Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Какой предмет в курсе начальной школы вы бы назвали главным? Мне думается, что все в один голос объявят: "Они все главные!" И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка – в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках естествознания дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе. Итак, предметы всякие нужны, предметы всякие важны! Однако в качестве контроля за знаниями и умениями учащихся по математике и русскому языку регулярно проводятся самостоятельные и контрольные работы, дети пишут диктанты, изложения, сочинения. Что до чтения, то тут все ограничивается проверкой техники, которая осуществляется раз в четверть. Сам по себе этот критерий, несомненно, является главным показателем сформированности навыка чтения, но стоит ли им только и ограничиваться? Разве нельзя построить уроки по литературному чтению так, чтобы дети отчетливо представляли себе цель своих занятий: усвоить определенный запас знаний, которые они смогут потом показать в ходе проверочной работы. В таком случае встает вопрос: а что можно считать знаниями в литературном чтении для начальной школы?

В программе по чтению и начальному литературному образованию для 1–4-х классов общеобразовательной школы, составленной Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой, говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. "такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного". Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:



1) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

2) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

В методическом пособии "Литература как предмет эстетического цикла", разработанного Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, говорится о необходимости для учеников решить две основные задачи: "Первая задача – понять произведение так, как понимал его сам автор, увидеть нарисованную условную картину мира "глазами автора". Вторая задача – выработать свою точку зрения в процессе диалога с автором".

Как видно, авторы этих программ ставят общие цели и решают сходные задачи. В результате выпускники начальной школы должны уметь:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;

– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;

– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.

Для того чтобы ученики смогли приобрести все эти навыки, мне кажется необходимым ввести контроль за их формированием. Те несколько контрольных работ, которые я предлагаю на ваше рассмотрение, с одной стороны, позволяют более целенаправленно проводить уроки литературного чтения, а с другой – активизируют читательскую позицию детей. Ведь теперь, самостоятельно составляя план прочитанного произведения, давая оценку поступкам героев, выделяя главные качества их характера, обогащая свой язык новыми словами и понятиями, запоминая эпитеты и метафоры, они по-новому вдумчиво относятся к каждому уроку, зная, что в итоге их ждет контрольная работа. Проверочные и контрольные работы носят различный характер. Некоторые из них выполняются после того, как в течение нескольких уроков велась работа по анализу какого-то крупного, значительного произведения. В другом случае это обобщающая работа по сравнению нескольких произведений одного и того же писателя (по произведениям А.П. Чехова, К.Г. Паустовского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.И. Куприна). Контрольные работы по литературному чтению целесообразно проводить и за полугодие, и за год, чтобы в процессе подготовки к ним дети могли систематизировать полученные знания.

Творческие работы, такие, как сочинения "Братья наши меньшие", "Осень", "Волшебница зима", являются результатом совместных поисков, анализа творчества писателей и поэтов, композиторов, художников, глубокого сопереживания миру творческих исканий этих авторов, после чего школьники учатся выражать свое отношение к миру природы и людей.

Думается, что не стоит объяснять, почему я выбираю те или иные виды заданий. Для опытного учителя ясно, что те знания, которые ученики должны показать в ходе работы, тесно связаны с умениями, необходимыми выпускнику начальной школы.



Хочу добавить, что не считаю проверочные и контрольные работы самоцелью. Нет, естественно, это лишь один из способов вызвать большую заинтересованность учеников и одно из средств контроля за осознанным чтением.

Контрольная работа по теме "Рассказы и сказки К.Г. Паустовского" для 2-го класса

1. Напиши подробный план сказки "Квакша".

2. Вспомни главных героев рассказов "Барсучий нос", "Заячьи лапы", сказки "Квакша". Напиши, какой у каждого из них характер.

3. Напиши, в чем, по-твоему, заключается идея каждого из этих произведений. Что ты понял, чему научили тебя эти рассказы и сказка?

4. Напиши, какое из произведений тебе понравилось больше всего, объясни почему.

Контрольная работа по теме "Рассказы А.П. Чехова"для 2-го класса

1. Вспомни главных героев рассказа "Белолобый", опиши их характер. За кого ты больше переживал?

2. Кто из мальчиков в рассказе "Мальчики" понравился тебе больше, а кто – меньше? Объясни почему.

3. Опиши качества характера главных героев – животных в рассказе "Каштанка". Напиши, в чем главная идея этого рассказа.

4. Можно ли сказать, что А.П. Чехов очеловечивает своих героев-животных? Если да, то докажи это несколькими примерами из текста.

Контрольная работа по теме "Стихи Н.А. Некрасова"для 2-го класса

1. В чем особенность каждого из трех произведений Н.А. Некрасова:

"Генерал Топтыгин";

"Мороз, Красный нос";

"Дедушка Мазай и зайцы"?

2. Опиши черты характера деда Мазая и Мороза, доказывая эти качества примерами из текста.

3. Закончи следующие строки из стихотворений:

а) "Нагоняет ямщичок...";

б) "Ладит вывернуть кольцо,

Вот и встала тройка...";

в) "И яркое солнце играет...";

г) "Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под...";

д) "Где шумные быстрые воды

Недавно свободно текли,

Сегодня прошли пешеходы...";

е) "Уж под ними осталось...".

4. Вспомни, в каких еще сказках тебе встречался Мороз?








Date: 2016-02-19; view: 225; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию