Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы воспитания





 

ВОПРОСЫ:

 

1. Методы воспитания: понятие, классификация.

2. Общая характеристика методов воспитания.

3. Выбор методов воспитания.

 

ВОПРОС 1.

 

В энциклопедическом словаре понятие «метод» определяется как способ достижения какой-либо цели, как способ действия.

«Методы воспитания – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач» (В.А. Сластёнин);

«Методы воспитания – способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия».

Методический приём – составной элемент метода (например, составление плана при начале работы с текстом, при выполнении коллективного творческого дела; переход на «вы» с учеником, когда делают ему замечание и т.д.) По отношению к методу приёмы носят частный характер.

Методы воспитания и методические приёмы тесно взаимосвязаны друг с другом и могут совершать взаимопереходы. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный способ решения педагогической задачи, а в других – как приём имеющиё специальное назначение. Например, беседа является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В тоже время она может стать одним из основных методических приёмов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку). По сей день это самая спорная педагогическая проблема. Приведём несколько примеров.

Г.И. Щукина, Т.Е. Конникова предложили классификацию методов на основе их функций по отношению к деятельности ребёнка:

1. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности.

2. Методы формирования общественного сознания.

3. Методы стимуляции деятельности.

В.А. Караковский предложил несложную классификацию методов воспитания, которую приняли педагоги-практики. В качестве критерия классификации он избрал средства воспитания и выделил шесть групп:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3. Воспитание ситуацией.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

Доцент кафедры педагогики Ростовского педагогического университета А. И. Малащенко предлагает свою классификацию методов воспитания

Методы воспитания (система А. И. Малащенко)
       
Классификация групп методов Классификация по отношению к развитию ребенка
по целевой направленности Методы организации Методы просвещения, Методы стимулирования
  жизнедеятельности убеждения и общения и
  и общения формирования сознания деятельности
       
Побуждающие методы Положительная перспектива, Разъяснение, беседа, Похвала, положительная
  пример, педагогическое информирование, пример перспектива, позитивные
  требование, подражание,   стимулы, просьба,
  создание учебной ситуации   побуждение
Методы ориентировки Исходное требование, Приучение, беседа, Поощрение, награждение,
и формирования игра, приучение, убеждение, лекция, система перспективных
качеств личности упражнение, КТД, диспут линий, ситуация
  требование-норма   морального успеха, пример.
Методы индивидуальной Требование-норма, коррекция, Информация, внушение, Соревнование, индивидуальный
корректировки проектирование успеха переубеждение, разъяснение контроль, авторитетное мнение,
      личная перспектива,
      воспитывающая ситуация
Методы саморегуляции, Групповая коллективная Самовоспитание, самонаблюдение, Самоконтроль, самоанализ,
самореализации игра, самоконтроль, самоубеждение, самообразование самокритика, самообязательство
  самоанализ    

 

Классификация методов воспитания в зависимости от степени гуманизации и демократизации общества (В.С. Кукушкин)

 

 
     
Методы авторитарной педагогики Методы православной педагогики Методы гуманистической педагогики
Информирование, педагогическое Информирование, пример, Исходное требование, пример,
требование, упражнение приучение создание учебной ситуации
Внушение, беседа, Беседа, лекция, Игра, приучение,
индивидуальный контроль, наказание похвала, осуждение убеждение, личный пример
Подражание, осуждение, принуждение Личный пример, одобрение, Лекция, поощрение,
  переубеждение, требование-норма одобрение, упражнения
  Подражание Коллективные творческие дела
  Индивидуальный контроль Коррекция
  Коррекция Награждение
  Самоконтроль Диспут
  Самоанализ Разъяснение
  Самообразование  
  Самокритика Похвала
  Внушение Соревнование
    Система перспективных линий
    Ситуация морального успеха
    Воспитывающая ситуация
    Самоконтроль, самоанализ,
    самонаблюдение, самовоспитание,
    самообразование, самокритика,
    самообязательство, самоубеждение,
    самореализация, педагогическое
    сотрудничество

 

В основу наиболее распространённой классификации положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К, Бабанский):

1. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, метод примера, внушение).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций).

3. Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха).

В учебнике «Педагогика» (В.А. Сластёнин) выделены следующие общие методы воспитания (т.е. в любых условиях и для любого возраста):

1. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, метод примера).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации).

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание).

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

 

Date: 2016-02-19; view: 1772; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию