикаций, номера библиографических записей приводят в порядке возрастания в квадратных скобках через точку с запятой, например: [15; 18; 25].

Правила оформления структурных частей «Списка использованных источников» и приложений в аналитическом обзоре аналогичны применяемым в первой курсовой работе.

Рекомендации общего характера по оформлению курсовых работ представлены в конце данного пособия (прил. 17).

 

 

3.5 Защита

 

К защите не допускаются курсовые работы по содержанию и/или форме не соответствующие требованиям.

К типичным недостаткам третьей курсовой работы можно отнести следующие:

1. неточно сформулированы те или иные пункты «Введения»;

2. отдельные методы, заявленные во «Введении», не были применены;

3. содержание темы раскрыто не во всех заявленных во «Введении» аспектах;

4. материалы не всех документов из «Списка использованных источников» проанализированы в основной части;

5. не освоено обзорное конспектирование документов, в тексте преобладает описательность в ущерб аналитическому подходу;

6. в основной части мало ссылок на использованные источники;

7. не соблюдается объём основной части (занижен или превышен);

8. выводы в «Заключении» не содержат выводного знания;

9. в «Списке использованных источников» имеются библиографические описания не по теме, не отражены публикации за последние годы;

10. не все библиографические описания в «Списке использованных источников» соответствуют стандартам;

11. текст не отредактирован, содержит орфографические и иные ошибки.

В отзыве научного руководителя на курсовую работу отмечается уровень решения поставленных задач и степень раскрытия темы. Курсовая работа оценивается по ряду аспектов: полнота выявления и глубина аналитико-синтетической переработки документов; обоснованность выводов; соответствие оформления работы требованиям. В рецензии анализируются достоинства и недочёты в работе. Студент в течение трех минут сообщает членам комиссии и присутствующим сокурсникам о содержании, структуре курсовой работы, полученных выводах, перспективах дальнейших исследований по теме. Он отвечает на замечания в рецензии и на вопросы членов комиссии. На защите нужно показать хорошее знание темы, аргументированно отстаивать основные положения работы и полученные в процессе исследования результаты.

Выставляя оценки, после окончания защиты, члены комиссии обсуждают содержание, оформление работ, учитывают мнения научных руководителей, содержащиеся в отзывах, и ход защиты.

 


4 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аналитико-синтетическая переработка информации: учебник / Н. И. Гендина [и др.]; науч. ред. А. В. Соколов. – Санкт-Петербург: Профессия, 2013. – 319 с. – (Серия «Бакалавр библиотечно-информационной деятельности»).

2. Вафина, Е. М. Творчество как важнейшая составляющая профессиональной библиотечной деятельности (по материалам профессиональной печати): [аналитический обзор] / Е. М. Вафина // Документные ресурсы общества: проблемы исследования и преподавания: сб. науч. ст. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры; редкол.: Шепелева С. В. (отв. ред.) [и др.]. – Пермь, 2011. – С. 20–33.

3. Калинин, С. Ю. Новый стандарт на сокращение слов и словосочетаний в библиографической записи / С. Ю. Калинин // Библиография. – 2012. – № 2. – С. 20–42.

4. Калугина, И. Н. Информационно-библиографические ресурсы в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения, информатики: конспект лекции / И. Н. Калугина; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук; отв. за вып. Е. Б. Артемьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2013. – 108 с.

5. Кислицина, Е. Н. Выпускная квалификационная работа (дипломное исследование): подготовка, написание, руководство, защита: метод. пособие для студентов направления подготовки 071201.65 «Библиотечно-информационная деятельность» / Е. Н. Кислицина; Перм. гос. акад. искусства и культуры; под ред.: Е. М. Вафиной, К. П. Чуприна; библиогр. список Е. М. Вафиной. – Пермь, 2014. – 67 с.

6. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, технология, управление: учебник / Д. Я. Коготков. – Санкт-Петербург: Профессия, 2004. – 304 с. – (Библиотека).

7. Панкова, Е. В. Электронное библиографическое пособие: практ. руководство для библ. работников / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. – Москва: ФОРУМ, 2008. – 128 с.

8. Сборник основных российских стандартов по библиотечно-информационной деятельности / сост. Т. В. Захарчук. – Санкт-Петербург: Профессия, 2010. – 528 с.

9. Справочник библиографа / ред.: Г. Ф. Гордукалова, Г. В. Михеева. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Профессия, 2014. – 767 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерная тематика для первой курсовой работы

 

1. Социальная коммуникация в библиотеках.

2. Библиотеки и цензура.

3. Библиотечно-библиографические периодические издания в России.

4. Документоведение: виды и направления развития.

5. Теоретические аспекты формирования библиотечного фонда в современных условиях.

6. Учёт фондов библиотеки: организация, состояние, тенденции.

7. Сохранность и безопасность библиотечных фондов.

8. Муниципальные (детские, школьные, вузовские) библиотеки: современное состояние и перспективы (тип библиотеки на выбор).

9. Взаимодействие муниципальных библиотек с учреждениями и организациями социально-культурной и образовательной сферы.

10. Сельская библиотека в социокультурном пространстве современного российского села.

11. Павленковские модельные библиотеки: современное состояние и перспективы.

12. Библиотечное обслуживание людей пожилого возраста в муниципальных библиотеках.

13. Детские и юношеские библиотеки: задачи и направления деятельности.

14. Детские библиотеки как центры семейного чтения.

15. Чтение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в детских библиотеках.

16. Деятельность детских библиотек в области краеведения.

17. Школьные библиотеки: специфика и направления деятельности.

18. Деятельность библиотек средних профессиональных учебных заведений.

19. Библиотеки вузов в системе информационного обеспечения преподавателей и студентов.

20. Каталогизация в библиотеках.

21. Справочно-поисковый аппарат библиотек: эволюция и современное состояние.

22. Система каталогов и картотек в библиотеках.

23. Роль библиотеки в формировании толерантного сознания населения.

24. Работа муниципальных библиотек по социализации подростков.

25. Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в муниципальных детских библиотеках.

26. Экологическая деятельность в детских библиотеках.

27. Формы и методы музейной деятельности в российских библиотеках: традиции и новации (тип библиотеки на выбор).

28. Современные тенденции в выставочной деятельности библиотек.

29. Историко-краеведческая деятельность публичных библиотек.

30. Краеведческие электронные ресурсы библиотек.

31. Игровые формы обслуживания в деятельности библиотек.

32 Использование методов библиотерапии и сказкотерапии в муниципальных и детских библиотеках.

33. История отечественной библиографии на страницах журналов «Библиография» и «Мир библиографии» (2001–2014 гг.).

34. Жизнь и деятельность Николая Александровича Рубакина.

35. Жизнь и деятельность Николая Васильевича Здобнова.

36. Профессия – библиограф.

37 Библиографическая деятельность библиотек в условиях информатизации общества.

38. Виртуальные справочные службы библиотек.

39. Подготовка и повышение квалификации библиографов.

40. Правовые информационные ресурсы библиотек и формирование правовой культуры у читателей (детей, молодёжи, взрослых на выбор).

41. Публичные центры правовой информации: современное состояние и тенденции развития.

42. Социально-культурное проектирование в деятельности муниципальных библиотек: особенности, этапы становления, виды.

43. Маркетинговые коммуникации в деятельности библиотек.

44. Источники и порядок финансирования деятельности библиотек.

45. Формирование молодёжных кадровых ресурсов в библиотеках.

46. Повышение квалификации сотрудников в вузовских библиотеках.

47. Корпоративная культура в библиотеках (тип библиотеки на выбор).

48. Формирование имиджа публичных библиотек.

49. Информационные технологии в муниципальных (детских, школьных, вузовских) библиотеках: современное состояние и использование (тип библиотеки на выбор).

50. Автоматизация муниципальных библиотек.

51. Использование Интернет-технологий в работе библиотек.

52. Сетевые технологии в современной библиотеке.

53. Национальная электронная библиотека: настоящее и будущее.

54. Формирование кадровой политики в библиотеке (тип и вид библиотеки на выбор).

55. Управление персоналом библиотеки: системный подход.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Источники поиска сведений о документах

для курсовых работ

Поиск сведений о книгах по электронным каталогам:

 

а) Библиотека Пермской государственной академии искусства и культуры;

б) Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького;

в) Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина;

г) Центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина (Дом Смышляева) г. Перми;

д) Российская государственная библиотека (см. на сайте).

е) Российская национальная библиотека (см. на сайте);

 

Поиск сведений о статьях из журналов в базе данных МАРС

МАРС (Межрегиональная аналитическая роспись статей) см. в подразделениях Пермской государственной краевой универсальной библиотеки им. А. М. Горького и в ЦГБ им. А. С. Пушкина (Дом Смышляева) г. Перми.

 

Поиск сведений о различных видах документов в текущих библиографических пособиях:

 

1. Библиотечное дело и библиография: библиогр. информ.: [текущий указ. лит.] / Рос. гос. б-ка, Информкультура, Всерос. гос. б-ка иностр. лит. им. М. И. Рудомино, Центр междунар. библиотековедения. – 1992–. – Москва, 1992–. – 6 раз в год (см. в читальном зале корп. № 2 ПГАИК или на сайте Информкультуры);

2. Библиотечное дело и библиография [Электрон. ресурс]: [реф.-библиогр. база данных 1989–2013] / Рос. гос. б-ка, [Информкультура], Гос. публич. науч.-техн. б-ка России. – Электрон. дан. и прогр. – [Москва]. 2000–2013. – 1 электрон. опт. диск. – Обновляемый ресурс (2 раза в год; до 2007: 4 раза в год). – Загл. с контейнера.

3. «Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде». Раньше он назывался: «Указатель литературы по научно-технической информации и библиотековедению», ГПНТБ России, 12 номеров в год. Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/?Marr=4.

4. реферативный журнал «Информатика», ВИНИТИ, 12 номеров в год;

5. база данных «Статьи по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и информатике», ГПНТБ СО РАН. Она содержит сведения о статьях из периодических и продолжающихся изданий и тематических сборников трудов. Поисковые возможности: по основным элементам библиографического описания, предметным рубрикам, рубрикам ГРНТИ, индексам ББК. Доступ осуществляется в удалённом режиме свободно. Режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/cgi-bin/simple.exe/?ID=Guest&lang=rus&cpage=win&grp=HOME%3B&dbn=CATAR.

 

Поиск сведений о различных видах документов в ретроспективных библиографических пособиях:

 

1. Теория и практика библиографии: указ. лит, 1917–1958 / Всесоюз. кн. палата; Ю. И. Масанов; под ред. и с вступ. ст. Е. И. Шамурина. – Москва: Изд-во Всесоюз. кн. палаты, 1960. – 479 с.

2. Библиография. Библиографоведение: указ. лит., изд. в СССР на рус. яз. в 1959–1984 гг.: в 8 ч. / Рос. гос. б-ка, НИО нац. и науч.-вспом. библиогр.; [сост. Г. Л. Левин; науч. ред. В. А. Фокеев; библиогр. ред. Г. П. Манчха]. – Москва, 1993–1998. – 8 ч.

3. Библиография. Библиографоведение: указ. лит., изд. в СССР на рус. яз. в 1985–1991 гг. / Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. библиогр.; [сост. Г. Л. Левин]. – Москва: Пашков дом, 2007. – 576 с.

4. Библиография. Библиографоведение: указ лит., изд. в Рос. Федерации на рус. яз. в 1992–2000 гг. / Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. библиогр.; [сост.: Г. Л. Левин при участии Н. И. Трофимовой и Т. В. Аветисовой]. – Москва: Пашков дом, 2010.

Ч. 1. – 346, [1] c.

Ч. 2. – 314, [1] с.

5. Библиотека и краеведение: библиогр. указ. лит. за 2001–2003 гг. / Рос. нац. б-ка; сост. Л. С. Николаева. – Санкт-Петербург, 2005. – 407 с.

6. Библиотека и краеведение: библиогр. указ. лит. за 2004–2005 гг. Статьи. Рецензии / Рос. нац. б-ка; сост. Л. С. Николаева. – Санкт-Петербург, 2007. – 368 с.

7. Библиотека и краеведение: библиогр. указ. лит. за 2006–2007 гг. Статьи. Рецензии / Рос. нац. б-ка; сост. Л. С. Николаева. – Санкт-Петербург, 2009. – 409 с.

8. Библиотека и краеведение: указ. лит. за 2008–2009 гг. Статьи. Рецензии / Рос. нац. б-ка; сост. Л. С. Николаева. – Санкт-Петербург, 2012. – 488 с.

9. Библиотека и краеведение: указ. лит. за 2010–2012 гг. Статьи. Рецензии / Рос. нац. б-ка; сост. Л. С. Николаева при участии М. Б. Чиж. – Санкт-Петербург, 2014. – 456 с.

 

Поиск сведений о статьях по указателю содержания журналов:

 

«Библиография»: указ. содерж. журн., 1992–2008 гг. / Рос. кн. палата, Б-ка Рос. акад. наук, Рос. нац. б-ка; [сост.: О. А. Булдина [и др.]. – Москва: Бук Чембэр Интернэшнл, 2010. – 448 с. (см. в читальном зале корп. № 2 ПГАИК).

 

Поиск публикаций в отечественных журналах и сборниках:

 

1. «Библиография», научный журнал по библиографоведению и книговедению, 6 номеров в год;

2. «Библиополе», журнал о проблемах финансирования и комплектования библиотек на селе, опыт работы библиотекарей села, 4 номера в год;

3. «Библиосфера», научный журнал по проблемам библиотековедени

Date: 2016-02-19; view: 371; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию