Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 2





 

Методы формирования сознания личности часто называют методами убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функции:

· формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников;

· формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

· обобщение собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, установок в индивидуальные.

Общей особенностью методов этой группы является их вербальность. Основным средством выступает слово. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и педагогического мастерства. К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Рассказ монологическое повествовательное изложение преимущественно фактического материала. Наиболее распространённый метод работы с дошкольниками и младшими школьниками. Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, притчи, сказки. При этом важно не выводить нравоучение прямо, а предоставить детям возможность самим сделать выводы и дать оценку услышанному.

Если с помощью рассказа не удаётся обеспечить ясное и чёткое понимание учащимися тех или иных положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т. п.), то применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически взаимосвязанных умозаключений.

Лекция систематизированное, монологическое изложение проблемы. Метод по своей инструментовке близкий к рассказу, но по содержанию несравнимо большего объёма и на более высоком уровне теоретического обобщения. Применяется в работе со старшеклассниками. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и т. д.

При подготовке к лекции необходимо избегать прямого переписывания текста (конструкция письменной речи плохо воспринимается на слух). А вот собственная точка зрения лектора, яркость, образность, интонационная окраска речи сделают его выступление более убедительным.

Беседа это диалог воспитателя и детей (или одного воспитанника, если беседа индивидуальная). Беседа не только разъясняет нормы и правила поведения, не только формирует представления о главных жизненных ценностях, но и вырабатывает у детей собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.

Диалоговая природа беседы обеспечивается системой вопросов и ответов. Вот её логическая структура:

1. Воспитатель с помощью короткой, но яркой информации вводит детей в тему беседы и задаёт вопрос, предлагая его к обсуждению.

2. Дети высказываются: приводят примеры из своей жизни, доводы, подтверждённые эпизодами из понравившихся книг, фильмов и т.д.

3. Воспитатель обобщает все высказывания, подчёркивает доказательства главных положений и помогает детям сделать убедительные выводы.

Необходимость в беседе может возникнуть совершенно неожиданно как реакция на какао-то поступок, событие в классе. Тогда она проводится экспромтом и требует особой мобилизации усилий, красноречия и т.д. Но гораздо чаще проводится заранее запланированная беседа. Требования к её проведению:

· подготовка к беседе воспитывает не меньше, чем сам разговор;

· учёт актуальных потребностей воспитанников при выборе темы;

· к моменту разговора они должны иметь некоторый психологический настрой на обсуждение именно такой темы, должны актуализировать свой жизненный опыт;

· опора на социальный опыт ребёнка;

· соблюдение временных рамок (дошкольник 10 – 15 минут, младший школьник 15 – 20).

Особую трудность для молодого учителя представляют индивидуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще проводятся в связи с локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует незамедлительно, или путём отсроченной беседы. Гораздо эффективнее, когда беседы проводятся в системе, по намеченному плану и носят упреждающий характер.

Дискуссия (диспут) – публичное обсуждение спорного вопроса с целью нахождения путей его решения. Этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений, оценок, отстаивание своих убеждений. Организуемая и направляемая педагогом дискуссия позволяет более глубоко познавать жизненные проблемы, совершенствует интеллект, формирует критичность и диалектический подход к рассматриваемым вопросам, даёт возможность в обстановке борьбы мнений выбрать верную позицию, формирует позиции и убеждения воспитанников.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников к спору. Особое значение имеет манера педагога во время дискуссии: настоящий педагог не торопится отвергать ошибочное мнение, не позволяет себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывая свою точку зрения.

Дискуссия используется в старшем школьном возрасте. Но как элемент беседы возможен и в работе с младшими школьниками: «А как ты думаешь?», «Согласен ли ты с мнением главного героя?» и т.д.

Метод примера. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Чем меньше ребёнок, тем менее осознанно и избирательно он подражает. Это, скорее, приспособление к жизни. Такое приспособление может направляться и положительным и отрицательным примером. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу.

Говоря о примере как методе воспитания, речь идёт о специально педагогически организованном положительном примере. В воспитательном процессе важны разные виды педагогически организованного примера.

Пример великого человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала. Предъявление детям примера великой личности – очень тонкая методика. Доведённый до абсурда пример становится холодным символом и начинает «работать наоборот», т.е. отвращать детей от своего примера, от своего сверхсовершенства. Этот метод не даёт результат при слишком частом к нему обращении, он не терпит суеты, легковесности методической ситуации.

Методически иначе организуется пример взрослого (родители, старшие члены семьи, учителя). Пример взрослого совершенно безнадёжно «подавать» специально. Примером для ребёнка можно только быть. А для этого необходимо любить ребёнка, иметь с ним глубокую духовную связь, тесные отношения и общие интересы. Взрослый, не являющийся для ребёнка авторитетным человеком, не может быть и примером для подражания.

Пример сверстника. Во многих жизненных ситуациях детям полезно присматриваться к своим сверстникам. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы. Распространённая ошибка взрослых – прямое навязывание детям примера их сверстника. Для любого человека, даже маленького ребёнка, сравнение себя с примером сверстника очень болезненно. Страх быть хуже других может надолго парализовать активность ребёнка.

Для успешного взросления каждому ребёнку хотя бы раз в жизни нужно пережить ситуацию, когда он стал примером для других. Чем разнообразнее деятельность детей, которую организует воспитатель, тем больше у каждого из них возможностей хоть в чём-то стать примером для товарищей.

Нужны ли отрицательные примеры или воспитание должно сосредоточиться на отобранных положительных примерах? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Реальная жизнь нам постоянно подбрасывает отрицательные примеры. На них следует показывать детям последствия дурных поступков, эгоистического поведения, бескультурья. Но доля отрицательных примеров в воспитании должна быть многократно меньше положительного фона метода примера.

Внушение (суггестия ) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приёмов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, психотерапии. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности. Положительный опыт поведения создаётся путём педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Не любая деятельность носит воспитывающий характер.

1.Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определёнными развивающими и воспитывающими возможностями. Однако одна деятельность не может заменить все остальные. Поэтому в учебно-воспитательной работе целесообразно использовать комплекс деятельностей.

2. Даже объективно ценностная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанника, если она не имеет для него «личностного смысла».

3. В итоге педагогических воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, цель является той силой, которая определяет способ и характер действий человека.

4. По отношению к формированию личности школьника деятельность остаётся нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы её педагогической инструментовки (методы, приёмы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся).

Классическим методом этой группы является педагогическое требование – предъявление к выполнению определённых норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и его группах. Принято условно различать индивидуальное педагогическое требование (предъявляемое отдельным воспитателем) и коллективное (идущее от коллектива, сообщества). В качестве коллективного выступает общественное мнение, Устав школы, клятва скаута и т.д.

Индивидуальные педагогические требования по форме делят на прямые и косвенные. Прямые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намёка, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

«Лестница требований» А.В. Зосимовского:

· слабое требование (напоминание, просьба, совет, намёк, порицание);

· средняя форма требования (распоряжение, требование-установка, предостережение, запрещение), имеет ярко выраженную категоричность, жёсткость, не опирающуюся, однако, на какие-либо репрессивные меры;

· сильная форма требования (требование-угроза, приказ-альтернатива) имеет наибольшую степень категоричности и строгости, подкрепляется применением строгих санкций.

Прямое требование – трудный метод. Его надо использовать с большой осторожностью. Оно воспринимается как навязывание ребёнку нашего отношения, взглядов и т.д. Особенно нелепо выглядят прямые требования взрослых, которых дети не знают, или от которых не зависят.

Косвенное требование оставляет ребёнку право выбора, даёт глубокий воспитательный результат.

Использование педагогического требования в качестве метода воспитания должно учитывать следующие условия:

1. Педагогическое требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания послушания ребёнка. Он должен чувствовать, что ваше требование не от раздражения или бессилия, а от знания, уверенности, силы.

2. Всякое требование должно быть проконтролировано. Если не можете проконтролировать – не предъявляйте.

3. Строгих, жёстких требований должно быть очень немного.

4. Включить ребёнка в деятельность просто – через прямое требование сильной формы. Но эта простота обманчива. Ребёнок подчиняется силе и власти педагога.

5. Наиболее результативно детей включают в деятельность те педагогические требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми (детские Конституции, законы и заповеди).

Упражнение планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определённых умений и навыков или же их совершенствования. В старые времена этот метод чаще именовали «приучением».

Если предъявление требования помогает включить в деятельность, то удержать его в ней позволяет метод упражнений. Без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребёнок не только не научится читать, писать, но и застёгивать пуговицы, переходить на зелёный свет улицу, выполнять правила гигиены и т.д. результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки, привычки.

В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают прямые упражнения, т.е. совершенно открытая демонстрация ребёнку той или иной поведенческой ситуации и тщательная тренировка показанных действий. Методом прямого упражнения учат малыша пить из чашки, держать ложку, одеваться и т.д.

Чем старше ребёнок, тем важнее косвенные упражнения (например, в колонии А.С. Макаренко принципиально не было замков).

Эффективность метода упражнений зависит от определённых педагогических условий:

1. Упражнение должно быть доступным для данного ребёнка, соразмерным его силам (например, как недопустимо тренировать мальчика шести лет в подъёме штанги, так нельзя тренировать у него собранность, пунктуальность с хронометражём в руках).

2. Некоторая доля механических повторений нужна (например, приём бесшумного выхода из-за парты надо повторять без особых рассуждений). Но основная деятельность детей в ситуации упражнения требует осознанного, мотивированного участия. Ребёнок должен хорошо понимать, зачем ему такая привычка нужна, должен захотеть её иметь.

3. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действий, правильнее выполнить часть этих действий вместе с ребёнком или группой. «Всякая психическая функция в развитии ребёнка, - писал Л.С. Выгодский, - появляется на сцене дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная… второй раз как деятельность индивидуальная».

Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль за всеми их действиями и в каждом необходимом случае – помощь.

Поручение. В зависимости от цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, постоянными и временными.

Когда ребёнок получает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей». Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, отложить свои занятия и найти время для выполнения поручения). Если какая-либо сторона будет организована слабо, воспитательный эффект будет слабым или вызовет протест, нежелание его выполнять (пример с мамой поручившей сыну купить хлеб и напоминавшей ему об этом).

При организации метода поручения надо соблюдать следующие условия:

1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл. «На пользу – кому, на радость – кому» (И.П. Иванов).

2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации «первичного успеха». Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею.

3. Сменяемость поручений. Смена поручений – специальная воспитательная ситуация: общий разговор и самоотчёты детей о том, что получилось и не получилось, понравилось и не понравилось. Исследования показали, что старшие дошкольники и первоклассники могут выполнять длительное поручение не дольше недели, во втором классе – до двух недель, а к пятому классу – до месяца. Совершенно недопустимы «пожизненные» поручения.

4.Педагогическое мастерство воспитателя проявляется в том, какой выбор поручений он предложит детям. Условие простое: их должно быть столько, чтобы на всех хватило.

Воспитывающие ситуации это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. По своему существу это упражнения в условиях ситуации свободного выбора. Ученик в них ставится перед необходимостью выбрать определённое решение из нескольких возможных вариантов.

По своей инструментовке ситуации свободного выбора могут быть естественными и искусственными (реальными и вербальными). Естественная ситуация свободного выбора – это что-то происходящее в жизни. Воспитатель только использует эти обстоятельства, а искусственную ситуацию он создаёт сам специально. Вербальные ситуации создаются на литературном материале («Как бы ты поступил на месте героя?»). В реальной ситуации, хотя и смоделированной учителем, необходимо сделать реальный выбор (например, учитель предлагает учащимся самим оценить письменную работу).

Воспитательное действие ситуации свободного выбора бывает порой так сильно и результативно, что на долго и устойчиво определяет направленность нравственной жизни ребёнка. (Пример с мальчиком укравшим у одноклассника ручку).

Психолого-педагогические исследования показали, что дошкольники и младшие школьники в ситуации выбора, если уверены в том, что об их выборе никто не узнает, делают выбор в свою пользу. А если решение принимается в присутствии одноклассников и воспитателя – в пользу товарищей. Поэтому в ситуации свободного выбора нужно создавать такие условия, чтобы решение дети принимали публично, просить их обосновать мотивы выбора. Когда опыт выбора будет достаточен, следует переходить к «поступкам по секрету».

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Сущность методов этой группы в побуждении к социально одобряемым поступкам и торможение нежелательного поведения.

Соревнование. Часто воспитателя беспокоит угасание активности у детей в той или иной деятельности. В этом случае может помочь соревнование как один из самых результативных методов стимулирования. Соревновательность заложена в самой природе ребёнка и имеет большие воспитательные возможности:

· оно создаёт сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают основные мотивы, особенно если деятельность длительная и «потускнела» её привлекательность;

· соревнование способно проявить совершенно неожиданные способности детей, которые в обычной обстановке не давали о себе знать;

· соревнование сплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу.

Соревнование – «оружие обоюдоострое». Вот почему организация соревнования требует соблюдения ряда условий:

1. Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической задачей (например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности).

2. Не все виды деятельности детей требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешности, в проявлении нравственных качеств и т.д.

3. Особой методики требует соревнование в учебной деятельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки. Здесь нужна широкая система соревнований-конкурсов: на лучшего математика, знатока словесности, чтеца, мастера по бумаге, кроссвордам и т.д. Принцип таких соревнований – каждый ученик независимо от его учебных успехов по основным предметам должен стать победителем хотя бы одного конкурса.

4. Соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой. Из соревнования ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.

5. Важны гласность и сравнимость результатов. Каждый ребёнок должен видеть какая деятельность стоит за очками и баллами.

Поощрение это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Функции поощрения: 1) одобрить правильные действия и поступки детей; 2) поддержать и развить в них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.

Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребёнком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами). Если это помнить, то станет ясным, что форма поощрения, о которой чаще всего и пекутся взрослые, значит немного. Секрет настоящих воспитателей в том, что они обладают непререкаемым личным авторитетом. Для детей не нужны никакие особые поощрения. Достаточно улыбки, одобрительного взгляда.

Наказание. Этот метод принято считать антиподом поощрению. Ещё в недрах авторитарной педагогики сложилось мнение, что в воспитательном процессе поощрения должны уравновешивать наказания. Но это не так. Многие выдающиеся педагоги-гуманисты считали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний.

В. Даль объясняет слово «наказывать» как «дать наказ» т.е. совет, в некоторых случаях – повеление, взыскание. В этом объяснении заключается педагогический механизм: указать ребёнку на его ошибку, помочь осознать её, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни не научиться ничему. Такое понимание наказание предполагает не достижение послушания любой ценой, а побуждение ребёнка к личной активности по преодолению себя. Это труднее, чем поддерживать дисциплину и порядок репрессивными методами.

«Семь правил наказания» В. Леви:

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу. И ещё одно важнейшее предупреждение: чтобы не случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

4. Недопустимо запоздалое наказание.

5. Ребёнок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определённых обстоятельствах наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева, а огорчения родителей. Если отношения с ребёнком нормальные, то их огорчение само по себе и будет наибольшим для него наказанием.

6. Не унижайте ребёнка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение его человеческого достоинства. Если ребёнок особенно самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, то наказание вызовет отрицательную реакцию.

7. Если ребёнок наказан, значит, он уже прощён. О прежних проступках его ни слова.

В методах наказания и поощрения важна не форма, а функционально-динамическая сторона, те переживания, которые вызваны у ребёнка.

Создание ситуации успеха. Специфика детского возраста такова, что всё, за что бы ни брался ребёнок, ему приходится осваивать сызнова. Именно в этот момент ему нужна помощь взрослого, но не в плане выполнения за него этой деятельности, а в плане психологическом, когда педагоги способствовали бы переживаний ребёнком его первых достижений, успехов.

Во-первых, следует отмечать только реальные успехи, выделяя какие-то наиболее удавшиеся элементы. Во-вторых, необходимо способствовать этому успеху, организуя деятельность и инструктируя детей в наиболее оптимальных способах её выполнения.

Для создания ситуации успеха используют следующие приёмы: снятие страха, оценка детали деятельности, авансирование успешной деятельности и т.д.

Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для личностного роста. Применяют при следующих условиях:

· богатые ресурсы личности;

· завышенная самооценка;

· пренебрежительное отношение к окружающим.

Приёмы создания ситуации неуспеха: оценка детали деятельности, акцентирование трудностей, ограничение права на совершение деятельности, сопоставление с ожидаемым, внесение нового мотива как переход к ситуации успеха.

Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. К ним относят:

· педагогическое наблюдение за учениками;

· беседы;

· опросы (анкетные, устные);

· анализ результатов общественно-полезной деятельности, органов ученического самоуправления;

· создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

 

ВОПРОС 4.

 

Условия выбора методов воспитания:

· цели и актуальные задачами воспитания;

· содержание воспитания;

· возрастные, индивидуальные, личностные особенностями воспитанников;

· социальное окружение ученика, уровень сплочённости коллектива;

· характер отношений складывающихся в семье и ближайшем социальном окружении ребёнка;

· материальные и санитарно-гигиенические условия;

· уровень квалификации педагога;

· время воспитания;

· ожидаемые последствия;

· возможность корректировки;

· возможность мониторинга;

· уверенность в успехе применения метода.

 

Date: 2016-02-19; view: 661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию