Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Региональная политика и государственное регулирование социально-экономического развития регионов





 

План:

1. Цели и задачи региональной политики. Экономико-географическое районирование.

2. Концепция региональной политики.

3. Региональные аспекты бюджетной политики.

Вопрос 1

Переход к рыночным отношениям не снимает ответственности правительства за развитие регионов, но в отличие от прежней централизованной системы меняются акценты в политике, расширяются права местной власти за разработку и реализацию региональной политики.

На огромной территории республики имеет место значительная дифференциация не только природной составляющей, но и различие в социально-экономическом развитии. Каждый регион Казахстана имеет свою ярко выраженную производственную специализацию, особенности в освоении природных ресурсов, различную плотность населения, разное соотношение в доле городских и сельских жителей и т.д.

Региональная политика – как составная часть общей политики государства направлена на эффективное использование региональных факторов жизнедеятельности и хозяйствования для достижения стратегических целей, устойчивого социально-экономического развития страны. Цели региональной политики РК заключаются в создании относительно равных возможностей для жизнедеятельности населения и эффективного использования ресурсно-производственного потенциала каждого региона, района на основе рационального разделения труда и формирования принципов развития территориального самоуправления.

Существует большая дифференциация среди регионов по многим показателям: по водным ресурсам; промышленному или сельскохозяйственному потенциалу; самообеспеченности распределения природных и людских ресурсов. Сохраняются различия в оплате труда в оплате труда. Среди регионов республики в феврале 2007 г. Наиболее высокая заработная плата сохраняется в Атырауской области – 80646 тенге на одного работника или в 1,8 раза выше среднереспубликанского показателя и Мангистауской – соответственно, 69022 тенге и в 1,5 раза. Средняя заработная плата в г. Алматы – 68138 тенге (в1,5 раза), в г. Астане – 63821 тенге (в 1,4 раза). Ниже чем в среднем по республике оплата труда в двенадцати областях. В Северо-Казахстанской области ее величина составила 30488 тенге, Костанайской – 31697 тенге, Акмолинской – 31798 тенге, что на 30-33% ниже среднего уровня по стране.

Исходя из объективно обусловленных различий, регионы Казахстана делятся на 4 группы.

ПЕРВАЯ ГРУППА – Атырауская, Актюбинская, Мангистауская, Западно-Казахстанская, частично Кызылординская, Жамбылская области. Это регионы, обладающие уникальными запасами минеральных ресурсов стратегического характера (в основном углеводородные) и достаточно высоким импульсом в интенсивном развитии научно-производственного потенциала, способные ускоренными темпами интегрировать в мировое хозяйство, но имеющие нерациональную структуру хозяйства.

Приоритеты этой группы – интенсивное освоение богатых месторождений стратегического (углеводороды), а также других видов сырья (хромиты, калийные соли, бораты, никель, кобальт и др.) на базе внедрения новейших технологий добычи и комплексной переработки углеводородного сырья; создание высокоразвитой производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.

ВТОРАЯ ГРУППА – Восточно-Казахстанская, Павлодарская, Карагандинская, Костанайская, Северо-Казахстанская области. Данные регионы характеризуются высоким научно-производственным потенциалом, ярко выраженной специализацией в отраслях тяжелой индустрии, с достаточно благоприятными экономическими условиями для создания высокотехнологичных наукоёмких производств, в основном самообеспеченные финансовыми ресурсами.

В числе приоритетов группы – организация выпуска новой наукоёмкой продукции, средств электроники, информатизации, автомобилестроения (Павлодарская и Карагандинская области), новых композитных, сверхчистых, сверхпроводящих материалов (Карагандинская, Восточно-Казахстанская области), развитие лазерной технологии, выпуска приборов и систем автоматизированного управления (Северо-Казахстанская область).

ТРЕТЬЯ ГРУППА – Северо-Казахстанская, Акмолинская, Костанайская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская области, агропромышленные комплексы которых признаны ведущими в формировании производственного фонда республики.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития регионов третьей группы являются продолжение курса на реформирование разнообразных форм собственности; эффективная специализация производства сельхозпродукции.

ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА - сельские районы Атырауской, Мангистауской, Карагандинской, Южно-Казахстанской областей, т.е. депрессивные регионы с экстремальными почвенно-климатическими, социально-экономическими и технико-технологическими условиями, жёстко лимитирующими возможность экономического манёвра. В этих регионах из-за нарушения сложившихся хозяйственных связей экономический и социальный кризис достиг критического уровня.

Приоритеты для четвёртой группы – предотвращение процесса углубления экологического кризиса; коренная реконструкция хозяйственного комплекса с учётом использования местных ресурсов, опыта и традиций проживающего в этих регионах населения.

Таким образом, для первой группы регионов важна система государственной поддержки в создании региональной инфраструктуры (особенно транспортной), инфраструктуры рынка, а также в привлечении иностранных инвесторов.

Во второй группе регионов методы государственного регулирования будут ориентированы на содействие структурной перестройки экономики региона через широкую приватизацию.

В третьей группе регионов экономические рычаги и стимулы будут концентрироваться вокруг продолжения курса по реформированию сельхозпроизводства, развития разнообразных форм собственности.

Для депрессивной (четвёртой) группы областей доминирующими останутся методы госрегулирования, а именно – оказание финансовой помощи под определённые проекты с последующим строгим контролем за их использованием.

Такой подход к решению региональных проблем управления может быть плодотворным, поскольку он даёт возможность интенсивно развивать местные хозяйства, стабилизировать региональные экономики.

Вопрос 2

Управление социально-экономического развития регионов связывается с разумной децентрализацией регионального управления к реальному территориальному самоуправлению.

В основе формирования региональной политики лежит объективная необходимость оптимизации и размещения производительных сил страны. Суть её заключается в рациональном сочетании интересов государства и регионов, создании условий для эффективного использования региональных факторов экономического роста, повышения уровня жизни населения и оздоровления экологической безопасности. Для этого государство использует арсенал следующих инструментов: контроль регионального законотворчества в сфере экономики, разработка и реализация программ развития регионов, налоговые льготы и скидки.

Проблема неравномерности регионального социально-экономического развития характерна не только для Казахстана, она свойственна многим странам мира (промышленный Север и сельскохозяйственный Юг Италии, Южные и северные штаты Америки). Мировой опыт показывает, что наличие проблемных, депрессивных регионов может крайне негативно влиять на многие внутренние и внешние аспекты деятельности государства.

Вопросы занятости и снижение безработицы в регионах находятся в центре внимания государства. Используются различные механизмы регулирования рынка труда, (см. Тема 14) направленные на уменьшение региональных диспропорций в уровне занятости и безработицы. Средства, выделяемые государством, направляются в первую очередь в регионы, где высока доля безработного населения и лиц с низким и доходами, где трудоспособное население преимущественно занято на личном подворье. В связи с этим готовится новый проект Закона «О занятости населения».

Вопрос 3

В связи с особенностями экономики регионов (демографические, социально-экономические и индустриальные различия) большое значение приобретает механизм бюджетных трансфертов между центром и областями, а также внутри областей, что позволяет строить взаимоотношения республиканского и местных бюджетов, избегая субъективных решений. Регионы северо-востока и центральной части, крупные промышленные города, обладающие развитой индустрией, традиционно являются финансовыми «донорами» для преимущественно аграрных областей юга и запада страны. В регионах-реципиентах, получающих дотации, как правило, высокая плотность и численность населения, высокая рождаемость и удельный вес детей, преобладание сельских жителей, что предполагает большую сеть больниц и школ, объектов социальной инфраструктуры, финансируемых из государственного бюджета.

В целом можно сказать, что вся современная система отношений центра и регионов не является эффективной и содержит ряд противоречий в интересах. Существующий механизм субвенций и изъятий, официальных трансфертов из республиканского бюджета местным бюджетам направлен на обеспечение примерно одинаковой суммы бюджетных расходов, приходящихся на одного жителя региона независимо от результатов экономической деятельности региона. Это снижает заинтересованность регионов-лидеров в повышении своих доходов и закрепляет иждивенческие настроения отстающих регионов.

Расходная часть местных бюджетов имеет в настоящее время полностью социальную направленность – до 80% расходной части составляют расходы на образование, здравоохранение и социальное обеспечение, социальную помощь, т.е. на потребление. Капитальные расходы записываются общей статьей в бюджет.

Ограниченность же финансовых ресурсов определяет небольшое финансирование капитального оборудования и строительства. Тем самым не закладываются основы долгосрочного развития регионов.

Изменить положение дел позволит переход к разработке бюджетов всех уровней на среднесрочный трёхлетний период и разделение расходов местных бюджетов на текущие и инвестиционные.

Взаимоотношения между центром и регионами должны быть стабильными в среднесрочной перспективе и нацелены на поощрение развития реального сектора, что обеспечит занятость населения, приведёт к расширению налогооблагаемой базы, как следствие к увеличению доходов областей.

Построение межбюджетных отношений требует разработки специальной методики расчёта выравнивающих трансфертов.

Стабильные и справедливые взаимоотношения регионов и центра, области и района, должны содействовать обеспечению основных приоритетов социально-экономического развития страны.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1.Что собой представляет региональная экономическая политика? Какие цели она преследует?

2.По каким факторам различаются регионы друг от друга? Причины регионального неравенства.

3.Раскройте Концепцию регионального развития. Охарактеризуйте этапы её реализации.

4.В чём суть бюджетных отношений между регионом и центром? На каких принципах они должны строиться?

 

Date: 2016-02-19; view: 545; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию