Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов 4 курса лечебного факультета





 

 

ЛЕКЦИЯ №1 Эпидемиология, пути передачи, патогенез туберкулеза. Клиническая классификация туберкулеза и методы обследования больных. Раннее выявление туберкулеза - туберкулинодиагностика и флюорографические осмотры населения.

ЛЕКЦИЯ №2 Первичный туберкулез. Патогенез, клиника. Милиарный и диссеминированный туберкулез: патогенез, клиника. Туберкулез плевры и мозговых оболочек: патогенез, клиника.

ЛЕКЦИЯ №3 Очаговый и инфильтративный туберкулез легких, казеозная пневмония, туберкулема: кавернозный туберкулез легких, патогенез, клиника.

ЛЕКЦИЯ №4 Фиброзно-кавернозный и цирротический туберкулез легких: патогенез, клиника. Неотложные осложнения при туберкулезе легких (легочное кровотечение и спонтанный пневмоторакс).

ЛЕКЦИЯ №5 Общие принципы лечения больных туберкулезом легких: технология ДОТS, хирургическое лечение туберкулеза. Социальная, санитарная и вакцинопрофилактика туберкулеза. Организация и система борьбы с туберкулезом в России - противотуберкулезный диспансер, современная группировка больных туберкулезом. Инфекционный контроль при туберкулезе и средства противотуберкулезной защиты персонала.

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ТЕМА 1: ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с эпидемиологией туберкулеза, изучающей источники заражения туберкулезом, пути передачи инфекции, свойства возбудителя туберкулеза, распространенность туберкулеза как инфекционного заболевания среди населения, неблагоприятные экзо- и эндогенные факторы, влияющие на эпидемиологический процесс. Научить находить в мазках мокроты микобактерии туберкулеза, оценивать эпидситуацию по туберкулезу, используя основные эпидпоказатели.

 

УМЕНИЯ: Найти в мазках мокроты больных туберкулезом микобактерии при окраске по Циль-Нильсену и люминесцентными красителями.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Оценить эпидситуацию по туберкулезу в регионе, используя основные эпидпоказатели.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с. 57-68

2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с. 28-45.

3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007. с. 74-91, 112-138

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите типы микобактерий туберкулеза, патогенные для человека.

2. Перечислите клинически существенные свойства возбудителя туберкулеза.

3. К каким факторам внешней среды чувствительны и устойчивы МБТ?

4. Кто является источником инфекции при туберкулезе?

5. Перечислите пути передачи туберкулезной инфекции.

6. Перечислите основные эпидемиологические показатели по туберкулезу и дайте их определение.

 

 

ТЕМА 2: КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕГКИХ

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Усвоить комплекс современных методов и составлять план обследования больных туберкулезом, оформлять историю болезни, контролировать эффективность лечения. Изучить клиническую классификацию туберкулеза и овладеть навыком ее практического применения и формулирования диагноза.

 

УМЕНИЯ: Оформлять историю болезни и формулировать клинический диагноз больного туберкулезом легких.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Обследовать больного туберкулезом легких.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с.84-124, 128-131

2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с. 61-128

3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007, с. 139-183, 196-245

4. Методические указания к клиническому обследованию и написанию истории болезни больного туберкулезом органов дыхания. Рязань, 2002.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Данные наружного осмотра больного, подозрительные на туберкулез.

2. Данные пальпации, перкуссии и аускультации при наличии туберкулеза органов дыхания.

3. Показатели общих анализов крови и мочи при туберкулезе.

4. Показатели биохимического исследования крови при туберкулезе.

5. Инструментальные методы исследования больных туберкулезом легких.

6. Группы нозологических форм туберкулеза.

7. По каким параметрам характеризуют туберкулезный процесс в легких?

8. Каковы возможные осложнения туберкулеза?

 

Усвоив теоретический материал, потренируйтесь в формировании развернутого клинического диагноза больных с различными формами туберкулеза органов дыхания с указанием формы туберкулеза, локализации процесса, фазы его течения, наличия или отсутствия МБТ, возможных осложнений.

 

ТЕМА 3: РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ТУБЕРКУЛЕЗА У ДЕТЕЙ (ТУБЕРКУЛИНОДИАГНОСТИКА)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Ознакомить студентов с историей и современным состоянием туберкулинодиагностики и научить их пользоваться ею для раннего выявления туберкулеза у детей и подростков, а также для дифференциального диагностирования.

 

УМЕНИЯ: Оценивать результаты туберкулиновых проб Манту, диаскинтест, градуированной кожной на основании местных реакций. На основании туберкулиновых проб выявлять лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом, определять лиц, подлежащих ревакцинации БЦЖ.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Проводить туберкулиновые пробы Манту, Коха и градуированную кожную оценивать их результаты.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с.91-98, 411-413

2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с.98-106

3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007, с.184-196

4. «Туберкулинодиагностика». Методические указания для студентов, интернов, клинических ординаторов, терапевтов, педиатров, фтизиатров. Рязань, 2005

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое туберкулин? Его цель применения в клинической практике.

2. Каковы ответные реакции организма человека на введение туберкулина?

3. Что такое «вираж» туберкулиновой чувствительности?

4. Что такое положительная и отрицательная энергия? Чем они обусловлены?

5. О чем свидительствует гиперергическая реакция на туберкулин?

6. Градуированная кожная проба: показания к применению, техника выполнения, учет реакции.

7. Проба Манту: показания к применению, техника выполнения.

8. Проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л. Техника проведения, техника и оценка результатов.

9. Применение пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л при обследовании детей и подростков.

10. Применение пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л при обследовании взрослого населения.

11. Противопоказания к проведению пробы Манту с 2 ТЕ.

12. Проба Коха: показания к применению, техника выполнения, учет реакции, оценка результатов.

13. Методика массовой туберкулинодиагностики.

14. Из каких мероприятий состоит массовая туберкулинодиагностика для раннего выявления туберкулеза у детей?

15. Диаскинтест: показания, методика, интерпретации.

 

Усвоив теоретический материал, решите следующую ситуационную задачу.

ЗАДАЧА 1

 

У ребенка 9 лет проба Манту с 2 ТЕ ППД-Л дала папулу 17 мм. Год назад на такую же пробу была лишь небольшая гиперемия, расцененная как реакция на угасающую поствакцинальную аллергию.

1. О чем свидетельствует нарастание интенсивности туберкулиновой чувствительности?

2. Определите характер реакции на туберкулин: гиперергический, нормергический, гипергический

3. Каким специалистом должен быть осмотрен ребенок?

 

ТЕМА 4: СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ТУБЕРКУЛЕЗА (ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА, ХИМИОПРОФИЛАКТИКА)

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Усвоить показания, противопоказания для применения БЦЖ и БЦЖ-М. Овладеть методикой вакцинации и ревакцинации. Научиться учитывать результаты и оценивать эффективность противотуберкулезных прививок и различать инфекционную и поствакцинальную аллергию, овладеть методикой профилактики.

 

УМЕНИЯ: Определить контингенты лиц, подлежащих вакцинопрофилактике БЦЖ и БЦЖ-М, химиопрофилактике.

 

ПРАКИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Оценивать эффективность вакцинации и ревакцинации на основании прививочных знаков, химиопрофилактики.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. М.И. Перельман, В.А. Корякин, И.В. Богадельникова – «Фтизиатрия», М., 2004, с. 400-411

2. В.Ю. Мишин, Ю.Г. Григорьев, А.В. Митронин, С.П. Завражнов – «Фтизиопульмонология», М., 2007, с.211-217

3. «Фтизиатрия». Национальное руководство под редакцией акад. РАМН М.И. Перельмана. М.,2007, с.476-486

4. «Специфическая профилактика туберкулеза (вакцинопрофилактика)». Методические указания для студентов, интернов, клинических ординаторов. Рязань, 2006

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Вакцина БЦЖ, ее свойства, сроки хранения. Вакцина БЦЖ-М.

2. Методика и техника противотуберкулезной вакцинации и ревакцинации.

3. Доза вакцины БЦЖ для вакцинации и ревакцинации.

4. Эффективность прививок БЦЖ. Сроки формирования иммунитета и его продолжительность.

5. Местные прививочные реакции, сроки развития их, течение, исход.

6. Показания, противопоказания и срок для вакцинации БЦЖ новорожденных.

7. Ревакцинация БЦЖ: сроки, противопоказания, методика отбора лиц, подлежащих ревакцинации.

8. Осложнения вакцинации БЦЖ.

9. Цель химиопрофилактики.

10. Какие виды химиопрофилактики существуют?

11. Методика проведения химиопрофилактики.

 

Усвоив теоретический материал, решите следующие ситуационные задачи:

 

Date: 2016-02-19; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию