Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






на психолого-медико-педагогическую комиссию

Методические рекомендации для подготовки детей

(диагностические критерии)

В современных условиях одной из актуальных задач специального образования является обеспечение доступности образования детям с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями. Условия для получения образования лицами с ОПФР (обучение по образовательным программам специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования или получение коррекционно – педагогической помощи) определяются в центре коррекционно – развивающего обучения и реабилитации (далее - ЦКРОиР).

Для организации эффективной коррекционно – педагогической помощи и определения условий получения образования особое значение имеет принцип комплексности и всесторонности изучения ребёнка с ОПФР.

Опыт последних лет показал, что имеется ряд проблем в определении диагностических критериев, а также в упорядочивании и согласовании терминологии для квалификации нарушений развития у детей и в выборе содержания образовательных программ специального образования и коррекционно – педагогической помощи.

В связи с этим Министерством образования Республики Беларусь были выпущены «Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого–медико – педагогической комиссии» (под общей редакцией Н. Н. Баль).

В предлагаемых методических рекомендациях для специалистов ПМПК уточняются названия медицинских показаний (как заболеваний, данных в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра), путём соотнесения их с педагогическими классификациями. Даются варианты использования показаний для получения образования при определении возможностей:

1. Обучения детей с ОПФР по образовательным программам специального образования в учреждениях специального образования, или в учреждениях дошкольного образования и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования.

 

2. Оказания детям с ОПФР коррекционно – педагогической помощи в пунктах коррекционно – педагогической помощи.

Рекомендации составлены с учётом 7 нозологических групп детей с ОПФР, обозначенных в Кодексе Республики Беларусь об образовании (статья 261):

- с нарушениями речи,

- с нарушением слуха,

- с нарушениями зрения,

- с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата,

- с трудностями в обучении,

- с интеллектуальной недостаточностью,

- с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

Следует учитывать, что в современной теории и практике логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) рассматривается в двух значениях: как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех компонентов речевой системы, наблюдаемых при различных сложных речевых расстройствах – алалии, детской афазии, дизартрии, ринолалии, и как самостоятельную форму расстройства речи. Среди причин второго варианта ОНР Т. Б. Филичева называет неправильные условия формирования речи в семье, недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребёнка, детских домов и др.

Таким образом, можно говорить о следующих вариантах общего недоразвития речи:

- неосложнённый вариант ОНР;

- осложнённый вариант ОНР (ОНР у детей с дизартрией, ринолалией);

- специфическая форма ОНР (алалия).

Указанный подход закреплён в Методических рекомендациях Министерства образования Республики Беларусь по использованию МКБ – 10 в диагностической деятельности ЦКРОиР (2002), где кодифицируется «F 80.9 – расстройства развития речи и языка, неуточнённые: неосложнённый вариант ОНР, «ОНР невыясненного патогенеза».

Помимо квалификации варианта ОНР логопедическая диагностика направлена на установление уровня речевого развития (по Р. Е. Левиной):

- I уровень речевого развития (ур. р. р.) – отсутствие общеупотребительной речи;

- II ур. р. р. – начатки общеупотребительной речи;

- III ур. р. р. – развёрнутая речь с выраженными элементами фонетического и лексико – грамматического недоразвития.

В Постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 28 от 22 декабря 2011 г. «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования» указывается, что вопрос о показаниях к обучению детей с III ур. р. р. при общем недоразвитии речи решается индивидуально. Во многих случаях дети с этим уровнем речевого развития нуждаются в обучении по программам специального образования (особенно, если это дети с алалией или дизартрией, осложнённой общим недоразвитием речи). Часть из детей с III ур. р. р., с более высокой границей речевого развития (по терминологии Р. Е. Левиной) –дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР), которое характеризуется остаточными проявлениями нарушений лексико – грамматической и фонетико – фонематических сторон речи – могут осваивать образовательные программы дошкольного и общего среднего образования при условии оказания им коррекционно – педагогической помощи (как правило, в условиях ПКПП).

При квалификации уровня развития следует учитывать принцип развития:

- I ур. р. р. - диагностируется с 3 лет;

- II ур. р. р. – диагностируется с 4 лет;

- III ур. р. р. – диагностируется с 5 лет;

- НВ ОНР - диагностируется с 6 лет;

Дети с ОНР (I, II, III ур. р. р.) относятся к категории детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) и обучаются в учреждениях специального образования, или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования.

Дети с НВ ОНР получают коррекционно – педагогическую помощь в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. При этом динамика развития детей с одинаковым уровнем речевого развития будет разной при различных вариантах ОНР. Поэтому подробная квалификация характера проявления ОНР в заключении ПМПК даёт возможность планирования сроков коррекционного обучения.

Таким образом, в заключении по итогам обследования детей с ОНР указывается как симптом – уровень речевого развития при ОНР, так и вариант ОНР (вид речевого нарушения), например:

- дизартрия, ОНР (II ур. р. р.);

- открытая ринолалия, осложнённая ОНР (III ур. р. р.);

- НВ ОНР (неосложнённый вариант);

- стёртая дизартрия, НВ ОНР.

Помимо ОНР в психолого – педагогической классификации речевых нарушений выделяется фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), которое определяется как нарушение процесса формирования произносительной системы у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ФФНР может наблюдаться при артикуляторно – фонематической дислалии, дизартрии, ринолалии и всегда отмечаются при акустико – фонематической дислалии. Таким образом, понятие ФФНР, как и ОНР, имеет собирательное значение, и в логопедическом заключении необходимо указывать вид речевого нарушения при данном симптоме, например:

- стёртая дизартрия, ФФНР;

- ФФНР, открытая ринолалия.

Подобным образом строятся и логопедические заключения при нарушениях чтения и письма, например:

- фонематическая дислексия, акустическая дисграфия и дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза, обусловленные НВ ОНР (неосложнённый вариант);

- фонематическая и аграмматическая дислексия, аграмматическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, обусловленные моторной алалией (III ур. р. р.).


<== предыдущая | следующая ==>
Характеристики пропульсивного комплексу | Факультет автоматизации машиностроения

Date: 2016-02-19; view: 726; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию