Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
на психолого-медико-педагогическую комиссиюМетодические рекомендации для подготовки детей (диагностические критерии) В современных условиях одной из актуальных задач специального образования является обеспечение доступности образования детям с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями. Условия для получения образования лицами с ОПФР (обучение по образовательным программам специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования или получение коррекционно – педагогической помощи) определяются в центре коррекционно – развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР). Для организации эффективной коррекционно – педагогической помощи и определения условий получения образования особое значение имеет принцип комплексности и всесторонности изучения ребёнка с ОПФР. Опыт последних лет показал, что имеется ряд проблем в определении диагностических критериев, а также в упорядочивании и согласовании терминологии для квалификации нарушений развития у детей и в выборе содержания образовательных программ специального образования и коррекционно – педагогической помощи. В связи с этим Министерством образования Республики Беларусь были выпущены «Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого–медико – педагогической комиссии» (под общей редакцией Н. Н. Баль). В предлагаемых методических рекомендациях для специалистов ПМПК уточняются названия медицинских показаний (как заболеваний, данных в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра), путём соотнесения их с педагогическими классификациями. Даются варианты использования показаний для получения образования при определении возможностей: 1. Обучения детей с ОПФР по образовательным программам специального образования в учреждениях специального образования, или в учреждениях дошкольного образования и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования.
2. Оказания детям с ОПФР коррекционно – педагогической помощи в пунктах коррекционно – педагогической помощи. Рекомендации составлены с учётом 7 нозологических групп детей с ОПФР, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 261): - с нарушениями речи, - с нарушением слуха, - с нарушениями зрения, - с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата, - с трудностями в обучении, - с интеллектуальной недостаточностью, - с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Следует учитывать, что в современной теории и практике логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) рассматривается в двух значениях: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при различных сложных речевых расстройствах – алалии, детской афазии, дизартрии, ринолалии, и как самостоятельную форму расстройства речи. Среди причин второго варианта ОНР Т. Б. Филичева называет неправильные условия формирования речи в семье, недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребёнка, детских домов и др. Таким образом, можно говорить о следующих вариантах общего недоразвития речи: - неосложнённый вариант ОНР; - осложнённый вариант ОНР (ОНР у детей с дизартрией, ринолалией); - специфическая форма ОНР (алалия). Указанный подход закреплён в Методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по использованию МКБ – 10 в диагностической деятельности ЦКРОиР (2002), где кодифицируется «F 80.9 – расстройства развития речи и языка, неуточнённые: неосложнённый вариант ОНР, «ОНР невыясненного патогенеза». Помимо квалификации варианта ОНР логопедическая диагностика направлена на установление уровня речевого развития (по Р. Е. Левиной): - I уровень речевого развития (ур. р. р.) – отсутствие общеупотребительной речи; - II ур. р. р. – начатки общеупотребительной речи; - III ур. р. р. – развёрнутая речь с выраженными элементами фонетического и лексико – грамматического недоразвития. В Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 28 от 22 декабря 2011 г. «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» указывается, что вопрос о показаниях к обучению детей с III ур. р. р. при общем недоразвитии речи решается индивидуально. Во многих случаях дети с этим уровнем речевого развития нуждаются в обучении по программам специального образования (особенно, если это дети с алалией или дизартрией, осложнённой общим недоразвитием речи). Часть из детей с III ур. р. р., с более высокой границей речевого развития (по терминологии Р. Е. Левиной) –дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР), которое характеризуется остаточными проявлениями нарушений лексико – грамматической и фонетико – фонематических сторон речи – могут осваивать образовательные программы дошкольного и общего среднего образования при условии оказания им коррекционно – педагогической помощи (как правило, в условиях ПКПП). При квалификации уровня развития следует учитывать принцип развития: - I ур. р. р. - диагностируется с 3 лет; - II ур. р. р. – диагностируется с 4 лет; - III ур. р. р. – диагностируется с 5 лет; - НВ ОНР - диагностируется с 6 лет; Дети с ОНР (I, II, III ур. р. р.) относятся к категории детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) и обучаются в учреждениях специального образования, или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования. Дети с НВ ОНР получают коррекционно – педагогическую помощь в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. При этом динамика развития детей с одинаковым уровнем речевого развития будет разной при различных вариантах ОНР. Поэтому подробная квалификация характера проявления ОНР в заключении ПМПК даёт возможность планирования сроков коррекционного обучения. Таким образом, в заключении по итогам обследования детей с ОНР указывается как симптом – уровень речевого развития при ОНР, так и вариант ОНР (вид речевого нарушения), например: - дизартрия, ОНР (II ур. р. р.); - открытая ринолалия, осложнённая ОНР (III ур. р. р.); - НВ ОНР (неосложнённый вариант); - стёртая дизартрия, НВ ОНР. Помимо ОНР в психолого – педагогической классификации речевых нарушений выделяется фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), которое определяется как нарушение процесса формирования произносительной системы у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ФФНР может наблюдаться при артикуляторно – фонематической дислалии, дизартрии, ринолалии и всегда отмечаются при акустико – фонематической дислалии. Таким образом, понятие ФФНР, как и ОНР, имеет собирательное значение, и в логопедическом заключении необходимо указывать вид речевого нарушения при данном симптоме, например: - стёртая дизартрия, ФФНР; - ФФНР, открытая ринолалия. Подобным образом строятся и логопедические заключения при нарушениях чтения и письма, например: - фонематическая дислексия, акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, обусловленные НВ ОНР (неосложнённый вариант); - фонематическая и аграмматическая дислексия, аграмматическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленные моторной алалией (III ур. р. р.).
|