Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая классическая философия. “Чистый” и ”Практический разум” в философии И. Канта, система и метод Г. Гегеля





И. Кант - основоположник классической немецкой философии, совер­шил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекаю­щей по своим законам. Главными произведениями являются - "Критика чистого разума" (теория познания), "Критика Практи­ческого разума (этическое учение), "Критика способ­ности суждения (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 г. до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти).В докритический период Кант занимался, главным образом, космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразова­ния Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, опи­раясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным об­разованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под назва­нием «гипотезы Канта - Лапласа».

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с пе­реходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», т.к. он связан с выходом двух важ­нейших работ Канта - «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека и «Кри­тика практического разума», в которой разбирается природа че­ловеческой нравственности. В этих работах Кант сформулиро­вал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскры­вается сущность его философской системы.

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечест­ва о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей че­ловека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах – это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской лите­ратуре гносеологическую позицию Канта часто называют агно­стицизмом.

Теория познания Канта основана на признании су­ществования доопытного знания или апри­орного знания, являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта – это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверх­чувственному познанию, онназывал трансценден­тальной апперцепцией. Это значило, что человеку уже при рождении дана спо­собность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного позна­ния.

Философская система Канта носит также название критического, или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere - переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно.

На этапе познания мира через практический разум человек, по И. Канту, использует знания, полученные с«помощью чис­того» или теоретического разума. Практический разум ори­ентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вооб­ще. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Авто­номная воля побуждает человека к поступкам - добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон, по Канту категорический императив. Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Таким образом, вся мораль в обществе должна основы­ваться на соблюдении чувства долга: человек должен по отно­шению к другим людям проявлять себя как разумное, ответст­венное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

Date: 2016-02-19; view: 1625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию