Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультцрные технологии: рекреационные технологии





Рекреативная функция максимально способствует полноценному отдыху людей, восстановлению их физических и духовных сил, организации активных досуговых занятий и развлечений, обеспечивающих разнообразие деятельности, смену впечатлений, положительный эмоциональный настрой, снятие напряжения и усталости.

 

В досуговых программах для отдыхающих все эти функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга. В их осуществлении имеется ряд особенностей. Культурно-досуговая деятельность в здравницах и туристических учреждениях строится в соответствии с их главным назначением – восстановлением сил и здоровья людей. Именно поэтому рекреативная терапевтическая функция досуга и досуговой деятельности имеет здесь преобладающее значение.

 

В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

 

По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

 

Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии. Как свидетельствуют данные опросов, большинство отдыхающих в здравницах и туристов относят экскурсии к наиболее любимым мероприятиям. Популярность экскурсии обусловлена целым рядом причин.

 

Это, во-первых, большое разнообразие тематики и содержания: экскурсии по исторической тематике, природоведческие (ландшафтные, ботанические, геологические, гидрогеологические и др.), литературные и искусствоведческие, по архитектурно-градостроительной тематике, обзорные (многоплановые) деловые, коммерческие, которые знакомят представителей деловых кругов с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий. Для отдыхающих молодых людей, среди которых многим предстоит выбрать свою дорогу в жизни, такие экскурсии являются и профориентационными.

 

Экскурсии привлекают разнообразием элементов отдыха и оздоровления на природе (купание, сбор ягод и грибов и т. д.) и способов передвижения, поскольку пешеходные экскурсии и экскурсии-прогулки дополняются транспортными (автобусными, теплоходными, самолетными, конными, велосипедными и лыжными и т.д.), часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в группе.

 

В концертно-зрелищное и кинообслуживание входит проведение концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных коллективов, смотров, фестивалей и конкурсов, встреч с деятелями литературы и искусства, вечеров на различные темы, киносеансов, киноконцертов и др.

 

Важной частью культурно-массовой работы является и библиотечное обслуживание. При комплектовании книжных фондов большое внимание уделяется подбору изданий краеведческого профиля – справочников, путеводителей, книг о природе, историческом прошлом, экономике, культуре края, а также художественной литературы. Одновременно с индивидуальной работой с читателями организуются литературные чтения, литературные вечера, читательские конференции и обсуждения книг, проводятся обзоры книг по определенной тематике и библиографические обзоры, книжные выставки, оформляются газетные витрины, вывешиваются плакаты.

 

Главным становится набор активных рекреационных занятий в сквозных досуговых программах, отличающихся сравнительно большой продолжительностью и предполагающих последовательное участие в зрелищных, игровых, физкультурно-оздоровительных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Привлечение к этой работе специалистов позволяет взять на вооружение методы биоэнергетического оздоровления, восточных оздоровительных систем, космобиоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и т.д.

 

В обиход входят специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, включающие в содержание своих сеансов аутогенные тренировки, интерперсональные тренинги, суггестию, отдых-гипноз, оздоровительные психокоррекции. Реализуются специфические возможности музыкально-медиативных и театрально-оздоровительных программ, разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

 

Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе будут более активно осваиваться нетрадиционные формы рекреационно-оздоровительной деятельности, проводимой профессиональными медиками, психологами, спортивными тренерами. Сюда войдут, прежде всего, школы экстрасенсорной биоэнергетики, нацеленные на раскрытие энергетических центров, биополевую диагностику, коррекцию биополевой структуры человека; курсы по обучению методам мышечной релаксации и психического самовнушения; центры коллективной медитации, деятельность которых направлена на устранение крайних эмоциональных проявлений и приведение психики в состояние расслабленности; группы свободного дыхания, помогающие овладеть психотехникой, которая позволяет человеку сохранять ясность мышления в стрессовых ситуациях, быстро восстанавливать эмоциональное равновесие, полнее реализовать свой творческий потенциал; специальные лечебно-оздоровительные предприятия общественного питания, кухня которых основана на использовании общедоступных седативных средств, вызывающих релаксацию и успокаивающих нервную систему, и т.д.

 

 

В философии и социологии стиль жизни традиционно соотносится с образом жизни. Их различие обнаруживается при рассмотрении с по­зиции индивидуальности и субъективности. Субъектом образа жизни признают социальные группы и общество в целом. Носителем социально типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, высту­пающая субъектом собственного стиля жизни. Образ жизни личности может быть задан от рождения, стиль же формирует она сама, самостоятельно действуя в границах имеющегося об­раза жизни, допускающего широкий диапазон индивидуальных различий, активную смену сложившихся обстоятельств, творче­ски строя свою жизнь, успешно самовыраженная себя в ней. Уро­вень субъективности в стиле жизни, мера реализации возможно­стей образа жизни будут существенно отличаться в зависимости от зрелости личности, поскольку субъект - это человек на выс­шем уровне активности, целостности, автономности.

 

Здоровый стиль жизни - личностное новообразование, про­дукт духовных и физических усилий, целостная система жиз­ненных проявлений личности, способствующая гармонизации своей индивидуальности в условиях жизнедеятельности и яв­ляющаяся средством самоактуализации в ней личности.

 

Главной критериальной чертой здорового стиля жизни явля­ется его сопряженность с самоактуализацией. Исходя из этого для субъектов жизнедеятельности выделены следующие критерии здорового стиля жизни:

 

• организационный (наличие полноценной жизненной стра­тегии; пролонгиро­ванная регуляция времени; восприятие жизни в единстве ее про­шлого, настоящего и будущего);

 

• гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оп­тимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены);

 

• коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различ­ных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятель­ность, способность, к продуктивному общению, поисково-твор­ческая активность);

• адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов

социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и об­щении, соразмерность);

 

• культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять про­явлениям антикультуры, разумное следование моде);

 

• ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие валеологического идеала);

 

• эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая ус­тойчивость, спонтанность, опти­мизм);

 

• индивидуально-личностный (высокий уровень самоприня­тия и самоуважения, сензитивность к себе, способность сохра­нять свою уникальность и творчески реализовывать ее).

 

Гармония личности особенно важна в условиях жизнедея­тельности. Для гармоничного развития человека необходимо повышение качества жизни, ведение здорового образа и стиля жизни.

 

К сожалению, здоровье в обществе, в первую очередь из-за низкой культуры, еще не заняло ведущего места в иерархии потребностей человека и его анимационно-общественной дея­тельности. Поэтому в воспитании отношения к здоровью как главной человеческой ценности наиболее эффективным средст­вом, направленным, в том числе и на физическое развитие лич­ности (снятие нервных нагрузок, укрепление опорно-двигатель­ного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других сис­тем), выступает общественная анимация в качестве предмета и метода социальной активности личности.

 

Сущность и динамика развития рекреационно-развлекательной деятельности

В основе рекреативно-оздоровительной деятельности лежат не толь­ко духовные, но и биологические потребности людей, ко­торые объективно присущи любому живому существу из­начально и являются наиболее мощными по своей дви­жущей побудительной силе. Потребность в отдыхе и раз­влечении появилась у людей в те далекие времена, когда о профессиональных организаторах подобных занятий не могло быть и речи. Формы такой деятельности рождались и совершенствовались в процессе массового народного творчества. И нельзя не отметить, что достижения на этом пути оказались весьма значительными. Во всяком случае, удалось не просто изобрести много интересного, но и создать своеобразную рекреационно-развлекательную систему, в состав которой вошли игры, веселые праздники, гуляния, хороводы, посиделки, потехи ряженых, ярмарочные балаганы, деревенские братчины, фольклорный комедийный театр и многое другое. Некоторые из этих форм настолько прочно укрепились в быту народа, что с успехом используются и сегодня - в век телевидения, радио, компьютеров, Интернета, многочисленных культурно-досуговых центров, призванных заниматься организацией отдыха и развлечений уже на спе­циальном профессиональном уровне.

Тон в деле формирования национальной сферы отдыха и развлечений на Руси и в России, естественно, за­давала деревня с ее веками отшлифованным социальным укладом. Русский народ сумел создать поистине уникаль­ный празднично-обрядовый календарь и не менее уникальную систему повседневного досуга. Важную роль сыграло здесь и последующее принятие христианства, в соответствии с нормами которого полагалось делать сво­бодными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг стал более четко отмежевываться от труда как основной деятельности крестьянина. Это была своеобразная гаран­тия права трудового человека на отдых и развлечение.

В рассматриваемом контексте нельзя не отметить важную роль сельской общины, общинных нравов, норм и правил. Отличные возможности для отдыха и развлече­ний в летнюю пору представляла деревенская улица. Именно здесь проходили разнообразные гуляния с играми, кадрилями, хороводами, карагодами и т.д. Весьма важное место в сфере сельского досуга занимали традиционные братчины "или кануны, как их еще называли. Обычно они проводились по так называемому обету и были связаны с какими-то давними событиями, имевшими счастливую развязку. Деревня приносила своеобразную дань святым, спасшим село от урагана, пожара, наводне­ния, засухи, града и т.п. В этот день из приходской церкви выносили иконы и хоругви, окропляли дома, поля и скот святой водой.

Осенью, а затем и зимой на смену уличным гуляни­ям приходили супрядки и посидели. На них собирались в основном девушки и женщины с рукоделием - чесали ку­дель, пряли, вязали, вышивали. Здесь же неизменно пе­ли, играли, обменивались новостями и т.д. Иначе обстоя­ло дело с вечеринами или беседами, как их называли в северных и северо-западных областях России. Это было уже молодежное веселье, основными участниками кото­рого являлись девушки и парни. Стержень таких вечерин - кадрили, пляски, игры. Очень часто сюда приходила молодежь из соседних деревень. Подобные формы отды­ха и развлечений становились средством и местом знакомств, дружеских встреч и способствовали решению важных для молодых людей матримониальных проблем.

Одной из распространенных форм деревенского до­суга всегда было гостевание, т.е. хождение а гости и прием гостей. Русский народ с незапамятных времен отличался ярко выраженным хлебосольством- Утверждению этой черты народного характера способствовали и сформировавшиеся еще в древности традиции. Специфиче­ской разновидностью гостевания повсеместно являлись престольные храмовые праздники. В эти знаменательные дни хозяева радушно принимали своих родственников, друзей и приятелей из других, чаще всего ближайших, де­ревень. Обильное угощение за столом неизменно сопро­вождалось домашним весельем, а затем и традиционным гулянием по улице. Кроме престольных праздников, не менее пышно отмечались и важные семейные события -свадьбы, родины, крестины, именины и т.д.

Весьма своеобразно развивалась городская развле­кательная культура. Население российских городов долгое время расширялось в основном за счет притока деревенских переселенцев. Это оказало самое серьезное влияние на формирование городского досуга. На протя­жении столетий крестьяне, становясь горожанами, приносили с собой на новое место жительства вековые устои, нравы, обычаи сельской общины. В системе отдыха и развлечения подобное влияние оказывалось особенно заметным. Выходцы из села хорошо знали и помнили, как это делается в деревне, и не торопились отрекаться от прошлого опыта. В сфере организации досуга чаще всего превалировали те же танцы, песни, игровые развлечения, та же привычная «завалинка», те же хождения в гости и т.д. Подобную картину можно было наблюдать не только в уездных городках, но и на окраинах губернских центров, да и самой столицы.

Вместе с тем по мере укрепления городов и соответствующего развития городского образа жизни многое стало меняться. Характерным для второй половины XIX века был усиленный рост среднего класса, ядро которого составляли ремесленники, мелкие торговцы, чиновничество, домовладельцы. В сфере досуга этой части населения, и особенно молодежи, получили широкое распро­странение городские вечеринки, которые заметно отлича­лись от деревенских вечеров и посиделок. Во всяком случае, тут мы уже видим иные танцы, иные песни, иные игры.

Петровские реформы помогли началу перестройки досугово-бытовой сферы городов по европейским образ­цам. Примерно с середины XVIII столетия началось рос­сийское клубное движение. Зародившись в дворянских кругах, оно затронуло потом буквально все слои общест­ва. В большом количестве стали возникать купеческие клубы, клубы предпринимателей, чиновников, офицерские собрания, клубы интеллигенции, а затем и общедоступные клубные центры типа рабочих клубов, народных до­мов, изб-читален, сельских культурно-просветительных кружков. Именно они становились основными организато­рами отдыха и развлечений в форме танцевальных вече­ров, балов, маскарадов, разнообразных игр и других развлекательных занятий.

Очень своеобразную ветвь в развитии городского развлекательного досуга представляли массовые народные гуляния: загородные, площадные, ярмарочные и т.д. Их подробнейшее описание можно найти в книгах М.Забылина, А, Калмыкова, А. Коринфского, М. Лентовского, М. Пыляева, И. Снегирева, А. Терещенко. Интереснейший материал по этой проблематике содержится в вышедшей в 2001 году книге «Развлекательная культура России XVIII - XIX вв. Очерки истории и теории».

Отношение к отдыху и развлечению в советский пе­риод было весьма своеобразным. Для него характерен взгляд на эту сферу досуга как на что-то второстепенное. Широко распространенным являлось суждение о том, что стране рано просто отдыхать и развлекаться - у нее слишком много более серьезных политических, экономических и образовательных проблем. Почти все из области дореволюционной рекреации стало считаться устаревшим и мещанским. На некоторое время из молодежно-комсомольского досуга исчезли даже танцы. Оставшиеся формы развлечений настойчиво окрашивались в красный цвет - кумачовые гуляния, политлото, политкарты, полит-карнавалы и т.д.

В послевоенные годы началось шумное противоборство танцевальных стилей. Молодежь тянулась к новым западным танцам. Сверху неуклюже и безуспешно насаждались падеграсы и падекатры. Развернулась ожесточенная борьба с тлетворными западными влияниями. Огромные силы были брошены на дело партийно-государственного регулирования ширины штанов и длины причесок. На обличении стиляг и стиляжничества сосре­доточили свои усилия средства массовой коммуникации.

Несколько изменилась рекреационно-развлекательная сфера в последнее десятилетие советского периода. Суровые запреты и ограничения все еще действовали. Однако все ощутимее становилось противостояние им. Засушенный отдых в системе официального культпросвета явно способствовал развитию молодежных форм, возникающих на иной, самодеятельной основе. Изменились ориентации комсомольских комитетов. Они стали всерьез побаиваться, что при такой культурной политике молодежь вообще начнет их игнорировать. Пришлось идти на определенные уступки. Пробились вопреки всему в сферу молодежного досуга дискотеки. Опрокинув все административные барьеры, получили широкое развитие молодежные кафе. Были легализованы, в конце концов и молодежные любительские объединения, за которые шла самая настоящая битва в течение почти трех десятиле­тий.

С 1981 года стали появляться новые структуры, вплотную занявшиеся организацией отдыха и развлечения. Первыми из них были бюро культурного обслужива­ния «Досуг» при парках культуры и отдыха, а затем при районных отделах культуры, Дворцах и Домах культуры.

Весьма интересным оказался опыт появившихся в середине 80-х годов при комсомольских комитетах моло­дежных творческих объединений по организации досуга (МТО). Получила право решать молодежные проблемы за счет доходов от собственной хозяйственной деятельно­сти, они сумели существенно укрепить материально-техническую базу захиревшей от безденежья сферы отдыха и развлечений.

 

В 1987 году было принято «Временное положение о центрах досуга» как новых государственных учреждениях, действующих на основе хозяйственного расчета, имею­щих самостоятельный баланс и являющихся самостоятельным юридическим лицом. С 1988 года эта инициатива получила распространение в профсоюзной системе, где стали появляться профсоюзные центры досуга.

Замах был поистине гигантским. В планах предусматривалось наличие в новых учреждениях бассейнов, гостиных, физкультурных, танцевальных и выставочных залов, игротек, кафе и буфетов, студий звукозаписи, мастерских для технических средств, бильярдных баз проката и т.д. Прогнозировалось, что к 1999 году в стране будет 200 таких центров, а к 2000 году - 900. На деле не по­строили ни одного. Роскошная идея окончательно угасла в связи с начавшимся переходом к рыночной экономике и полным отсутствием денежных средств.

Кстати говоря, мысль о необходимости роскошных досуговых центров возникла у руководителей союзного министерства культуры после того, как они побывали в досуговом центре английского города Свонсе (Юго-Западный Уэльс). Центр успешно функционирует и сего­дня. Это образец, который действительно достоин подражания. Не вдаваясь в подробности, отметим, что здесь имеются бассейны с пляжем, бассейны для детей с островом, где растут пальмы, бассейны для ныряния, глубо­кий водоем для подводного плавания, сауна, солярий, термический душ, массажная, гимнастический зал, корты для игр в теннис и бадминтон, площадки для футбола и баскетбола, стрельб из лука, крикета, зал для фехтова­ния, зал для игры в шары, кафе, бары, кафетерии, ресто­раны, дискотека и т.д. На территории перед центром парк, лужайки, водоемы, амфитеатр на 300 мест для концертов и спектаклей, место для парковки автомашин. Досуговый центр изначально предназначен, прежде всего, для семейного отдыха и развлечений.

Будем надеяться, что и у россиян со временем тоже откроется возможность если не отдохнуть, то хотя бы по­бывать в досуговом центре, сконструированном по лучшим западным образцам. Речь идет о начавшемся строи­тельстве в Москве на Воробьевых горах нового жилого комплекса, в рамках которого уже осуществляется строи­тельство центра досуга, где будет двадцати метровый бассейн под большим стеклянным куполом, детский бассейн с горками и аттракционами, турецкие бани и финские сауны, солярий и гидромассажные ванны, массажные кабинеты, а также женский клуб, парикмахерская, салон красоты, бутики, бильярдная, компьютерный центр, спор­тивная зона с фитнесом, кафе, бары, рестораны. Замечательным изобретением человечества в рамках организации развлекательного досуга стали веселые праздники. Их суть великолепно отразил в своем афориз­ме Демокрит: «Жизнь без праздника - это длинный путь без заезжего двора». В праздники не принято заниматься делами. Праздничные дни приносят людям желанную разрядку от напряженности, накапливающейся а процессе действий и поведения обыденного характера. Эти дни имеют самое прямое отношение к свободе, изобилию, ра­дости и смеху. Они вносят в жизнь человека элементы полноты, удовлетворения и гармонии. Прекрасный знаток народных праздников М.М. Бахтин вполне справедливо называл их очень важной формой «смеховой» культуры народа. Праздничное время является желанным временем снятия всяческих противоречий и отмены даже самых строгих табу. Оно освобождает человека от утилитарно­сти, практицизма, от социальных запросов, действующих в обыденном пространстве.

Именно на этой основе с незапамятных времен строились на Руси такие праздники, как Новый год, Масленица, Иван Купала, осенние земледельческие праздни­ки и т.д. В том же духе развивались позднее появившиеся веселые театрализованные представления, маскарады и карнавалы.

Картина развития развлекательного досуга в России была бы неполной, если бы мы опустили еще одно из ин­тереснейших ее направлений - коммерческо-азартные иг­ры. Именно они как яркая нить пронизывают общее по­лотно свободного времени. Эту нить не раз пытались оборвать извне, но подобные попытки всегда оказывались безрезультатными. Азарт гулял в крови российского чело­века, и воевать с ним было просто бессмысленно.

Находки археологов убедительно свидетельствуют, что на Руси с незапамятных времен играли в так называемую зернь - костяные кубики с наметками для подсчета очков и взяток. На рубеже XVI—XVII веков в Россию пришли карты. И сразу же завоевали невероятную популярность. Через некоторое время играть стали все и играли как одержимые. Ничего не смогло сделать даже су­ровое Соборное уложение 1649 года, принятое при Алек­сее Михайловиче. Несколько затихнув при Петре I, кар­точная страсть снова разгорелась во времена Петра II и Анны Иоанновны. Во времена Екатерины II право продажи карт перешло в ведение императорской канцелярии. Александр I, а затем Николай I предприняли робкие по­пытки ограничить азартную стихию за счет введения штрафов, но из этого тоже ничего не вышло. Ломберные столы стали неотъемлемой принадлежностью сначала питейных заведений, а затем и российских клубов. Карты широко проникли в домашний быт буквально всех слоев населения. О распространении в России карточных игр наглядно свидетельствуют живописные сюжеты из русской литературы. Достаточно вспомнить в этой связи Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Лескова, Толстого и других отечественных писателей.

 

Как уже отмечалось выше, при предельно схема­тичном и условном делении свободное время распадает­ся на две составные части - время для рекреации и время для культурно-развивающей деятельности. Говоря о по­следней, мы имеем в виду деятельность, связанную, пре­жде всего, с потреблением культурных ценностей. Она сознательно направляется человеком на собственное са­мосовершенствование. В нее входят разнообразные формы культурно-обогащающих занятий. Как любая сме­на деятельности, такие занятия помогают людям отды­хать, восстанавливать свои силы, но последнее непре­менно сопутствует решению задач, направленных на са­моразвитие личности.

 

 

«Отдых» и «развлечение» как основные составляющие рекреационного досуга

Поскольку любой серьезный разговор немыслим без уточнения исходных понятий, попытаемся для начала ответить на вопрос, в каком соотношении между собой находятся основные составляющие рекреационного досуга. Обратимся прежде всего к взаимосвязи процессов отдыха и развлечений. В повседневном обиходе мы нередко употребляем эти слова в едином смысле, не пытаясь четко разграничивать используемые термины. Однако в нашем рассмотрении более целесообразно пойти другим путем и для начала ответить на вопрос, как соотносятся эти понятия.

В научной литературе есть несколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в каком - широком или узком - смысле понимается отдых. Наиболее полным и точным является, на наш взгляд, понимание отдыха как состояния бездеятельности или смены деятельности, имеющей своей основной целью рекреацию {от латинского слова «рекреацио»), т.е. восстановление сил человека. Что касается развлечений, то в их трактовке словари обычно подчеркивают, что это занятия, отвлекающие от чего-то, доставляющие удовольствие, дающие возможность повеселиться, приятно и весело провести время.

Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называются перекрещивающимися. Взаимоотноше­ние между ними определяются в зависимости от того, какой конкретный смысл мы закладываем в основное исходное понятие «отдых». Если понимать отдых в узко биологической трактовке как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по своей природе «развлечение» становится рядоположенным и самостоятельным. Когда речь идет об активном отдыхе, суть которого составляет измененная деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средства отдыха.

К обозначенному следует добавить, что в тесной взаимосвязи с отдыхом и развлечениями находится еще один компонент свободного времени - досуговое общение. Спокойный, непринужденный разговор с родными, знакомыми, соседями, друзьями, обмен новостями, мнениями - это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такие связи и отношения давно вошли в привычку и стали устойчивой формой обыденного досуга.

В ходе повседневного досуга человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая и рекреационные. Здесь мы узнаем о различных интересующих нас событиях. В общении удовлетворяется очень важная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны столь необходимые для нормальной жизнедеятельности самопознание, самооценка, самореализа­ция. В процессе общения происходит упрочнение старых и завязывание новых знакомств. Короче говоря, полно­ценный отдых трудно представить помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Как известно, человек на отдыхе может быть дея­тельным и бездеятельным. Это зависит от индивидуаль­ных потребностей, привычек, состояния здоровья, инте­ресов и желания отдыхающих. Бездеятельный отдых осуществляется в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, на природе и т.п. В социокультурных центрах также могут быть случаи, когда уставшие люди предпочитают всем прочим занятиям возможность спо­койно расслабившись отдохнуть, не думая ни о чем серь­езном и не вступая в сколько-нибудь активное общение с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесооб­разен лишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безделью. Чаще всего бездельничающий человек не только не обогащает свою личность, но и по-настоящему не отдыхает. Положение усугубляется тем, что, как правило, безделью сопутствует скука: лю­ди достаточно работоспособны, налицо желание деятель­ности, но подходящего занятия не находится или оно не возникает по каким-то иным причинам.

В общей системе досуга пассивный отдых в обозна­ченном виде вполне правомерен. Однако в целом удель­ный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик. Формы отдыха в социокультурных центрах не могут сводиться к чисто биологической рекреации. Если бы дело заключалось только в этом, люди имели бы возмож­ность ограничиться тем же пассивным отдыхом, о котором шла речь выше, уличной прогулкой или вылазкой на природу. В процессе активного культурного отдыха происхо­дит нечто большее, чем физиологическая подзарядка ор­ганизма. Как перемена деятельности, активный отдых оз­начает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологической и социально-психологической сфере личности. Для этого требуется уже не просто фи­зическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов.Изучая состояние утомления, ученые установили, что наиболее эффективным способом снятия его служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Эта закономерность легла в основу целостной теории активного отдыха. Пси­хофизиологическая суть такого отдыха заключается а пе­риодическом чередовании разных видов деятельности. Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуж­дении, другие, наоборот, переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомленные участки под влияни­ем растекающегося возбуждения как бы освежаются. Пе­реход от одного вида деятельности к другому обеспечи­вает своеобразную подзарядку утративших работоспо­собность органов и нервных центров новой дополнитель­ной энергией.Довольно нелегким остается решение проблем оптимального объема досуговой рекреации. Как известно, увеличение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счет перераспределения компонентов свободного времени, т.е. за счет уменьшения доли других заня­тий. Вполне понятно, что такое переопределение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

В целом на отдых люди тратят сегодня достаточно много времени. Но уровни его функционирования, к сожа­лению, еще низки. В видах деятельности, относящейся к этой сфере, встречается очень много неразумных и необоснованных затрат времени. Есть занятия, которые только называются отдыхом, а фактически противоречат его сущности и почти ничего не дают ни для рекреации, ни для развития личности.

Значение и роль специальных организованных уси­лий, направленных на обеспечение полноценного отдыха, в современных условиях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических закономерностей, позволяет ре­шать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.

Следует особо отметить, что культурная насыщенность отдыха не возникает сама по себе. У любого человека есть естественная потребность в отдыхе и развлече­ниях. Менеджеры досуга всемерно стремятся перевести эту потребность с относительна низкого уровня, что нередко бывает при стихийной реализации потребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культур­ного уровня личности. Здесь рекреация и развитие не просто сосуществуют, а пронизывают друг друга.

В сфере свободного времени взрослые люди все­гда ищут занятия, способные компенсировать то, чего они не дополучают в течение рабочего дня. Для полноценного проведения досуга необходим определенный психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнера­достного настроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким-либо конкретным объектом. Настроение - это общее эмоциональ­ное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений. Элементарную основу настроения составляет биохимическая жизнедеятельность организма. Исследователями установлено, что истощение психофизиологических ресурсов всегда влечет за собой и резкий спад в настроении: повышается раздражительность, озабоченность, нервозность. Характер и колебания настроения зависят, прежде всего, от подкорковой деятельности мозга. Дело в том, что внутренние и внешние раздражители сначала поступают в подкорковую область и лишь потом в корковую. Благодаря подкорке ощущения получают определенную эмоциональную окраску, и этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на общий психический тонус личности.

Умело организованный отдых помогает утолить жажду людей ярких, эмоционально-насыщенных впечатлений. Общеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод. В этой связи очень важное значение имеет удовлетворение естественного желания и стремления к шутке, юмору, веселым забавам.

Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает ценное уме­ние согласовать свои действия с партнерами, находить наиболее рациональный способ преодоления препятствий и т.д.

Каждый раз, когда человек становится участником совместных развлекательных занятий, у него, так или иначе, возникает чувство общности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх, соревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обязатель­ной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выручке. И хотя игра связана с другими видами деятель­ности лишь опосредованно, выработанные навыки и привычки непременно переносятся на поведение человека во всех жизненных ситуациях.

Досуговые занятия по-настоящему хороши только тогда, когда дают людям множество положительных эмоциональных впечатлений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразным толчком, подготавливающим для хорошего настроения соответствующую почву.

Определяющим началом в формировании настроения являются отношения личности с окружающими. Прак­тически любой социокультурный центр способен помочь а завязывании новых знакомств, в укреплении дружеских связей. Возникающие взаимоотношения всегда пронизаны сердечным участием, ободряющим вниманием и в этом смысле являются действенным средством, повышающим общий психический тонус.

Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле формирования культуры поведения. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления цело­го ряда полезных навыков и умений, входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно организованная рекреационная среда неизменно создает предрасположенность к строго определенной манере поведения. Бла­гоприятным фактором для проявления общительности, предупредительности, учтивости и дружелюбия служит и чувство отвлеченности от обыденных дел, забот, и общее мажорное настроение, и вообще все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к любому проявлению неучтивости или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житейским так­том.

Опыт показывает, что отдых становится по-настоящему эффективным лишь в том случае, если нам удается выстроить продуманную систему досуга, строго приспособленную к особенностям основных групп отдыхающих. Как и в других сферах деятельности, при органи­зации отдыха мы сталкиваемся не с одним ярко выражен­ным типом людей, а их множеством. В своих субъективных представлениях об отдыхе и объективной потребно­сти в различных его видах люди неодинаковы. Однако при всем этом они составляют определенное число групп, внутри которых обнаруживается значительное сходство.

Главное, от чего зависит характер физического и психического утомления человека - это содержание его производственно-трудовой деятельности- Каждому хоро­шо известно правило - отдых должен контрастировать с работой. Но в столь общем виде эта формула еще не проясняет истинной сути дела. Труд в наши дни стал весьма разнохарактерным, и а различных случаях прихо­дится учитывать не одно, а множество сугубо конкретных обстоятельств и факторов.

Там, где труд не обеспечивает более или менее равномерной загрузки различных органов чувств, человек начинает испытывать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организованная система досуга помогает утолить потребность личности в определенной дозе ощущений и впечатлений, дефицит которых всегда пере­живается людьми как ярко выраженная неудовлетворенность. Для страдающих от сенсорной недостаточности особенно необходим отдых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью, разнообразием.

Условия труда в современной индустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относитель­ной изоляции производственников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценность и привлекательность для человека, занятого на подобных участках, представляет отдых, построенный на непосредственном и активном общении.

Менеджерам досуга нельзя забывать, что можно уставать не только на работе, но и дома. Определенная часть людей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребности в отдыхе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетворения из-за нехватки времени сокращаются. Отдыхать приходится урывками, в короткие паузы между домашни­ми делами. Такой отдых преимущественно пассивен, культурное значение его невелико.

Неодинаковое отношение к различным видам отдыха и развлечений во многом определяется физиологиче­ской природой основных свойств нервной системы чело­века. Имеются занятия, для участия в которых особенности нервной системы не имеют сколько-нибудь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым же­ланием, интересом успехом могут включиться практиче­ски все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной «всепригодностью». Важная задача ор­ганизаторов досуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональные виды отдыха, соответ­ствующие его индивидуальным качествам.

Наблюдения и исследования показали, что в пове­дении на отдыхе существуют определенные особенности, присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входит в группу «инертных», за­метно стремление к спокойным, размеренным занятиям; они несколько консервативны в своих досуговых пристра­стиях, не любят ни менять, ни ломать привычные виды развлечений, отличаются несуетливостью, основательно­стью поведения.

Для людей с ярко выраженной подвижностью нервных процессов характерна быстрота переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умение хорошо ориентировать­ся в новой обстановке. Эти люди горячо включаются в предлагаемые занятия, но зато очень часто раньше других теряют к ним интерес.

Немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха, - национальные и региональные тра­диции. Надо иметь в виду, что эти традиции имеют особый авторитет и отличаются исключительной устойчиво­стью. Большинство традиционных праздничных и повседневных занятий ценны в социальном и культурном пла­не, и отношение к ним должно быть уважительным. Они дают менеджерам культуры готовые освященные вековым опытом и поддерживаемые общественным мнением фор­мы проведения досуга. Одни из таких форм в своем неиз­менном виде соответствуют духу нашего времени, другие, как свидетельствует опыт, сравнительно легко модерни­зируются, наполняются новым содержанием, обогащают­ся и переживают вторую молодость. Так обстоит дело, например, с посиделками в различных этнических и мест­ных вариантах, со многими праздниками земледельческо­го календаря и т.д.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 799; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию