Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия эпохи эллинизма и Древнего Рима: киники, эпикурейцы, скептики, стоики, неоплатоники





Киники. Наиболее видные представители школы киников — ученик Сократа Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок.-325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к природе. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали рабство. Славу Антисфена превзошел его ученик Диоген.

Философия эпикуреизма. Школа эпикуреизма возникла от имени её основателя –Эпикура. Высшим благом Эпикур признавал удовольствие, которое он понимал как отсутствие страдания. Удовольствие должно быть подчинено благоразумию. Умение сочетать разумное и приятное даётся человеку не легко, поэтому душевное равновесие или спокойствие души (атараксия) достигается в ходе долгого обучения. Человек должен быть свободен от страха перед природой и смертью, избегать отрицательных страстей и ненависти.

Философия стоицизма. Школа стоиков была основана Зеноном Китионским. Он проводил собрания школы в греческом городе Стоя, откуда и произошло название «стоицизм». Счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие, рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Все равны перед природой, поэтому требование самосохранения распространяется на всех. Стремление же к собственному сохранению каждым есть условие ненанесения вреда другому. Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. В учении стоиков развит момент смирения с судьбой. Человек должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находится в его власти.

Философия скептицизма. Скептики отвергали само познание как таковое. Если воздержаться от всяких суждений о вещах, то можно достичь устойчивого и невозмутимого покоя. В этом они видели высшую ступень блаженства.Доводы против правильности как чувственного восприятия, так и разумного познания, скептики объединили в десять тезисов. В первом тезисе подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных. Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения. Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие. В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Седьмой тезис указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи. Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений между вещами является относительным. Девятый тезис отражает тот факт, что «привычные и непривычные вещи» вызывают различные чувства. Десятый тезис поддерживает убеждение в том, что ничего нельзя утверждать позитивно — ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

Философия неоплатонизма. Неоплатонизм в определенной мере проявляется в отказе от рационализма предшествующего философского мышления. Представителем неоплатонизма является Плотин. Он считал, что основой всего существующего является сверхчувственный божественный принцип, который является непознаваемым. Все остальное, что существует в мире, производно от этого истинного бытия. Природа сотворена так, что через материю проникает божественный принцип. Плотин создает градацию существования. На вершинах этой градации стоит божественный принцип, далее — божественная душа, а ниже всего — природа.

Душа является определенным переходом от божественного к материальному. Душа — это нечто чуждое материальному и телесному. Данное понимание души отличается от понимания эпикурейцев, греческих и римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом органически. Она является частью общей души. Телесное должно быть преодолено. В этом состоит смысл учения об этике. Принцип добра соединен с божественным разумом или душой. Зло связано с материальным чувственным миром. Истинным познанием является познание божественного принципа, который не может быть познан чувственным или рациональным путем.

8. Проблемы и принципы средневековой христианской и арабо-мусульманской философии (Августин, Фома Аквинский, ибн Рушд/Аверроэс)

Эпоха средневековья занимает временной период с 5 по 15 века. В основе средневекового мировоззрения лежит теоцентризм – от греческого – «теос» — Бог. Весь мир и человек созданы Богом, являющимся основой всего мироздания. Философия в эпоху средневековья была подчинена христианскому богословию, которое имело название «теология».

Средневековая философия делится на два временных периода: патристика и схоластика.

Представители патристики – Августин, Ориген, Боэций. Августин Аврелий (354-430 гг.) был основателем платонизма в христианской философии, который господствовал в Европе до 13 века и затем был заменен христианским аристотелизмом Фомы Аквинского. Бог является высшей сущностью, его существование независимо, все остальное существует благодаря божественной воле. Основой духовной жизни является воля, а не разум. Сущность каждой вещи проявляется в её активности, а не в пассивности.

Второй период средневековой философии – схоластика. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Уильям Оккам. Абеляр и Ансельм стремились сделать постижимой разумом всю Фома Аквинский (1225-1274 гг.) говорил о том, что задачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Он признает возможность достижения объективного, верного знания и отвергает такие представления, согласно которым действительным считается лишь деятельность человеческого разума. С точки зрения Аквинского между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Фома Аквинский сформулировал пять доказательств существования Бога. Первое основано на том, что все, что движется приводится в движение Богом. Второе доказательство исходит из сущности действующей причины. Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и необходимого. Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг за другом, которые есть везде, поэтому должна существовать наивысшая степень совершенства и ею является Бог. Пятое доказательство — телеологическое. В его основе лежит польза, проявляющаяся во всей природе. Существует разумное существо, которое направляет все естественные вещи и цели, им является Бог.

Особым феноменом философской мысли на Востоке стала средневековая «арабо-мусульманская» философия. Этим термином обозначается философия разных народов, входивших в состав Арабского халифата, писавших на арабском и персидском языках. Арабо-мусульманская философия развивалась в контексте культуры, где доминировал ислам. Принцип единобожия (таухид), идея единства бытия и единственности мироздания стала центральной темой мусульманской теологии и философии. Религиозно-философская мысль в культуре ислама была представлена тремя основными направлениями: каламом — схоластической теологией ислама; суфизмом — религиозно-мистическим и пантеистическим течением мысли; фалсафой — философией, испытавшей влияние идей античных мыслителей. Ибн-Рушд (1126-1198) подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. В концепции Ибн-Рушда говорится о мировом разуме, но он фактически трактуется как некий мировой порядок, гармония. Ибн-Рушд говорит о том, что между живой и косной материей нет непроходимой грани; мертвой материи вообще не существует, даже в царстве минералов теплится некое подобие жизни. Ибн-Рушд развивает основные идеи аристотелевского учения о душе. В то же время он не признает никакого индивидуального бессмертия. Индивидуальная душа во всех своих функциях связана с телесным организмом. Только всеобщий разум, единый во всех людях, бессмертен, подобно тому, как смертен каждый человек, а род человеческий как таковой вечен и непреходящ. Ибн-Рушд отвергает возможность непосредственного общения с Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. И здесь необходим постоянный, неустанный умственный труд. Глубокое познание доступно только глубоким умам. Вот почему философия есть благороднейшее занятие, какому только может посвятить себя человек. В этике Ибн-Рушд утверждает соотносительность добра и зла

 

 

9. Философия нового времени. Проблема метода: Эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт)

Фрэнсис Бэкон (1561-1626), английский философ и политический деятель, –основатель эмпирического направленияв философии Нового времени. Суть основной философской идеи Ф. Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта накопило человечество, тем ближе оно к истинному знанию. Истинное значение, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила»

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов. Достоинство индукции Бэкона – расширение возможностей, интенсификация процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер. Путь преодоления главного недостатка индукции, по Бэкону, – в накоплении человечеством как можно больше опыта во всех областях знания. Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации – свойства человеческого ума: память, воображение, рассудок. Памяти соответствуют исторические науки, воображению – поэзия, рассудку – философия, что составляет основу всех наук.

Философия Ф. Бэкона оказала огромное влияние на философию нового времени, английскую философию, философию последующих эпох: было положено начало эмпирическому направлению в философии; гносеология поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; определена новая цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности; предпринята первая попытка классифицировать науки.

Рене Декарт (1596-1650) – видный французский философ и ученый-математик – основатель рационализма в философии Нового времени. Рационализм имеет два направления – онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то еесть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Главными аргументами рационалистовбыли следующие: сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания и разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 1985; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию