Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 9. Деятельность государства по регулированию развития аграрного сектора экономикиПлан: 1. Особенности аграрного сектора экономики. Объективная необходимость государственного регулирования рыночных отношений в сельском хозяйстве. 2. Развитие агропродовольственного комплекса РК. Приватизация и инвентаризация собственности в сельскохозяйственном секторе 3. Система государственных мер по поддержке АПК. Вопрос 1 Поддержка сельскохозяйственной отрасли и, в частности продовольственного рынка, является одной из важных задач государства. Во всех развитых странах сельское хозяйство в значительной степени поддерживается государством. Эта отрасль народного хозяйства в наименьшей степени приспособлена к рынку и к конкуренции. Сельское хозяйство, как известно, отличается от большинства отраслей народного хозяйства специфическими условиями производства. К ним относятся следующие. Земля – основное средство производства, работа имеет сезонный характер, в процессе труда имеешь дело с живыми организмами, несовпадение рабочего периода с периодом производства, существует достаточно большой лаг (разрыв) во времени между осуществлением инвестиций и получением эффекта, неэластичность спроса на продукцию в зависимости от цен на них, высокая капиталоёмкость и энергоёмкость, низкая прибыльность и, наконец, жёсткая зависимость от природно-климатических условий. В развитых странах, как уже было отмечено, аграрный сектор работает не по рыночным законам, а регулируется государством, которое выделяет ему существенные прямые и косвенные дотации в виде налоговой поддержки, проведения протекционистской политики и использования разнообразных специфических рычагов. В условиях трансформационных процессов, связанных с переходом к рыночным отношениям, наиболее негативные процессы произошли в аграрном секторе. С одной стороны, государство в переходный период не имело достаточных ресурсов для осуществления государственного дотирования отрасли на должном уровне. Но, с другой стороны, проблема заключается не только в ограниченных ресурсах государства, но и в несовершенстве законодательной базы, неэффективности принимаемых законов и программ, отсутствии системности государственных мер, поспешном и необоснованном ускорении реформ. Отсутствие эффективных программ реформирования аграрного сектора на фоне сокращения бюджетных ассигнований в критических условиях переходного периода привело к ухудшению состояния и стагнации этой важной отрасли. Регулирование аграрного сектора необходимо рассматривать через развитие аграрно-промышленного комплекса (АПК). · Агропромышленный комплекс (АПК) – совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих воспроизводство конечного продукта из сельскохозяйственного сырья, АПК включает три функциональные сферы: I - фондообразующие отрасли, производящие для сельского хозяйства средства производства и соответствующие услуги; II – сельское хозяйство (растениеводство и животноводство) III – совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья и реализацию конечного продукта АПК. Решение основных вопросов в агропромышленном комплексе связано с выполнением следующих социально-значимых задач. Во-первых, обеспечение продовольственной безопасности страны. Для Казахстана, продовольственное самообеспечение которого не отвечает нужному уровню, достижение продовольственной независимости является одним из важных направлений обеспечения экономической безопасности в целом. Во-вторых, для страны, 45% населения которого живёт в сельской местности, развитие сельскохозяйственного производства позволит решить проблему безработицы на селе. Высокий уровень занятости, стабильный доход будут способствовать социальной стабильности в стране. Государство не имеет достаточно ресурсов для того, чтобы взять на себя решение всех социальных проблем села. Но оно должно создать условия для развития сельскохозяйственного производства. В-третьих, следует учитывать значительный мультипликативный эффект для всей экономики от развития сельскохозяйственной отрасли. Сельское хозяйство и в большей степени производство зерна и мяса являются генераторами внутреннего спроса. Степень взаимосвязи сельского хозяйства с другими отраслями очень высока. Анализ хода реализации «Новой промышленной политики» показал, что спад и неплатёжеспособность сельского хозяйства сдерживают стабилизацию отраслей промышленности (машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая, комбикормовая) и переход к устойчивому росту. Без развития сельского хозяйства подъём сопряжённых с ним отраслей вряд ли возможен. Поэтому государственная поддержка отрасли важна для поступательного экономического развития страны в целом. В-четвёртых, Казахстан имеет все необходимые природные ресурсы для развития сельского хозяйства и продвижения отечественной продукции на внешние рынки. В перспективе отрасль может стать реальным и значительным источником твёрдой валюты. Для этого государство должно обеспечить все условия для повышения конкурентоспособности продукции, решения проблемы транспортных коммуникаций как внутри республики, так и на внешних рынках. Таким образом, развитие сельскохозяйственной отрасли важно для экономического развития страны в целом. Агропромышленный комплекс может стать дополнительным источником экономического роста, улучшения торгового и платёжного балансов страны. Вопрос 2 Агропромышленный комплекс РК в процессе своего развития, как и другие отрасли, не избежал экономического кризиса. Кризис сельского хозяйства в Казахстане начался в восьмидесятых годах в АПК Советского Союза. Именно это время определяется как период структурного кризиса АПК, который привёл к полной стагнации сельскохозяйственного производства и увеличил зависимость СССР от импорта продовольствия, в основном зернового. Снижение плодородия из-за безграмотного использования пахотных земель уже в 70-е годы привело к заболачиванию и опустыниванию. Пример Аральского моря может быть примером нерационального использования водных ресурсов. Зона рискованного земледелия, в которой находится республика, требует значительно больших вложений в аграрный сектор. Отсталая социальная инфраструктура, постоянный отток молодого, наиболее образованного и трудоспособного населения, низкая техническая вооруженность труда превратил аграрный сектор в наименее привлекательный сектор экономики. С момента обретения независимости Казахстан, как и другие постсоветские государства, приступил к модернизации экономики и реформированию всех секторов народного хозяйства. Этот период стал началом становления нового этапа в развитии сельского хозяйства, характеризующимся развитием новых форм собственности и бизнес-формирований в АПК. В ходе осуществления аграрной реформы была создана новая структура, основанная на многообразии форм собственности. Большая часть существовавших сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий была преобразована в новые организационные формы (акционерные общества и товарищества, производственные кооперативы, фермерские (крестьянские) хозяйства, государственные предприятия. Они же и являются основными производителями сельскохозяйственной продукции. Однако любые кардинальные преобразования не проходили для экономики государства безболезненно. Нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей повлекло за собой кризис в сельском хозяйстве. Причиной спада производства сельскохозяйственной продукции явилась скорая, неподготовленная и непродуманная приватизация, не учитывающая территориальной и отраслевой специфик сельского хозяйства. В настоящее время перед республикой стоит проблема рационального использования полезных га. Проводится общереспубликанская инвентаризация сельскохозяйственных угодий. 272 млн. га территории республики составляет: 222,24 млн.га сельхозугодий, в том числе пашня – 29,41 млн.га, многолетние насаждения – 0,12 млн.га, сенокос – 5,16 млн.га, пастбища – 187,55 млн.га. В целом по республике 40% из общей площади, или 91 млн. га вовлечено в аграрный «оборот». Более 3 млн. га – неиспользуемые угодья. Инвентаризация сельскохозяйственных угодий проводится под контролем местных исполнительных органов, министерств регионального развития и сельского хозяйства. Она позволит проверить наличие несуществующих хозяйств, получить сведения о правообладателях, провести работу по возврату в госсобственность неиспользуемых участков, проверить состояние оросительной системы, организовать использование отгонных пастбищ с решением вопросов по обеспечению их водой. Вопрос 3 Для рыночного хозяйства аграрного сектора присущи в основном те же принципы госрегулирования, как они складываются и по отношению к другим секторам. Это: государственный протекционизм, предусматривающий субсидирование расширенного воспроизводства, налоговое и кредитное регулирование. Государственное регулирование агропромышленного производства должно осуществляться по следующим направлениям: - стимулирование продовольственной безопасности государства; - финансирование, кредитование, страхование и налогообложение; - установление научно-обоснованных эквивалентных отношений между сельским хозяйством и промышленностью; - создание условий для широкого внедрения достижений НТП, развития сельскохозяйственной науки и социальной сферы на селе; - защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Меры государственной поддержки в республике разделяются на меры общего характера и специальные · меры общего характера – это государственное финансирование диагностики, мониторинга и борьбы с особо опасными болезнями животных и растений, лабораторного и фитосанитарного анализа подкарантинной продукции, сортоиспытания сельскохозяйственных культур, оценки мелиоративного состояния орошаемых земель, хранения зерна государственных резервов, сохранения и развития элитного семеноводства и племенного дела, субсидирования приобретения минеральных удобрений, создания и развития информационной системы агропромышленного комплекса, проведения прикладных научных исследований. К общим мерам можно отнести также льготное налогообложение cельхозтоваропроизводителей (патент для юридических лиц и единый земельный налог для крестьянских (фермерских) хозяйств, отсрочки выплат бюджетных долгов; · специальные меры, направленные на поддержку конкретных отраслей и производств, как правило, носят возмездный характер и предназначены для финансово устойчивых хозяйствующих субъектов рынка: закуп зерна в государственные ресурсы, кредитование лизинга сельхозтехники, кредитование местных бюджетов на проведение весенне-полевых и уборочных работ, кредитование системы сельских кредитных товариществ, кредитование государством посредством привлечения внешних займов, тарифная политика при регулировании экспортно-импортного режима. Меры государственного регулирования, направленные на поддержание равновесия между спросом и предложением, структурных и социальных преобразований на селе делятся на экономические и административные. К экономическим методам относятся поддержание соответствующего уровня цен и ценовое равновесие, обеспечивающее стимулирование устойчивости предложения и платежеспособного спроса населения на продовольственные и другие товары. Схема государственного регулирования цен сводится к установлению верхних и нижних пределов колебания цен и условной цены, которую должно поддерживать государство. Среди мер финансовой поддержки также могут быть дотации и компенсации, льготное кредитование и налогообложение, защита от тотальной интервенции иностранных конкурентов, государственная гарантия кредитов, закупка продовольствия. Государство может применять нерыночные механизмы корректировки действия ценового механизма. Это может осуществляться путём введения прямого планирования объёмов производства. В практике применяется 2 варианта: - ограничение посевов данной культуры и вывода земли из севооборота с соответствующей компенсацией; - введение прямого квотирования объёмов производства и сбыта продукции Меры общего характера охватывают ограниченный круг проблем сельского хозяйства. В целом уровень государственной поддержки отрасли является низким. Справка. Расходы из республиканского бюджета на поддержку сельского хозяйства в Казахстане составляют 0,7% к ВВП, аналогичный показатель в России составляет 1 %, тогда как в странах ЕС – от 25 до 30%. Сумма государственной поддержки из республиканского бюджета в пересчёте на одно сельхозформирование в Казахстане составляет $1200, а в США $45000. Сравнительный анализ показывает, что объем дотаций в расчёте на 1 га пашни в Казахстане составляет $7,5, что ниже по сравнению с Канадой ($83) с ЕС ($855) – в 115 раз, со Швейцарией ($4214) – в 570 раз. В США дотируется 30% сельхозпродукции, в Германии – 50%, а в Японии – 75%. В последние годы для отрасли наметились позитивные тенденции в государственной политике. В Послании Президента народу Казахстана «Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2030» (Астана, апрель 2002 г.) основной темой стала тема села (аула), развитие сельского хозяйства, а именно продовольственного рынка. В соответствии с Посланием Президента была принята Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан на 2003-2005 годы. В Паспорте программы указаны цель, задачи и основные приоритеты программы. Цель – обеспечение продовольственной безопасности Казахстана на основе формирования эффективной системы агропромышленного комплекса и производства конкурентоспособной продукции. Для достижения цели программы предусматривается решить следующие задачи: обеспечение продовольственной безопасности страны; формирование эффективной системы агробизнеса; увеличение объёмов продаж сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки на внутренних и внешних рынках; рационализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Основными приоритетами стали: повышение устойчивости системы обеспечения продовольственной безопасности страны, формирование эффективной системы агробизнеса, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и наращивание объёмов продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынке, снижение уровня импорта продовольствия, рационализация мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, оптимизация государственного управления агропродовольственным комплексом. Специфика функционирования агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности требуют проведения такой агропродовольственной политики, в которой государственное регулирование и государственная поддержка должны играть большую роль, чем в других отраслях экономики. К концу 2005 года в аграрно-продовольственном комплексе страны будут созданы основы производства конкурентоспособной продукции, разработаны механизмы устойчивости системы продовольственной безопасности, сформированы сбалансированные рынки производства и реализации, расширены экспортные возможности. В целом, текущее состояние и ожидаемые результаты будут оцениваться по следующим группам критериев: 1) обеспечение населения продовольствием и уровень устойчивости системы обеспечения 2) эффективность развития сельскохозяйственного производства и переработки 3) уровень государственного регулирования агропродовольственным комплексом Подчеркнём, что третья группа критериев включает: соответствие законодательной базы потребностям рыночного производства в агропромышленном секторе; таможенно-тарифный и налоговый режим на товары и услуги сельскохозяйственного назначения; система государственного контроля и надзора за производством сельскохозяйственной продукции и продуктов питания; размеры и эффективность государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
Вопросы для контроля и обсуждения: 1. Структура АПК, в каких направлениях его необходимо совершенствовать? 2. Какие приоритетные направления государственного регулирования Вы знаете, и какие предложили бы? 3. В чем заключается объективная необходимость государственного вмешательства в аграрный сектор. 4. Каковы этапы реформирования аграрного сектора? В чем особенности приватизации? 5. Назовите административные и экономические меры регулирования.
|