Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь выпускника

Орфоэпические нормы (А1)

  1. Ударение в существительных

А: агрон о мия, алког о ль, алфав и т, ан а лог, ан а том, ан а пест, ангажем е нт, ант и к, апок а липсис, ап о криф, апостр о ф, арб а, аристокр а тия, а спид, аф е ра (не афёра)

Б: багр я нец, баккар а, б а нты(мн.ч), б а рмен, бензопров о д, бл а говест, б о к о бок, бо я знь, брег е т, бр о кколи, бр о ня (на билет), (защитная) брон я, буржуаз и я, бут и к (бут и ка), бухг а лтеров(мн.ч), быти е (не ё), бюрокр а тия

В: в а льдшнеп, ванд а л, в а фель (не вафлей), ва я ние, в е рба, вероиспов е дание, ветерин а рия, в е черя (тайная), воздухопров о д, вороже я, в ы боры (мн.ч), в ы говоры(мн.ч), вяз а нка (дров)

Г: газопров о д, гамб и т, г е незис, ген е тик, герб а (род. п), герб ы (мн.ч), глаш а тай, гусл я р

Д: д а йджест, д е тям(мн.ч), дефил е [дэ], деф и с, де я ние, джентльм е н, диал о г, диоптр и я, диспанс е р, дисп е тчеров(мн.ч), доб ы ча, д о гмат, догов о р(ы), докум е нт, дос у г, др е вко, дрем о та

Ж: жаб о, жалюз и, ж е рех, жерл о, ж и молость, жити е (не житиё)

З: завсегд а тай, з а говор, зер о, зл о ба, зн а мение

Е: ев а нгелие, епанч а, епитрах и ль, ерет и к

И: и грище, из ы ск, иконоп и сец, и конопись, инжен е ры(мн.ч), и нокиня, инстр у кторы, инструм е нт, инс у льт

К: к а мбала, катал о г, кварт а л (четверть года, часть города), килом е тр, к и новарь, кл а дбище, кладов а я, кокл ю ш, кол о сс, к о мпас, кор ы сть, кр а ны(мн.ч),, кр а шение, крем е нь

Л: лакр и ца, л а текс [тэ], лек а ло, л е кторов(мн.ч), л о коть (л о ктя, локт е й), лом о та, лом о ть, л ю тня

М: магаз и н, ман ё вр, м а рк е тинг, мебел и шка, медикам е нт, мелом а ния, м е неджмент, меньш и нства (национальные), месс и я (Месс и я), металлург и я, мизантр о пия, мимикр и я, мол о х, мусоропров о д, мыт а рство

Н: нам е рение, неврастен и я, нед у г, некрол о г, некр о поль, нефтепров о д, нормиров а ние, нувор и ш

О: обесп е чение, огн и во, окс ю морон, оп е ка (не ё), осмысл е ние, о стов, остри е, о трочество

П: парт е р, п а сквиль, перипет и и, план ё р, плат о, повест е й(мн.ч), полиграф и я, полифон и я, п о хороны, похор о н, пр а отец, пр а дед, пригов о р, прид а ное, приобрет е ние, прищ у р, прог и б, простын я, псевдон и м, психопат и я, пул о вер, п у рпур

Р: рак у шка, рассредот о чение, револьв е р, р е гент, ред а кторы(мн.ч), р е кторов(мн.ч), рем е нь, р о стбиф, рудн и к

С: с а ммит, санитар и я, св ё кла, с и лос, син е кдоха, синоним и я, сирот а, сир о ты, смок о вница, сн а добье, сн о уборд, собол е знование, согляд а тай, соз ы в, сосредот о чение, ср е дство (ср е дства), стол я р

Т: таб у, там о жня, танц о вщик, танц о вщица, т е мпера [тэ], тол и ка, топ о ним, т о рты(мн.ч), тошнот а, трубопров о д, тун и ка, т у фля (пара т у фель), т я жба

У: убр а нство, узакон е ние, узак о нивание, укра и нец, упр о чение

Ф: фав о р, факс и миле, фе е рия, фет и ш, филантр о пия, филател и я, фин и фть, флюорогр а фия, ф о бия, ф о рвард, ф о рзац, ф о рум Х: хв о я, хл е бец, ход а тайство, хоз я ева, христиан и н, худоб а Ц: цем е нт, ц е нтнер, цыг а н Ч: част и к, черв е ц, черп а к, чиж а (род.п.), ч и стильщик Ш: шампуры (не шампура), ш а рфы(мн.ч), шасс и, шелков и ца, шк а фа (род.п.), ш о умен [мэ], шоф ё р (с шоф ё рами), шр и фта (род.п.) Щ: щав е ль, щег о л

Э: эксп е рт, э кспорт, (в) электрос е ти (предл.п.), эпил е псия.

  1. Ударение в прилагательных

А: а вгустовский, айв о вый

Б: без у держный, бронир о ванный

В: валов о й, верный (верн а), взр ы вчатый

Г: г е рбовый, г о рдиев узел, грот е сковый, гр у шевый, г у сеничный

Д: давн и шний, джентльм е нский, диспанс е рный

З: зав и дный

И: и вовый, игл и стый, имп е рский

К: камч а тный, к е дровый, красивее, красивейший, к у хонный

Л: легк и, ловк а, локтев ы е

М: мальчик о вый, маневр о вый, м и з е рный, моза и чный, мрачн а

Н: назв а ный (брат), н е нецкий, никч ё мный, новорожд ё нный

О: обетов а нный, одновр е м е нный, одноим ё нный, опт о вый, отраслев о й

П: п и хтовый, подр о стковый, поим ё нный, пр а вы, прад е довский, превент и вный прозорл и вый

Р: рад у шный, рудн и чный

С: сл и вовый, соврем е нный, счастл и вый (сч а стлив)

Т: там о женный, тигр о вый

У: углубл ё нный, укра и нский

Ф: фланг о вый

Х: характ е рный (признак), хар а ктерная (роль)

Ц: церковноприх о дский, ц и трусовые

Щ: щав е левый, щегольск о й

Э: эксп е ртный, электр и к (цвет)

Ю: юр о дивый

Я: язык о вая (колбаса), языков а я (система).

  1. Ударение в глаголах и причастиях

Б: баз и роваться, балов а ть (-л у ю, -л у ешь, - о ванный), блок и ровать (- и рованный), бр а ть (брал а), быть (был а, прибыл а)

В: взбеш ё нный, взвиться (взвил а сь), взорвать (взорв а ло), включ и ть (- и т-,- и шь, - ё нный), всплыть (всплыл а)

Г: гнать (гнал а), гофрир о ванный, гравиров а ть (-р о ванный)

Д: дать (дал а, продал а, создал а), дар ё нный, дел ё нный), драться (драл а сь)

Ж: ж а лованный, жить (жил а, пережил а, прожил а, прож и вший)

З: забраться (забрал а сь), заброн и ровать (закрепить), заброниров а ть (покрыть броней), заворож ё нный, зак у порить(енный), заостр ё нный, засор ё нный, звать (звал а), звонить (звон и т, перезвон и т, позвон и т)

И: избалов а ть (- о ванный), инсцен и рованный, исч е рпать,

К: кич и ться, кл а сть (кл а ла), клон я щийся, клясться (клял а сь), компромет и ровать, костюмир о ванный, красться (крал а сь), кровоточ и ть (кровоточ и т), кур я щий,

Л: л е нишься, литься (лил а сь, об лил а сь, залил а сь)

М: ман я щий, мор и шь (голодом), меблиров а ть (- о ванный), мол я щийся,

Н: навед ё нный, нажит а, нач а ть (начал а, н а чаты), нерв и ровать, никелир о ванный

О: обетов а нная (земля), облегч и ть, обнять (обнял а, обн я вший), ободрен а, одарить (одар и шь), опломбиров а ть (- о ванный), отключ ё нный, отк у порить (отк у поренный),

П: п е рвенствовать, пл е сневеть, плодонос и ть, пломбиров а ть (- о ванный), п о гнутый, под о гнутый, понять (п о нял, понял а, пон я вший), предвосх и тить, предлож и ть, премиров а ть (-ованный), прин у дить, прин я ть (пр и нял, принял а, пр и нятый)

Р: размин у ться, раск у порить (ук у порить)

С: солгать (солгал а), сервиров а ть (- о ванный) Т: титул о ванный, трет и ровать

У: убыстр и ть, ув е домить (ув е домленный), углуб и ть, ум е рший, усугуб и ть

Ф: формиров а ть, формул и ровать Х: ход а тайствовать Ч: ч е рпать Ш: штуд и ровать

Щ: щемить (щем и т) Э: экспорт и ровать.

  1. Ударения в наречиях

Б: без у молку. В: взаперт и, втр и дешева, втр и дорога. Д: добел а, дон е льзя. Ж: жест о ко.

З: (не)зав и дно, з а годя, зад о лго. И: и здавна, и здали, и здр е вле, и зредка, искон и, и сподволь. М: м а стерск и, м е льком. Н: нав е рх, н а голо (стричь), нагол о (держать шашки), над о лго, н а искось, на о тмашь, незад о лго. О: отч а сти. П: поутр у. Щ: щегольск и.

 

 

Изобразительно-выразительные средства языка и речи (В8)

Термин Определение Примеры
Аллегория (иносказание) Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. В баснях аллегорическое воплощение: лиса –хитрости, заяц – трусости, волк – злобы и жадности, осёл –глупости.
Анафора (единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Например, в стихотворении М.Лермонтова "Благодарность" шесть строк начинаются с предлога за. В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как.
Антитеза (противопо- ставление) Контраст, противопоставле- ние явлений, понятий, обра- зов, состояний и т.п. Часто выражается с помощью антонимов. Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф.Тютчев). Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. (А.Пушкин). «Война и мир» (Л.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.Достоевский), «Коварство и любовь» (Ф.Шиллер).
Бессоюзие   Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. (А.Пушкин).
Гипербола (преувеличе- ние) Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия. В сто сорок солнц закат пылал, В июль катилось лето. (В.Маяковский). Миллион, миллион алых роз из окна, из окна видишь ты (Песня).  
Градация Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И.Эренбург). Пришел, увидел, победил. Каждый памятник культуры разрушается, искажается, ранится навсегда (Д. Лихачев).
Инверсия Намеренное нарушение обычного (прямого) по- рядка слов. Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари (С.Есенин). Он из Германии туманной привез учености плоды. (А.Пушкин).
Ирония (скрытая насмешка) Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан большому контексту или целому произведению. Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). Пример иронического произведения – стихотворение М.Лермонтова «Благодар- ность» (здесь ирония доходит до сарказма – высшей степени проявления иронии).
Литота Преуменьшение предмета (обратная гипербола) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов)
Метафора Слово в переносном значе-нии; перенос основан на уподоблении одного предме- та другому по сходству или контрасту; скрытое сравне-ние. Разновидность – развернутая метафора. В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин). На болотах клюквы россыпи Догорают в пепле инея (Н.Колычев). Пример развернутой метафоры – стихотворе- ние М.Лермонтова "Чаша жизни".
Многосоюзие Повторение союзов для логического и интонацион-ного подчеркивания соеди- няемых членов предложения. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы. (А.Пушкин). Иди на бой за честь отчизны, За убежденья, за любовь. (Н.Некрасов).
Оксюморон (оксиморон) Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления (сочетание несочетаемого) Но красоты их безобразной /Я скоро таинство постиг (М.Лермонтов). Но перед ним туда навек закрыта дверь, Где радость теплится страданья (А.Фет). Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной (А.Ахматова). С кем мне поделиться/ Той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин). «Живые мощи» (И.Тургенев), «Живой труп» (Л.Толстой), «Оптимистическая трагедия» (В.Вишневский).
Олицетво- рение Перенесение свойств челове-ка (лица) на неодушевлен- ные предметы, явления природы или животных. Разновидность – развернутое олицетворение. Луна хохотала, как клоун (С.Есенин). Полночь в моё городское окно Входитс ночными дарами (А.Твардовский). Пример развернутого олицетворения- стих-е М.Лермонтова "Утёс".
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов). Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами. (М.Цветаева).
Парцелляция Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. Боюсь гостиниц. Может, потому, что чувствую, что в номере когда-то остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.Винокуров).
Перифраз (перифраза) Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета. Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (А. Пушкин). Вместо С.-Петербург – северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п.
Риторичес- кий вопрос Вопросительное предложе-ние, не требующее ответа; используется для привлечения внимания к изображаемому явлению или для размышления Есть ли смысл обманывать себя? Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды? Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).
Риторическое обращение Синтаксическая конструкция эмоционально-экспрессивного характера для привлечения внимания, выражающая отношение автора к объекту. О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия (Ф.Тютчев). Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. (С. Есенин).
Сравнение   Развернутое сравнение Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого.     Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с по- мощью союза как). Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.(С.Есенин). Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин). Лед неокрепший на речке студеной словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов). Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде (С.Есенин). Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач (Н.Заболоцкий). Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар. Пример развернутого сравнения – XI строфа стихотворения "Осень".
Умолчание Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. С тобой летят, летят часы, Язык безмолвствует…одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов).
Эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося. Богаты мы, едва { вышли }из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом. (М.Лермонтов).
Эпитет Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); «красочное» определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющи-мися просто предметными и логическими определениями. Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин). От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет). Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев). Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком (С.Есенин). Ср.: белый снег, мягкий снег – опреде-лительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег – эпитеты.
Эпифора (концовка) Повторение слов или выражений в конце смежных предложений. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок).

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ (В8, А 30)

Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение. Например: альтруист – эгоист, гипербола – литота, весёлый – грустный, далеко – близко, вставать – садиться.

Среди антонимов выделяются: 1) разнокорневые антонимы (война – мир); 2) однокорневые антонимы (правда – неправда, утопия – антиутопия, логичный – алогичный).

Контекстуальные (контекстные) антонимы – слова, которые противопоставляются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например: Я царь, я раб, я червь, я Бог (Г. Державин).

Диалектные слова (диалектизмы) – это слова, употребляемые жителями той или иной местности; не входят в литературный язык, однако некоторые из них используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности, создания местного колорита. Например: «Видать в лесу-то рабливал?» - «С девяти лет, Петруня, на увале дрова ширикал» (В. Астафьев).

Неологизмы – это слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного исторического периода. Например: имиджмейкер, референдум, дилер.

От общеязыковых неологизмов следует отличать авторские, или индивидуально-стилистические неологизмы, являющиеся результатом индивидуального словотворчества писателей и поэтов (окказионализмы). Например: огончарован (А.Пушкин), многопенный (К. Бальмонт), пламезарное (А. Белый).

Паронимы – это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению. Употребление одного паронима вместо другого часто является нарушением норм словоупотребления. Например, чётко разграничиваются по значению существительные невежа и невежда: большой невежа (невежа – грубый, невоспитанный человек), но дремучий невежда (невежда – необразованный, несведущий человек).

Просторечия (просторечные слова) – слова, имеющие яркую сниженную стилистическую окраску, находящиеся за пределами литературного языка. Используются в текстах в основном для речевой характеристики персонажа. В толковых словарях имеет помету «прост.». Например: баксы, дембель, попса, лохануться, круто, клёво, шизанутый и т.п.

Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы употребляются главным образом для того, чтобы точнее определить характерную особенность предмета, явления, действия, выделив его из ряда сходных с ним. Кроме того, употребление синонимов позволяет избегать надоедливого повторения какого-либо слова. Слова-синонимы объединяются в синонимичные ряды.

Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Горький).

Термины – это слова, являющиеся официально принятыми наименованиями научных понятий. Характерными признаками термина являются: 1) однозначность, 2) эмоциональная и стилистическая нейтральность. Термины бывают узкоспециальными (употребляются только специалистами в данной области) и общеупотребительными (имеют более широкую сферу распространения и понятны многим). Например: композиция, лексикология, синтаксис, сюжет, теорема, фабула, фонема.

Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1) архаизмы, 2) историзмы.

Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. Например: десница (правая рука), туга (печаль), вирши (стихи), очи (глаза), дабы (чтобы).

Архаизмы и историзмы употребляются в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки в стране, передачи национально-культурных традиций русского народа.

Историзмы – это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например: боярин, конюший, оброк, редут, забрало. Историзмы помогают автору создать речевой колорит описываемой эпохи.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. В предложении являются одним членом. Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Они сложны по составу, образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, кровь с молоком, душа в душу, ободрать как липку). Фразеологизмы характеризует постоянство состава. Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; все течет, все изменяется. Перестановка компонентов обычно допускается только во фразеологизмах, состоящих из глагола и зависящих от него именных форм (ср.: набрать в рот воды - в рот воды набрать).

Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии.

 


<== предыдущая | следующая ==>
Городской Центр Профпатологии. Памятка для прохождения медицинского осмотра | Возникновение педагогики как науки

Date: 2016-02-19; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию