Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предприятий строительства и коммунального хозяйства





10.1.Платежные документы безналичного платежного оборота. 10.2.Виды кредитов. 10.3.Порядок оформления кредита. 10.4.Источники финансирования строительных проектов. 10.5 Финансирование модернизации коммунальной инфраструктуры

10.1. Платежные документы безналичного платежного оборота

Денежные средства, выплачиваемые за реализуемую продукцию, составляют платежный оборот предприятия.

Безналичный оборот представляет собой перечисление средств со счета плательщика в его банке, на счет получателя в банке получателя.

Это производится в связи с:

- сосредоточением значительных сумм денег в банках;

- обеспечением повышенной платежной дисциплины;

- понижением затрат на платежный оборот.

При безналичном расчете используется следующие документы.

1) Платежные поручения поручение банку о перечислении средств со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта (ГК 863-866)

Платежное поручение действительно 10 дней. Его выдача может предшествовать отгрузке продукции (авансовый платеж), может быть одновременно, а может после поставки товара. Предоплата за строительную продукцию не допускается, возможна за материалы.

Платежные поручения широко применяются в строительстве, на их долю приходится ¾ платежного оборота, используются при расчетах за выполненные СМР, оплате приобретенных материалов и оборудования, покупных услуг, аренды, при уплате налогов в бюджет.

Платежное поручение выписывается в 4-х экземплярах: 1-й как основание для списания средств, 2 и 3-й – в банк получателя, как основание зачисления средств и уведомление получателя, 4-й возвращается плательщику.

2) Платежное требование – требование к плательщику об уплате за товар. Требование через банки продавца и покупателя, поступают покупателю (плательщику), который в 3-хдневный срок акцептует требование (то есть соглашается его оплачивать), либо отказывается. Требование может считаться акцептованным по умолчанию.

При получении акцепта банк покупателя снимает средства с расчетного счета, направляет их на счет продавца. Если нет средств, то акцептованное требование переходит в картотеку №2 «Основание для отказа в акцепте».

3) Платежное требование – поручение - документ требования продавца к покупателю оплатить на основании предоставленных ему расчетных отгрузочных документов стоимость отгруженных товаров. Отгрузочные документы передаются в банк покупателя, который продает их ему только после оплаты. Банк покупателя при акцепте платежных документов и при наличии средств на счете снимает их со счета, передает отгрузочные документы, и перечислят средства банку продавца. Расчеты требованиями – поручениями дают преимущества поставщикам (продавцам), но не повышают оборачиваемость.

4) Аккредитив – условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручительству плательщика в пользу продавца. Банк, выдавший аккредитование, обязательно производит платеж за продукцию.

Расчеты с помощью аккредитивов начинаются с информации продавца об отгрузке продукции. Покупатель заявляет банку открыть аккредитив. Банк открывает аккредитив (если у покупателя есть средства) и сообщает об этом продавцу. Продавец отправляет товар и направляет в банк чеки и другие отгрузочные документы. При получении документов, банк покупателя снимает со счета средства и переводит в банк продавца, а тот зачисляет их на счет и информирует продавца о поступлении средств. Покупателю передают отгрузочные документы на продукцию (ГК 867-873).

Аккредитив бывает покрытый – резерв средств создается за счет плательщика и непокрытый – за счет средств банка. Как правило, аккредитив безотзывный – резерв средств не может быть отозван в течение срока действия аккредитива. Срок действия не более 15 дней. Применяется при междугородних расчетах, надежная форма расчетов, но более дорогая и менее оперативная.

5) Чек– ценная бумага, содержащая необусловленное распоряжение чекодателя (покупателя) банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю (поставщику). Для чековой формы расчетов заключается договор плательщика с банком на получение чековой книжки и перечисление с расчетного счета на лицевой счет депонированной суммы. Получение чековой книжки означает гарантию банка оплаты в пределах депонированной суммы. Отгрузка продукции и передача документов происходит одновременно с передачей чека покупателем продавцу. Продавец передает чек в свой банк, банк передает чек в банк покупателя (чекодателя) в течение 10 дней со дня выписки, который списывает сумму с лицевого счета покупателя и переводит ее продавцу, а чек возвращается покупателю. Таким образом, банк покупателя (чекодателя) является инкассирующим, т.е. он не разбирается во взаимоотношениях продавца и покупателя, в том получили товар или нет, а просто списывает деньги, не спрашивая согласия плательщика. Применяется между юридическими лицами, при расчетах с поставщиками за товарно-материальные ценности и транспортные услуги, в пределах одного города.

6) Электронный платеж– передача информации о движении денежных средств с помощью идентификации автора распоряжения путем электронной подписи. Электронная подпись является шифровальным ключом, с помощью которого шифруется платежный документ и передается по компьютерной сети.

7) Инкассовое поручение – документ на бесспорное списание средств со счета предприятия. Документы предъявляемые подлежат оплате немедленно. Инкассовые поручения выдаются, когда поручатель имеет право на требование первоочередной оплаты. При наличии средств достаточных для удовлетворения всех требований списание происходит в порядке календарной очередности их предъявления или в порядке распоряжения плательщика. При недостаточности средств:

1 очередь – списание по исполнительным документам (о возмещении вреда жизни и здоровью, а также по алиментам);

2 очередь – по расчетам с лицами по трудовому договору и выходные пособия;

3 очередь – платежи в бюджетные и внебюджетные фонды;

4 очередь – прочие денежные требования в порядке календарной очередности.

8) Вексель– кредитно-расчетная ценная бумага – обязательство покупателя (векселедателя) уплатить продавцу (векселедержателю) указанную в векселе сумму. Векселедержатель предъявляет ее в банк по прошествии указанного в векселе срока либо продает в свой банк по сниженной стоимости (т.е. с дисконтом). Вексель бывает простой и переводной (тратта), то есть переводится обязанность платить по векселю на другое лицо, имеющее обязательство перед векселедателем на не меньшую сумму.

10.2. Виды банковских кредитов

Краткосрочные на срок 1-2 года

– контокоррент;

– овердрафт;

– по совокупной потребности в средствах (для финансирования закупки материалов, выплат зарплаты и т.д.);

– целевые кредиты.

Долгосрочные – более 3х лет.

– на приобретение оборудования и других внеоборотных активов;

– ипотечные;

– проектные;

– кредитные линии.

Контокоррентный кредит предполагает закрытие расчетного счета и открытие единого контокоррентного счета, сочетающего свойства расчетного и ссудного. Кредитуется потребность в средствах, возникающая из-за разрывов между поступлениями денежных средств и платежами.

Дебетовое сальдо контокоррентного счета соответствует выдаче кредита, кредитовое – наличие собственных средств на счете. Контокоррентный кредит наиболее рискованный вид кредита, предоставляется надежным клиентам банка для финансирования текущего производства, и не связан с инвестиционной деятельностью.

Овердрафт – краткосрочное на 10-15 дней кредитование укрупненной потребности заемщика в денежных средствах без установления предельной суммы кредита и заключения дополнительных кредитных договоров.

Более распространены целевые кредиты, обслуживающие конкретные сделки (приобретение определенной партии сырья, ценных бумаг) или проекты. Их можно получить в любом банке независимо от наличия расчетного счета. Для получения нужно технико-экономическое обоснование, подтверждающее эффективность планируемой сделки. В договоре указывается срок займа, % ставка, порядок погашения, обеспечение кредита (гарантии).

Долгосрочные кредиты характеризуются большими рисками, сроками, более сложными условиями обслуживания и обеспечения. К долгосрочным кредитам относится и потечный кредит – под залог существующей либо создаваемой (приобретаемой) недвижимости. Предоставляется гражданам на приобретение жилья на срок 15 и более лет. Могут оговариваться условия досрочного погашения и пересмотр платежей при досрочном погашении.

Кредитные линии – в пределах определенного срока и денежной суммы. Цепочка продлеваемых в течение определенного срока краткосрочных кредитов.

Если фирме нужно постоянное стороннее финансирование, то прибегают к контокоррентному (срочному) кредиту. Если время от времени – овердрафт или кредитная линия.

На уровень процентной ставки влияют:

§ политика (%ставка) ЦБ РФ,

§ уровень инфляции,

§ спрос на кредиты,

§ характер кредита,

§ рейтинг надежности заемщика. Оценка кредитоспособности заемщика осуществляется на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности заемщика (по коэффициентам абсолютной и текущей ликвидности, коэффициент независимости, устойчивости). При предоставлении кредита для снижения риска сумма кредита может быть ограничена размером уставного капитала предприятия.

Процентная ставка представляет собой стоимость привлекаемых ресурсов, включая операционные расходы кредитной организации, плановую прибыль и премию за риск.

Сроки и суммы платежей за кредит должны быть увязаны с графиком поступлений от проекта.

В качестве обеспечения кредита выступает залог имущества, гарантии и поручительства, страхование кредита, переуступка банку счетов заемщика, «связанные» кредиты. Залог – остается в собственности заемщика, заклад - у кредитора. Размер выдаваемого банковского кредита всегда меньше стоимости заложенного имущества. Как правило, сумма кредита составляет 80% стоимости имущества (недвижимость малоликвидна, но надежна); 50% стоимости дебиторской задолженности, 60 – 80% стоимости ценных бумаг (акций).

Поручительство – договор, по которому поручитель обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение ими своего обязательства. Заемщик и поручитель несут солидарную ответственность.

Гарантия как разновидность поручительства применяется только между юридическими лицами. Гарант несет субсидиарную ответственность, то есть частично участвует в погашении долга, в качестве гаранта могут выступать вышестоящие организации. Гарантии и поручительства имеют стоимость, которая может достигать до 15% запрашиваемой ссуды.

«Связанные» кредиты – кредиты с особыми условиями, ограничениями. Банк может сам определять исполнителей работ, поставщиков, условия ограничения дивидендов, ограничения продажи активов, размер заработной платы администрации, право на ревизии.

10.3. Порядок оформления кредитов

Предоставление в банк следующих документов.

1) Кредитной заявки (сумма, цель и срок кредита)

2) ТЭО

3) Копии контрактов и др. документов, подтверждающих реальность погашения кредита

4) Годовой баланс и баланс на последнюю отчетную дату для анализа кредитоспособности

5) Проект кредитного договора по форме этого банка;

6) Договор залога, гарантий, поручительства, страхования

7) Обязательство-поручение по погашению кредита

8) Справку о других кредитах в других банках

9) Нотариально заверенные учредительные документы и образцы подписей первых лиц.

Анализ документов и заключение о возможности выдачи кредита

Планы выдачи и погашения кредита имеют 3 стадии:

Строительство – выдача кредита, перечисление средств на ссудные счета по согласованному графику. Проценты начисляются, но не выплачиваются

Период освоения созданного объекта – за счет амортизационных отчислений погашаются проценты.

Погашение основной суммы кредита – за счет прибыли и амортизационных отчислений погашаются проценты и основная сумма долга, на остаток продолжают начисляться проценты.

10.4. Источники финансирования строительных проектов

В основном применяется смешанное финансирование. Типичная схема смешанного финансирования представлена в таблице 20.

По источникам средств для покупки жилья: 33% финансируется за счет ипотечного кредита, в рассрочку – 30%, на собственные сбережения – 12%, с помощью обычного кредита – 7%. Высока доля средств дольщиков в финансировании строительства около 60-70%, 15% - составляло долгосрочное заемное финансирование, 10-15% - собственные средства, 7% - краткосрочный кредит и неразвито оставалось финансирование за счет ценных бумаг (облигации, сертификаты) - менее 3%.

Таблица 20– Источники смешанного финансирования строительных проектов

Источник финансирования Условия Доля %
Собственные средства строительного предприятий (амортизация и нераспределенная прибыль) Формирование оборотных средств для начала нов. строительстваборотных средств для начала нов. инансирование остаток продолжают начисляться проценты.суды. отганизации.ьства. дприятия.ффицие  
Лизинг Приобретение строительного оборудования  
Основной заем Оплата выполненных СМР  
Кредитная линия Для покрытия временного недостатка денежных средств  
Кредиты собственникам Рассрочка, ипотека  

 

10.5 Финансирование модернизации коммунальной инфраструктуры

Потенциал энергосбере­жения заключается в проведении мер по ремонту утеплению крыш, окон и фасадов зданий, теплоизоляции трубопроводов, модернизации теплораспределительных установок у потребителей в жилищном секторе, внедрении дру­гих технических решений в том числе в области утилизации ТБО по сокра­щению выбросов в атмосферу СО2 и других загрязняющих веществ. Для ре­шения этой комплексной проблемы органам государственной власти на всех уровнях управления необходима разработка и реализация программ в облас­ти энергосбережения.

Прежде чем перейти к поиску источников финансирования муниципа­литетам необходимо разработать структуру инвестиционных проектов по энергосбережению, провести энергетический аудит, определить целевые по­казатели энергоэффекетивности, разработать технико-экономическое обос­нование, где оценить масштабы затрат и экономию ресурсов.

Статья 14 Федерального Закона «Об энергосбережении и повышении эффективности использования энергии» предусматривает финансирование за счет «использования внебюджетных средств, полученных с применением ре­гулируемых цен (тарифов)», а поправкой к Закону «О фонде содействия ре­формированию ЖКХ» предусматривается финансирование из Фонда содей­ствия реформированию при наличии региональных адресных программ пере­хода на отпуск ресурсов потребителям в соответствии с показаниями обще­домовых приборов учета.

Современная теория финансового менеджмента и практика реализации проектов энергосбережения позволяет выделить следующие источники и ме­ханизмы привлечения средств в проекты энергоэффективности.

1. Собственные средства муниципального бюджета. Могут исполь­зоваться для всех видов инвестиционных проектов. Недостатком этого спо­соба финансирования является ограниченность средств местных бюджетов и потому невозможность осуществления крупномасштабных проектов. Как правило, за счет собственного финансирования обеспечивается до 20% стои­мости проекта - это расходы по разработке структуры инвестиционного про­екта, проведению энергетического аудита, разработке технико-экономического обоснования, поиску энергосервисной компании - управ­ляющей проектом.

2. Гранты - предоставляются международными финансовыми орга­низациями через агентства по кредитованию для финансирования проектов способствующих улучшению экологии. Это, например, средства Глобального экологического фонда и Всемирного банка, программа технического содей­ствия странам СНГ ТАСИС, Фонд «Устойчивое развитие» и др. Как правило, для получения гранта требуется софинансирование муниципальными образо­ваниями или коммерческим банком. При этом нет требования возвратности средств, и отсутствуют стимулы эффективности проекта. К такому целевому финансированию может быть отнесено финансирование за счет социальных программ таких структур как Газпром и Лукойл, финансирование из феде­рального центра.

3. Кредит. Привлечение заемных средств основывается на принципах
возвратности, срочности и платности кредитов, а также предоставлении га-
рантий. Оно возможно в виде льготных кредитов, кредитов коммерческих
банков. Льготное кредитование заключается в использовании процентной
ставки ниже рыночной, более продолжительными сроками погашения и пре-
доставлением льготного периода при выплате процентов.

При принятии решения о предоставлении кредитов банки и инвесторы оценивают кредитную репутацию заемщика (своевременность погашения прошлых кредитов, текущую платежеспособность и т.д.), финансовые и тех­нические возможности обеспечения экономии средств при реализации про­екта, наличие залогового обеспечения. Схема финансирования энергосбере­гающих проектов, приемлемых для крупных банковских структур (Внешэко­номбанк, Газпромбанк), предполагает объем инвестиций не менее 2 млрд. руб., срок окупаемости инвестиций 5-10 лет. Необходимым требованием яв­ляются соглашение с Администрацией муниципального образования, кото­рым в качестве механизма возврата средств предусматривается статья соот­ветствующих расходов в бюджете и «неснижаемый» тариф с инвестицион­ной составляющей на весь срок реализации проекта. Также необходимым ус­ловием является предоставление финансовой отчетности заемщика, контроль денежных потоков по проекту.

4. Облигационное финансирование. Возможно для крупных горо­дов, чтобы привлечь внимание инвесторов к данному виду вложений. Вы­пуск облигаций требует значительной подготовительной работы по анализу и прогнозированию денежных ресурсов муниципального образования, чтобы обеспечить их достаточность на момент погашения облигаций, а также затрат по регистрации проспекта эмиссии и размещению облигаций.

5. Револьверный фонд. Создается для аккумулирования сбереже­ний, полученных в результате экономии от проектов энергоэффективности и финансирования последующих проектов.

Для финансирования затрат по приобретению оборудования могут применяться такие схемы как лизинг и коммерческий кредит от поставщика.

6. Коммерческий кредит от поставщика оборудования - заключается в предоставлении кратковременной отсрочки платежа при покупке оборудова­ния, что обеспечивает более равномерное распределение затрат по проекту.

7. Лизинг - аренда оборудование с последующим выкупом; позволяет использовать оборудование, внося в течение длительного срока от 3 до 15 лет незначительные, по сравнению с его единовременной стоимостью, платежи.

На финансировании за счет экономии основаны метод чистого разви­тия и заключение перформанс-контрактов.

8. Метод чистого развития (МЧР) предполагает экономию средств
предприятием за счет сокращения платежей за разрешенные выбросы СОг в атмосферу. В ходе разработки проекта разработчик должен документально подтвердить сокращение выбросов и экономию ресурсов относительно базового уровня. Трудность реализации таких проектов в жилищной сфере заключается в низкой собираемости платежей за коммунальные услуги, что
уменьшает выручку и сводит «на нет» положительный эффект от экономии.

9. Перформанс-контракты - заключаются между администрацией
муниципального образования и энергосервисной компанией (ЭСКО), осуществляющей управление проектом, если результатом проекта является энерго-ресурсосбережение и экономия затрат. Услуги энергосервисной компании других участников проекта оплачиваются за счет получаемой экономии.

Таким образом, для реализации проектов повышения энергоэффектив­ности необходимо сочетание рассмотренных механизмов финансирования на разных уровнях управления с учетом специфики проектов и социально-экономического развития муниципальных образований. Перформанс-контракты бывают с гарантированными сбережениями - когда муниципали­тет привлекает стороннее финансирование, проводя кредит по своему балан­су, а ЭСКО гарантирует сбережения и если их недостаточно для погашения кредита отвечает собственными средствами. Так как в этой ситуации риск ЭСКО возрастает, то она требует себе больший процент сбережений. При перформанс-контракте с совместными сбережениями ЭСКО берет на себя риск заемщика, проводя привлеченный кредит по своему балансу. Муници­палитет получает процент от сбережений, но масштаб этих сбережений не гарантируется. Таким образом, ЭСКО несет расходы по проекту, но без дополнительных затрат связанных с предоставлением гарантий.

Проблемами, затрудняющими инвестиции в коммунальную инфраструктуру муниципальных образований, являются:

- отсутствие собственных средств и невозможность получить своевременное финансирование из-за бюро­кратических процедур утверждения проектов, отсутствие специалистов, мо­гущих грамотно обосновать экономию просчитать сбережения,

- неразвито­сть правовой среды;

- наличие перекрестного субсидирования тарифов на энергоносители, которые находятся ниже уровня окупаемости затрат;

- высокие размером транзакционных издержек в сравнении с масшта­бом контракта;

- проблемы оценки надежности, кредитоспособности МО;

- муниципалитеты законодательно ограничены на объем долга, т.е. сколько средств они могут привлечь, так как имущество муниципалитета не может быть предметом залога или ареста;

- федеральные и региональные власти не позволяют энергосервисным организациям оставить экономию в своем распоряжении, либо размер финансирования уменьшается на размер экономии. Однако, начиная с 1 января 2010 года планирование затрат на энергообеспечение организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, местного) производится исходя из уровня затрат в 2009 году с ежегодным снижением на 3%. Экономия полученная сверх 3% остается в распоряжении организации.

- отсутствие данных об энергопотреблении, данные учета расхода ре­сурсов, не позволяют оценить экономию.

-отсутствие среднесрочного бюджетного прогнозирования не дает за­ключать долговременные договоры с участием энергосервисных компаний

Контрольные вопросы

1. Порядок взаиморасчетов с помощью платежных поручений

2. В чем отличия аккредитивной формы расчетов от других форм безналичных расчетов?

3. Особенности вексельной и чековой формы взаиморасчетов

4. Какие виды кредитов для предприятий вы знаете?

5. Состав документов для получения кредита.

6. Расскажите о структуре источников финансирования строительных проектов

 

Тема 11. Экономическая эффективность жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)

11.1 Цели и основные направления реформы ЖКХ.11.2. Достигнутый в результате реформирования уровень развития ЖКХ. 11.3.Фонд содействия реформированию ЖКХ.

11.1. Цели и основные направления реформы ЖКХ

Причиной проведения жилищно-коммунальной реформы явилось:

1) несоответствие существующего хозяйственного механизма новым экономическим отношениям. В начале 90-х считали, что самостоятельность хозяйствующих субъектов (предприятий) - перевод их на самоокупаемость и самофинансирование может сделать их деятельность эффективной.

2) изменение государственного устройства с разделением предметов ведения на федеральный, региональный и местный уровень, что привело к децентрализации управления жилищно-коммунальном хозяйством с передачей всех обязательств по финансированию ЖКХ на местный уровень.

Единственным способом преодоления кризисной ситуации явилось изменение системы финансирования ЖКХ переход от системы бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями. Основной целью реформы ЖКХ, согласно Концепции реформирования ЖКХ» (указ Президента РФ от 28.05.96 № 425) было провозглашено -

обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества, путем перевода ЖКХ на рыночные социально-ориентированные принципы хозяйствования.

Основные направления реформы.

1. Совершенствование системы управления ЖКХ предполагало разделение функций управления жильем и обслуживания зданий, т.е. ликвидацию сложившейся в этой сфере монополии и создание предпосылок для конкурентного рынка:

Услуги по управлению и эксплуатации жилищного фонда в Петербурге исполняют 46 ОАО «Жилкомсервис» со стопроцентным государственным капиталом и более 70 управляющих компаний.

- внедрение договорных отношений, как правового механизма взаимодействия производителей ЖКУ, потребителей, собственников жилищного фонда.

- внедрение коллективной формы управления жильем путем создания ТСЖ.

Сегодня в СПб реально ведут хозяйственную деятельность примерно 3000 объединений собственников жилья. В основном, это ЖСК, а также ТСЖ, созданные в новостройках. Фактически, это всего 14 % от количества жилых домов.

Практически 1500, созданных ТСЖ, еще не начали свою хозяйственную деятельность.

-создание контрольно-надзорных органов в сфере ЖКХ (жилищной инспекции) для контроля качества ЖКУ, региональной энергетической комиссии (РЭК) для аудита тарифов и др.

2. Создание конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального обслуживания представлялось стимулом для предприятий к снижению себестоимости (снижения цены услуг) и повышения качества обслуживания, как преимущество в конкурентной борьбе. Проведение конкурсного отбора подрядчика по обслуживанию и ремонту жилищного фонда проходило в системе городского заказа. Жилищно-эксплуатационные услуги были признаны продукцией, поставляемой для городских нужд, финансируемых за счет городского бюджета.

3. Энергоресурсосбережение - создает стимул к снижению расходов ЖКХ по производству воды, электроэнергии и тепла, в связи с их экономией. Муниципальные программы ресурсосбережения включали в себя мероприятия по постановке приборов учета расхода воды тепла в учреждениях и жилом фонде в том числе поквартирный учет, а так же применении энергосберегающих технологий (пластиковые окна, теплоизоляционные материалы) при строительстве зданий.

4. Совершенствование системы оплаты жилья. Источниками финансирования ЖКХ в переходный период являлись платежи населения и бюджетные дотации разницы между фактической стоимостью ЖКУ и платежами населения при постепенном возрастании последних. Произошло разделение квартплаты на оплату техобслуживания, содержания им ремонта зданий и оплату коммунальных услуг, по некоторым видам коммунальных услуг были пересмотрены тарифные ставки с изменением базы отнесения затрат (руб./м2; руб. /чел.), однако принятие в конечном итоге в качестве универсальной базы отнесения тарифных ставок измерителя м2 общей площади объясняется тем, что количество потребляемого комплексного жилищного блага прямо пропорционально общей площади занимаемого жилья.

Одним из направлений тарифной политики являлась ликвидация перекрестного субсидирования, которое существовало в советское время в виде установления заниженных тарифов для населения и завышенных для предприятий. Считалось, что существование перекрестного субсидирования удорожает себестоимость производства продукции этих предприятий, снижая тем самым ее конкурентоспособность, а затраты на коммунальные услуг, включаемые в завышенный тариф все равно оплачивает конечный потребитель продукции – население. Тарифная политика, нацеленная на самоокупаемость затрат по обслуживанию, ремонту жилых домов предполагала так же введение новых видов платежей: отчисление на капитальный ремонт домов, платежи по страхованию жилья, плату за наем социального жилья. Экономическим смыслом платы за наем являлась аккумуляция отчисляемых средств для строительства в будущем нового здания, а так же с помощью установления повышенной ставки платы за наем (выше налога на имущество) предполагалось стимулировать приватизацию жилья и внедрение управления жильем, находящимся в частной собственности с помощью ТСЖ. В целях окупаемости затрат предприятий ЖКХ предполагалось установление двухставочных тарифов, оплата по полной стоимости второго жилья, жилья выше социальной нормы и.т.д. Принимаемые местными властями решения по тарифной политике были очень разнообразны и тарифные ставки различались в несколько раз не всегда обоснованно. Объективными факторами различий в стоимости услуг ЖКХ являлось состояние инфраструктуры, условия производства (транспортировки).

5. Социальная защита населения. Социальный аспект жилищной реформы заключался в переходе от дотирования предприятий к предоставлению адресных субсидий на оплату ЖКУ малоимущим гражданам.

Для регулирования порядка предоставления субсидий гражданам, а так же для регулирования межбюджетных отношений по перечислению трансфертов по финансированию сферы ЖКХ из федерального бюджета региональным и распределению дотаций по муниципальным образованиям (городам) внутри региона, были приняты федеральные социальные стандарты:

  • стандарт предельной стоимости предоставления всего комплекса жилищно-коммунальных услуг (50 руб. на кв.м. общей площади);
  • стандарт жилищной обеспеченности и нормативы потребления коммунальных услуг составлял 18 кв.м. общей площади на человека, 32 кв.м. на одиноко проживающего гражданина и 42 кв.м. – на 2-х человек;
  • предельная доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в бюджете семьи – не должна превышать 25%, в настоящее время принята на уровне 22%;

· доля расходов на предоставление жилищно-коммунальных услуг, покрываемая за счет платежей населения (первоначально в 1998 г составляла около 60%, затем поэтапно повышалась за счет повышения тарифов и в настоящее время по всем услугам, кроме отопления, доведена до 100%, а по некоторым, например водоснабжение, в тариф включается еще и инвестиционная составляющая).

11.2. Достигнутый в результате реформирования уровень развития ЖКХ

Жилищно-коммунальное хозяйство — самый большой сектор экономики Российской Федерации. Доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны. По разным оценкам, жилищный фонд РФ оценивается более чем в 8 трлн. рублей. При этом в сфере ЖКХ занято более 3 млн. человек. В Санкт-Петербурге эксплуатируется 100 млн. кв. м жилья.

По данным Росстата, только с января по август нынешнего года стоимость услуг отрасли по стране подскочила на 13,2%, а в целом с 2001 года возросла вшестеро. В 2006 г. объем рынка жилищно-коммунальных услуг составил 660,654 млрд. руб. Затраты на ЖКХ по данным Минрегионразвития составляют 2,14 трлн. рублей.

Право на получение субсидий имеют в среднем по России 14 млн. семей. Потребность в средствах на предоставление адресных субсидий составляет около 40 млрд. рублей ежегодно (из них средства федерального бюджета -5 млрд.). На льготирование независимо от доходов - Герои РФ, Герои СССР, полных кавалеров ордена Славы, инвалидов и участников ВОВ выделяется от 1,2 до 2,5 млрд. рублей ежегодно.

В настоящее время 71,5 процент жилищного фонда находится в собственности граждан и 21,5 процента - в собственности муниципальных образований.

К 2005 году предполагалось завершить приватизацию предприятий ЖКХ. По официальным данным, на начало 2004 года от 16 до 25 процентов коммунальных предприятий в сфере водо-, тепло- и электроснабжения сменили форму собственности на частную или смешанную.

11.3. Фонд содействия реформированию ЖКХ

В 2008 г для финансирования проведения капитального ремонта жилищного фонда был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, расходы которого за пять лет запланированы в размере 240 млрд. рублей - средства, полученные от нефтяных сверхдоходов и распродажи активов ЮКОСа. Средства выделяются пропорционально доле жилищного фонда муниципального образования в общей площади жилья в РФ, 500 млн. Размер средств, выделяемых муниципальному образованию - от 500 млн. до 8 млрд. рублей. Средства Фонда предполагается расходовать в пропорциях 40:60 - 100 млрд. потратят на переселение жильцов ветхих и аварийных домов, остальные - на капитальный ремонт.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);

2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыш;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

5) утепление и ремонт фасадов.

Предоставление средств предусмотрено муниципальным образованиям, субъекта федерации при выполнении следующих условий:

-доля предприятий в сфере ЖКХ с участием муниципальной и государственной собственности в уставном капитале должна составлять не более 25%.

- доля многоквартирных домов, управляемых товариществами - 5% и 20% в 2008 и 2012 гг., соответственно;

- наличие нормативно-правовой базы нацеленной на ликвидацию дотационности предприятий ЖКХ и перекрестного субсидирования;

- предоставление гражданам субсидий по оплате ЖКУ;

- наличие адресных программ расходования средств;

- выделение границ земельных участков;

- софинансирование субъектами федераций, муниципальными бюджетами и гражданами расходов на капитальный ремонт в размере 5%.

Все эти условия должны выполняться как минимум в двух муниципальных образованиях, где проживает не менее 25% населения субъекта Федерации.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные направления жилищно-коммунальной реформы, определенные в Концепции реформирования

2. Расскажите о федеральных социальных стандартах. Зачем они нужны?

3. Расскажите о Фонде содействия реформированию ЖКХ


Date: 2016-02-19; view: 568; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию