Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Финансы и финансовая система





 

2.1. Финансы и финансовая политика.

 

Финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.

Фонды денежных средств – это суммы денежных средств, формирование которых имеет целевую направленность, четко заданную процедуру и может контролироваться и регулироваться. Фонды денежных средств формируются на микро-и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды. На микроуровне – это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.

Финансовые отношения - это денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей ВВП, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения этого продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы путем образования денежных фондов обеспечивают потребности хозяйствующих субъектов (государства, организаций бизнеса и домашних хозяйств) в денежных средствах и контролируют расходование финансовых ресурсов. Это означает, что финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция, таким образом, двуедина. Она означает распределение национального продукта и контроль за этим распределением. И достигается это через механизм денежных фондов, образуемых и распределяемых с определенной целью.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов. Они формируются при распределении национального дохода среди участников коммерческой деятельности. Эти доходы делятся на две группы:

3) заработная плата рабочих и служащих; доходы фермеров и т.п.;

4) доходы коммерческих предприятий, которые зависят от цены продаваемых товаров.

В результате перераспределения первичных доходов образуются вторичные, или производные доходы. Этот процесс осуществляется через систему налогооблажения. Первичные доходы уменьшаются на сумму уплачиваемых налогов, которые служат источником формирования доходов бюджетов и внебюджетных фондов на государственном и местном уровнях.

При этом происходит трансформация пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами национальной экономики, отраслями производственной сферы, отдельными регионами страны, формами собственности, социальными группами. Таким образом достигается не только количественное, но и качественное воздействие на экономику страны.

Целевые фонды денежных средств в совокупности являются источником финансовых средств всех экономических субъектов. Социально - экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких источников каждый экономический субъект формирует свои финансовые средства и в чьих интересах их использует.

Финансовые средства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные финансовые средства – это средства бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней бюджетной системы. Децентрализованные финансовые средства – это средства юридических и физических лиц.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям:

4. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства. Означает покрытие затрат за счет финансовых средств (собственных, заемных, привлеченных).

5. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов через перераспределение финансовых ресурсов;

6. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Осуществляется различными методами:

а) через эффективное вложение финансовых средств;

б) через создание поощрительных фондов;

в) через использование стимулов (например, льгот при уплате налогов);

г) через использование финансовых санкций (штрафы, пени и т.п.).

Финансовая политика представляет совокупность действий по достижению поставленной цели.

Финансовая политика должна включать выработку научно-обоснованных концепций развития финансов; определения основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; осуществление практических действий.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития путем конкретизации стратегии. Позволяет своевременно изменять способы организации финансовых связей, проводить перегруппировку финансовых ресурсов (т.е. должна отличаться гибкостью при относительной стабильности стратегии).

Целью финансовой политики является полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей экономических субъектов.

Так как существует несколько звеньев финансовой системы, то можно говорить о финансовой политике государства, финансовой политике органов власти и управления на территориальном уровне, финансовой политике хозяйствующих субъектов и граждан.

Финансовая политика государства – это совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых средств, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика государства сводится к трем основным элементам:

1.определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период времени;

2.разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых цели финансовой политики достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3.подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Основными направлениями финансовой политики являются бюджетная, налоговая, социальная, инвестиционная политика. Но финансовая политика государства тесно связана с политикой в области денег, кредита, цен, таможенных платежей.

Финансовая политика государства имеет самодовлеющее значение, но в то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности (экономика, социальная сфера, международные отношения и т.д.).

Оценка финансовой политики должна осуществляться с точки зрения того, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных перед обществом целей.

Для реализации финансовой политики, успешного её проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Финансовый механизм включает совокупность форм организации финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовый механизм состоит из следующих элементов:

1. Финансовые методы (приемы или способы воздействия финансов на экономику) – инвестирование, налогообложение, диверсификация, хеджирование, лимитирование и др.

2. Финансовые рычаги (различные способы действия финансовых методов) – цена, процент, прибыль, дивиденд, дисконт и т.д.

3. Правовое обеспечение по финансовым вопросам (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств).

4. Нормативное обеспечение – совокупность инструкций, методических указаний, норм и нормативов и т.п.

5. Информационное обеспечение, важное при принятии финансовых решений.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса и т.д. В этом случае государство детально разрабатывает всю систему организации финансов, обязательную для всех их участников.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Объектом управления финансами являются финансовые отношения. Субъектами управления финансами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, соответствующие органы хозяйствующих субъектов.

Управление финансами осуществляется в рамках сформированного финансового механизма.

Управление финансами включает планирование, регулирование (или оперативное управление) и контроль.

В ходе финансового планирования оценивается состояние финансов; выявляются возможности увеличения доходов и сокращения расходов; определяются источники доходов и направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых средств.

 

Финансовый контроль – это контроль за правильностью образования, распределения и использования фондов денежных средств. Он включает, во-первых, контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства; во-вторых, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций; в-третьих, оценку целесообразности произведенных расходов. Является заключительной стадией управления финансами.

По времени проведения финансовый контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

По сфере финансовой деятельности – бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

По форме проведения – обязательный или инициативный.

По методам проведения – проверки, обследования, надзор, анализ, наблюдение, ревизия (полная или частичная, комплексная или тематическая, плановая или внеплановая, документальная или фактическая).

Существует государственный финансовый контроль, контроль со стороны кредитных организаций, контроль со стороны акционеров и инвесторов, внутренний контроль на предприятии, аудиторский.

Государственный контроль осуществляется по следующим видам нарушений бюджетного законодательства:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

- недопуск к проведению ревизии;

- непредставление бухгалтерских и финансовых документов.

В качестве мер воздействия к нарушителям применяются ограничение, приостановление или прекращение финансирования ревизуемых организаций.

Управление финансами осуществляют органы законодательной и исполнительной власти и финансовые отделы (дирекции, финансовые менеджеры) в организациях.

 

2.2. Финансовая система Российской Федерации.

 

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений:

1. Централизованный финансы:

а) Общегосударственные финансы,

б) Территориальные финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) Финансы хозяйствующего субъекта,

б) Финансы граждан.

Наличие четырех сфер финансовых отношений определяется наличием четырех самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – государство, регион, хозяйствующий субъект и гражданин.

Финансовые потоки охватывают все звенья и уровни финансовой системы.

На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами.

На микроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование фондов денежных средств хозяйствующих субъектов и граждан.

Государственные финансы - это экономические отношения, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов государства, предназначенных для финансового обеспечения его функций.

Государственные и местные финансы формируются за счет финансов организаций и финансов граждан и используются для регулирования экономических и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные финансы используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. На этом уровне формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния децентрализованных финансов во многом зависит общее финансовое положение в стране.

Государственные финансы – это система отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств на общегосударственном (общегосударственные финансы) уровне и уровне субъектов федерации. Государственные финансы на уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне (местные финансы) образуют территориальные финансы.

Государственные и местные финансы объединены единой бюджетной системой Российской Федерации.

 

2.3. Бюджетная система Российской Федерации.

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджет представляет форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетная система РФ – это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ.

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения- бюджетной системы.

Бюджетная система РФ включает три уровня:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджет субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Существует также понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (вся РФ или субъект РФ).

Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах (глава 5 Бюджетного Кодекса РФ):

1. единства бюджетной системы РФ;

2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3. самостоятельности бюджетов;

4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5. сбалансированности бюджетов;

6. эффективности и экономичности использования бюджетных средств;

7. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

8. гласности;

9. достоверности бюджета;

10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов, видов внутренних и внешних долгов, с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она едина для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.

Доходы бюджета подразделяются на четыре группы:

- налоговые доходы (включают подгруппы в виде отдельных групп налогов);

- неналоговые доходы (доходы от продажи и использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

штрафные санкции, возмещение ущерба;

доходы от внешнеэкономической деятельности, административные платежи и сборы, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.)

- безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, от государственных организаций и т.д.)

- доходы целевых бюджетных фондов.

Входящие в группы доходов подгруппы в свою очередь делятся на статьи и подстатьи.

Налоговые доходы составляют преобладающую часть доходов бюджета.

Налоги выполняют регулирующую, перераспределительную, фискальную, контрольную и стимулирующую функцию.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий, включая предоставление прав и выдачу разрешений (лицензий).

Все налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

К элементам налогообложения относится:

12. Объект налогообложения – операции по продаже продукции, товаров, работ, услуг; имущество, прибыль, доход и т.д., т.е. все, с чего уплачивается налог.

13. Налогоплательщик и плательщик сборов – организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплатить соответственно налоги и (или) сборы.

14. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

15. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

16. Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным видам налогов, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

17. Метод налогообложения – порядок изменения ставки налогообложения в зависимости от изменения налоговой базы (равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное).

18. Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет налоговый оклад – сам налогоплательщик, налоговый орган, третье лицо.

19. Способы исчисления налога: по частям, нарастающим итогом.

20. Способы уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.

21. Порядок уплаты налога - технические приемы внесения налога с соответствующий бюджет: авансовые платежи с окончательным расчетом по окончании налогового периода или разовая уплата всей суммы налога.

22. Сроки уплаты налога – устанавливаются по каждому налогу в виде календарной даты или периода времени (год, квартал, месяц и т.д.)

На региональном и местном уровне законодательные органы определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в законодательно установленных пределах, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по региональным и местным налогам соответственно, налоговые льготы. Остальные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом РФ.

Существует специальные налоговые режимы:

- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

- система налогообложения в свободных экономических зонах;

- система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Исполнение обязательств по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банк и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Налоговое правонарушение – виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым Кодексом РФ установлена ответственность.

К налоговым правонарушениям относятся:

1. нарушение срока постановки на учет в налоговые органы;

2. уклонение от постановки на учет;

3. нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счета в банке;

4. непредставление налоговой декларации;

5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

6. неуплата или неполная уплата суммы налога и др.

Налоговая система – это совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. К таким условиям относятся:

- принципы, формы и методы установления, изменения, отмены, уплаты налогов;

- виды налогов;

- права, обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и др. участников налоговых отношений;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность участников налоговых отношений;

- способы защиты прав и интересов налогоплательщиков.

Эти условия регулируются Налоговым Кодексом РФ.

Расходы бюджета – это денежные средства направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета классифицируются по трем структурам: функциональной, экономической и ведомственной.

Функциональная классификация – это классификация расходов, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Ведомственная классификация – это классификация расходов по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель – это руководитель органа государственной власти РФ (например, министр).

Экономическая классификация – это классификация расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций государства.

Сюда входят три категории расходов: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление бюджетных ссуд за вычетом погашения. Категории расходов делятся на группы, предметные статьи и подстатьи.

В соответствии с принципом защищенности статьи расходов подразделяются на защищенные и незащищенные. Защищенными бывают только текущие расходы. К таким расходам относятся: заработная плата (с начислениями на нее), пенсии, стипендии, государственные пособия и др. выплаты населению.

Защищенность предполагает финансирование расходов с учетом их инфляционного увеличения. Кроме того, сокращение расходов по этим статьям по сравнению с утвержденным бюджетом не допускается.

Территориальный принцип классификации подразделяет расходы по уровням государственного управления: расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Всего кроме федерального бюджета в РФ 89 бюджетов субъектов федерации и около 29 тысяч местных бюджетов.

Осуществление расходов происходит в следующих формах:

6. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

7. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

8. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

9. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

10. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

11. Бюджетное ассигнование – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (это средства на содержание бюджетных учреждений; средства, передаваемые на другие бюджетные уровни при передаче полномочий и т.п.)

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями:

1 Президент РФ;

2 органы законодательной (представительной) власти;

3 органы исполнительной власти;

4 органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);

5 органы государственного и муниципального финансового контроля;

6 государственные внебюджетные фонды;

7 иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.

Проект бюджета составляется исполнительными органами власти; рассматривается и утверждается – законодательными органами; исполняется - исполнительными органами. Отчет об исполнении бюджета утверждается законодательными органами. Контроль за исполнением бюджета осуществляется и законодательными, и исполнительными органами.

Составление бюджета основывается на:

1 Бюджетном послании Президента РФ;

2 прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

3 прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

4 основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

5 плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

При составлении проекта бюджета (см. раздел VI Бюджетного Кодекса РФ) исходными макроэкономическими показателями являются: валовый внутренний продукт (объем и темп роста) и уровень инфляции (темп роста цен). Учитывая специфику российского экспорта при составлении проекта бюджета учитывают цены на природные ресурсы на мировых рынках.

Проект закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются в четырех чтениях (см. главы 21 и 22 Бюджетного Кодекса РФ)

Если доходы бюджета превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если же наоборот – то дефицит.

Ликвидировать дефицит можно путем увеличения доходов и/или уменьшения расходов. Но чаще используются методы покрытия дефицита бюджета. В качестве источников покрытия выступают заемные средства.

Более подробно об этом будет идти речь в главах 4 и 5.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве – это бюджетный федерализм, т.е. межбюджетные отношения. В нашей стране они строятся на следующих принципах:

1. Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений.

2. Самостоятельность бюджетов всех уровней.

3. Законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней.

4. Объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

5. Единство бюджетной системы.

6. Равенство всех бюджетов РФ.

Межбюджетные отношения законодательно регулируются. Они будут рассмотрены в главах 4 и 5.

 

2.4. Финансы предприятий.

 

Финансы предприятий – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей работников.

Финансовые отношения предприятия можно объединить в следующие группы:

5) Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями.

Это отношения с поставщиками, покупателями, строительными и транспортными организациями, почтой, телеграфом. Сюда же относятся отношения между предприятиями, связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий.

Это самая большая по объему денежных платежей группа.

6) Финансовые отношения внутри предприятия.

Это отношения между филиалами, цехами; отношения с рабочими и служащими (заработная плата, премии, дивиденды, удержание налогов, взыскание за причисленный ущерб).

7) Финансовые отношения внутри объединений предприятий: с вышестоящей организацией, внутри ФПГ, с союзами, ассоциациями и т.п. при выполнении взаимных финансовых обязательств (формирование централизованных фондов денежных средств и получение средств их этих фондов).

8) Отношения с финансово-кредитной системой государства:

- с бюджетом и внебюджетными фондами;

- со страховыми организациями;

- с банками и другими кредитными организациями;

- с рынком ценных бумаг.

В ходе финансовой деятельности предприятия формируются и используются различные фонды денежных средств:

5. Фонды собственных средств – уставный, добавочный, резервный капиталы, инвестиционный фонд, валютный фонд и др.

6. Фонды привлеченных средств – доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и др.

7. Фонды заемных средств – банковские и коммерческие кредиты, кредиторская задолженность и др.

8. Оперативные денежные фонды – для выплаты заработной платы, дивидендов, для платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и пр.

Финансы предприятий выполняют следующие функции:

4. Воспроизводственная функция – это функция обеспечения простого и расширенного воспроизводства.

5. Распорядительная функция реализуется в процессе распределения и перераспределения выручки (фонд возмещения, фонд оплаты труда, прибыль – распределение; перераспределение: прибыль в бюджет и чистая прибыль).

6. Контрольная функция – контроль рублем за реальным денежным оборотом, за формированием фондов денежных средств.

Внутренний финансовый контроль является процессом проверки исполнения управленческих решений в области финансовой деятельности с целью реализации финансовой стратегии и предупреждения кризисных ситуаций, которые могут привести к банкротству.

Включает:

а) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

б) контроль за реализацией стратегии финансирования.

Как и любые отношения, финансы должны быть организованы.

Под организацией финансов предприятия понимается состав денежных фондов предприятия, порядок их образования и использования, соотношение между размерами денежных фондов, взаимоотношения предприятия с финансово-кредитной системой.

Несмотря на то, что на организацию финансов влияют отраслевые особенности и организационно-правовая форма собственности предприятия, по своей социально-экономической природе финансы едины. Это обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы и определенным единством форм финансовой документации. Поэтому можно говорить об общих принципах организации финансов предприятия:

К таким принципам относятся:

3. Финансовая самостоятельность. Она проявляется в том, что хозяйствующий субъект сам определяет свои доходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью формирования финансовых ресурсов. Это не абсолютная самостоятельность. Ограничения существуют со стороны государства и других субъектов рыночных отношений (поставщиков, покупателей, конкурентов и др.)

4. Финансовое самообеспечение. Это один из основных принципов организации финансов и функционирования финансового механизма предприятия. Это совокупность условий, созданных хозяйствующим субъектом, и мер (методов, приемов), используемых им для обеспечения финансовой устойчивости и конкурентоспособности.

Включает три элемента:

- самофинансирование;

- самокредитование;

- самострахование.

 

Date: 2016-02-19; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию