Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-культурное программирование в управленческих технологиях





Децентрализация управления предоставила государственным и частным учреждениям культуры федерального, регионального и муниципального уровней право на свободу в определении содержания социокультурной деятельности. Оно подкреплено самостоятельностью в формировании и расходовании областных и муниципальных бюджетов, свободой предпринимательской, коммерческой деятельности. Отсутствие программных разработок, обосновывающих цели деятельности и средства их достижения, ясных представлений о конкретных задачах и об этапах их решения, о финансо- 117 вых, материальных и кадровых ресурсах, оборачивается рассогласованностью их действий, распылением сил и средств, неэффективностью деятельности. Выход из этого положения возможен при условии четкого определения перспектив социокультурного развития региона, постановки ясных целей и приоритетных задач, адресного осуществления социокультурной деятельности, создания организационно-управленческого механизма регулирования этой деятельностью. Программирование – взгляд в будущее В совокупности указанные виды деятельности начнут работать в целевой социокультурной программе.

Использование в социокультурном управлении принципа программности позволяет эффективно увязывать механизмы взаимодействия разных уровней управления в единую конструкцию, дает возможности трансформировать сохраняющиеся еще базовые элементы старой административной модели управления социокультурными процессами, повысить эффективность как управления, так и самой деятельности по наращиванию социально-культурного потенциала в регионах. Социокультурное программирование представляет собой процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения культурной самобытности. Социально-культурная программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических, социокультурных мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям. Следует различать понятия "программа", "план", "проект", которые часто отождествляются.

Все они представляют собой разновидности целеполагания. Но, если планирование связано, прежде всего, с работой определенной группы людей, объединенных производственной или иной деятельностью в организацию, а проектирование нацелено на разработку какого-либо объекта, предмета, среды, то программируется, как правило, тот или иной вид деятельности по объединению усилий реальных и потенциальных субъектов. Социокультурное программирование в отличие от планирования, где объектом выступает отдельное мероприятие или 118 группа разрозненных культурных акций, интегрирует в себе проблему социокультурного развития целиком, детализируя направления и виды деятельности, определяя конечные и промежуточные цели, сроки и адреса деятельности. Необходимо особо обратить внимание на то, что социокультурное программирование не заменяет отраслевое, территориальное, объектное планирование. Оно является дополнительным синергетическим компонентом согласованного взаимодействия всех субъектов социокультурной сферы на межотраслевом уровне. Финансирование программ

Идеи программирования социокультурного развития в течение последних десятилетий получили широкое распространение на всей вертикали управленческой иерархии - от Министерства культуры до небольшого города и сельского района. Привлекательность программирования часто связывается с возможностью дополнительного, целевого финансирования из средств государственного бюджета.

Заключение соответствующего договора на разработку программы, подкрепленное структурным планом будущей программы, сметой расходов на ее разработку и внедрение, перечнем организаций, учреждений, конкретных специалистов, включенных в коллектив разработчиков, является юридическим основанием для финансирования намеченных работ. Объемы денежных и материально-сырьевых потоков программы оговариваются в договоре, "донорами" выступают как местные государственные, коммерческие и частные органы, предприятия и организации, так и вышестоящие - федеральные, республиканские, краевые, областные структуры. Указанные документы являются юридическим основанием для финансирования начального периода формирования программы, последующие выплаты осуществляются по окончании разработки всей программы и в процессе реализации заложенных в ней объемов, видов работ. В этот период документом, регламентирующим финансово-договорные отношения, выступает уже сама программа, принятая и подписанная всеми задействованными в ней сторонами.

Получение средств "под программу" территориального развития социокультурной сферы обеспечивает повышенную заин- 119 тересованность (средства распределяются на развитие организаций и учреждений культуры региона независимо от ведомственной принадлежности) партнеров и соисполнителей. В условиях бюджетного финансирования и низких доходов от платных видов деятельности такая поддержка учреждений культуры существенно расширяет экономические методы управления и регулирования, так как выделяемые средства идут целевым назначением на конкретную социокультурную деятельность с населением, и гарантирует заинтересованную активность работников культуры, которые реализуют конкретные задачи программы. Этапы программирования В теории и практике социокультурного программирования выработана и апробирована определенная последовательность реализации различных моделей управления в виде продвижения замысла из стадии целеполагания в этапы диагностики объекта, разработки собственно программы и ее внедрения.

Замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию или видоизменения существующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов. Формирование замысла всегда обусловлено актуальностью и проблемностью ситуации; выявлением внутренних противоречий социокультурной системы, ее историко-культурной обусловленности; нормируемыми и реальными прогнозами; проработкой исходных идей и последствий; переводом идеи в плоскость расчетов ресурсов и средств реализации.

В процессуальной природе замысла социокультурного программирования заложены идейно-побудительные мотивы необходимости, целесообразности и полезности программирования (кому и зачем и какая нужна программа); ситуационные прогнозы реализации (кто и как будет разрабатывать и реализовывать программу). И, наконец, на стадии замысла определяются содержательные и организующие компоненты программного обеспечения: проблема, заставляющая разрабатывать программу, идеи и пути расширения проблемы, цель и предполагаемый результат, последовательность задач, ресурсное обеспечение. 120 Целостный процесс программированного развития социокультурной деятельности представляет собой цепочку последовательных организационно-управленческих операций, рационализирующих способы построения программы на всех этапах. На начальном этапе необходимо провести всестороннее изучение объекта - социокультурной системы со всеми ее учреждениями и организациями, характером и интенсивностью процессов, ресурсной базой, кадровым обеспечением, развитостью внешней среды и активностью человеческого потенциала. Сложность самого объекта программирования предполагает многомерность диагностических процедур, восходящих к теоретическим и методологическим уровням анализа категориального аппарата, классификации социокультурных процессов, структурирования элементов внутри социокультурной системы, применения количественных и качественных оценок, определения тенденций развития объекта и др.

При этом добиться научно обоснованной оценки реального состояния социокультурной системы можно не за счет поверхностного "среза" очевидных количественных показателей указанных категорий, равно как и показателей каждой в отдельности категории, а при условии комплексной диагностики и "инвентаризации" всех узловых социокультурных проблем региона. Объективная оценка ситуации, выявление основных проблем, прогнозируемые тенденции и варианты развития социокультурной ситуации позволят безошибочно определить цель будущей программы, предусмотреть вариативность направлений динамичных социокультурных процессов, их саморегуляции и дополнительности как основных принципов программирования.

Диагностика социокультурной системы, как правило, осуществляется специалистами по проблемам управления из числа работников управления культуры и отдела культуры, привлеченных консультантов и экспертов. Специалисты, консультанты, эксперты и заказчик, а также другие заинтересованные субъекты культурной деятельности работают над решением проблем и разработкой инновационных предложений в качестве деловых, творческих партнеров. Ответственность за диагностику социокультурной сферы, выявление узловых проблем развития берут на себя, как прави- 121 ло, приглашенные специалисты, консультанты, эксперты (обеспечивается "свежий взгляд", "взгляд со стороны", "свежая голова"). Эта работа требует специальных профессиональных знаний и навыков, владения инструментарием и методами проведения диагностики, совместной групповой деятельности, системного анализа проблем.

В целом организацию процесса совместной работы обеспечивают работники органов культуры, обращаясь в различных ситуациях к различным специалистам, экспертам, ученым, юристам, экономистам для получения консультации и разработки специальных направлений деятельности. На всех этапах разработки программы работники аппарата управления формулируют свою собственную позицию преобразований в качестве культурных политиков, но эта позиция не должна отражать только личную, субъективную точку зрения того или иного работника отдела, управления культуры, а выражать совокупное мнение активных субъектов действующих в социокультурной сфере региона.

Для программирования, безусловно, имеет значение общее знание вопроса, по которому принимается решение. Ничто не является для менеджера более полезным при рассмотрении задачи, какая бы она ни была: организаторская, управленческая, хозяйственная, творческая, чем личное знание вопроса или знания и опыт специалистов. Еще на этапе диагностирования представляется исключительно важным правильно сформулировать проблему социокультурной программы. Чтобы в дальнейшем сэкономить больше времени и средств, необходимо тщательно продумать проблему, поскольку самое изящное решение проблемы станет бесполезным, если она была неправильно сформулирована.

В основу программных решений, формулирование проблемы должны быть положены объективные экспертные разработки и оценки состояния социокультурной сферы, в которых зафиксированы: - использование гарантий и условий поддержки и развития социокультурной сферы, зафиксированных в международных, федеральных, региональных и муниципальных нормативно-правовых документах; укомплектованность учреждений социокультурной сферы специалистами, их профессиональная и квалификационная дифференциация, социальный статус, материальное положение, бытовая обустроенность; - объемы и источники финансирования деятельности учреждений культуры, коммерческие виды деятельности, привлечение финансовых средств (фандрейзинг), финансирование предыдущих целевых программ, спонсорские и инвестиционные вложения, субсидии, использование финансовых льгот; - материальная база, сеть учреждений культуры, ее оптимальное размещение, территориальная доступность для населения, физическое состояние зданий, внутренних помещений, инженерных и жизнеобеспечивающих систем, благоустройство прилегающих территорий, инфраструктура парков культуры и отдыха, зон отдыха, спортивных и оздоровительных объектов; - техническая оснащенность объектов социокультурной инфраструктуры средствами музыкального, светового, компьютерного, телекоммуникационного, сценически-постановочного обеспечения деятельности; музыкальными инструментами, спортивным, аттракционным, игровым инвентарем и реквизитом; структура и объемы музейных экспозиций, книжных фондов, архитектурных ценностей, обеспечение транспортом и передвижными средствами культурной деятельности; - стратификация социально-культурных субъектов по назначению, характеру и видам деятельности; комплексные, многоцелевые учреждения культуры, однопрофильные, прокатные, развлекательные, игровые, рекреационные учреждения, новые перспективные типы учреждений культуры и искусства; - дифференциация учреждений культуры по характеру организационно-правовой и хозяйственной деятельности - государственные, негосударственные, коммерческие учреждения; уставные положения - назначение и статус, цели и задачи деятельности, направления и основные формы деятельности, учредители, имущество, учет и отчетность, управление, контроль за деятельностью организации, организация труда и заработной платы сотрудников; - эффективность использования социокультурного потенциала; обращаемость книжного фонда, посещаемость музеев, выставочных залов, концертов, кинофильмов, культурно-спортивных праздников, культурных программ; участие населе- ния в самодеятельном художественном, прикладном и техническом видах творчества; - социально-культурная мобильность населения региона; наличие субъектов культурной деятельности и культурной политики, социально-демографический состав населения территории, скоординированность усилий социально-культурных институтов: семьи, школы, учреждений культуры, спорта, социальных и общественных организаций, трудовых коллективов; - использование современных научных разработок и инновационных методик в социокультурной деятельности, организационно-методическое и информационное обеспечение культурного процесса, творческие связи социокультурных учреждений с высшими учебными заведениями культуры и искусств, методическими центрами, социологические исследования: анкетирование, интервью, опросы населения о содержании и качестве работы учреждений культуры, выявление культурных интересов, запросов и потребностей людей. Состояние, степень интенсивности и качества процессов в социокультурной системе, безусловно, не ограничиваются указанными параметрами, они значительно глубже и разнообразнее, но для этапа диагностики вполне достаточны и позволяют сформулировать варианты реализации проблем и организационно-управленческих решений. } Полученный в результате диагностики материал является основой для выработки и формулировки приоритетных направлений развития социокультурной сферы. В процессе анализа выявляются взаимосвязи проблем, группируются в содержательные блоки, и определяется ключевая проблема. Одновременно с этим управленческие структуры определяют свое место и роль в отношениях с носителями тех или иных социокультурных проблем и инноваций - субъектами культурной деятельности своей территории. В тех случаях, когда ключевых проблем окажется несколько, а обеспеченность людскими и материальными ресурсами не позволяет их реализовать, проблемы можно "отфильтровать" по остроте, значимости "реализуемости".

Иначе говоря, разрешить проблему» можно путем последовательного решения задач для достижения поставленной цели. Цель разработки программы и разрешение поставленной проблемы всегда предопределяет результат деятельности, выступая в качестве непосредственного мотива, цель направляет и регулирует деятельность заказчиков и разработчиков программы. Определение цели предполагает использование определенных методов и средств организационного и управленческого характера. Структурно этот процесс можно представить следующим образом (таблица 2). В практике социокультурного программирования иногда допускаются ошибки в определении цели. Они вызваны тем, что заказчики и разработчики программы того или иного региона, территории завышают их ресурсные возможности, как, впрочем, и свои собственные, выдвигая в качестве цели программы: "создание оптимальных условий для всемерного приобщения населения к духовно-нравственным и культурно-художественным ценностям". При этом считается, что если сегодня не сконцентрировать усилия региона на решение именно этой цели в социально-культурном развитии, то завтра он значительно отстанет от других в своем развитии. Это так и не так. Дело в том, что сформулированная цель является высшей прогнозируемой целью не только региона, регионов, но и всего общества в целом.

Такая цель не может вместиться в рамках программы, даже гениальной, она выражает чаяния людей на) далекую перспективу, представляет собой своеобразную мечту будущего. Такая высокая цель применима для любого региона страны и всего общества в целом. Но тогда теряется всякий смысл программирования, поскольку она не будет решать локальных, ситуационных целей регионов. По некоторым данным в России с 1993 года разработаны и реализуются 11 областных, краевых, 4 республиканских и 2 программы автономных округов, что составляет 15,13 % от 89 субъектов РФ, или одна региональная программа на 13 субъектов Российской Федерации. Следовательно, если бы в каждой региональной программе ставилась максимально высокая цель "всемерного приобщения населения к духовно-нравственным ценностям..." и реализовалась, то можно было бы считать, что для населения России, проживающего на 15 % территории страны, созданы оптимальные условия для культурного развития. Однако в этом можно усомниться. Цель региональной программы, скорее всего, должна соизмеряться с возможностями и, главное, с социокультурной проблемной ситуацией в регионе, которая может характеризоваться неразвитой или запущенной материальной базой; отсутствием квалифицированных специалистов; низким уровнем обществент ной культуротворческой активности населения; социально| культурной неустойчивостью молодежно-подростковых групп, порождающих понижение интереса к образованию, вытеснение культурной деятельности из сферы досуга, наполнение его бездуховными развлечениями, духовным разрывом между поколениями, распространением наркомании, пьянства, преступности и многими другими проблемами. Программирование и отраслевые планы Каждую программу отличает ее собственная проблема и собственная достижимая в реализации цель. Конкретная достижимая цель программы, по существу, определяет ее целевую направленность и задает ей параметры целевой социокультурной программы. Такие программы решают важные, но этапные проблемы развития культуры и социокультурной сферы, обеспечивая "прорывы" самых сложных "узлов" фронтального развития, повседневно осуществляемого институциональными методами, формами и средствами деятельности. Достоинства и недостатки социокультурной программы определяются на основе следующих критериев: научная обоснованность (значение объекта, актуальность, острота, потенциальная возможность последующего научного развития проблемы); социально-культурные выгоды (улучшение социокультурных условий населения региона, повышение его культурного статуса); технологическая реализуемость, институциональная обеспеченность, оптимальность стоимости программы; реальность и эффективность полученных результатов. И, наконец, программа должна оптимально вписываться в институциональный процесс социокультурной деятельности, не нарушая существующие организационно-управленческие, финансово-хозяйственные связи и отношения, содержание социокультурного процесса, а приращивая их. Еще раз подчеркнем, что социокультурная программа не подменяет территориальные и отраслевые планы, она дополняет их и в основном направлена на решение межотраслевых социокультурных проблем.

Социокультурное программирование представляет собой комплекс мероприятий, обусловленных ресурсами, временем, местом, субъектами и объектами, проблемой, целью, и, следовательно, выходит за рамки обычного линейного планирования, поскольку речь идет здесь о системных явлениях определенной цикличности (табл. 3). С помощью социокультурного программирования реанимируются застоявшиеся резервы воспроизводства и саморазвития, свойственные культуре, обновляются организационно-управленческие связи, по-новому решаются проблемы взаимодействия центра и регионов. В лице государства центральные органы культуры и регионы приходят к взаимному осознанию: уникальной роли культуры и науки в жизнедеятельности общества; необходимости сохранения и развития национального достояния - культурного и научного потенциала страны; потребности в развитии и совершенствовании научно-информационной оснащенности органов управления социально-культурной сферой; необходимости конструктивного взаимодействия всех ветвей власти и субъектов культурной деятельности в регионах; целесообразности включения деятелей культуры в процесс разработки культурной политики и моделей управления; возможности конкурсного распределения средств на целевые социокультурные программы; необходимости свободы учреждений культуры от опеки бюрократического аппарата и т.д. Для социокультурной сферы с ее повышенной степенью неустойчивости, зависимостью от изменений окружающей среды (рыночной конъюнктуры, потенциальных источников финансирования, новых технологий), преобладанием неприбыльных организаций усложняют внутренние задачи организаций и учреждений этой сферы. Здесь всегда могут быть полезны программные, проектные и матричные временные целевые структу- 129 ры, создаваемые наряду с функциональными подразделениями. Они могут создаваться путем "наложения" проектной структуры на функциональную. В результате этого создается определенный баланс властных полномочий между руководителем проекта, программы и руководителем функциональной организации (учреждения) в зависимости от объема прав, делегируемых им вышестоящим руководителем. Как правило, в этом случае руководителю проекта (программы) передается вся полнота ответственности за использование материальных, финансовых и людских ресурсов в рамках данной программы, проекта. Программно – целевая форма деятельности Для учреждений культуры и искусства, например, применение программной, ориентированной деятельности является скорее правилом, чем исключением. Эффективность деятельности таких моделей очевидна в постановке праздничных, концертных программ, проведении фестивалей, выставок, целевых гастрольных туров творческих коллективов и отдельных исполнителей, постановке театральных спектаклей, разработке и осуществлении таких программ, как "Новые имена", "Малые города", "Юные таланты" и др.

 

Программно-целевая форма деятельности имеет целый ряд преимуществ:

1. Данные организации являются временными. Они нацелены на решение конкретных задач в определенные сроки и с определенным уровнем качества.

2. Данная модель позволяет творчески совместить преимущества вертикальных и горизонтальных уровней управления и координации, что дает возможность предельно сосредоточить ответственность на решение поставленной задачи.

3. Программные структуры способствуют успешному интегрированию разнородных видов творческой деятельности, повышают мотивацию ее субъектов.

4. Целевое финансирование каждого проекта - программы позволяет значительно сократить накладные расходы.

5. Традиционная структура учреждения культуры за счет внедрения таких программ превращается в более гибкую форму, которая позволяет работникам различных функциональных подразделений сотрудничать в междисциплинарных проектах, реализуя новые организационно-содержательные идеи и проекты.

Реализация проектно-организованных моделей деятельности становится эффективным механизмом выживаемости учреждений социокультурной сферы. 131 Одним из примеров, стимулирующих деятельность учреждений культуры, является общероссийский конкурс "Окно в Россию", который проводится среди региональных учреждений культуры. Он учрежден газетой "Культура" в 1997 году и успешно осуществляется уже пять лет. В конкурсе принимают участие театры, филармонии, музыкальные театры, музеи, библиотеки и институты искусств из всех регионов Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Целью конкурса на соискание премии "Окно в Россию" является привлечение внимания к творческим коллективам, организациям, учреждениям в сфере культуры в регионах, развитие межрегиональных связей в области культуры. Главной же задачей данного проекта является создание постоянно действующей системы просмотра и отбора лучших коллективов. Ежегодно присуждается 5 премий в размере 10000 (десять тысяч) долларов США каждая, по одной премии в каждой номинации. Кроме того, лауреатами конкурса объявляются четыре учреждения культуры в каждой номинации. Они получают дипломы лауреата конкурса «Окно в Россию» на торжественной церемонии награждения лауреатов конкурса, которая ежегодно проходит в Москве в феврале следующего за годом проведения конкурса. Отбор соискателей и проведение конкурса осуществляется экспертными советами по каждой из номинаций, жюри конкурса, в состав которого входят выдающиеся деятели культуры, и Оргкомитетом на базе газета «Культура». Спонсорами конкурса являются компания Филипп Моррис и Благотворительный фонд "Триумф". Конкурс среди провинциальных учреждений культуры на соискание премии "Окно в Россию" в 2001 году проходил по следующим номинациям: "Театр года" "Филармония года" "Музей года" "Библиотека года" "Учебное заведение искусств года" (специальные музыкальные учебные заведения - музыкальные училища, колледжи). 132 Положение о премии

1. Премия "Окно в Россию" учреждена газетой "Культура" в 1997 году.

2. Премия присуждается региональным творческим коллективам культуры на конкурсной основе по пяти номинациям: "Театр", "Филармония", "Музей", "Библиотека", "Учебное заведение искусств" за выдающийся творческий, научный, образовательный и организационный вклад в сохранение и развитие культуры России.

3. В конкурсе на соискание премии могут принять участие профессиональные коллективы по каждой из перечисленных в п. 2 номинаций, работающие в провинции (коллективы г. Москвы и г. Санкт-Петербурга в конкурсе участия не принимают).

4. Ежегодно присуждается пять премий в размере рублевого эквивалента 10 000 (десять тысяч) долларов США каждая, по одной премии в каждой номинации. Премии присуждаются творческим жюри по представлению экспертных советов по каждой номинации.

5. Выдвижение кандидатов на соискание премии осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, учреждениями и организациями, творческими коллективами.

6. Материалы и заявки на соискание премий представляются в Оргкомитет конкурса в соответствии с порядком и сроками, утвержденными Оргкомитетом и экспертными советами по каждой номинации.

7. Материалы, заявки кандидатов, поступающие для рассмотрения на соискание премии, рассматриваются в три этапа: - рассмотрение документов и материалов заявок и отбор группы кандидатов, отвечающих требованиям отбора, утвержденным экспертным советом по каждой номинации; - выездные сессии экспертных советов и их представителей на места для более детального ознакомления с работой и результатами творческой деятельности кандидатов на соискание премий; - окончательный отбор кандидатов и представление их в жюри для подведения итогов.

8. Решение экспертных советов и жюри принимается по итогам проведения конкурса открытым голосованием двумя третями голосов присутствующих и оформляется соответствующими протоколами.

9. Коллективам, удостоенным премий, вручаются дипломы и памятные наградные символы на заключительном торжественном мероприятии в конце года. Денежное вознаграждение передается лауреатам в установленном порядке.

Дополнения к Положению о премии конкурса "Окно в Россию" 1998 года:

1. Номинация "Филармония" представляется на конкурс один раз в два года.

2. Номинация "Музыкальный театр" представляется на конкурс один раз в два года. Дополнения к Положению о премии конкурса "Окно в Россию" 2000 года 1. Победители конкурса, только получатели основной премии "Окно в Россию", могут участвовать в конкурсе не чаще, чем раз в пять лет. Дополнения к Положению о премии конкурса "Окно в Россию" 2001 года. 1. Номинация "Институт искусств" переименовывается в "Учебное заведение искусств", рассматривает разные направления в области образования в сфере культуры. Интересный опыт работы с целевыми программами накопили Комитеты социальной защиты населения во многих районах страны. Например, работа Комитета социальной защиты населения и социальных учреждений, работающих в интересах женщин, семьи, детей и молодежи г. Химки Московской области, проводится в соответствии с районными целевыми программами, утвержденными Распоряжением Главы района. Здесь успешно реализуются такие целевые программы, как: • Социальное обслуживание семьи; • Многодетная семья; • Женщины района; • Молодежь района; • Молодые таланты • Молодая семья; • Дети района. 134 Только в целевую районную программу "Дети района" входят 7 программ: •Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков; •Дети-сироты; •Дети-инвалиды; •Профилактика и предупреждение правонарушений несовершеннолетних; •Профилактика наркомании; •Одаренные дети; •Безопасное материнство. Отдел по работе с молодежью проводит мероприятия по различным направлениям молодежной политики в соответствии с федеральными, областными и региональными программами "Молодежь Подмосковья", "Молодежь района", "Молодые таланты района", "Молодая семья". Мероприятия программ направлены на активизацию работы с подростками и молодежью от 14 до 30 лет различных категорий и социальных групп.

 

 

8. Маркетинговые технологии социокультурных учреждений

Социокультурные учреждения и рынок.

 

Жесткая конкурентная борьба, стремление увеличить дохо­ды и улучшить материальное положение выдвинули на первый план проблемы реализации и сбыта продукции. Термин "марке­тинг" берет свое начало от английского слова market- рынок и обозначает систему управления деятельностью фирмы (учреж­дения) по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли (дохода).

Социально-культурным учреждениям есть что продавать и они всегда продавали свои продукты и услуги населению. Но продавали они свои продукты отнюдь не по их себестоимости и, тем более, не по рыночным, а по символически низким це­нам, которые не покрывали даже трети затрат на их производст­во. Более того, основную часть своих продуктов и услуг эти учреждения продавали еще более парадоксальным образом - не за деньги, а в обмен на желание людей посмотреть, послушать, оценить художественные, эстетические и иные качества своей продукции. Неоплачиваемая возможность потребления продуктов уч­реждений культуры сформировала вульгарную потребитель­скую психологию повседневной бесплатной доступности, ис­кусственного занижения ценности и интереса к этим продуктам. С другой стороны, заблаговременная предоплата государст­вом этих продуктов через бюджетные ассигнования ставила уч­реждения культуры в положение заложников такой системы финансирования, лишала стимулов продвижения их продуктов, борьбы за потребителя, устраняла всякую конкуренцию.

О какой экономической заинтересованности можно было говорить, когда вся выручка от реализации продукции (билетов) - за концерты, от кино, культурных программ и т.д. - полностью направлялась в местные бюджеты и перераспределялась на дру­гие цели.

Все эти негативные факторы сказывались на качестве про­дукции, заинтересованности потребителей, наполняемости зри­тельных залов, студий, художественных коллективов и т.д.

В течение последних 12 лет социокультурные учреждения, окунувшись в водоворот рыночных отношений, обязаны были перейти на новые способы организации и управления.

Им пришлось научиться менее расточительно вести свои дела, придерживаться дисциплины экономии, искать и находить новые источники финансирования, рынки реализации своих продуктов и услуг, более адекватно соответствовать потребно­стям своей аудитории и потенциальных покупателей.

Широко вошедшие в лексику и практику такие понятия как товар, цена, бизнес, коммерция, предпринимательство, менедж­мент, маркетинг сегодня по существу изменили психологию и представления людей о взаимоотношениях в хозяйственной, экономической, деловой жизни. Данные понятия вольно или не­вольно ассоциативно воспроизводят следствия: деньги, при­быль, конкуренция, накопления, инвестиции, сделка и другие категории рынка. Не случайно, когда речь заходит о маркетинге, подчиняясь "магии" этого термина, работники социокультурной сфере уже вспоминают о деньгах, доходах, коммерции, правда, иногда за­бывая о природной миссии социально-культурной деятельности.

 

А забывать об этом не следует по ряду причин:

- социальная и культурная деятельность всегда в плановом порядке финансировалась и финансируется за счет бюджета го­сударства (достаточно или ущербно - вопрос субъективный);

- доходы от предпринимательской деятельности учрежде­ний культуры не могут радикально изменить их финансовое по­ложение, сделать прибыльной их деятельность;

- продукты и услуги социокультурных учреждений всегда, частично или полностью продавались населению (потребите­лю);

- маркетинг в социокультурной деятельности в различных формах всегда присутствовал, имея, правда, другое название -изучение и удовлетворение культурных интересов и запросов населения.

 

Таким образом, маркетинг на самом деле не является таким уж новым явлением в социокультурной деятельности. Другое дело, что он привнес качественно иные смыслы и подходы к продуктам и услугам культуры как ценностям, имеющим потре­бительскую стоимость и способность участвовать в товарно-денежных отношениях рынка.

 

Date: 2016-02-19; view: 1285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию