Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности познавательной сферы
Таким образом, при выявлении ряда проблем в познавательной сфере ребенка, таких, как низкий уровень произвольности познавательной деятельности, недостаточный для успешного обучения уровень развития мышления и речи, несформированность важнейших учебных познавательных действий, в ряде случаев требуется проведение дифференциального обследования. Оно будет ориентировано на соотнесение уровня интеллектуального развития ребенка возрастной норме. В случае, если предположение об умственном снижении не подтверждается или психолог и без его проведения может отказаться от такого предположения, необходимо так спланировать углубленное обследование, чтобы проверить другие наиболее вероятные предположения о причинах существующих трудностей. При этом он, естественно, может опираться на всю совокупность данных, полученных в ходе диагностического минимума. Например, ученица второго класса Валентина К. с большим трудом была переведена во второй класс, материал первого класса остался практически не усвоенным девочка плохо читает (но любит слушать книги), не справляется с логическими задачами и примерами, требующими вычислений с переходом через десяток. Послушна, спокойна. Не опрятна, не аккуратна. Любит играть, много времени проводит с куклами. Диагностическое обследование, проведенное по запросу педагога, показало низкий уровень развития мышления, несформированность важнейших умственных действий, плохо развитую устную речь, незаинтересованность девочки в успешном обучении. Девочка тревожна, с недоверием относится к взрослым, в классе не пользуется популярностью и уважением. Из бесед с педагогом стало известно, что девочка три последних года перед школой провела в деревне с прабабушкой, так как в семье родился еще один ребенок, очень ослабленный и болезненный. Психолог предположил наличие серьезных нарушений умственного развития и организовал дифференциальное углубленное обследование с использованием детского варианта теста Векслера. Интеллектуальный показатель девочки оказался равен 99, при этом по невербальным субтестам — 104, а по вербальным — 94. Особенно низкие результаты были получены по субтестам осведомленности, понятливости, математическому, последовательным картинкам. Последний субтестбыл повторен после завершения обследования и в условиях обучения и помощи девочка справилась с ним весьма успешно. Умственное снижение оказалось не столь значительным и провоцировалось в основном низким запасом знаний о мире, несформированностью навыков логического мышления. Учебные проблемы провоцировались низкой социальной и познавательной готовностью ребенка к обучению, отсутствием должной поддержки и предметной помощи в семье, а также самой школьной неуспешностью, которая породила страх, неуверенность в своих силах, апатию.
В большинстве случаев по итогам психодиагностического минимума психолог может судить о том, какими причинами обусловлены имеющиеся психодинамические нарушения — объективными или защитными, и соответственно построить дальнейшее уточнение проблемы. Например, учащийся 8-го класса, Вячеслав Д., во время диагностического минимума продемонстрировал крайне низкие показатели по произвольности познавательной деятельности, темпу и умственной работоспособности, сниженную учебную мотивацию. Результаты значительно отличались от показателей предыдущего минимума. На невнимательность, вялость, пассивность и низкую эффективность работы жаловались все учителя. Вместе с тем родители отмечали, что при выполнении домашних заданий мальчик может собраться и остается очень успешен во внешней деятельности (занятия в танцевальном кружке). На основании имеющейся информации психолог предположил, что медлительность, низкая работоспособность и сниженная учебная мотивация являются отражением школьных проблем. Вероятнее, в какой-либо системе социальных отношений. Беседа с классным руководителем позволила уточнить этот вопрос. Педагог отметил, что последние месяцы мальчик практически не общается с одноклассниками, они относятся к нему пренебрежительно. Дальнейшее обследование, в частности, консультативная работа с подростком, позволило обосновать это предположение и выяснить причины его конфликта с наиболее влиятельными членами класса, повлекшими за собой серьезные внутри-личностные и учебные проблемы.
Дима С., ученик шестого класса, ставил в тупик своих педагогов. В начальной школе он хорошо учился, но отличался очень живым, подвижным характером, был непоседлив и говорлив. Этим он очень раздражал своего педагога, женщину профессионально грамотную, но жесткую. Она не только не поощряла, но и довольно серьезно наказывала мальчика за нарушения установленной дисциплины. Родители во всем поддерживали учительницу. Они тоже считали сына невоспитанным, непослушным, хотя и, несомненно, способным. В конце 5-го класса поведение Димы значительно ухудшилось: он стал раздраженным, дерзким, начал грубить учителям, даже хулиганить: портить мебель, вставлять спички в замки. Учился крайне неровно: 5—2. Легко схватывал новый материал, но интереса к школьным знаниям уже не проявлял. При этом много и с удовольствием читал, занимался авиамоделизмом, шахматами. Родители неоднократно и серьезно наказывали подростка, даже водили к психиатру, но на учет он поставлен не был. Побеседовав с родителями относительно истории развития их сына и учителями, психолог предположил, что дело в неординарности, широкой одаренности мальчика, к которой оказались не готовыми ни родители (они очень хотели девочку-помощницу), ни педагоги. Тесты на общую одаренность, интеллектуальные способности подтвердили это предположение психолога.
Методы, наиболее эффективно применяемых в школьной практике при углублённой диагностике Экспресс-метод - методика Переслени-Падобеда, Бендер-тест, а также при использовании полного варианта детского опросника Векслера. При необходимости изучения зоны и содержания внутреннего конфликта ребенка могут быть с успехом использованы проективные методики CAT и ТАТ, тест Розенцвейга, методика Рене Жиля, цветовой тест отношений, рисуночные проективные методики. Для изучения личностных особенностей школьников, провоцирующих те или иные проблемы в обучении, поведении и психическом самочувствии могут применяться детский вариант опросника Кэттелла, подростковый диагностический опросник Личко, тест Люшера. Психолого-педагогической карты школьника. -Ее основу составляют данные диагностических минимумов и организованных по их результатам углубленных или дифференциальных обследований. -В ней находят свое отражение выделенные выше параметры статуса, их первичная численная и уровневая оценка по тем диагностическим процедурам, которые применялись для их измерения. -В карте также содержатся заключения консилиума, отметки о проведении и результатах тех или иных видов сопровождающей психолого-педагогической работы. -Хранение различных тестовых бланков, первичных опросных листов не целесообразно. Психолого-педагогическая карта школьника не является общедоступным документам. В школе должны быть разработаны четкие представления о том, какая информация доступна только
Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Консилиум представляет собой небольшое по численности собрание людей, ответственных за успешное обучение и развитие ребенка в школе. Обязательными участниками консилиума являются психолог, завуч и классные руководители (в начальной школе — основные учителя). Чрезвычайно желательным является присутствие на консилиуме школьного медика — врача или медсестры. -Психолог приносит на консилиум результаты своей диагностической деятельности — наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей, обследования самих школьников. При этом обсуждению на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. .В этих материалах информация о ребенке или его семье во-первых, представлена в формы, не нарушающей права на конфиденциальность, во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. . Формой предоставлений психологических данных на консилиум может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого психологом накануне консилиума. .В самом протоколе фиксируются результаты всех обследований и в первичной числовой форме и в виде некоторого качественного уровневого показателя. В бланке приложения к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
Представляя на консилиуме конкретного ребенка, психолог может опираться и на первичные данные протокола, однако другим участникам консилиума для ознакомления и работы предоставляются только тексты приложений. Приведем в качестве примера один из возможных вариантов текста такого приложения. Ф. И. О. ученика Николай К., 1 класс «А» Дата рождения 9 сентября 1988 г. Дата обследования февраль 1996 Феномен развития на момент проведения обследования: У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне остального класса не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая. Наличие отклонений или нарушений в развитии: Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями). Особенности психического развития, выявленные в обследовании: Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя. Возможные формы сопровождения: Включение в коррекционно-развивающую группу ПОСЛР нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка. .В целом вся информация, которую готовит к консилиуму психолог, может быть разделена на две группы: 1-информация о конкретных школьниках 2- обобщенная информация по классу или параллели. Она представляет собой сводные таблицы показателей, изучаемых в данном психодиагностическом минимуме. На консилиуме психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих таблиц. Информация, которую предоставляют на консилиум педагог и медик. Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и классов в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Характеристика школьника может складываться из следующих показателей:
Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливается, естественно только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию. Опросом педагогов-предметников и подготовкой педагогических характеристик занимается непосредственно классный руководитель при организационной и административной поддержке завуча и содержательной помощи психолога. По мере того, как консилиум утверждает себя в школе в качестве неотъемлемой части учебно-воспитательного процесса, такая подготовка становится все менее затруднительной. Педагоги накапливают опыт и навык наблюдения за школьниками, формулирования своих мнений и выводов. Участие медицинского работника на консилиуме весьма желательно. Но если это трудно организовать технически, участники консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников. Выделяется три основных показателя: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: • соответствие физического развития возрастным нормам • состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы • переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры) Факторы риска нарушения развития: • наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка • факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний Характеристика заболеваемости за последний год. Информация о ребенке предоставляется по тем пунктам характеристики, в которых содержатся важные для сопровождения данные. Рассмотрим далее Основные этапы работы консилиума и их содержание. Подготовка консилиума осуществляется каждым участником отдельно. -Психолог обрабатывает данные психологического минимума и углубленной диагностики, готовит приложения по отдельным учащимся и информацию по классу в целом. В его задачи входит также определить, каких учеников необходимо обсудить отдельно, посвятив этому достаточно много времени, а какие дети, являясь психологически благополучными, не станут предметом отдельного обсуждения на консилиума (либо для разработки их сопровождения нужно немного времени). -Педагог (классный руководитель в средней и старшей параллели) собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения. -Школьный медик просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, также готовит выписки для обсуждения на консилиуме. Педагог и медик также каждый по своей информации выделяет детей, нуждающихся в серьезном обсуждении на консилиуме. - Завуч собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведения консилиумов. В среднем на обсуждение данных по одной параллели необходимо проведение трех-четырех встреч. При планировании работы завуч прежде всего отводит время 1. на обсуждение стратегии сопровождения тех учеников, которые по данным психолога, педагога, медика или всех их вместе является наиболее «проблемными», 2. затем — на обсуждение информации по школьникам с парциальными проблемами, 3. в последнюю очередь разрабатываются стратегии развивающего сопровождения для «психологически благополучных» школьников. 4. В конце своей работы консилиум обсуждает ситуацию в параллели в целом и вырабатывает определенные рекомендации для классных руководителей и администрации школы. В функции завуча на этапе подготовки может входить также и подготовка необходимой документации — бланков протоколов консилиума. Проходят заседания консилиума в определенный фиксированный день, раз-два в неделю. Ведущим консилиума является завуч или психолог. Ведущий устанавливает порядок обсуждения, следит за соблюдением регламента обсуждения. Участниками консилиума могут быть также социальный работник и социальный педагог. Как уже отмечалось выше, работа психолого-педагогического консилиума по результатам обследования определенной параллели начинается с обсуждения наиболее трудных случаев. Порядок работы консилиума в рамках обсуждения одного случая. 1.Прежде всего осуществляется информационный обмен между его участниками. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Речь на данном этапе работы идет о «сборке целостного портрета» школьника (А. Л. Венгер). Участники консилиума получают возможность увидеть своего ученика во всем разнообразии его школьного поведения, а также понять причины его проблем, уже не будучи ограниченными своими профессиональными школьными задачами. 2. Вторая задача, решаемая на консилиуме в ходе обсуждения конкретного случая, — разработка стратегии сопровождения данного ученика. Деятельность консилиума по отношению к конкретному ребенку состоит в ответе на несколько последовательных вопросов: • Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования? • Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования? • Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения? • В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель? • Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией? • Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность? 3. Ответы на все поставленные выше вопросы предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля. 4. Работа консилиума с индивидуальным случаем заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором находят свое краткое описание ответы на основные из выше приведенных вопросов. 5. Следующим этапом работы является анализ данных по параллели в целом и выработка соответствующих рекомендаций. 6. Итак, консилиум завершается распределением обязанностей между участниками консилиума по ведению сопровождающей и консультативной работы, с указанием примерных сроков выполнения.
Приведем возможную форму такого заключения. Ф. И. О. ученика, возраст и класс Участники консилиума Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования: Актуальное состояние: (описание) Наличие отклонений и особенностей развития: (описание) Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Дата заполнения: Подписи участников: Воспользуемся конкретным случаем, который мы уже приводили в пример в этом разделе, и покажем работу с ним в рамках консилиума. Еще раз перечислим данные, предоставляемые психологом: Ф. И. О. ученика: Николай К., 1 класс «А» Дата рождения: 9 сентября 1988 г. Дата обследования: февраль 1995 Феномен развития на момент проведения обследования: У мальчика возникают проблемы с усвоением учебного материала. Слабо развита произвольность интеллектуальной деятельности: с трудом удерживает и выполняет условия учебной задачи, часто и быстро отвлекается, на уровне остального класса не сформирован внутренний план действия: плохо справляется с заданиями, выполняемыми без опоры на образец. Работоспособен, учебная мотивация достаточно высокая. Отношения с одноклассниками доброжелательные, с учителями в общение практически не вступает: выглядит стеснительным, робким. Тревожность высокая, самооценка не устойчивая. Наличие отклонений или нарушений в развитии: Выявлены определенные нарушения в интеллектуальной сфере, связанные с низкой произвольной регуляцией психической активности, низкой осведомленностью и недостаточным запасом знаний и представлений («педагогическая задержка»). Причины — парциальные нарушения интеллектуального развития (компенсируемые) в раннем возрасте, отсутствие социально-педагогических условий для развития: с 3-х до 7-ми лет находился в детском саду на пятидневке, жил у бабушки (в настоящее время живет с родителями). Особенности психического развития, выявленные в обследовании: Высокая личностная и ситуативная тревожность: сильно переживает учебные неудачи, беспокоится по поводу отметок. Реагирует на тревожную ситуацию уходом в себя. Возможные формы сопровождения: Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч, направленных на снятие страха перед учебной деятельностью, разработка программы педагогической помощи, консультирование родителей по вопросам интеллектуального развития ребенка. Учитель по результатам собственного наблюдения и беседам с учителями-предметниками предоставил следующую информацию: Качественные характеристики учебной деятельности: При выполнении домашних заданий и в процессе классной работы возникают трудности с пониманием учебного материала: в математике — при записи условий и формулировке вопросов задачи, в русском языке — при применении правил, нахождении ошибок в собственных текстах. Домашние задания выполняются с большим количеством мелких ошибок. Письменные работы выполняет лучше, чем устные: затрудняется с формулировкой своих мыслей. Творческие задания выполняет хуже рутинных, при выполнении простых заданий может быть очень старательным и трудоспособным. Наибольшие трудности возникают при выполнении заданий, требующих логики, развитой речи и творчества. Предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей: с мальчиком не занимаются дома, единственная форма помощи — наказание за плохие оценки. Количественные показатели учебной деятельности: Успеваемость по основным предметам: математика — 3, русский язык — 3, чтение — 3, труд — 5, рисование — 4. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: Активность на уроке практически не проявляет, с заинтересованностью относится к развивающим игровым упражнением, даже если с ними не справляется, старательно выполняет техническую работу на уроках. Дисциплину на уроке нарушает редко. Очень робок в отношении с учителями: практически не обращается с вопросами, говорит шепотом, отводит глаза. Часто не отвечает на вопросы. Отношения с ребятами хорошие: на переменах играет вместе со всеми, но никогда не лидирует, подчиняется решениям других. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях: На уроке часто рассеян, смотрит в сторону, но может быстро включится в работу после замечания. К концу урока часто явно устает, перестает работать. В ответ на замечания чаще всего молчит, сжимается, иногда появляются слезы или сжимаются кулачки. Медицинская информация о мальчике: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: Развитие соответствует возрастной норме, по физкультуре занимается в основной группе, физические нагрузки переносит хорошо Факторы риска нарушения развития: Родовая травма, энцефалопатия в младенческом возрасте, хронический фарингит. Характеристика заболеваемости за последний год. Практически не болел. По результатам обсуждения в протокол занесены следующие сведения и решения: Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования: Актуальное состояние: Плохо усваивает учебный материал, рассеян, невнимателен, особую трудность вызывают задания, требующие логического осмысления, творческого воображения. У мальчика плохо развита устная и письменная речь, эмоциональное состояние не устойчивое, тревожное. Ситуации публичного ответа вызывают тревогу. В общение с педагогами старается не вступать, навыки общения со взрослыми развиты плохо. Воспитан, аккуратен. Наличие отклонений и особенностей развития: существуют определенные нарушения в познавательной сфере (низкая произвольность, несформированность внутреннего плана учебных действий, сформированность логических операций в рамках требований программы первого класса), которые могут быть скомпенсированы при организацииспециальной работы. Мальчик «педагогически запущен» из-за отсутствия должного внимания к его развитию в семье. Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: Развитие познавательной деятельности, навыков организации интеллектуальных учебных действий, ликвидация пробелов в знаниях, снижение уровня тревожности, страха общения с педагогами, обучение навыкам общения со взрослыми. Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:
Содержание консультативной деятельности участников консилиума:
Содержание социально-диспетчерской деятельности участников консилиума: не предусматривается. Столь подробно в рамках консилиума рассмотреть стратегию сопровождения всех детей возможно лишь в малокомплектной школе. К сожалению, подробное обсуждение может быть проведено лишь для детей, испытывающих выраженные проблемы обучения и развития. Время, отводимое на обсуждение концепции сопровождения «психологически благополучных» школьников, незначительно. Очень часто работу с ними планируют не индивидуально, а для группы в целом, а в протоколах фиксируют лишь те особенности, на которые следует обратить внимание педагогам. Об этих особенностях педагогам сообщают во время групповой консультации. В этом случае персонально на ребенка заполняется лишь первая часть заключения, касающаяся его школьного портрета. Например: Алексей К., 1983 г. р., 8 «А»: Психолого-медико-педагогический статус на момент обследования: Актуальное состояние: «Психологически благополучное» Наличие отклонений и особенностей развития: очень медлителен при выполнении практически любой работы, однако выполняет ее качественно; новый учебный материал усваивает медленнее, чем большинство одноклассников, однако приобретаемые им знания прочные и систематизированные. Попытки поторопить его в работе не приводят к убыстрению темпа, но могут вызвать протест Содержание сопровождающей деятельности и ее предпочтительные формы: учет индивидуальных типологических особенностей при организации учебной деятельности. Консультирование педагогов и самого подростка по освоению эффективных форм работы. В добавление к таким «укороченным» вариантам протокола может быть заполнен отдельный лист, в котором фиксируются содержание и направления психолого-медико-педагогической работы с детьми, не имеющими выраженных проблем обучения, воспитания и психического самочувствия. Например, по параллели 10 классов:
Тема 6. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Вопрос 1: Особенности использования коррекционно-развивающей работы в школе .Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников .Психокоррекционная деятельность— направлена на решение в процессе психологического развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики. -Первая форма в большей степени ориентирована на «психологически благополучных» школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи. -Вторая форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении (общении) или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на работу с группой «психологически неблагополучных» школьников. Психолог, работая с большим количеством детей, в преобладающем большинстве случаев не может создавать под каждую проблему индивидуальную программу коррекции. Он может быть оснащен определенным набором соответствующих коррекционных программ, специализированных, прежде всего, по возрастам, а внутри каждого возраста — по важнейшим проблемам, с которыми может столкнуться и в состоянии работать школьный психолог. Очевидно, что далеко не все детские проблемы могут быть решены силами такого специалиста, как из-за их специфичности, так и по этическим и даже чисто техническим причинам. Учитывая уровень квалификации и загруженность школьного психолога, можно предположить, что в его обязанности должна входить, прежде всего, развивающая работа и; такие виды коррекционной, которые связаны с решением проблем адаптации школьников и трудностей в их познавательной сфере (в рамках психической нормы). За решение проблем другого рода — эмоционально-личностных, например, он может браться в случае наличие у него достаточных профессиональных навыков. Главный принцип, лежащий в основе содержательного наполнения и организации коррек-разв. работы— целостность. Т.е. содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка. У психолога есть представления о том, в какой именно сфере психики школьника находится проблема, однако работать надо со всей личностью в целом, во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и прочих проявлений Требования, в соответствии с которыми строится коррекционно-развивающая работа в школе. 1. Добровольность участия в занятиях ребенка и подростка. Когда речь идет о младших школьниках и учениках 5—6 классов, необходимо также согласие родителей (кстати, это еще в большей степени касается диагностической деятельности: любые формы психологической диагностики школьников могут быть проведены только с согласия родителей и их собственного). 2. При планировании содержания коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать не только общевозрастные представления о потребностях, ценностях и особенностях, но и активно опираться на знание особенностей той социальной и культурной среды, к которой принадлежат школьники, их собственные индивидуальные особенности и потребности. 3. необходимо соблюдать последовательность и преемственность в формах и методах проводимой в школе коррекционно-развивающей работы. Разработка вопросов содержания и организации развивающей и психокоррекционной работы со школьниками осуществляется в рамках трех положений: 1. Содержание развивающей работы прежде всего соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса школьников, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально. 2. Содержание коррекционной работы прежде всего соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса школьника, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованием. 3. Развивающая и психокоррекционная работа организуется по итогам проведения психодиагностических минимумов. Реализация первого принципа позволяет школьному психологу выделить приоритетные направления работы со школьниками различных параллелей, опираясь на знание психологических закономерностей развития психики на данном возрастном этапе и на содержание психолого-педагогической карты школьника. .Так, на этапе адаптации в начальном звене целесообразно проводить развивающую работу в основном когнитивного содержания, а также занятий, способствующих развитию произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы. .При переходе из начального в среднее звено сохраняет свое значение когнитивное развитие, однако ведущей становится работа по формированию новой социальной и личностной позиции школьников в отношении обучения, отношений со сверстниками и взрослыми. .В подростком возрасте актуальной становится социально-психологическая развивающая деятельность (освоение навыков эффективного общения) и вновь обретает большой психологический смысл работа с эмоционально-волевой сферой школьников (формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышение уверенности Б себе, развитие потребности в самовоспитании). В старшем школьном возрасте наиболее значима личностно-ориентированная развивающая работа. Принципы отбора содержания для развивающей работы в школе:
Второй принцип Алгоритм построения коррекционной работы:
Ранее уже отмечалось, что коррекционно-развивающая работа со школьниками может осуществляться в двух основных формах — индивидуальной и групповой. Групповая работа может проводиться как 1.в традиционных для психологической практики формах — специальные занятия психолога с детьми, 2. так и в нетрадиционных формах. Вопрос 2: Традиционные формы групповой коррекционно-развивающей работы Основное содержание психологических групповых занятий со школьниками всех возрастов составляют: 1. игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем. 2. психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества. Для формирования тренинговой психокоррекционной ученической группы могут использоваться ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, игры, требующие взаимодействия и сотрудничества ученков, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и так далее. Количество игр и упражнений, используемых в ходе занятия. Многие психологи-практики полагают, что наибольший развивающий эффект достигается за счет наиболее полного использования потенциальных возможностей каждого из комплексных упражнений, включенных в занятие, а не за счет увеличения разнообразия психотехнических приемов. -Лучше использовать сложные, многофункциональные упражнений, позволяющих решать сразу несколько задач. -Каждое упражнение должно быть проведено несколько раз: с усложнениями, с передачей функций ведущего от взрослого к каждому желающему ребенку, другими возможными вариациями. Если упражнение полностью отработано, но очень нравится детям, его надо включать в работу группы до тех пор, пока желание выполнять его сохраняется. - Перегрузка занятий новизной и разнообразием может только усугублять трудности адаптации, что снижает эффективность и значимость проводимой работы. Общая структура развивающего занятия. Структура группового занятия со школьниками должна включать в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Ритуалы приветствия — прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены психологом. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если психолог видит необходимость как-то изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Лучше пользоваться многофункционами техниками, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). В основном содержании их должно быть немного, 2—4 игры (упражнения). Желательно, чтобы часть из них (и с такой хорошо начинать работу) были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту часть занятия рекомендуется одной из любимых игр детей, созвучных с темой текущей встречи. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия с двух сторон: с эмоциональной (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему), и смысловой (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Психолог предлагает вспомнить, с кем они обсуждали эти упражнения после встречи, показывали ли другим людям и что из этого получилось, объясняет, как это могло помочь им в учебе или общении вне занятий. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и психологу. .Более предпочтительной является интенсивная форма ведения занятий. Большим эффектом обладает цикл из 10—12 встреч, проведенных в течение 4—5 недель, чем более длительная работа, растянутая на всю четверть. .Цикл работы с данной конкретной группой школьников не должен быть очень длительным (не более 15—20 занятий). .Длительность занятий и размер группы должны позволять организовывать групповую совместную деятельность и создавать возможность для эмоциональных межличностных контактов всех членов группы. .Развивающе-адаптационную работу в первом классе целесообразно проводить достаточно длительно, в небольших группах и для всех учащихся. Вопрос 3: Нетрадиционные формы групповой развивающей работы Некоторое развивающее психологическое содержание работы «укладывается» в привычные социально-педагогические формы взаимодействия учеников друг с другом или с учителями: классные часы, тематические вечера и вечера отдыха, субботники, конкурсные мероприятия (олимпиады, КВН, «Что? Где? Когда?»), массовые выезды за город и др.
|