Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я группа. 3 page





Если валютная выручка поступила на валютный счет не полностью, экспортер не лишается права применения ставки 0%, но только в пределах поступившей выручки (Письмо Минфина России от 28.08.2007 N 03-07-08/241). Разъяснение финансового ведомства актуально для тех случаев, если российская организация заключает с иностранным партнером длящийся контракт, например на 1 - 2 года, однако поставки осуществляет отдельными партиями.

В этом случае по мере поступления экспортной выручки за каждую партию налогоплательщик вправе представить в налоговый орган комплект документов для подтверждения ставки 0% по конкретной поставке. Идеально, если и в экспортном контракте партионные поставки будут четко установлены (разделены) по количеству, цене, общей стоимости отгрузки, срокам оплаты.

Что касается штрафных санкций по экспортным контрактам, то при их получении применяется ставка 0%, - если экспорт подтвержден, или соответствующая расчетная ставка 18/118 (10/110), если экспорт подтвержден не будет (Письмо Минфина России от 17.10.2007 N 03-07-15/157).

Рассмотрим группу сделок, получившую распространение в последнее время.

Товар был вывезен в режиме временного вывоза или иного таможенного режима (кроме экспорта и свободной таможенной зоны) на склад за границу, а затем с этого склада был продан иностранным покупателям. В момент продажи возникает обязанность изменить режим вывоза товара с временного вывоза на экспорт, для чего в таможенный орган представляется соответствующее заявление и экспортная декларация. Но для подтверждения нулевой ставки НДС по ст. 165 НК РФ нужна отметка пограничного таможенного органа, которой не будет на таможенной декларации по экспорту, поскольку она была составлена после того, как товар фактически был вывезен. В этом случае для подтверждения ставки 0% нужно представлять ту таможенную декларацию и товаросопроводительные документы, которые оформлялись в момент вывоза товара в режиме временного вывоза. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 25.04.2008 N 03-07-08/99.

Не нужно представлять документы, указанные в ст. 165 НК РФ, и подтверждать нулевую ставку по экспорту в том случае, если отгрузка товаров не является объектом обложения по НДС.

Пример: российский продавец отгружает товар с территории одной страны на территорию другой, минуя территорию РФ. В этом случае реализация товара происходит не на территории РФ (ст. 147 НК РФ), российский продавец никакого начисления НДС не производит. Поэтому, несмотря на то что российская организация фактически является продавцом и товар продан иностранцу, но никакого экспорта нет, а значит, не применяется ст. 165 НК РФ и нулевая ставка отсутствует. Эта операция совершена не на территории РФ, поэтому она не облагается НДС. К слову, в этом случае не применяются и никакие налоговые вычеты "входного" НДС по товарам, работам или услугам, приходящимся на указанную сделку, - ст. 170 НК РФ.

Более того, при одновременном осуществлении деятельности на территории РФ, облагаемой НДС, и деятельности вне территории РФ, не облагаемой НДС, организация обязана организовать раздельный учет в соответствии с общими правилами ст. 170 НК РФ.

Аналогично не обязаны подтверждать нулевую ставку лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС. Например, если организация освобождена от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ либо является плательщиком единого налога по упрощенной системе налогообложения.

Не нужно также подтверждать нулевую ставку и представлять пакет документов по ст. 165 НК РФ при экспортных операциях, не облагаемых НДС и перечисленных в ст. 149 НК РФ в составе льготируемых.

 

3.3. Особенности ВЭД в новом таможенном союзе

 

С 1 июля 2010 г. вступило в силу Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" и Протоколы к нему, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" применяются только в той мере, в которой их положения совместимы с положениями Соглашения от 25.01.2008.

С 1 июля 2010 г. налогоплательщики при заключении сделок с резидентами Республики Беларусь и Республики Казахстан в целях налогообложения данных операций НДС и акцизами должны руководствоваться Соглашением от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе".

Действие Соглашения от 25.01.2008 распространяется на все товары, выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза, независимо от того, на территории какого государства они произведены, в отличие от Соглашения от 15.09.2004, которое действовало только в отношении товаров, произведенных в России или Белоруссии.

 

3.3.1. Особенности косвенного налогообложения

при экспорте товаров

 

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте товаров осуществляются в соответствии с Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол о товарах в ТС).

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС или освобождение от уплаты акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В п. 2 ст. 1 Протокола о товарах в ТС перечислены документы, которые нужно представить для подтверждения экспорта:

- договоры (контракты) с дополнениями и приложениями к ним;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки;

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Белоруссии или Казахстана об их уплате;

- транспортные документы, за исключением случаев, когда законодательством РФ допускается перемещение товаров без составления таких документов;

- иные документы, если это предусмотрено законодательством РФ.

Следует отметить, что теперь для подтверждения нулевой ставки НДС налогоплательщик может представить копии документов, о чем прямо указано в Протоколе, в то время как в Соглашении с Республикой Беларусь от 15.09.2004 требовалось представлять оригиналы документов, и только Письмом от 15.06.2005 N ММ-6-03/489@ ФНС разрешила представлять налогоплательщикам их копии.

Документы, подтверждающие ставку НДС 0%, нужно собрать и представить в налоговую инспекцию не позднее 180 дней с момента отгрузки (передачи) товара (п. 3 ст. 1 Протокола о товарах в ТС). Если в этот срок документы не собраны, операция облагается НДС по ставке 18 (10)%. Если в дальнейшем такие документы будут собраны и представлены, уплаченный налог возвращается налогоплательщику (абз. 2, 6 п. 3 ст. 1 Протокола) (ранее при торговле с Белоруссией этот срок составлял 90 дней).

До 1 июля 2010 г. товары, экспортируемые в Белоруссию и не происходящие с ее территории либо с территории РФ, облагались НДС по ставке 0% в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 151, 164, 165 НК РФ).

С 1 июля 2010 г. товары независимо от страны происхождения, экспортируемые в Белоруссию и Казахстан, облагаются НДС по ставке 0% в соответствии с Соглашением от 25.01.2008.

При экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан вычеты "входного" НДС по реализованным товарам применяются независимо от того, подтверждена ставка 0% или нет (абз. 2 п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 1 Протокола). Поэтому даже при неподтверждении нулевой ставки и начислении НДС с такой реализации по ставке 10 или 18% "входной" НДС по экспортированным товарам (работам, услугам) в любом случае принимается к вычету.

Экспортер выставляет покупателю счет-фактуру, но только в том случае, если это предусмотрено национальным законодательством (пп. 4 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах в ТС). То есть российский экспортер обязан выставить счет-фактуру по ставке 0%.

Пунктом 5 ст. 2 Протокола о товарах в ТС предусмотрено, что, в случае непредставления в налоговый орган Заявления с отметкой об уплате налога, налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС при наличии в налоговом органе одного государства - члена Таможенного союза подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Таможенного союза факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты косвенных налогов).

Аналогичное условие содержалось и в Соглашении с Республикой Беларусь от 15.09.2004, и чиновники в своих письмах подтверждали, что инспекция вправе принять такое решение в случае, если она получит подтверждение в электронном виде об уплате в бюджет Республики Беларусь суммы НДС по товару, ввезенному белорусским покупателем.

В Протоколе о товарах в ТС отдельно оговорены случаи вывоза товаров по договору лизинга, предусматривающему переход права собственности на товары к лизингополучателю, договору товарного кредита.

Налоговая база при вывозе товаров по договору лизинга определяется на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной договором (контрактом) лизинга, но не более суммы фактически полученного платежа (п. 9 ст. 1 Протокола). При этом вычет НДС по такому имуществу принимается к вычету в части, приходящейся на стоимость товаров по полученному лизинговому платежу.

При экспорте имущества по договору товарного кредита налоговая база определяется как стоимость товаров, предусмотренная договором, при отсутствии стоимости в договоре - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

Для обеспечения полноты уплаты налогов п. 10 ст. 1 Протокола предусматривает возможность определения цены сделки в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ. Таким образом, для российских налогоплательщиков при торговле с Казахстаном и Белоруссией применяются правила определения цены сделки в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ.

 

3.3.2. Особенности косвенного налогообложения

при импорте товаров

 

Порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при импорте товаров осуществляются в соответствии с Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (Протокол о товарах в ТС).

При импорте товаров НДС и акцизы взимаются налоговыми органами того государства, на территорию которого ввозится товар. Косвенные налоги не взимаются при импорте товаров, которые в соответствии с законодательством государства-импортера освобождены от налогообложения при ввозе на его территорию (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008).

Согласно п. 1.2 ст. 2 Протокола о товарах в ТС, импортер уплачивает НДС независимо от того, с территории какого государства отгружается товар, важно, чтобы это была территория государств - участников Таможенного союза. Контракт на поставку товаров может быть заключен с представителем другой страны, не являющейся членом Таможенного союза (п. 1.5 ст. 2 Протокола), но если при этом товары импортируются с территории другого государства - члена Таможенного союза и ввозятся на территорию государства - члена Таможенного союза, то косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары.

В случае возврата бракованных товаров в месяце их принятия на учет начисление налогов и отражение этих товаров в налоговой декларации не производятся. Если же ввезенные товары, оказавшиеся некачественными, возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет, организация-покупатель представляет соответствующие уточненные налоговые декларации (абз. 2 п. 9 ст. 2 Протокола).

Суммы косвенных налогов, уплаченные при ввозе товаров из Белоруссии и Казахстана, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (п. 11 ст. 2 Протокола о товарах в ТС).

Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008).

Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров в виде суммы их стоимости и подлежащих уплате акцизов (но не позднее срока, установленного законодательством).

Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет импортных товаров на основе их стоимости, указанной в договоре.

Обратите внимание, что ранее при импорте товаров из Белоруссии налоговая база определялась как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и акцизов (п. 2 разд. I Соглашения с Республикой Беларусь от 15.09.2004).

При ввозе предмета лизинга на территорию РФ лизингополучатель определяет налоговую базу по НДС в соответствии с предусмотренным договором лизинга графиком платежей в части выкупной цены. Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы.

Стоимость товаров, полученных по договору товарного кредита, определяется так же, как и при экспорте, - как стоимость товаров, предусмотренная договором, при отсутствии стоимости в договоре - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.

 

3.3.3. Особенности налогообложения

при оказании услуг и выполнении работ

 

Выполнение работ и оказание услуг в Таможенном союзе регулирует Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Протокол о работах (услугах) в ТС).

Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в государстве, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 1 Протокола).

В Протоколе отдельно выделены и даны определения таким видам работ и услуг, как аудиторские, консультационные, маркетинговые и бухгалтерские услуги, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, рекламные, дизайнерские и инжиниринговые услуги, услуги по обработке информации, юридические услуги.

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - участника Таможенного союза, если:

- работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым (движимым) имуществом, находящимся на территории этого государства, к ним относятся и услуги аренды;

- при осуществлении работ, услуг используются транспортные средства, находящиеся на территории этого государства;

- на территории этого государства оказываются услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

- налогоплательщиком этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, дизайнерские и другие виды услуг.

В случае если выполняются несколько видов работ, услуг и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, то местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

Для подтверждения места реализации работ и услуг служат договор (контракт) на выполнение работ (оказание услуг) и документы, подтверждающие сам факт выполнения работ (оказания услуг) (п. 2 ст. 3 Протокола о работах (услугах) в ТС).

Налогообложение операций, связанных с переработкой давальческого сырья, регулирует ст. 4 Протокола. В данном случае налоговая база определяется как стоимость переработки давальческого сырья. Этой же статьей предусмотрен и особый комплект документов, который представляется одновременно с налоговой декларацией по НДС для подтверждения обоснованности нулевой ставки НДС. Он включает в себя:

- контракт (договор подряда);

- документы, подтверждающие выполнение работ;

- документы, подтверждающие вывоз давальческого сырья;

- заявление о ввозе товаров и уплате налогов с отметкой налогового органа;

- таможенная декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья;

- иные документы, предусмотренные законодательством государств - участников.

 

3.3.4. Отчетность

 

Согласно п. 8 ст. 2 Протокола о товарах в ТС, при импорте товаров на территорию России налогоплательщики представляют отдельную налоговую декларацию по форме, установленной российским законодательством.

Форма такой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н "Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза и порядка ее заполнения". Приказ зарегистрирован в Минюсте России 26.07.2010 N 17974. В соответствии с п. 3 данный документ вступил в силу начиная с представления налоговой декларации за июль 2010 г.

Декларацию обязаны заполнять все импортеры, включая налогоплательщиков, освобожденных от уплаты НДС и применяющих спецрежимы.

Декларация представляется в налоговые органы по месту учета налогоплательщика не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Если в отчетном месяце не принимались к учету импортные товары, то и декларация в налоговый орган не представляется.

Одновременно с декларацией налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 8 ст. 2 Протокола о товарах в ТС.

За нарушение срока подачи декларации предусмотрена ответственность, установленная национальным законодательством (п. 9 ст. 2 Протокола о товарах в ТС), а это значит, что российский налогоплательщик, нарушивший срок представления декларации, будет оштрафован по ст. 119 НК РФ.

Срок для уплаты НДС остался прежним: не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

При осуществлении экспортных операций с Белоруссией и Казахстаном они отражаются в обычном порядке в разд. 4 - 6 налоговой декларации по НДС, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. Эти разделы представляются в составе декларации по НДС в случае наличия в них сведений по экспорту.

 

Таблица 7

 

Основные отличия экспорта и импорта

до и после создания Таможенного союза

 

Операции До 1 июля 2010 г. После 1 июля 2010 г.
Страны-участницы Россия и Республика Беларусь Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан
Товары, на которые распространяется действие Соглашений Только товары, произведенные в России или Белоруссии Все товары, выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения
Срок сдачи документов для подтверждения ставки НДС 0% 90 дней 180 дней
Ответственность за непредставление декларации Прямо не предусмотрена Ответственность по ст. 119 НК РФ
Порядок определения налоговой базы Сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и акцизов Стоимость, указанная в договоре

 

3.4. Принципы раздельного учета при экспорте

 

Раздельный учет по НДС должен быть организован как в части выручки от реализации экспортированных товаров, так и в части товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации продукции на экспорт. Как правило, проблем с разделением в учете выручки от реализации не возникает.

Сложнее с выделением суммы "входного" НДС, приходящейся на товары, работы или услуги, составляющие "себестоимость" экспортированного товара.

 

Примечание. Следует четко уяснить, что ни способы, ни методика раздельного учета нормативно не определены. Налоговое законодательство содержит лишь норму-принцип об обязанности налогоплательщика организовать раздельный учет в соответствии с учетной политикой при осуществлении экспортной деятельности. Поэтому каждый экспортер выбирает и устанавливает собственную методологию ведения раздельного учета и закрепляет ее в своей учетной политике.

 

Стоит отметить, что, хоть и не имеет значения, какие данные бухгалтерского или налогового учета экспортер будет использовать для раздельного учета, каким образом их группировать, важно, чтобы это были экономически обоснованные показатели.

Например, определение доли экспорта товаров в общем объеме продаж по доле заработной платы отдела экспорта в общей сумме зарплаты работников предприятия не может являться экономически обоснованным показателем, поскольку такая доля всегда будет постоянной величиной, никаким образом от количества экспортных сделок не зависящей. Наиболее часто встречающийся показатель - выручка от реализации товаров, работ, услуг.

К слову, благоприятно оценивается и арбитражной, и правоприменительной практикой, если момент восстановления "входящего" НДС, ранее правомерно принятого к вычету в отношении экспортных сделок, происходит на дату отгрузки товаров на экспорт.

Вести раздельный учет "входного" НДС нужно так, чтобы была возможность достоверно определить распределение налога. Конкретная методика в Налоговом кодексе РФ отсутствует, поэтому компания может вести учет в том порядке, который она закрепит в своей учетной политике. К примеру, она может вести раздельный учет на основе данных аналитического учета, то есть специальных ведомостей, расчетных таблиц, справок и т.д.

Также организация может открыть дополнительные субсчета к основным счетам бухучета и вести учет по ним. Например, к счетам 10, 41, 23, 25, 26, 44 и др. можно открыть такие субсчета: "Материалы по операциям, облагаемым НДС по ставке 18%", "Материалы по операциям, облагаемым по ставке 0%", "Затраты по "общим" расходам". К счету 19 целесообразно открыть субсчета "НДС к вычету" и "НДС к распределению".

Кстати, во избежание спора с инспекцией по поводу правильности распределения "входного" НДС в учетной политике для целей налогообложения рекомендуем установить критерии, по которым те или иные расходы будут распределяться между облагаемыми или необлагаемыми операциями. Самый простой способ разграничения - их учет на разных счетах (субсчетах) бухгалтерского учета.

В целом можно выделить два основных варианта организации раздельного учета "входного" НДС.

Первый - изначально обособленно учитывать по дебету счета 19 "входящий" НДС в момент приобретения товаров (работ, услуг), если точно известно, что эти товары будут отгружены на экспорт. Тогда в момент приобретения товаров (работ, услуг) приходящийся на них "входной" НДС не принимается к вычету, а продекларированы вычеты будут только после подтверждения экспорта (сбора полного комплекта документов по экспортной поставке в пределах 180 дней).

Второй и наиболее распространенный вариант связан с более сложной ситуацией, когда продукция реализуется и в России, и на экспорт, и изначально неизвестно, какая доля из нее будет отправлена на экспорт. В этом случае в момент приобретения товаров (работ, услуг) вся сумма НДС заявляется к вычету и только в момент, когда произойдет отгрузка товаров на экспорт, по закрепленной в учетной политике методике расчетным путем определяется сумма "входного" НДС, приходящаяся на "себестоимость" товаров, отгруженных на экспорт (Письмо Минфина России от 28.04.2008 N 03-07-08/103, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 12797/05). На эту дату и возникает обязанность восстановить "входной" НДС, который ранее (при принятии на учет этих товаров, работ, услуг) был принят к вычету. После подтверждения нулевой ставки восстановленный "входной" НДС по экспортированным товарам будет вновь принят к вычету в налоговой декларации периода подтверждения экспорта, т.е. в том налоговом периоде, когда собран весь комплект документов по ст. 165 НК РФ в пределах 180 дней.

Рекомендации Минфина России по порядку регистрации счетов-фактур в книге покупок по экспортным операциям изложены в Письме от 05.07.2007 N 03-07-08/180.

Счета-фактуры по подтвержденному экспорту должны быть зарегистрированы в книге покупок в том налоговом периоде, на который приходится день сбора документов, в пределах 180-дневного срока.

Если ранее эти счета-фактуры уже были включены в книгу покупок в общеустановленном порядке, то восстановление экспортного НДС осуществляется через отражение соответствующих счетов-фактур в книге продаж (п. 16 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) на дату отгрузки товаров на экспорт. Последующее их включение в книгу покупок производится в налоговом периоде на дату подтверждения экспорта (сбора комплекта документов по ст. 165 НК РФ).

Счета-фактуры комплектуются "набором" в отношении затрат, связанных с экспортной деятельностью налогоплательщика, и отражаются в книгах покупок (продаж) в соответствующей процентной доле по расчету налогоплательщика в отношении каждого счета-фактуры.

По неподтвержденному экспорту "входные" счета-фактуры регистрируются в книге покупок на дату отгрузки товара на экспорт. Если ранее такие счета-фактуры были изначально в общеустановленном порядке заявлены в книге покупок, затем - в книге продаж (восстановление на дату экспортной отгрузки), в третий раз они включаются в книгу покупок на дату отгрузки через дополнительный лист книги покупок.

По неподтвержденному экспорту в книгу продаж (через дополнительный лист) включаются самостоятельно выписанные налогоплательщиком в одном экземпляре счета-фактуры с указанием НДС (18% либо 10%) на дату отгрузки товара на экспорт.

Нужно четко понимать, что при организации раздельного учета по экспорту п. 4 ст. 170 НК РФ не применяется.

Неправомерно считать, что если у налогоплательщика доля совокупных расходов на производство товаров, отгруженных на экспорт, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство, то можно не вести раздельный учет и, соответственно, всю сумму НДС сразу принимать к вычету.

Пункт 4 ст. 170 НК РФ действует только в отношении операций, не облагаемых НДС, то есть тех, которые установлены ст. 149 НК РФ. Экспорт - это облагаемая НДС операция, хоть и по нулевой ставке.

Еще один практический совет - не забывайте при раздельном учете распределять и общехозяйственные расходы (Письмо Минфина России от 18.05.2006 N 03-04-08/100). Названные требования относятся к организациям, осуществляющим как производственную, так и торговую экспортную деятельность.

 

* * *

 

Зададимся вопросом: если российская компания ведет деятельность и в России, и за границей (не на территории РФ), т.е. одновременно осуществляются операции, облагаемые и не облагаемые НДС, то следует ли ей вести раздельный учет в соответствии со ст. 170 НК РФ?

Уверены, что следует, пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ установлено такое требование. Тем более что и чиновники придерживаются аналогичной точки зрения (Письма Минфина России от 28.04.2008 N 03-07-08/104, от 24.01.2008 N 03-07-08/19).

Технология раздельного учета для такого налогоплательщика будет следующая:

1) провести проверку на соблюдение пятипроцентного лимита по расходам, не забывая при определении пропорции учесть "входной" НДС по общехозяйственным расходам, предварительно разделив его пропорционально выручке от облагаемой и необлагаемой деятельности, - п. 4 ст. 170 НК РФ;

2) при превышении указанной выше величины по затратам на необлагаемую деятельность в общей величине расходов на облагаемую и необлагаемую деятельность - распределить "входной" НДС между ними пропорционально выручке (отгрузке), включая аналогичное распределение "входного" НДС по общехозяйственным расходам.

Минфин России рекомендует именно такую технологию раздельного учета при наличии реализации товаров не на территории РФ (Письмо Минфина России от 28.04.2008 N 03-07-08/104).

При осуществлении не облагаемой в целях НДС деятельности не на территории РФ налогоплательщик обязан отразить такие обороты в разд. 7 налоговой декларации. Это необходимо в том числе для определения и декларирования "входного" НДС, не подлежащего вычету, а учитываемого в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг, - пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ.

 

Глава 4. ПРИМЕНЕНИЕ НДС-СТАВОК ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ

 

И экспортеры, и импортеры, и переработчики иностранных товаров на российской территории и, наоборот, российских товаров на производственных площадях за границей неизбежно сталкиваются с необходимостью перемещать эти товары или продукты их переработки через границу РФ. В общепринятом понимании такое перемещение называют международными перевозками грузов.

Date: 2016-02-19; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию