Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологии управления в социокультурном учрежденииФормы управленческих отношений в коллективе
Не следует считать, что социокультурная деятельность, протекающая в рыночной системе отношений, полностью ориентирована на прибыль. Несомненно, в своей практической деятельности социокультурные учреждения руководствуются конъюнктурой рынка, но их функциональная направленность определяется, прежде всего, культурными, образовательными, научными, просветительскими, благотворительными, духовно-нравственными целями.
Коллектив и коллективный труд Концепция коллективного труда в учреждении культуры с небольшим штатом сотрудников формирует облик самого учреждения, в котором базисными элементами структуры становятся отдельные индивиды, а не структурные подразделения. Это обстоятельство и является первопричиной большего вовлечения сотрудников в процесс труда, наделения их дополнительными управленческими и маркетинговыми полномочиями. Такие коллективы включают в себя самых разных специалистов и менеджеров, в совместной работе они получают большое удовлетворение от труда, показывают высокую эффективность, создают высокохудожественные культурные программы и успешно их реализуют. Кроме того, менеджеры открывают для себя новый, более гибкий тип организации, каждый сотрудник выполняет сразу несколько трудовых функций, которые и определяют роль человека в своем деле, в коллективе. В деловой сфере ролевое поведение определяется взаимодействием особенностей роли и личности исполнителя. В деловых взаимоотношениях роль главным образом определяется должностным положением. Должность - концентрированное выражение прав и обязанностей, определяемых должностной инструкцией. Кроме прав и обязанностей в должностной инструкции указаны и требования к профессионально-деловым качествам. В одном и том же виде деятельности вполне возможно неодинаковое ролевое поведение, если исполнители разные. Скажем, один специалист только режиссер, а другой - компетентный осветитель сцены или помощник сценариста. Роль - социальная функция личности, ее динамический статус, норма и способ поведения в зависимости от положения, позиции в коллективе, межличностных отношений. Индивидуальное исполнение роли маркетолога, менеджера специалистом зависит от темперамента, мотивов творческого потенциала, стремления исполнителя соответствовать ожиданиям окружающих. Эти роли могут быть официальными, должностными, межличностными, определяемыми взаимоотношениями совместной деятельности, стихийными, т.е. связанными со стихийно возникающими деловыми, творческими ситуациями. Должностные роли реализуются в строгом соответствии с имеющимися в учреждении культуры предписаниями, они поручаются конкретному специалисту с учетом его деловых и творческих возможностей. Следует иметь в виду, что профессиональным ролям обучаются. В учреждении культуры сотрудники становятся истинными партнерами при выполнении серьезных деловых задач, если не будут противостоять друг другу, если будет создана атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. В небольшом коллективе учреждения культуры особым образом осуществляется стиль руководителя, мотивы поведения, при которых функциональные обязанности им воспринимаются не как пространство для самоутверждения, а как приглашение к самосовершенствованию во взаимодействии с коллективом. Тогда сотрудники будут стараться увидеть за строками должностных инструкций несколько вариантов действий и выберут наиболее оптимальный вариант в соответствии с требованиями дела. Коллектив - это относительно компактная социально-профессиональная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной задачи, основанной на общности целей, сочетает интересы индивида и группы. В современной литературе по менеджменту и маркетингу широко применяется другая категория понятия профессиональной группы людей, объединенных единой задачей - это команда. Команда - это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои взаимодействия и трудовые усилия. В этом определении необходимо выделить три ключевых компонента. Во-первых, для создания команды требуется как минимум два человека, но не более 15, что не вполне укладывается в понятие коллектива. Во-вторых, члены команды постоянно взаимодействуют между собой, в коллективе они сочетают интересы друг друга. В-третьих, труд членов команды направлен на достижение определенной цели, что соответствует целям коллектива. Эффективность работы команды определяется по двум результатам: производительному выпуску и личному удовлетворению. Под удовлетворением понимается способность команды к насыщению индивидуальных потребностей ее членов, а отсюда к поддержанию в них стремления к командному труду и приверженности ее интересам. Производительный выпуск - это количество и качество результатов командного труда, и их соответствие заранее установленным целям.
Среди определяющих эффективность командного труда факторов на первое место выдвигается сама организация, вернее тот контекст, в котором функционирует команда (структура, стратегия, среда, культура, система оплаты). Менеджеры формируют команды в рамках определенного организационного контекста. В какой-то ситуации, например, целесообразно создать постоянную команду в рамках формальной структуры учреждения культуры, перегруппировав часть сотрудников, если позволяют ресурсы, на организацию маркетинговой деятельности, в другой - временную, для решения конкретной задачи (разработку и реализацию социокультурного проекта). Необходимо, кроме того, решить вопрос о целесообразности создания команды в принципе. Если потенциальные издержки превышают выгоды, возможно, следует поручить выполнение маркетингового задания или одному из сотрудников, или всему коллективу. Таким образом, коллектив и команда по своим характеристикам имеют некоторые различия, но в главном их функциональная нацеленность на конечный результат имеет одну основу. Команда, созданная на постоянной основе как часть формальной структуры учреждения культуры, может называтьсяколлективом, временные надстроечныекоманды могут именоватьсявременными коллективами. Черты социального равенства, которые определяли природную основу коллективизма и коллектива общества с плановой экономикой, перестали в рыночной системе играть главенствующую роль, и, таким образом, различия в понятиях "коллектив" и "команда" утратили остроту.
Организационные отношения в коллективе
Социокультурный менеджмент предопределяет особые социальные и психологические отношения, формы сотрудничества и взаимодействия менеджера и коллектива. Социокультурный менеджер, в свою очередь, направляя свои усилия на решение социокультурных задач, опирается не только на высокий уровень морально-этических мотиваций, но и на управленческо-педагогические основы, которые органично вплетены в специфику социокультурной деятельности. В этом заключается смысл и содержание сопричастного социокультурного менеджмента. Основатели теории "идеальной бюрократии" Т. Парсонс и М. Вебер высказали идею о том, что идеальный тип бюрократии содержит во многом противоположные элементы: бюрократические и профессиональные. Каждый из них несет в себе различную природу управленческих отношений, так как власть бюрократа (его статусная позиция) основана на законах вертикальной иерархии и не восприимчива к факторам добровольности, сотрудничества и сопричастности, а вот власть профессионала (интеллектуально знаниевая позиция) осуществляется на основе добровольности, согласии и сотрудничестве. Бюрократ в системе управленческих отношений за истину признает норму и действие. Такие жестко организованные системы работают четко и слаженно лишь в хорошо отлаженных процессах. Они ориентированы на применение стабильных технологий, производство стандартных продуктов. Такие модели управления называют механистическими или бюрократическими. Организация, основанная на механистической системе менеджмента, имеет вполне определенные организационные отношения: - организация основана на формальном разделении труда; - организация использует преимущественно собственную материально-техническую базу и штатный персонал; - общие цели расслаиваются на частные подзадачи, выполнение которых не зависит от решения общих задач; задачи задаются жестко в терминах конечной цели; - организации строятся по иерархическому принципу, в любой ее части существуют начальники и подчиненные; преобладают вертикальные потоки информации; - деятельность работников регламентируется формализованными правилами; ожидается, что все сотрудники поступают согласно этим правилам; - контроль и наиболее важная информация концентрируется ближе к вершине организационной иерархии; - выполнение всех видов работ не зависит от персональных качеств работников. Работники взаимозаменяемы. Такой тип организации в течение долгого времени рассматривался теоретиками и практиками менеджмента в качестве идеальной модели для системы управления организациями вообще. Однако все большая потребность в нововведениях, инновациях заставляет внедрять интенсивные, но гибкие модели управления. Становится ясно, что механистическая модель не всегда пригодна для решения задач обновления, ибо любое нововведение легко может быть разрушено жесткими рамками бюрократической организации и соответствующим стилем управления. Сотрудники учреждений социокультурной сферы обладают специальными знаниями, имеют дипломы (как правило) высших учебных заведений, работают немногочисленными группами и коллективами, имеют прямое отношение к творчеству, воспитанию, искусству и культуре, милосердию и подвижничеству, по своей природе и характеру деятельности привержены к инновационной деятельности. И уже по этим признакам предпочитают сами управлять собой, а жесткие указания воспринимают как унижение. Именно поэтому громоздкость процессов принятия решений, подавление инициативы, ослабление связи с конечными результатами работы неприемлемы для менеджмента социокультурной деятельности, чужды сопричастному менеджменту.
|