Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы воспитанияСтр 1 из 5Следующая ⇒
ВОПРОСЫ:
1. Методы воспитания: понятие, классификация. 2. Общая характеристика методов воспитания. 3. Выбор методов воспитания.
ВОПРОС 1.
В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия. «Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В.А. Сластёнин); «Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия». Методический приём – составной элемент метода (например, составление плана при начале работы с текстом, при выполнении коллективного творческого дела; переход на «вы» с учеником, когда делают ему замечание и т.д.) По отношению к методу приёмы носят частный характер. Методы воспитания и методические приёмы тесно взаимосвязаны друг с другом и могут совершать взаимопереходы. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный способ решения педагогической задачи, а в других – как приём имеющиё специальное назначение. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В тоже время она может стать одним из основных методических приёмов, используемых на различных этапах реализации метода приучения. Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). По сей день это самая спорная педагогическая проблема. Приведём несколько примеров. Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова предложили классификацию методов на основе их функций по отношению к деятельности ребёнка: 1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности. 2. Методы формирования общественного сознания. 3. Методы стимуляции деятельности. В.А. Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли педагоги-практики. В качестве критерия классификации он избрал средства воспитания и выделил шесть групп: 1. Воспитание словом. 2. Воспитание делом. 3. Воспитание ситуацией. 4. Воспитание игрой. 5. Воспитание общением. 6. Воспитание отношениями. Доцент кафедры педагогики Ростовского педагогического университета А. И. Малащенко предлагает свою классификацию методов воспитания
Классификация методов воспитания в зависимости от степени гуманизации и демократизации общества (В.С. Кукушкин)
В основу наиболее распространённой классификации положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К, Бабанский): 1. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, метод примера, внушение). 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций). 3. Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха). В учебнике «Педагогика» (В.А. Сластёнин) выделены следующие общие методы воспитания (т.е. в любых условиях и для любого возраста): 1. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, метод примера). 2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации). 3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание). 4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
|