Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого - педагогические условия для успешной адаптации детей младшего дошкольного возрастаДля оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников. Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение 7), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники дошкольного учреждения анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей - дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно - гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение 4). До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей. Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно - образовательной деятельности (Приложение 5). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе. А так же для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей: Рекомендации для воспитателей: - любите детей и относитесь к ним как к своим; - помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка; - приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам; - необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение; - проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку; - по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей; - проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад. В своей работе воспитатели должны использовать анкетирования, посещения ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды) (Приложение 8), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания. Рекомендации для родителей: - любите своего ребенка таким, какой он есть; - радуйтесь своему ребенку; - разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном; - слушайте ребенка, не перебивая; - установите четкие и определенные требования к ребенку; - не устраивайте для ребенка множество правил; - будьте терпеливы; - каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное; - в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними; - поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы; - чаще хвалите ребенка; - поощряйте игры с другими детьми; - создавайте условия для общения со сверстниками; - интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду; - не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка; - помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения; - прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям дошкольного учреждения; - посещайте групповые собрания. В целом адаптация детей проходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили нам определить группы адаптации: – к первой группе (сложный уровень адаптации) относятся 2 человека; – ко второй группе (средний уровень адаптации) относятся 3 человека; – к третьей группе (легкий уровень адаптации) относятся 3 человека. Данные результаты групп адаптации детей МБУ дc №128 «Гвоздичка» в 1-ой мл.гр. занесены в таблицу (Приложение 6) Характеристика поведение детей: Полина К. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив. Женя С. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен. Вика Ч. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу. Анна Ш. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками не общительна. Арина С. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников. Кирилл З. Эмоциональное состояние стабильное, не общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита. Тимур К. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу. Роман С. Эмоциональное состояние- стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует. Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
Заключение
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н.Д. Ватутина, Н.Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М.Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В.А. Сухомлинский. Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям. Рассмотренные аспекты в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения. Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Таким образом, можно сказать, что цель исследования: определить влияние благоприятных условий на успешную адаптацию детей младшего дошкольного возраста в детском саду, была достигнута, задачи реализованы. Данная курсовая работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.
Список используемой литературы 1. Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М. Н. Аксарина – М.: Медецина 2007. - 304с. 2. Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно [Текст] / В. Г. Алямовская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС 1999. 3. Арнаутова, Е. П. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] // Е. П. Арнаутова, О. Л. Зубова - Дошкольное воспитание: – 2004. – № 7. – 66 – 77 с. 4. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л. В. Белкина – Воронеж: Учитель 2006. - 236 с. 5. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н. Д. Ватутина– М.: 1991. – 14 с. 6. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / - М.: Просвещение 2003.-№3.-104 с. 7. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа [Текст] // Д. Видра Дошкольное воспитание 2004. - №4. – 58 - 64 с. 8. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова - М.: Педобщество 2003. - 240 с. 9. Галанов, А. С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей [Текст] / - М.: Школьная Пресса 2002. – 120 с. 10. Галигузова, Е. О. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Под редакцией Л. Н. Галигузовой, Е. О. Смирновой – М.: 1992. 11. Григорьева, Г. Г. Педагогика раннего возраста [Текст] //Под ред. Г. Г. Григорьевой – М.: 1998. – 318 с. 12. Григорян, М. В. В детский сад (как нужно готовить ребёнка к детскому саду) [Текст] // М. В. Григорян – Работница: 2007. - №8. - 20-22 с. 13. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие [Текст] / О. И. Давыдова, А. А. Майер – М.: ТЦ «Сфера» 2006. – 128 с. 14. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст] / Т. А. Данилина, Н. М. Степина – М.: Айрис-Пресс 2004. – 112 с. 15. Данюкова, Е. А. Работа с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОУ [Текст] // А. И. Данюкова, Е. А. Каралашвили, Г. Б. Ларионова - Управление дошкольным образовательным учреждением– М.: № 3, 2003. – 134 с. 16. Деркач, М. С. Организация и методика работы с детьми от рождения до трех лет [Текст] / М. С. Деркач, Л. П. Речкина – Краснодар: 2003. – 52 с. 17. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие [Текст] / Н. В. Кирюхина – М.: 2006. – 26 с. 18. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] / Я. И. Ковальчук - М.: Просвешение 1985.- 112 с. 19. Косенюк, Р. Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста // Сацыяльна - педагагічная работа. У дапамогу педагогу [Текст] // Р. Р. Косенюк - Киев.: - 2007. - №9. - 27 с. 20. Костина, В. П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. П. Костина - Дошкольное воспитание – 2006. – №1 – 34 - 37 с. 21. Лукина, Н. А. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2 - 3 года): практическое пособие [Текст] / Н. А. Лукина, И. Ф. Сарычева - СПб: Паритет 2004. – 102 с. 22. Макшанцева, Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду [Текст] // Л. В. Макшанцева - Психолог в детском саду – М.: № 1, 2004 23. Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора - М.: Владос 2007. - 176 с. 24. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / А. С. Роньжина - М.: Книголюб 2000. – 72 с. 25. Смирнова, Е. О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста [Текст] / Е. О. Смирнова - М.: Мозаика-Синтез 1996. – 160 с. 26. Степаненкова, З. И. Игры для самых маленьких: Методическое пособие [Текст] / З. И. Степаненкова - Мн.: Зорны верасень 2006. – 89 с. 27. Столяренко, Л. Д. Психология [Текст] / Л. Д. Столяренко - Ростов-на-Дону: Юнити 2003. – 382с. 28. Тонкова – Ямпольская, Р. В. “Основы медицинских знаний” [Текст] / Р. В. Тонкова Ямпольская - М.: Просвещение 1986. – 320 с.
|