Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение …..…4 2 page





 

где M - количество денег, необходимое для оборота товаров (продуктов, работ и услуг).

 

2)
(1.2)
,

 

где P – общий уровень цен.

 

3)
(1.3)
,

 

где Q – величина реального продукта.

 

4)
(1.4)
,

 

где V – скорость оборота денежных единиц (число оборотов одноименных денежных единиц в течение года).

Следует сказать, что для практических расчетов пригодны только формулы (1.1) и (1.4). Это связано с тем, что в макроэкономике произведение (P × Q) неразделимо и представляет сумму цен товаров (ВВП). Реально эта величина должна быть представлена формулой:

 

(2)
ВВП = ,

 

где Pi – цена i-го товара (продукта, работы, услуги); Qi – объем производства i-го товара в натуральном выражении.

Поэтому формулу (1.1) можно представить в следующем виде:

 
 
(3)


М = ,

 

а формулу (1.4):

 

(4)
V = .

 

Так как денежная масса в обороте характеризуется величиной денежного агрегата М2, то количество оборотов рассчитывается по формуле:

 

(5)
V = .

 

Кроме этого существует модель, разработанная английскими учеными А. Маршаллом, А. Пигу, Д. Робертсоном (теория кассовых остатков). Если И. Фишер брал за основу обращение денег, то у английских ученых – их накопление у хозяйствующих субъектов.

 
 
(6)


M = K × PQ,

 

где К – часть годового дохода, которую участники оборота желают хранить в форме денег.

По своему существу обе формулы ((1) и (6)) идентичны, поскольку К = , т.е. К – величина, обратная показателю скорости оборота денег.

Показатель К из формулы (6) будет тогда рассчитываться по формуле:

 

(7)
К = .

 

В нашей литературе этот коэффициент имеет разные названия (коэффициент относительной обеспеченности оборота денежной массы, уровень монетизации экономики и др.)

Отличие от формулы И. Фишера и его подхода состоит в том, что Фишер связывал постоянство скорости обращения денег с неизменностью факторов оборота, а английские экономисты – с психологией, т.е. поведением и привычками участников оборота.

Конечный вывод и Фишера и английских ученых одинаков – цены изменяются под влиянием изменения количества денег в обороте.

Если учесть, что для выполнения деньгами функции средства платежа наличные деньги не нужны, то чем больше продуктов и услуг оплачиваются в кредит, чем больше взаимопогашающихся платежей, тем меньшее количество денег необходимо для оборота.

В общем виде закон, определяющий количество денег в обращении, может быть выражен следующей формулой:

 

(8)
,

 

где (P · Q) k - сумма цен товаров, проданных в кредит; Пд - сумма платежей по долговым и прочим обязательствам; Пв.п . - сумма взаимопогашающихся платежей.

Это общий закон денежного обращения, относящийся к любому виду денег.

Кроме того, существуют и особые законы обращения металлических, бумажных и кредитных денег.

Особенность металлического обращения (или обращения действительных денег) состоит в том, что при нем количество денег в обращении всегда поддерживается на необходимом уровне, т.е. в обращении не бывает ни излишка, ни недостатка денег, т.к. деньги оседают в виде сокровища.

Напротив, при бумажно-денежном обращении обычно выпускается большее количество бумажных денежных знаков, чем требуется для обслуживания процесса движения продуктов и услуг. Это влечет за собой их обесценивание (снижение покупательной способности).

 

 

§5. ИНФЛЯЦИЯ

 

Инфляция проявляется в росте общего уровня цен. Она не является следствием только одного фактора или явления, её природа многогранна.

Инфляция впитывает и аккумулирует в себя все негативные социально-экономические процессы в государстве и, в то же время, сама порождает большое количество негативных процессов и часто выступает катализатором кризисных явлений в экономике, в социальной и политической сфере.

Инфляция, вызванная избыточным спросом со стороны субъектов рынка – это инфляция спроса. Такая ситуация возникает в тех случаях, когда рост производства отстает от роста спроса на рынке, что способствует повышению цен. При этом появляется избыточная денежная масса, не обеспеченная соответствующими активами. Она может направляться на инвестиционные цели, что первоначально не приведет к росту цен. Избыточная денежная масса будет востребована до тех пор. Пока будет возрастать предложение товаров, работ, услуг, активов, факторов производства. Затем рост спроса начнет опережать рост предложения, что приведет к росту цен. Однако повышение цен происходит неравномерно, и, начиная с определенного момента оно не уравновешивается соответствующим ростом платежеспособного спроса. Наступает перепроизводство товаров, которое приводит к спаду производства. При этом продолжает раскручиваться инфляционная спираль.

Инфляция спроса является результатом воздействия монетарных факторов: дефицита бюджета, увеличения процентных расходов бюджета (расходов на обслуживание государственного долга), необеспеченной (фидуциарной) эмиссии денег, роста доходности государственных ценных бумаг, увеличения ценных бумаг, увеличения скорости оборота денег и т.п.

Для снижения инфляции спроса чаще всего используют факторы, сокращающие совокупный спрос: повышение процентных ставок, сокращение заработной платы, сокращение бюджетного дефицита путем сокращения государственных расходов, повышение курса национальной валюты и т.п.

Инфляция затрат (предложения) – это инфляция, вызванная совокупным ростам издержек производства и обращения в национальной экономике.

Инфляция затрат является следствием воздействия структурных факторов, т.е. сложившихся в экономике диспропорций, в отраслевом, ценовом и социальном аспектах, дисбаланса между потреблением и накоплением, сокращения инвестиций, падения производительности труда, роста безработицы, создания олигархического слоя, монополизации рынков, использования налогов преимущественно в фискальных целях, нерешенности важнейших социальных проблем, существенного отставания уровня оплаты труда по сравнению с ростом цен и т.п.

Для снижения инфляции затрат необходимо использовать факторы, стимулирующие совокупный спрос: снижение процентных ставок, рост оплаты труда, девальвация валюты и т.п.

Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется во времени. Определяется эта скорость путем сопоставления индексов цен за текущий и базовый период.

(6)

 

Индекс цен может выражаться в долях единицы или в процентах (например, 0,85 и 85,0%; 1,2 или 120%).

В зависимости от того, какой период выбран за базовый, различают цепные и базисные индексы.

Цепной индекс начисляется отношением данных за текущий период к данным за предыдущий период. Например, цены за март с ценами за февраль, цены за апрель с ценами за март и т.д.

Базисные индексы рассчитываются по сравнению с периодом принятым для сравнения. Например, если за базу сравнения взять цены января, то базисные индексы будут определяться за все последующие месяцы путем сравнения цен каждого месяца с ценами за январь (цены за февраль с ценами за январь, цены за март с ценами за январь и т.д.)

Произведение цепных индексов равно соответствующему базисному индексу.

Проиллюстрируем вышеуказанное на условном примере:

 

Показатели Месяцы
январь февраль март апрель май
Цена «рыночной корзины», ден. ед.          
Базисные индексы цен   1,200 1,400 1,500 1,600
Цепные индексы цен   1,200 1,167 1,071 1,067

 

Базисный индекс мая = 1,6 = 1,200 × 1,167 ×1,071 × 1,067.

 

Индекс цен может определятся по потребительским товарам (индекс потребительских цен), по средствам производства (индекс оптовых цен) и в целом по всему валовому внутреннему продукту (инфлятор и дефлятор ВВП).

Для определения темпа инфляции нужно из индекса цен текущего периода вычесть индекс цен предшествующего периода и разделить эту разность на индекс цен текущего года. Т.к. темп инфляции определяется в процентах, то результат деления умножаем на 100%.

Кроме этого, для определения периода времени, необходимого для удвоения темпов инфляции, в экономической науке используется правило 70. В соответствии с этим правилом, если темп инфляции составляет 10%, и предполагается, что он не изменится, то удвоение темпов инфляции произойдет через 7 лет.

Инфляцию можно классифицировать по разным признакам:

1. С точки зрения общих темпов инфляции различают умеренную инфляцию (темп - 10% в год), галопирующую (темп - от 20 до 200% в год) и гиперинфляцию, когда цены растут с огромной скоростью (по мнению некоторых экономистов, темп - более 1000% в год).

2. В зависимости от темпов роста цен по разным товарным группам различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

При сбалансированной инфляции цены различных товаров по отношению друг к другу изменяются в равной пропорции.

При несбалансированной инфляции цены на разные товары изменяются в различных пропорциях.

3. По возможности прогнозирования инфляции ее подразделяют на ожидаемую или неожидаемую инфляцию.

4. По способу проявления инфляция может быть скрытой или открытой. Открытая инфляция выражается в росте цен. Скрытая, или подавленная, инфляция существует в условиях государственного фиксирования цен и выражается в снижении качества товаров и дефиците.

Инфляция – это процесс, охватывающий в настоящее время все страны. Полностью устранить её невозможно, но можно снизить её темпы.

Инфляция приводит к обесценению денежных доходов и сбережений, что выражается в стремлении материализовать свои денежные средства, в потере интереса к долгосрочным вложениям средств, приводит к перераспределению доходов и богатства.

Отсутствие стихийного регулятора общей величины денег при господстве кредитных денег повышает роль государства в регулировании денежной массы.

 

§6. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

 

Денежная система – это устройство денежного обращения в стране, закрепленное законодательством. Естественно, что её возникновение связано с периодом формирования централизованных государств.

В зависимости от вида денег различают систему металлического обращения и систему бумажно-кредитного обращения.

Система металлического обращения существовала в период функционирования полноценных денег. Деньги выполняли все пять функций. Обращавшиеся бумажные и кредитные деньги беспрепятственно обменивались на полноценные деньги.

В зависимости от того какой (какие) металлы использовались в качестве базы денежного обращения различались две системы металлического обращения – биметаллизм и монометаллизм.

Биметаллизм характеризуется использованием в качестве всеобщего эквивалента двух металлов – серебра и золота. Она существовала в XVI – XVII в.в., а в некоторых странах Западной Европы действовала до XIX в.

Монометаллизм характеризуется использованием в качестве всеобщего эквивалента одного металла – серебра или золота. Знаки стоимости разменивались на монеты.

Серебряный монометаллизм существовал в России (1843 – 1852 г.г.), Индии (1852 – 1893 г.г.), Китае (до 1935 г.).

В конце XIX в. в большинстве развитых стран установилась система золотого монометаллизма (золотой стандарт). Она имела три разновидности:

- золотомонетный стандарт;

- золотослитковый стандарт;

- золотодевизный стандарт.

В результате Великой депрессии 1929 – 1933 г. система металлического обращения была ликвидирована. Утвердилась система бумажно-кредитного обращения. В ней используются знаки стоимости, не размениваемые на полноценные деньги. Господствующее положение занимают банкноты, эмитируемые центральным банком. Это современная денежная система. Она включает следующие элементы: денежную единицу, купюрный состав денежной массы, виды денег, являющихся законным платежным средством, эмиссионную систему и государственный аппарат регулирования денежного оборота. Официальной денежной единицей в России является рубль. Его золотое содержание отменено (как и в других странах).

Любая денежная система организуется на основе определенных принципах.

Основные принципы организации современной денежной системы рыночного типа:

1) принцип централизованного управления денежной системой;

2) принцип индикативного планирования денежного оборота;

3) принцип эластичности и устойчивости денежного оборота;

4) принцип кредитного характера денежной эмиссии;

5) принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков;

6) принцип неподчинения Центрального банка правительству;

7) принцип надзора и контроля за денежным оборотом;

8) принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования;

9) принцип функционирования только национальной валюты на территории страны.

 

ГЛАВА 2. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

§1.ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и национального дохода.

Фонды денежных средств – это суммы денежных средств, формирование которых имеет целевую направленность, четко заданную процедуру и может контролироваться и регулироваться. Фонды денежных средств формируются на микро-и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды. На микроуровне – это фонды собственных, заемных и привлеченных средств.

Финансовые отношения - это денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей ВВП, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения этого продукта, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Финансы путем образования денежных фондов обеспечивают потребности хозяйствующих субъектов (государства, организаций бизнеса и домашних хозяйств) в денежных средствах и контролируют расходование финансовых ресурсов. Это означает, что финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Каждая финансовая операция, таким образом, двуедина. Она означает распределение национального продукта и контроль за этим распределением. И достигается это через механизм денежных фондов, образуемых и распределяемых с определенной целью.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов. Они формируются при распределении национального дохода среди участников коммерческой деятельности. Эти доходы делятся на две группы:

1) заработная плата рабочих и служащих; доходы фермеров и т.п.;

2) доходы коммерческих предприятий, которые зависят от цены продаваемых товаров.

В результате перераспределения первичных доходов образуются вторичные, или производные доходы. Этот процесс осуществляется через систему налогооблажения. Первичные доходы уменьшаются на сумму уплачиваемых налогов, которые служат источником формирования доходов бюджетов и внебюджетных фондов на государственном и местном уровнях.

При этом происходит трансформация пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования.

Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами национальной экономики, отраслями производственной сферы, отдельными регионами страны, формами собственности, социальными группами. Таким образом достигается не только количественное, но и качественное воздействие на экономику страны.

Целевые фонды денежных средств в совокупности являются источником финансовых средств всех экономических субъектов. Социально - экономическая сущность финансов заключается в исследовании - за счет каких источников каждый экономический субъект формирует свои финансовые средства и в чьих интересах их использует.

Финансовые средства подразделяются на централизованные и децентрализованные. Централизованные финансовые средства – это средства бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней бюджетной системы. Это поток финансовых ресурсов государства и местного самоуправления. Кроме этого к централизованным финансовым ресурсам относится их запас, представленный средствами организаций, находящихся в федеральной и региональной собственности (чистая прибыль, амортизационные отчисления, и, в конечном счете, полная стоимость этих организаций).

Децентрализованные финансовые средства – это средства юридических и физических лиц.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства. Означает покрытие затрат за счет финансовых средств (собственных, заемных, привлеченных).

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов через перераспределение финансовых ресурсов;

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Осуществляется различными методами:

а) через эффективное вложение финансовых средств;

б) через создание поощрительных фондов;

в) через использование стимулов (например, льгот при уплате налогов);

г) через использование финансовых санкций (штрафы, пени и т.п.).

Финансовая политика представляет совокупность действий по достижению поставленной цели.

Финансовая политика должна включать выработку научно-обоснованных концепций развития финансов; определения основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; осуществление практических действий.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений.

Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития путем конкретизации стратегии. Позволяет своевременно изменять способы организации финансовых связей, проводить перегруппировку финансовых ресурсов (т.е. должна отличаться гибкостью при относительной стабильности стратегии).

Целью финансовой политики является полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей экономических субъектов.

Так как существует несколько звеньев финансовой системы, то можно говорить о финансовой политике государства, финансовой политике органов власти и управления на территориальном уровне, финансовой политике хозяйствующих субъектов и граждан.

Финансовая политика государства – это совокупность мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых средств, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая политика государства сводится к трем основным элементам:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период времени;

2) разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых цели финансовой политики достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение.

Основными направлениями финансовой политики являются бюджетная, налоговая, социальная, инвестиционная политика. Но финансовая политика государства тесно связана с политикой в области денег, кредита, цен, таможенных платежей.

Финансовая политика государства имеет самодовлеющее значение, но в то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности (экономика, социальная сфера, международные отношения и т.д.).

Оценка финансовой политики должна осуществляться с точки зрения того, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных перед обществом целей.

Для реализации финансовой политики, успешного её проведения в жизнь используется финансовый механизм.

Финансовый механизм включает совокупность форм организации финансовых отношений в национальной экономике, порядок формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

Финансовый механизм состоит из следующих элементов:

1. Финансовые методы (приемы или способы воздействия финансов на экономику) – инвестирование, налогообложение, диверсификация, хеджирование, лимитирование и др.

2. Финансовые рычаги (различные способы действия финансовых методов) – цена, процент, прибыль, дивиденд, дисконт и т.д.

3. Правовое обеспечение по финансовым вопросам (законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы министерств).

4. Нормативное обеспечение – совокупность инструкций, методических указаний, норм и нормативов и т.п.

5. Информационное обеспечение, важное при принятии финансовых решений.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвуют государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса и т.д. В этом случае государство детально разрабатывает всю систему организации финансов, обязательную для всех их участников.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства.

Управление – это целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Объектом управления финансами являются финансовые отношения. Субъектами управления финансами выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, соответствующие органы хозяйствующих субъектов.

Управление финансами осуществляется в рамках сформированного финансового механизма.

Управление финансами включает планирование, регулирование (или оперативное управление) и контроль.

В ходе финансового планирования оценивается состояние финансов; выявляются возможности увеличения доходов и сокращения расходов; определяются источники доходов и направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых средств.

Финансовый контроль – это контроль за правильностью образования, распределения и использования фондов денежных средств. Он включает, во-первых, контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства; во-вторых, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций; в-третьих, оценку целесообразности произведенных расходов. Является заключительной стадией управления финансами.

По времени проведения финансовый контроль подразделяют на предварительный, текущий и последующий.

По сфере финансовой деятельности – бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

По форме проведения – обязательный или инициативный.

По методам проведения – проверки, обследования, надзор, анализ, наблюдение, ревизия (полная или частичная, комплексная или тематическая, плановая или внеплановая, документальная или фактическая).

Существует государственный финансовый контроль, контроль со стороны кредитных организаций, контроль со стороны акционеров и инвесторов, внутренний контроль коммерческих организаций, аудиторский контроль.

Государственный контроль осуществляется по следующим видам нарушений бюджетного законодательства:

- нецелевое использование бюджетных средств;

- невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе;

- недопуск к проведению ревизии;

- непредставление бухгалтерских и финансовых документов.

В качестве мер воздействия к нарушителям применяются ограничение, приостановление или прекращение финансирования ревизуемых организаций.

Управление финансами осуществляют органы законодательной (Счетная палата) и исполнительной (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) власти и финансовые отделы (дирекции, финансовые менеджеры) в организациях.

 

§2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, и обслуживающие их органы.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений:

1. Централизованные (общественные, публичные) финансы:

а) федеральные финансы;

б) региональные финансы;

в) местные (муниципальные) финансы.

2. Децентрализованные финансы:

а) финансы организаций (коммерческих и некоммерческих);

б) финансы граждан.

Наличие пяти сфер финансовых отношений определяется наличием пяти самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни – федерация, субъект федерации, муниципальное образование, организация, гражданин.

Финансовые потоки охватывают все звенья и уровни финансовой системы.

На макроуровне это потоки, обеспечивающие формирование и использование государственного и муниципального бюджетов, государственных внебюджетных фондов, государственных фондов страхования, государственного кредита. Это потоки между государством и местным самоуправлением, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, а также между государствами.

Date: 2016-02-19; view: 278; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию