Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. Ю. Белова





Задание к экзамену

(заочное отделение)

 

Ознакомьтесь с фрагментами работ Н.Ю. Беловой «Анализ художественного текста в его родовой и жанровой специфике в системе развивающего обучения Л.В.Занкова по авторской программе В.А. Лазаревой» и О. Давыдовой «Самостоятельный анализ художественных произведений в начальной школе». Ответьте на вопросы:

1. Основные этапы работы над произведением.

2. Приёмы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения.

3. Первичное знакомство с содержанием произведения.

4. Анализ художественного произведения: сущность анализа, принципы анализа, аналитические умения, приемы анализа, направления анализа.

5. Методические основы работы над идеей произведения.

6. Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах.

7. Методика работы над сказкой.

8. Методика работы над басней.

9. Методика чтения стихотворений в начальных классах.

10. Методика изучения драматических произведений в начальной школе.

11. Методика изучения научно-познавательных произведений в начальной школе.

12. Творческие работы учащихся по следам прочитанных произведений.

 

Анализ художественного текста в его родовой и жанровой специфике в системе развивающего обучения Л.В.Занкова по авторской программе В.А.Лазаревой

 

Н.Ю.Белова

 

Анализ – это открытие увлекательных и

поражающих ценностей там,

где дети их раньше не замечали.

К.И.Чуковский

 

Современная школа призвана обучать детей, давать им литературное образование, с тем, чтобы любую книгу наш ученик-читатель мог глубоко и с пользой освоить, войти в мир автора, т.е. сделать своими нравственные и эстетические ценности, которые заключены в художественном тексте, другими словами формировать себя как личность.

А это возможно, если личность умеет не только читать, но и размышлять над прочитанным. Поэтому задача учителя не только научить детей читать, но и научить понимать художественный текст, чувствовать его, видеть за строчками переживания автора, понимать то, о чем он хотел сказать, т.е. научить детей анализировать текст.

Сравнивая художественные и научные тексты, мы видим, что разница между ними в способах изображения действительности. Ученый доказывает свои идеи, используя законы, а художник показывает жизнь, рисуя образы.

Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три основных рода: эпос, лирику и драму, а внутри рода - на жанры. Учитывая это, В.А.Лазарева предлагает анализировать художественные тексты, исходя из их родовой специфики.

Эпос – один из род литературы, цель которого – восприятие внешней по отношению к автору действительности объективного хода событий, где «автор является как бы простым повествователем того, что совершается самособой» (В.Г.Белинский). В эпосе писатель не прямо, а опосредованно говорит о своих чувствах, отношении к героям. Он выражает их в картинах окружающего мира, выступая сам, как рассказчик или передавая эту роль другому лицу.

Организует эпический текст – сюжет, значит в анализе надо идти по логике событий, выстроенной автором, составляя картинный план или рисуя сюжетную цепочку.

Большое значение в работе над эпическим произведением имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. «Я только одного сына вижу» - говорит старик в рассказе В.Осеевой «Сыновья», давая оценку сыновьям и женщинам.

Чтобы читатели поняли роль и значение финала произведения, применяем другой прием: рассказ не дочитывается до конца, закончить который должны дети. После того как выслушаны ответы детей, дочитываем рассказ до конца и сравниваем авторский вариант с детским, что помогает выявить авторскую идею.

В завершении анализа эпического текста учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения.

Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, запрятанная в тексте, извлекается из него при анализе произведения.

Анализируя эпический текст, читатели идут вслед за автором, по сюжету, двигателем которого является герой. Его образ складывается из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, т.к. в произведении герой не один, дети, следуя по сюжету, фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, а стрелками отмечают их отношения. В итоге у детей появляется схема, которую В.А.Лазарева назвала «системой образов», в которой представлена структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их взаимоотношениях и выйти на идею произведения.

Покажем на примере рассказа В.Осеевой «Три товарища», как выводится идея произведения из анализа системы образов:

1. Читая рассказ, дети выстраивают систему образов, обозначая кружочками появляющихся героев.

2. Анализируя их отношения, определяют их сущность, записывая ее в краткой форме, взятой из текста или сформулированной своими словами над стрелками. В результате работы получается, что Миша и Коля дают лишь советы, как нести завтрак, чтобы не потерять его, а Вова молча делится с Витей.

3. Идея рассказа становится понятной: «Друг познается в беде», «Настоящий друг помогает делом, а не советом».

Приводим окончательный вид схемы.

Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. В лирических произведениях жизнь изображается не через события, как в эпическом тексте, а через восприятие этих событий автором. Поэтому главное действующее лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. В процессе восприятия лирического текста участвуют воображение, эмоциональная сфера, мышление, память, что способствует личностному развитию ребенка.

Основными методическими приемами работы над лирическими произведениями являются:

· первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживаний.

· «построчное рисование». Данный прием удобно использовать на первых уроках по изучению лирических произведений, т.к.учащиеся наглядно могут увидеть картину, описанную автором, и через нее выйти на идею произведения.

Приведем пример работы над лирическим текстом А.Толстого «Осень».

При прочтении стихотворения учащиеся выделяют ключевые слова образы:

осень

сад

листья

кисти рябин.

При повторном прочтении учащиеся обращают внимание на эпитеты, подобранные автором, объясняют, почему автор остановил свой выбор именно на этом эпитете, и зарисовывают образы, которые выделили в тетрадь. Рассматривая получившуюся картину, выходит на идею: «Грусть, одиночество, но яркие краски осени вносят оживление и радость».

«Построчное рисование» основано на наглядно-образном мышлении и способствует развитию абстрактного мышления, умению «видеть» образы в системе, т.е. в их взаимоотношениях, позицию автора и его место в произведении без иллюстративного материала. Поэтому с развитием у детей абстрактного мышления можно пользоваться уже известной им схемой «системой образов», помогающую понять идею лирического произведения.

После прослушивания произведения Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою» учащиеся называют ключевые слова: Чародейка Зима, лес, сон, солнце.

При самостоятельном прочтении выстраивают систему образов:

В результате учащиеся выходят на идею произведения «Гармония в природе, спокойствие, красота, гордость поэта за русскую природу».

Для того чтобы ученики могли увидеть движение чувств в стихотворении: либо нарастание эмоциональной волны, либо эмоциональных колебаний, перепадов настроения автора В.А.Лазарева предлагает использовать схему - «картинный план – партитура чувств», которая тоже помогает выйти на идею произведения.

Приведем пример работы над лирическим произведением А.Фета «Ласточки пропали».

Анализируя ключевые слова, учащиеся составляют картинный план, после повторного чтения с анализом картинного плана дети прописывают чувства автора и получается схема:

 

Вчера Радость
Грачи, как сеть мелькали Тревога, ожидание чего-то
Все спится, темно Печаль
Ветер злится Нарастание тревоги
С испугу журавли летят Буря, тяжесть в душе
Перекати-поле прыгает, как мяч Надежда на лучшее

 

На основании схемы выходят на идею: «Радость всегда сменяется тревогой, бурей, но где-то далеко в душе есть надежда на светлое радостное чувство».

Date: 2016-02-19; view: 422; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию