Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Основные механизмы осуществления денежно-кредитной политики государства





План:

1. Цели, задачи и основы формирования денежно-кредитной политики государства. Регулирование денежного обращения.

2. Инструменты и рычаги, применяемые государством для регулирования кредитных ресурсов. Роль Центрального банка.

3. Государственные методы регулирования ценообразованием.

4. Недопущение финансовых рисков на этапе финансового кризиса.

Вопрос 1

Денежно-кредитная политика государства – составная часть экономической политики государства, направленная на борьбу с инфляцией, поддержание курса национальной валюты, нормальных условий функционирования рынка. Денежно-кредитная политика – это инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономической системе в достижении такого уровня производства, который характеризуется состоянием полной занятости и отсутствием инфляции.

Цели денежно-кредитной политики:

поддержание равновесия на денежном рынке, контроль и регулирование денежной массы в обращении;

борьба с инфляционными явлениями в экономике, регулирование курса национальных валют

регулирование экономического цикла и выравнивание конъюнктуры

обеспечение реального сектора экономики дешёвыми кредитными ресурсами

Денежно-кредитная политика проводится посредством регулирования денежного обращения, установления ставки рефинансирования, установления валютного коридора и т.п. Все перечисленные средства оказывают косвенное и общее воздействие на экономику, поэтому количественный результат применения этих средств чрезвычайно трудно поддаётся предварительной оценке.

В вопросе роли денег в макроэкономическом развитии выделяется три макроэкономических подхода:

 
Неоклассическая школа в связи с их представлениями о рыночной экономике как саморегулирующейся, саморазвивающейся, отрицала необходимость государственного регулирования экономических процессов, а деньги, понимались как внешняя оболочка, необходимая только лишь для номинального выражения таких показателей, как ВНП, доходы, инвестиции, цены и др. А на их динамику и реальный уровень они воздействовать не могут, так как реальный объём национального производства зависит от имеющихся в экономике производственных ресурсов. Изменение количества денег в экономике может повлиять только на уровень внутренних цен. Эта позиция нашла наиболее яркое выражение в теории И.Фишера, который доказал, что пропорциональное изменение номинального количества денег вызовет лишь пропорциональное изменение абсолютного уровня цен. Эта связь выражается в уравнении, которая получила название уравнения обмена И.Фишера: М х V =P х Q; где М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег, P – средняя цена товаров и услуг, Q – количество товаров и услуг, произведённых в рамках национальной экономики в течение года. Поэтому неоклассики делали вывод о неэффективности денежной политики и необходимости заботиться, прежде всего, о сбалансированном государственном бюджете и сбалансированном платёжном балансе.

Великая депрессия 1929-1933 гг. поставила под сомнение многие положения этой школы, в частности положение, в котором фактически исключалась возможность кризисов и вынужденной безработицы в рыночной экономике. Это означало неспособность количественной теории денег разрешить проблемы, вызванные кризисами. Необходимо было использовать ряд государственных мер, регулирующих экономику, в том числе и меры, использующие денежные регуляторы.

Кейнсианский подход. С выходом книги видного экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) произошла настоящая революция во взглядах на макроэкономическую политику вообще и в том числе на денежную политику. Дж.Кейнс считал необходимым государственное воздействие на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для изменения совокупного спроса в экономике. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство: Y = C +G + I + XN; где Y - номинальный объём ВНП, C – потребительские расходы, G – государственные расходы на покупку товаров и услуг, XN – чистый экспорт. При этом решающее значение отводилось инвестиционному спросу, так как колебания в инвестициях через мультипликативный эффект вызовут большие изменения в производстве и занятости. А уровень инвестиций, в основном, зависит от процентных ставок, их рост будет уменьшать уровень инвестиций, а следовательно, будут падать объём производства и занятость, а снижение, напротив, будет стимулировать производство и занятость. В свою очередь, процентная ставка определяется уровнем денежной массы – ее рост вызовет падение процентной ставки и рост инвестиций, и наоборот, ее снижение приведет к росту процентной ставки и снижению инвестиций. Это означает, что условия денежного обращения через колебания процентной ставки оказывают сильное воздействие на экономику в целом.

Цепочка причинно-следственных связей такова: рост денежной массы вызовет снижение процентной ставки, это приведёт к росту инвестиций, а следовательно, к росту дохода и занятости, т.е. процентная ставка – это главный рычаг, посредством которого денежное обращение воздействует на экономику.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух величин: номинального национального дохода и ставки процента, потому что считал, что спрос на деньги включает два элемента: а) трансакционный спрос или спрос на деньги для сделок. Он учитывает трансакционный мотив, когда нужны деньги для запланированных расходов. Трансакционный спрос зависит от уровня номинального национального дохода: чем выше его уровень, тем выше уровень расходов и нужно больше денег для сделок.

б) спекулятивный спрос связан с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие этого спроса обусловлено тем, что люди в каждом конкретном случае решают какую долю дохода направить на потребление, а какую – на сбережения и в какой форме хранить эти сбережения. Ценные бумаги приносят доход, хотя имеется определённый риск, так как изменение ставки процента приводит к изменению курса ценных бумаг: чем выше ставка процента, тем ниже курс. В этих условиях возникает всеобщее стремление к предпочтению ликвидности. Отсюда вытекает вывод, что спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ставкой процента.

Используя методы денежно-кредитного регулирования, государство может оказывать воздействие на ставку процента, а через неё – на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и обеспечивая экономический рост.

Монетаристская количественная теория денег. С конца 60-х годов ХХ века всё явственнее стали проявляться просчёты в кейнсианской теории, а именно недооценка опасности инфляционных процессов, преувеличение роли государственных расходов, бюджетных механизмов, переоценка реального эффекта дефицитного финансирования. Это способствовало пересмотру роли денег в экономике и возврату к монетаристским теориям. М. Фридмен и его последователи, известные в экономической теории как монетаристы, разработали современную количественную теорию денег. Главными постулатами этой теории являются:

- рыночная система обладает способностью автоматически, на основе саморегулирования, приводить себя в равновесие. Возникающие в экономике трудности навязываются внешними факторами и являются результатом ошибочных действий государственных органов. А сама рыночная экономика имеет достаточный запас прочности, которая заложена в природе частного хозяйства.

- «ни одно правительство не может быть мудрее рынка». Поэтому необходимо ограничивать государственное вмешательство в экономике. Доводы: а) государственное вмешательство блокирует действие стихийных регуляторов, стремящихся восстановить равновесие; б) оно ориентировано на краткосрочную перспективу, а для разрешения возникающих трудностей нужен временной простор, длительное время, это под силу только самому рынку; в) государство может создавать спрос и управлять им (через госрасходы, налоги, займы и т.д.), оно может увеличить товарное предложение.

- перенос центра тяжести исследований и практических рекомендаций в область кредитно-денежных дел. Деньги во всём своём многообразии могут быть стихийным регулятором экономических процессов. При этом внимание сосредотачивается вокруг денежной массы, её размеров, темпов роста и скорости обращения денег.

Современная денежная теория всё более приобретает синтетические формы моделей, включающих элементы кейнсианской теории, монетаризма, неоклассической теории «экономики предложения» и других.

Вопрос 2

Важной задачей денежно-кредитной политики является регулирование денежной массы. Центральный банк страны, имеющий монопольное право осуществлять эмиссию денег, использует для этого соответствующие механизмы.

Центральный банк является главной инстанцией, применяющий кредитные инструменты ГРЭ. Кроме него в сфере кредита действуют и другие государственные институты, которые участвуют в кредитных операциях, но не регулируют денежное обращение и движение частного ссудного капитала в стране, хотя и влияют на него.

Денежная масса - эта общая сумма современных денежных средств, принимаемая продавцом в обмен на товары и услуги. Структура денежной массы включает 6 элементов.

 

 
 


 

 

Неденежные ликвидные средства

 

 


Наибольшее распространение в экономическом анализе в настоящее время получили следующие денежные агрегаты: денежная масса МО, деньги М1, М2, М3, М4.

Денежная база МО – количество наличных денег в обращении, включая деньги в кассах предприятий;

Деньги М1 – «деньги в узком смысле» - сумма наличных денег в обращении МО плюс вклады населения и предприятий до востребования и дорожные чеки;

Деньги М2 – сумма денежных средств, обслуживающих текущий оборот М1, плюс срочные вклады населения и предприятий;

Деньги М3 – «деньги в широком смысле» - совокупная денежная масса, включающая в себя денежные средства, обслуживающие бумаги (облигации, сертификаты, казначейские обязательства), средства на счетах бюджетных, общественных организаций и средства для финансирования капиталовложений.

Деньги М4 – совокупная денежная масса М3 плюс неденежные ликвидные средства, хранящиеся в банках.

Теперь, когда представляем из чего складывается масса, обслуживающая экономику, рассмотрим формулу количества денег в обращении:

Ц+ П - Н - ВП

Д = ------------------------, где

СО

Ц – сумма цен товаров и услуг,

П – сумма платежей, приходящихся на данный период

Н – сумма платежей, сроки которых не наступили в данный период

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей

СО – скорость оборота денежных средств

В современных условиях в странах с развитой экономикой используется три основных инструмента, с помощью которых Центральный банк осуществляет регули98рование денежно-кредитной сферы: операции на открытом рынке, учётная ставка и норма обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это инструмент повышения учётной политики. Центральный банк покупает или продаёт ценные бумаги, банковские акцепты и другие кредитные обязательства. Особенность операций на открытом рынке заключается в том, что они проводятся не по рыночным процентным ставкам, а по заранее установленному курсу. Процентные же ставки устанавливаются Центральным банком дифференцированно, в зависимости от срочности государственных ценных бумаг.

Учетная политика основана на переучёте или покупке векселей, учтённых ранее коммерческими банками.

Смысл дисконтной политики заключается в том, чтобы изменением условий рефинансирования кредитных институтов повлиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

Политика обязательных резервов. Как инструмент денежно-кредитного регулирования экономики политика обязательных резервов относится к прямым административным методам воздействия государства на денежный рынок. Это способ влияния Центрального банка на налично-денежный объём ресурсов коммерческих банков и их кредитные возможности.

Центральный банк – экономически самостоятельное учреждение, относительно независимое от законодательных и исполнительных органов власти, т.е. в большей или в меньшей степени реально независимое от правительства.

Справка.

В соответствии с Законом «О национальном банке» от14 апреля 1993г. НБ Казахской ССР был переименован в НБ РК. Он стал выполнять характерные для центральных банков функции денежно-кредитного и валютного регулирования, осуществляя кредитование БВУ преимущественно в целях поддержания их ликвидности.

С 1994г. были прекращены прямое кредитование Национальным банком предприятий реального сектора, а также выдача кредитов по решению Правительства. Кредиты Правительству на покрытие бюджетного дефицита стали предоставляться на платной основе, а в 1995 г. и вовсе перестали выдаваться. Размещение кредитных ресурсов стало осуществляться посредством кредитных аукционов. В 1995г. законодательно была определена его независимость, а целью ставилось обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Этот выбор в период становления национальной валюты был оправданной мерой.

Достижение определенного уровня развития финансовой системы, достижение ценовой стабильности, передача всех надзорных функций Агентству по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций позволили Национальному банку перейти на следующую ступень качественного развития своей деятельности. С 1 января 2004 года наряду с другими задачами законодательно была объявлена новая цель – обеспечение стабильности цен, то есть появилась возможность сконцентрироваться на классических функциях центрального банка.

Согласно международной практике основной целью Центрального банка является – способствовать быстрому росту сбережений населения, поддерживать социальную стабильность, обеспечивать эффективность инвестиций в экономику страны. Стабилизировать цены, чтобы защитить доходы населения от обесценения.

Вопрос 3

Всем известно, насколько чувствительной бывает реакция людей на уровень и изменения цен.

Цены выполняют очень важную функцию: влияют на структуру и объём потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

Государство должно отслеживать изменение цен на все виды товаров и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования.

Если заглянуть в историю, то на всем протяжении капитализма можно проследить воздействие государства на цены. Действительно идеальной, всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. 100-150 лет опыта госрегулирования показывает, что вмешательство в ценообразование может быть как прямым так и косвенным через наблюдение и косвенное воздействие.

В рыночных условиях государство не вмешивается в установление цен. Их регулирует спрос и предложение. Государство в лице антимонопольного комитета вмешивается в основном в деятельность естественных монополий, контролируя уровень цен и тарифов. Государство регулирует цены на товары и услуги, имеющие жизненно важное значение для общества (топливо, энергия, стратегическое сырьё, продукция оборонного значения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости и др.). Наблюдая за ценами, государство, тем самым, проводит измерение роста стоимости жизни, что в дальнейшем влияет на индексацию заработной платы и пенсий, а также для выяснения как влияет рост цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.

Принято считать, что государство воздействует на цены, если 1) вводит количественные и таможенные ограничения во внешней торговле; 2) вступает в интеграционные союзы; 3) изменяет учётную ставку; 4) осуществляет эмиссию денег.

Прямое государственное вмешательство на цены проявляется путём установления цен на акцизные товары. Непосредственное воздействие связано с субсидиями, специальными доплатами.

Основные формы прямого регулирования цен:

общее замораживание цен (применяется при чрезвычайно сильной инфляции в экономике) и замораживание цен на отдельные товары;

установление фиксированных цен и тарифов. Субъекты

ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированную цену;

установление пределов возможного роста цены за определённый период времени или предельного уровня цены. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, т.к. рост свободных цен в конечном счёте ведёт к сокращению производства;

установление предельного норматива рентабельности;

установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;

установление паритетных цен.

Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования рядом косвенных мер.

Косвенное регулирование цен – вмешательство в ценообразование, которое обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, увеличению рыночного спроса, управлению доходами населения, регулированию налогов.

К мерам косвенного регулирования цен относятся:

госзакупки;

налоговая система;

регулирование денежного обращения и кредита;

политика государственных инвестиций;

регулирование госрасходов;

установление норм амортизации.

Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование и носящие макроэкономический характер.

Государство не только определяет перечень продукции, цены на которую подлежат регулированию, сферы применения такого регулирования, но и определяет органы государственной власти, осуществляющие контроль ценообразования.

Органам контроля цен предоставлены достаточные полномочия для осуществления своих контрольных функций: они беспрепятственно проверяют действующие на территории, находящиеся в их ведении, все субъекты предпринимательской деятельности в отношении соблюдения ими порядка применения цен и тарифов;

принимают решения о финансовых санкциях и взыскании сумм штрафов в установленном размере;

в ходе проверки или после неё дают предписания, обязательные для выполнения, об устранении нарушений порядка применения цен и тарифов;

привлекают к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей предприятий, виновных в нарушении порядка применения цен и тарифов.

Инфляция в стране в марте 2007 г. составила 0,7 %. По продовольственным товара рост цен составил 2,6 % к декабрю 2006 г., по непродовольственным товарам – 0,9% к декабрю 2006 г. И платные услуги возросли на 3,3 % к соответствующему периоду.

Справка.

Индекс потребительских цен, характеризующий уровень инфляции, показывает изменение цен на товары и услуги, приобретаемые населением для личного потребления. Набор товаров и услуг включает 508 позиций. Регистрация цен производится по выборочной сети предприятий торговли и сферы услуг различных форм собственности во всех областных центрах, столице и определенному кругу городов и районных центров.

В настоящее время продолжается процесс дальнейшего совершенствования денежно-кредитной системы страны и перед ней стоят новые масштабные задачи:

1. поддержание низких темпов инфляции, в пределах 3-4 % годовых, путём перехода к принципам инфляционного таргетирования денежно-кредитной политики.

2. поддержание курса на повышение конкурентоспособности казахстанских товаров и услуг на мировых рынках путём сдерживания роста реального курса тенге к иностранным валютам.

3. Обеспечение устойчивого развития банковской системы и страхового рынка путём создания условий для дальнейшего роста их ресурсной базы и расширения кредитования реального сектора.

4. Совершенствование государственной регулирующей деятельности участников финансового рынка путём концентрации надзорных функций за всеми участниками финансового рынка в Национальном банке.

5. Стремление к приближению платежной системы Казахстана к стандартам Евросоюза и построению общей платёжной системы стран СНГ, основанной на национальных валовых системах расчёта в режиме реального времени. Здесь Национальный банк планирует сосредоточить свои усилия на внедрении и развитии электронных денег.

Вопрос 4

Глобальный финансовый кризис 2008 г. нанес ощутимый удар по финансовой системе, а также банковскому сектору страны. Наиболее важным на тот период времени стало принятие Плана совместных действий Правительства, Национального банка и АФН по стабилизации экономики и финансового сектора на 2009-2010 годы. Согласно этому плану, принятому 25 ноября 2008 года, на стабилизацию финансового сектора были направлены средства на временное вхождение государства по оказанию помощи четырем банкам: БТА, включая его дочернюю организацию АО «Темирбанк», Народный банк, Казкоммерцбанк, Альянс Банк. В настоящее время не полностью преодолены остаточные явления кризисных явлений. Проблема сохраняется в средне-срочном и долгосрочном фондировании. Зарубежные финансовые институты не имели возможности продолжить представление долгосрочных займов и казахстанский банки вынуждены были переориентироваться на внутренний рынок для привлечения долгосрочного фондирования. Вместе с тем, поскольку депозитная база является краткосрочным источником фондирования, в настоящее время казахстанские банки испытывают нехватку в долгосрочных источниках фондирования.

Такая ситуация привела к постепенному изменению структуры кредитования, в частности, банки стали больше склоняться к краткосрочному потребительскому кредитованию, нежели к долгосрочному кредитованию. Эксперты считают, что потенциальным источником средне-и долгосрочного фондирования банков мог быть выпуск долговых финансовых инструментов, спрос на которые может быть проявлен со стороны институциональных инвесторов.

В целом уровень рисков в банковской системе сохраняется на приемлемом уровне. Однако высокий уровень кредитного риска остается критичным для устойчивого функционирования банковского сектора, так как высокий уровень неработающих займов в ссудном портфеле банков не позволяет им более активно кредитовать реальный сектор.

С целью дальнейшего повышения устойчивости финансового сектора наиболее актуальной задачей Нацбанка является введение новых стандартов Базель 3. Новые стандарты, предложенные Базельским комитетом по банковскому надзору, направлены на улучшение способности банков абсорбировать шоки, возникающие в результате финансового и экономического стрессов, и заключается в ужесточении качества и структуры капитала, повышении минимальных значений к уровню капитала, а также минимизации процикличности регулирования. После оценки минимальных значений нормативов достаточности капитала с учетом специфических рисков, Нацбанк рекомендовал казахстнским банкам повысить стандарт, рекомендованный Базель3. Новые стандарты будут вводиться поэтапно:

1 этап: в течение пяти лет (2013-2017гг.) исключение инструментов, не соответствующих стандартам Базель 3, и введение консервационного буфера;

2 этап: в течение трех лет (2016-2018гг.) постепенное повышение требований к капиталу.

 

Вопросы для контроля и обсуждения:

1. Каковы цели денежно-кредитной политики.

2. Какие теоретические подходы в денежно-кредитном регулировании Вы знаете.

3. Какие средства ГРЭ относятся к денежно-кредитным.

4. Какова структура денежной массы, охарактеризуйте её составляющие.

5. Какова роль Центрального банка.

6. Назовите основные методы государственного ценообразования.

7. Какие задачи стоят перед государством в проведении антициклической политики в финансовой сфере.

8. В чём смысл перехода стандартов к третьему Базелю?

 

 

Date: 2016-02-19; view: 1429; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию