Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка к изложению отрывка из художественного текста





Вспомним одну из важнейших идей теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка: то, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно. Текст, который мы предлагаем ученику для пересказа, – это своеобразная помощь взрослого в сложном деле обучения построению высказывания.

Но изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если, во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только доступен учащимся, но и может повести их за собой, т.е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся, а во-вторых, если пересказ будет выполняться осознанно, по следам проведенного анализа. Ученик при этом воспроизводит текст не механически, опираясь лишь на свою память, а отдает себе отчет в том, как он вслед за автором строит высказывание, какие средства в тексте удачны, и потому он их использует. Поэтому при системном внеклассном чтении, когда ученики читают книги, которые предлагает в качестве обязательных учитель, представляется возможным и интересным для учеников изложение одного из самых захватывающих отрывков прочитанного произведения. И, соответственно, в оценке произведения обязательно должно быть отмечено, насколько близко удалось каждому ученику постичь и передать особенности каждого данного текста. Среди авторов, произведения которых читались детьми, можно назвать Л.Воронкову, А.Н. Толстого, Е.Шварца, К.Паустовского и других. Работа над изложением будет не механической, а творческой, захватывающей и, соответственно, принесет лучшие результаты. В пользу такого вида работы говорит также и то, что ученики уже в начальной школе знакомятся с особенностями передачи на письме прямой речи.

По старой методике изложение обычно проводилось так: учитель, читая текст, задавал два-три вопроса по содержанию. После этого второго прочтения предлагал составить план или давал его готовым. Затем проводилась орфографическая подготовка, и текст пересказывался несколькими учениками (по частям или целиком). Но при этом, как мне кажется, пересказ доверяется наиболее сильным ученикам, а для остальных большой пользы он не приносит, так как они остаются пассивными слушателями. Значит, надо провести аналитическую работу так, чтобы даже слабые ученики сумели справиться с передачей текста, со вторичным синтезом.

Из чего же обычно складывается анализ текста?

1. Беседа по содержанию, цель которой – проверить, поняты ли текст в целом, его основная мысль, задача автора. При этом, как мне кажется, это должно четко фиксироваться учениками на листе для изложения, учителем на доске.

2. Анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием и редакцией предложенного. Выбор заголовков для каждого пункта плана.

3. Анализ использованных средств языка (при открытых книгах), который включает наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слова, фразеологизмов, синтаксических конструкций; сопоставление различных глаголов, уточнение разницы в значении каждого из них. Сюда же можно отнести и работу по предупреждению речевых недочетов, таких, как: несогласованность глаголов по временам, назойливые повторы, употребление однокоренных слов в одном предложении, неудачные словосочетания, неправильный подбор пар предлогов, неточные по смыслу прилагательные. Эта работа (по отбору примеров) с текстом должна быть проведена учителем заранее и накапливаться в особой картотеке. Систематичность подобной работы приносит ученикам несомненную пользу.

4. Самостоятельное прочитывание текста, при котором обращается внимание на написание слов и знаки препинания; коллективное обсуждение, какие слова для написания являются наиболее трудными и поэтому должны быть вынесены на доску. Синтаксические конструкции лучше всего оформлять в виде готовых схем и вывешивать подходящую схему для данного предложения. Сюда относятся члены предложения и схемы по передаче прямой речи.

5. По ходу записи учащиеся в некоторых словах вместо букв, в написании которых они сомневались, оставляли пропуски, чтобы потом посмотреть в книге или в словаре, как пишется это слово.

6. Самоконтроль как проверка написанного. Рекомендуется детям несколько раз перечитывать свой текст, каждый раз имея в виду определенную цель:

– оценить, все ли будет понятно читающему, удалось ли выразить свою мысль и решить поставленную задачу (поделиться, убедить, объяснить, привлечь внимание и т.п.), нет ли в содержании чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, связаны ли они между собой;

– решить, удачно ли сформулированы все мысли, т.е. нет ли тех самых речевых недочетов, о которых речь шла ранее;

– проверить текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут быть следующими: при желании устранить предложение или часть текста – заключить в квадратные скобки; при необходимости дополнить текст – в соответствующем месте поставить значок "V", потом повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении порядка слов в предложении, последовательности предложений – воспользоваться цифрами, при необходимости одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более удачное; при замене и перестройке предложения – поместить новое предложение после всего текста, пометив то, которое заменяется, каким-то условным значком, например звездочкой ("*"). Понятно, что обязательное условие правки – аккуратность. Умение контролировать свою речь и вносить в нее коррективы положительно влияет в целом на речевую деятельность человека, в частности на его способности говорить и писать.

Один из важных вопросов – как ставить отметку за изложение. Методика рекомендует ставить одну отметку, которая подводила бы итоги правильности изложения с точки зрения речевой культуры и с точки зрения грамотности. Поэтому получить пятерку удается только самым способным ученикам. Думается, что правильнее было бы оценивать работу двумя отметками: в этом случае хороших оценок станет больше, и у учеников появится дополнительный стимул писать изложения. Для проведения изложения требуется 2 часа (1 час русского языка плюс 1 час риторики), отметка ставится одна по риторике, другая – по русскому языку.

Тематика творческих работ (изложений и сочинений) во 2-м классе НОУ "Гуманитарный колледж", разработанная учителем русского языка и литературы в начальных классах О.В. Давыдовой

1. Творческий урок "Как устроены веселые стихи" (урок смоделирован по книге В.Левина "Когда маленький школьник становится большим читателем").

2. Изложение "Почему коньки назвали коньками" по учебнику В.В. Репкина "Русский язык" (2-й класс).

3. Устное изложение по сказке Х.К. Андерсена "Чайничек".

Домашнее задание: придумать собственную историю, похожую на прочитанную сказку.

4. Знакомство со стилем делового общения: инструкции, рецепты:

а) на Рождество воспроизведение инструкции – сказки из книги "Введение во храм слова" по памяти с предварительным составлением плана в классе;

б) к 8 Марта – конкурс лучших рецептов, составленных в классе.

5. Учимся сочинять сказку. Попробовать сочинить конец сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб".

6. Развиваем представление о том, каким неисчерпаемым богатством является родной язык. "Что может глагол?" Рисуем с помощью глаголов. Изложение "Жук-носорог" или "Приключения жука-носорога" по отрывку из сказки К.Г. Паустовского.

7. Знакомство с усложненными конструкциями предложения, умение пользоваться ими в речи. Изложение по кульминации сказки К.Г. Паустовского "Растрепанный воробей".

8. Изложение с элементами рассуждения по притче о Сеятеле из книги "Введение во храм слова".

9. Сочинение-размышление по рабочей тетради "Времена года", беседы о поэзии на тему "О чем со мной разговаривают звезды?".

10. Сочинение подсказала картина. "Что любит художник И.Левитан в этом мартовском дне?"

11. Свободное изложение с элементами сочинения по картине А.Саврасова "Грачи прилетели".

12. Контрольный текст "Весна": дополнить опорные слова до связного текста.

13. Изложение-описание по отрывку из рассказа "Ю-ю" А.И. Куприна.

14. Итоговое изложение по теме "Мой четвероногий друг". Итоговое, так как, кроме собственных наблюдений, у детей накоплен опыт вдумчивого и наблюдательного читателя – ведь они прочитали такие рассказы, как "Каштанка", "Белолобый" А.П. Чехова, "Желтухин" А.Н. Толстого, "Сапсан", "Барбос и Жулька", "Ю-ю" А.И. Куприна.

15. Ведение "Дневника читателя", где ученики учатся анализировать текст, ставя вопросы к прочитанному.

Date: 2016-02-19; view: 901; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию