Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Е занятие





План:

1.Макроэкономические рычаги управления промышленностью в условиях рыночных отношений. Роль многоотраслевых предприятий, создающих цепочку добавленных стоимостей (ЦДС).

2.Общие меры государственного регулирования промышленного производства.

3.Роль машиностроительного комплекса страны.

Вопрос 1

На прошлом занятии мы рассматривали основные позиции принятой Стратегии индустриально-инновационного развития. В Казахстане с 2003 г. принята системная промышленная политика. Рассмотрим 5 главных факторов или 5 инструментов, которые сегодня составляют суть реализации промышленной политики.

1. Необходимо резко изменить макроструктуру промышленного производства в пользу отраслей, выпускающих конечную продукцию, конкурентоспособную на внутренних товарных рынках и перспективных на международных. Увеличить выпуск импортозамещающей продукции. Пример тому – программа импортозамещения, направленная на сокращение импорта товаров, производить которые можно в республике.

2. Привлекать прежде всего технологические инвестиции из-за рубежа с целью обновления производственного аппарата отрасли, повышения эффективности труда.

3. Развивать наукоёмкие отрасли промышленности – отрасли машиностроения, особенно сельскохозяйственного и горнометаллургического. А для этого нужна концентрация определённой доли материально-сырьевых и трудовых ресурсов для более ускоренного развития этих отраслей.

4. Нужно чётко определиться в международном разделении труда, достойным образом интегрироваться в мировой процесс разделения труда.

5. Развивать отрасли промышленной переработки сельхозпродукции непосредственно в сельской местности. Это обеспечит:

а) повышение конечного цикла производства;

б) снизит остроту проблемы занятости на селе

На II конгрессе финансистов Казахстана Президент затронул проблему взаимосвязи промышленной политики, финансово-кредитной и денежной политики. Речь шла о необходимости повернуть финансовый сектор в сторону промышленного производства. «Денежно-кредитная политика должна стать адекватной проблемам реального сектора экономики. Слабо финансируется промышленное производство. От общего объёма кредитов в промышленность идёт менее четверти средств. И до тех пор, - подчеркнул глава государства, пока предпочтение будет отдаваться краткосрочным кредитам, наша промышленность не поднимется. Она требует долгосрочных кредитов. Необходимо законом заставить банки кредитовать производство. Не выполняющих эти условия – лишать лицензии.»

Доля долгосрочных кредитов хозяйству в общей сумме банковских активов в 2001 году колебалась на уровне 1 %.

В настоящее время инструментом привлечения финансовых ресурсов банковской системы в Казахстане стало создание финансово-промышленных холдингов. Финансовый капитал участвует в управлении и контроле над деятельностью промышленных кампаний, участвует в инвестициях, принятии управленческих решений, экономической деятельности предприятия, перестройке предприятия, сохранении занятости.

Другим инструментом оживления деятельности промышленного производства стало создание многоотраслевых производств. В современной мировой практике разработан и широко применяется метод анализа и выработки стратегии развития, основанный на рассмотрении отраслей экономики как ЦДС.

Суть этого метода заключается в том, что каждую отрасль можно рассматривать как цепь производств, которые последовательно добавляют стоимость конечного продукта.

Методика анализа отраслей посредством ЦДС выделяет два основных вида в зависимости от сил, которые двигают или преобладают в ЦДС. В связи с этим ЦДС в структурном плане разделяют на вертикальные и горизонтальные. Экономическая активность в вертикальных структурах ЦДС, как правило, сосредоточена в рамках одной компании. Например, одна и та же компания производит сырьё, перерабатывает его, самостоятельно производит запасные части и производит сборку продукта.

В горизонтальных структурах ЦДС активность равномерно распределена по многим хозяйствующим субъектам: одни компании занимаются дизайном продукта, другие производят комплектующие, третьи – сборку.

Там, где преобладают производители, ЦДС, как правило, имеет вертикальную структуру, в то время как ЦДС, где преобладают покупатели, - горизонтальную структуру.

В целом кто оказывает максимальное влияние на ЦДС, тот

получает наибольшую добавленную стоимость.

Современная ЦДС автомобильной отрасли состоит из производителей запасных частей и частей автомобиля как таковых, предприятий, которые разрабатывают (дизайн) и собирают автомобили, а также дистрибьюторов. При этом предприятия, которые собирают машины, оказывают наибольшее влияние на цепь, главным образом в форме получения наибольшей добавленной стоимости.

ЦДС изготовления одежды является ярким примером покупательской ЦДС. Она состоит из дизайнерских фирм, оптовиков, розничных магазинов, ткацких фабрик, производителей и переработчиков сырья и фабрик по пошиву одежды. В этой цепи дизайнерские фирмы и оптовики играют исключительную роль. Они получают наибольшую добавленную стоимость и определяют, что производить.

В некоторых странах рост доходов населения, усиление экологических и других требований к производителям товаров оказывает значительное влияние на размещение добавленных стоимостей. Например, несмотря на то, что заработная плата в Гонконге выросла и он потерял своё конкурентное преимущество в индустрии одежды и обуви, страна не выпала из ЦДС. Причина заключается в том, что компании Гонконга имеют опыт и необходимые связи в получении квот на поставку одежды и обуви в США. Если правительство США отменит квоты, то, скорее всего, китайские компании будут заниматься поставками напрямую.

Структура производственной и покупательской ЦДС

1. Производственная ЦДС (автомобилестроение, компьютеры, авиастроение, электрические машины)

------------------------------------------------------------------------------------------

Производители-------Торговые посредники-----Розничная торговля

                   
     
 
 
   
автодилеры
   
оптовики
 
 

 

 


 

 

2. Покупательская ЦДС (изготовление одежды, обуви, игрушек, домашних товаров)

------------------------------------------------------------------------------------------

Зарубежный рынок - (Рынок США: компании с собственными брендами) Компании в розничной торговле

 

Фабрики------Торговые посредники--------Покупатели

 

 

В условиях Казахстана ярким примером вертикальной структуры ЦДС являются ОАО «Казахмыс» и ОАО «Казцинк», которые имеют в своем составе производства, занимающиеся добычей руды, ее обогащением, производством первичного и вторичного металла, сопутствующих элементов (золото, серебро, редкоземельные металлы). Однако ЦДС на этом прерывается. Далее обработка продукта производится в компаниях других стран, в которых названные предприятия официально не участвуют, что значительно сокращает получаемую ими добавленную стоимость.

Примером нерационального производства является ОАО «Казахстантрактор». Это предприятие организовано по принципу приобретения у сторонних предприятий основных узлов для сборки гусеничных тракторов. При этом приобретает оно эти комплектующие узлы и детали у своих конкурентов. В итоге конечная цена трактора всегда выше, чем у конкурентов.

Для реализации индустриально-инновационной политики необходимо периодически осуществлять анализ уровня развития отраслей экономики с целью определения потенциально конкурентоспособных производств, в том числе экспортоориентированных, создающих экономическую ЦДС, с учетом тенденций развития мировых рынков и инициатив частного сектора.

Одновременно с этим Казахстану необходимо усилить исследования мировых и региональных рынков в целях нахождения своего места в отраслевых ЦДС. Эта задача затрудняется тем, что вхождение в мировую экономику, включая и сырьевой сектор, приходится начинать с нуля.

Вероятно, нет необходимости поощрять воспроизводство всей ЦДС, а только тех элементов, которые содержат наибольшую добавленную стоимость, или элементов, которые дают возможность выйти на мировые рынки и в дальнейшем продвигаться к экономической активности с более высокой добавленной стоимостью.

В связи с этим государственная поддержка должна комплексно оказываться по всем ключевым элементам ЦДС, а не в разрыве отдельных элементов, как это происходит сейчас. Другими словами, поддержка должна оказываться не отдельно взятому предприятию или отрасли, а всем или ключевым предприятиям даже в различных отраслях, но связанных в рамках единой ЦДС. В этом будут заключаться координирующая и планирующая функции государства.

Для проведения анализа отраслей и различных производств с учетом методов ЦДС создан Центр маркетингово-аналитических исследований. Создание Центра обусловлено тем, что возникновение и становление отечественного рынка консалтинговых услуг в области маркетинга и углубленного исследования рынков находится в первоначальной стадии. Высокие расходы в аналитических исследованиях рынка испытывает и частный сектор.

Деятельность Центра будет способствовать динамичному развитию этой отрасли. По мере роста и становления отечественного рынка консалтинговых услуг функционирование Центра как государственного станет нецелесообразным, и он будет приватизирован в среднесрочной перспективе от 3 до 5 лет. В настоящее время Центр маркетингово-аналитических исследований заключил контракт с американской компанией «Je Аustin», в результате которого определены семь крупных конкурентоспособных кластеров, продукция которых будет востребована не только на внутреннем, но и внешних рынках.

Вопрос 2

Рассмотрим конкретные направления государственного регулирования индустриального сектора.

Государство регулирует отношения, возникающие из применения защитных мер, устанавливаемых в целях защиты отечественных производителей товаров и экономической безопасности РК, для адаптации национальной экономики к условиям конкуренции с импортными товарами.

Одним из направлений государственного регулирования по поддержке отечественного производителя является программа импортозамещения. В 1998 г. был принят Закон РК «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров». В Законе шла речь о том, что предприятия АПК терпят убытки из-за торговой экспансии прежде всего российских и узбекских товаропроизводителей.

Российская товарная экспансия сыграла немалую роль в снижении общего уровня цен на продовольственные товары. По узбекским товарам был выделен перечень товаров, в отношении которых применялась специальная таможенная пошлина при ввозе товаров на территорию Казахстана. Эта мера касалась установления таможенной пошлины в размере 200% сверх базовой ставки на ввозимые товары: крупу, рис, маргарин, соки фруктовые, алкогольные и безалкогольные напитки, табак и промышленные заменители табака, а также на цемент (шлаковый, глиноземистый, суперфосфатный, гидравлический, готовый или в форме клинкеров).

В рамках этой программы направлением протекционизма со стороны государства является установление пошлин и квот на импорт. Защитные меры в той или иной форме устанавливаются на различные сроки, но в сумме период их действия не должен превышать 8 лет. В то же время, для достижения долговременного экономического роста наша экономика должна быть экспортоориентированной. Стратегия, направленная только на импортозамещение, была бы ошибочной.

Ограничения, устанавливаемые на завоз товаров «челночным» бизнесом, также относится к мерам запретительного характера.

В то же время, для достижения долговременного экономического роста наша экономика должна быть экспортоориентированной. Стратегия, направленная только на импортозамещение, была бы ошибочной.

Следующим направлением регулирования является защита отечественных товаропроизводителей. В 1999 г. был создан ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства», который финансировал проекты по Программе отечественных товаропроизводителей. Было определено 14 проектов на общую сумму 22716,1 тыс. долларов США. Например, проект ТОО «Ромат», направленный на насыщение отечественного рынка медицинской продукцией собственного производства. По проекту ОАО «Электромонтаж» предполагалось создание участка антикоррозийного покрытия методом горячего цинкования металлоконструкций для прокладки кабелей и проводов. Реализация проекта позволила производить совершенно новую продукцию – оцинкованные электромонтажные конструкции. По проекту АО «Казахстантрактор» предусматривалось производство сельхозтехники. В проекте ТОО «Акцепт-Агрохим» предусматривалось выпускать средства химической защиты растений, применение которых должно было позволить повысить урожайность от 8 до 27 %.

Успешное освоение проектов позволяло снизить объёмы импорта отдельных видов продукции в республику.

Одним из инструментов регулирования является разработка государственных программ отраслей индустриального сектора (например, программа развития машиностроительного комплекса, реформирование лесного и охотничьего хозяйства, легкой промышленности и т.д.) Цель программ – выведение реального сектора экономики на новую ступень развития, обеспечение промышленности и аграрного сектора необходимыми машинами, оборудованием и запасными частями.

Выделение приоритетных направлений развития промышленности, когда в отрасли выделяется 1-3 предприятия и за счёт комплекса финансово-кредитных, налоговых мер стимулируется производство этих предприятий. Например, в тракторостроении был выделен завод по производству колёсных тракторов в г. Павлодаре. Испытания показали, что по своим технологическим параметрам Т-95,4 превосходит широко применяющуюся в республике аналогичную российскую технику (часовой расход топлива снижен на 11%, производительность труда увеличена на 20%).

Таким образом, общие меры государственного регулирования можно свести к комплексу протекционистских мер: расширению внутреннего и внешнего рынков отечественными товарами, поддержке отечественных товаропроизводителей, развитию импортозамещающего производства (ограничению до минимума ввоза товаров импортного производства).

Вопрос 3

Рассмотрим положение отрасли. «Удельный вес» сектора в общем объёме промышленной продукции составляет всего 3,2 процента (в начале 90-х этот показатель составлял 16 процентов). Для внутреннего потребления отрасль выпускает только одну шестую часть продукции. Остальное завозят извне. В структуре же экспорта машиностроительная продукция занимает всего два процента. Отечественное машиностроение не может производить абсолютно любую продукцию. Поэтому необходимо «привязать» подотрасли машиностроения к конкурентным на внешнем рынке секторам промышленности. К ним относятся добыча и переработка углеводородов, сельское хозяйство, горно-металлургический комплекс, энергетика, а также транспортная инфраструктура. Оборудование, узлы, механизмы и транспортные средства для этих отраслей можно и нужно производить на территории страны. В Правительстве рабочая группа работает над подготовкой кластера в нефтегазовом машиностроении. В настоящее время разворачивается работа над заказами со стороны нефтегазового сектора и горно-металлургического комплекса. Расширяются мощности предприятия по сборке легковых автомобилей и полуприцепов, устойчиво растут связи с национальной компанией «Казахстан инжиниринг», объединяющей крупные предприятия оборонной промышленности.

Наиболее слабым звеном машиностроения является физическая изношенность станочного парка. Основные средства предприятий устарели на 55 %. Очевидно, отечественная продукция не может конкурировать на внешнем рынке.

Технологическая отсталость средств производства от мирового уровня доходит до 35-50 лет! По существующим расчётам, на частичную модернизацию заводов и замену более семи тысяч станков потребуется от 75 до 100 миллиардов тенге. В развитых странах используют механизм обновления основных фондов за счёт лизинга. На Западе в восьми из десяти случаев промышленное оборудование выкупают лизинговые компании, а затем сдают в аренду предприятиям. Доля проходящей через лизинг техники и агрегатов в Казахстане – меньше одного процента. Действующие в этой сфере 15-20 компаний открыты банками для получения быстрого дохода через лизинг транспорта.

В машиностроительной промышленности инвестиции окупаются через 10-15 лет с рентабельностью не выше 7-8 процентов. В 2004 г. машиностроители начали работу над 29 проектами. Это примерно шестая часть от всех инвестиционных соглашений в промышленности.

Справочно: в соответствии с международной торговой классификацией (SITC) к группе ведущих высокотехнологичных производств относятся:

- наукоемкие продукты органической химии и пластики;

- фармацевтическая продукция;

- химикаты для сельского хозяйства;

- радиоактивные материалы, турбины и оборудование реакторов;

- генераторы для ядерных, гидро- и ветровых электростанций;

- оборудование для автоматизированной обработки информации;

- телекоммуникационное оборудование;

- электронные приборы и полупроводниковые устройства;

- прогрессивная продукция электромашиностроения;

- авиационная и космическая техника;

- оптические приборы и измерительное оборудование;

- оружие и системы вооружения.

Согласно подходу Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, к высокотехнологичным отраслям относятся ряд подотраслей машиностроительного комплекса - производство электронно-вычислительной техники и периферийного оборудования, авиационная и ракетно-космическая промышленность, производство промышленных роботов и средств комплексное автоматизации производства, ряд подотраслей электронной промышленности, частности, производство средств связи, радиолокации и радионавигации, сложной бытовой радиоэлектронной техники и т.д. и приборостроение. Также к важным областям высоких технологий относятся макро- и нанотехнологии. Под макротехнологиями подразумеваются все виды инновационной деятельности по созданию принципиально новых видов продукции и услуг в отраслях, определяющих передовой технологический уровень страны.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. В чём суть промышленной политики?

2. Охарактеризуйте инструменты, посредством которых можно оживить промышленное производство.

3. Что собой представляют многоотраслевые предприятия, создающие ЦДС.

4. Перечислите основные меры государственного регулирования промышленного производства.

 

Date: 2016-02-19; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию