Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






X. Органы чувств





 

Задача 332. О каком значении органов чувств свидетель­ствует широко известное наблюдение Штрюмпеля за боль­ным, у которого были поражены все органы чувств, за исклю­чением одного глаза и одного уха. Когда закрывали этот глаз больного и затыкали ухо, он быстро засыпал. Этого боль­ного удавалось разбудить только одним приемом: раздраже­нием функционирующего глаза источником света или уха звуком.

Задача 333. 1) Укажите главное различие рецепторов на схеме А и схеме Б? 2) Опишите последовательность развития процессов, приводящих к (возникновению электрических им­пульсов в афферентных волокнах рецепторов А и Б. 3) На­зовите рецепторы А и Б. (Рис. 179).

Рис. 179. На схеме представлены: 1) рецептор, 2) афферентное нервное волокно, 3) сенсорный нейрон.

Задача 334. Дайте определение порога раздражения ре­цепторов, порога ощущения, порога различения и объясните, в чем состоит различие этих понятий.

Задача 335. Известно, что чувствительность перифериче­ской части анализаторов очень велика. Так, например, для возникновения звукового ощущения у человека до­статочно смещение барабанной перепонки всего лишь на 43,0000000006 мм, что составляет 0,1 диаметра самого ма­ленького атома.

Целесообразным ли было бы еще большее повышение чув­ствительности нашего слухового анализатора, и какие ощу­щения это могло бы вызвать?

Задача 336. Ордината графика на рисунке отражает ча­стоту импульсов в рецепторах.

Отчего зависит и чему пропорционально количество элек­трических импульсов, возникающих в рецепторах и соответ­ствующих афферентных нервных волокнах? Какой показа­тель должен быть на абсциссе? (Рис. 180).

Рис. 180.

Задача 337. 1) Определите, какая электрограмма соответ­ствует быстро и какая медленно адаптирующимся рецепто­рам? 2) Объясните, что называют адаптацией, как она проявляется в записи биоэлектрических потенциалов и как в ощу­щении? 3) Каково физиологическое значение адаптации? 4) Приведите примеры медленно и быстро адаптирую­щихся рецепторов. (Рис. 181).

Рис. 181. Схема записи электрических ответов (ПД) на раздражение быстро и медленно адаптирующихся рецепторов.

Задача 338. 1) Возможно ли изменение чувствительности одних рецептаров при воздействии да другие?

2) Бели возможно такое взаимодействие, то приведите из­вестные Вам конкретные примеры.

3) Как называют повышение и понижение чувствитель­ности анализатора (рецептора)?

4) Как можно представить себе механизм изменений чув­ствительности анализатора при воздействии на другой ана­лизатор?

Задача 339. В рецепторах, как известно, осуществляется кодирование поступающей из внешней и из внутренней сре­ды организма информации, т. е. превращение ее в форму, удобную для передачи по каналу связи.

1) Укажите, какие характеристики раздражителей коди­руются в рецепторах и как это осуществляется?

2) Каким образом кодируется информация в проводнико­вом и корковом концах анализатора?

Задача 340. На рисунке дана схема зрительного анализатора. 1) Укажите, какие отделы анализатора обозначены цифрам I, II, III, IV, V? 2) Через сколько и через какие нейроны проходит воз­буждение от рецепторов сетчатки до нейронов коры головного мозга (до коркового конца зрительного анализатора)? (Рис. 182).

Рис. 182 Схема пути распространения возбуждения в зрительном ана­лизаторе.

Задача 341. 1) Перечислите и опишите приспособитель­ные механизмы глаза к ясному видению в различных услови­ях: 1 — при изменении расстояния до объекта, 2 — при изме­нении величины объекта, 3 — при изменении освещенности (3 механизма), 4 — при рассмотрении движущихся предме­тов. 2) Почему лягушка видит только движущиеся предметы?

Задача 342. 1) Укажите, какая рефракция изображена на схемах 1, 2, 3. 2) Каким образом можно коррегировать аномалию рефракции? (Рис. 183).

Рис. 183 На рисунке показан ход лучей света в глазах с разной реф­ракцией.

Задача 343. 1) Укажите примерный диапазон величины аккомодации в диоптриях у детей, у юношей (возраст 20 лет). 2) Какие изменения и почему претерпевает разрешаю­щая способность глаз у преобладающего числа пожилых лю­дей? 3) Как называется это изменение и что нужно предприни­мать для улучшения разрешающей способности глаз в этом случае?

Задача 344. Искусствоведы, художники и любители изо­бразительного искусства давно подметили факт, который вначале был непонятен- на картинах, написанных художни­ками в старческом возрасте, очень редко встречаются чи­стые фиолетовые цвета. Попытайтесь объяснить происхождение этой особенности человека преклонного возраста.

Задача 345. Человеческий глаз способен различать при­мерно 13 тысяч оттенков. Однако, как показали современные исследования, это достигается комбинацией всего лишь не­скольких видов различных рецепторов.

Сколько видов рецепторов сетчатки и какие обеспечи­вают цветовое зрение человека?

Задача 346. Как известно, границы видимых световых волн находятся в пределах 400—800 мкм. Более короткие (ультрафиолетовые) и более длинные (инфракрасные) лучи невидимы. Что могло бы произойти, если бы глаз начал воспринимать световые инфракрасные тепловые лучи (излучаемые самим глазом), энергия которых, приходящаяся на единицу площа­ди, как известно, превосходит солнечную, падающую на та­кую же площадь?

Задача 347. В полной темноте человек иногда может уви­деть без причины расплывчатое слабое свечение. Это явление описано еще Гельмгольцем как «собственный свет сетчатки». После исследований Гранита это явление стало понятным. Расскажите, как теперь называют это явление и чем его объясняют?

Задача 348. Еще в 1875 году Рикко обнаружил в экспери­менте следующий факт: чем больше площадь «светового сти­мула, тем меньше интенсивность, требующаяся для возник­новения порогового ощущения. Эта закономерность была подтверждена электрофизиологически: при увеличении пло­щади светового раздражителя, действующего на сетчатку уг­ря, уменьшается скрытый период реакции и увеличивается частота электрических импульсов в зрительном нерве. Так было открыто свойство сетчатки, аналогичное свойствам ней­ронов ЦНС. Назовите это свойство.

Задача 349. Обнаружено, что частота импульсаций одиночного рецептора при раздражении его светом уменьшается, если одновременно раздражать какой-либо соседний рецеп­тор. О чем свидетельствует этот факт?

Задача 350. В темноте происходит резкое, в сотни тысяч раз, увеличение чувствительности сетчатки. Весьма важно, что красный свет, используемый в сигнализации, не меняет эту повышенную чувствительность воспринимающих прибо­ров глаза. 1) Как называют описанное явление? 2) Каков его механизм? 3) Почему оно не нарушается при красном свете?

Задача 351. В результате огромного увеличения чувстви­тельности сетчатки в темноте (сенсибилизации, что не совсем верно называют темновой адаптацией) мы неплохо можем ориентироваться даже ночью. Однако, в звездную безлунную ночь достаточно прямо посмотреть на неяркую звезду, что­бы она исчезла. Очень удачно эту особенность ночного зре­ния отметил французский астроном Доменик Араго: «Чтобы заметить в сумерках очень слабо освещенный предмет, не надо на него смотреть».1) Какие рецепторы отвечают за ночное зрение?

2) Почему в сумерках в глазу появляются два слепых пятна?

Задача 352. При быстром движении указки перед экра­ном, на который (падает свет кварцевой лампы, на экране вместо одной тени указки видим их сразу несколько, как тень от веера. В случае медленного движения -по окружности зажженной электрической лампочки в темноте наблюдатель видит одну движущуюся точку, при быстром движении — огненный круг. Объясните механизм этих двух явлений.

Задача 353. Как будет вести себя животное, если ему за­крыть оба глаза? Предварительно у этого животного были выключены проприорецепторы и вестибулярный аппарат.

Задача 354. Летучие мыши в темноте свободно обходят проволоки 0,12 мм толщиной и пролетают через решетку, ес­ли расстояние между проволокой чуть больше размаха крыль­ев. Каким способом летучие мыши обнаруживают мельчай­шие предметы, не видя их? Какие предметы при этом обнару­жить трудно?

Задача 355. При наблюдении за старым скрипачом, можно обнаружить необычный прием настройки скрипки — скрипач нередко пробует настройку струн своей скрипки, прислонив нужную струну к зубам. Какое свойство слухового анализатора использует в этом случае скрипач?

Задача 356. Установлено, что для возникновения ощуще­ния одинаковой степени сладости молодым людям требуется в три раза более слабая концентрация сахара, чем пожилым. О чем свидетельствует этот факт?

Задача 357. Укажите, на каком из двух представленных на рисунке графиков зарегистрировано явление адаптации кож­ных рецепторов? (Рис. 184).

Рис. 184. Изменение частоты импульсов, возникающих в рецепторах кожи при раздражении их острием иглы. По оси ординат — частота импульсов.

Задача 358. Реакция каких рецепторов сетчатки изображе­на на электрограммах А, Б, В? (Рис. 185).

Рис. 185. Потенциалы действия одиночных рецепторов сет­чатки при действии на них светового раздражителя.

Задача 359. Укажите, на какой части схемы (левой или правой) показано состояние хрусталика и ресничной мышцы при установке глаза к дальнему видению и на какой — на близкое расстояние. (Рис. 186).

Рис. 186. Схема аккомодации по Гельмгольцу.

Задача 360. Постройте изображение в редуцированном глазу и рассчитайте, «каким по величине (высоте) будет изоб­ражение на сетчатке, если мы смотрим на елку высотой в 3 метра с расстояния 15 метров.

Задача 361. Если пристально и долго смотреть на зеленый квадрат (предмет), а затем перевести взгляд на белую стену, что Вы увидите и почему?

Задача 362. 1) Нарисуйте схему рефракции в дальнозорком глазу. 2) Какие стекла (линзы) нужны, чтобы коррегировать дальнозоркость и почему?

Задача 363. Как определяется острота зрения у людей, страдающих аномалиями рефракции?

Задача 364. Нарушается ли острота зрения у людей с ано­малиями рефракции?

Задача 365. Как нарушится слух животного при разруше­нии основания улитки?

Задача 366. Как нарушится слух животного при разруше­нии вершины улитки?

Задача 367. Могут ли голуби, куры, ящерицы видеть хоро­шо ночью, а совы днем?

Задача 368. 1) Рассмотрев выпадения поля зрения, изобра­женные на рис. 187 справа, сопоставьте выпадение того или иного участка с локализацией поражения зрительного анали­затора. 2) Назовите все обозначенные на схеме элементы зри­тельного анализатора и их местоположение. 3) Объясните физиологическое значение каждого элемен­та анализатора. 4) Сколько раз изменяется код в анализаторе от момента воздействия адекватного раздражителя на рецептор до воз­никновения ощущения. (Рис. 187).

Рис. 187.

Задача 369. Какое физиологическое значение имеет цир­куляция вдыхаемого воздуха в области верхних хоан? (Рис. 188).

Рис. 188.

 

 

Date: 2016-01-20; view: 2118; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию