Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие арбитражного процессуального права РФ, его предмет, метод, источники





Арбитражный процесс и третейское разбирательство

 

Посвящается памяти моей бабушки -

Муравлевой Галины Сергеевны

 

Предисловие

 

Основу современных экономических отношений Российской Федерации составляет рыночная экономика, поэтому в противовес ранее действующей системе государственного арбитража, функционировавшего в экономике административно-командного типа, создана система арбитражных судов и неюрисдикционных способов защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 года N 95-ФЗ в значительной степени усложнился по сравнению с двумя предыдущими Кодексами. Появились новые правовые институты, совершенствуются и более тщательно регулируются порядок судопроизводства и процессуальные сроки в арбитражных судах, которые учитывают международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает поддержку арбитражными судами альтернативных способов разрешения споров путем использования различного рода примирительных процедур, переговоров, посредничества (медиации), передачи споров по желанию сторон на рассмотрение в третейский суд.

Альтернативное разрешение споров явление новое для российской действительности, которое имеет в иных государствах определенную историю, насчитывающую несколько десятилетий. Возникновение этого института стало результатом поиска путей решения проблемы медленного рассмотрения споров судами и международным коммерческим арбитражем. Основная специфика этого явления - ориентированность не на выяснение правоты одной из сторон спора, а на достижение консенсуса путем переговоров, проводящихся в той или иной форме.

В настоящее время участники гражданского оборота все больше обращаются к третейскому разбирательству*(1), которое выгодно отличается от государственного судопроизводства низкими издержками, возможностью выбора арбитров, оперативностью, конфиденциальностью, упрощенной процедурой.

Особое место среди альтернативных способов разрешения споров занимает посредничество (медиация)*(2), то есть процедура активного участия в конфликте нейтральной незаинтересованной стороны, которая имеет авторитет у всех конфликтующих участников и предпринимает активные усилия для взаимовыгодного мирного урегулирования спора.

В последнее время интерес к арбитражному процессуальному праву повысился, поскольку знание арбитражного судопроизводства является необходимым не только для получения юридического образования, но и для осмысленного и эффективного участия в арбитражном процессе на практике.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, в котором систематизированы, в простой и доступной форме изложены основные положения действующего арбитражного процессуального законодательства с учетом подходов, выработанных судебно-арбитражной практикой. При этом особое внимание рекомендуется уделить терминам, выделенным жирным шрифтом, а также основным признакам, классификациям и другим положениям, отмеченным в тексте курсивом или подчеркиванием. В качестве приложений предлагаются типовые формы некоторых процессуальных документов.

Материал рекомендуется использовать в качестве основы при подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также при ответе на зачете и экзамене, при написании контрольных, курсовых и дипломных работ. Учебное пособие рассчитано как на студентов, получающих знания по арбитражному процессу, так и на практикующих юристов, желающих обновить свои знания в данной области.

 

Раздел I. Общие положения

 

Понятие арбитражного процессуального права РФ, его предмет, метод, источники

 

Арбитражное процессуальное право - это система правовых норм, регулирующих арбитражно-процессуальные действия и правоотношения, складывающиеся между судом и другими участниками процесса при осуществлении правосудия.

По своему характеру арбитражное процессуальное право относится к отраслям публичного права, поскольку преобладающее количество норм арбитражного процесса, принципиально регулирующих сами основы арбитражного процесса и основные его институты в сфере процессуальных отношений, носит императивный характер (т.е. характер властных предписаний, установленных публичной властью - государством и, соответственно, регулирующихся публично-правовым методом). Однако при этом в нормах арбитражного процессуального права содержатся также элементы частноправового регулирования, отражающие диспозитивные (дозволительные) начала, особенно относительно реализации участниками арбитражного процесса процессуальных прав, позволяющих, например, изменить спорящим субъектам права общую и альтернативную подсудность, заключив соответствующее соглашение (т.е. установить договорную подсудность), передать рассмотрение спора не государственному, а третейскому суду, заключить мировое соглашение и др.

Предметом арбитражного процессуального права являются непосредственно процессуальные действия арбитражного суда при осуществлении правосудия, субъектов права (заинтересованных лиц), обратившихся в арбитражный суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права, права и обязанности участников арбитражного процесса, их положение, условие и порядок возбуждения и рассмотрения дела, порядок принятия решения суда и порядок его обжалования в суды вышестоящих инстанций, а также исполнение решений арбитражного суда.

Третейский суд, как негосударственный орган, имеет значение альтернативной по отношению к арбитражным судам формы разрешения споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Поэтому предметом арбитражного процессуального права являются также нормы, регулирующие организацию и деятельность третейских судов.

Кроме этого с 01 января 2011 года (с момента вступления в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)") в предмет арбитражного процессуального права следует включать процессуальные действия медиатора (посредника) по урегулированию правового конфликта (Подробнее о процедуре медиации смотри вопрос примирительные процедуры в арбитражном суде).

В юридической науке методом правового регулирования называют комплекс правовых средств юридического воздействия в данной области правоотношений. Арбитражный процессуальный метод правого регулирования сочетает в себе императивно-диспозитивное начало, которое объясняется правовой природой арбитражного процессуального права. Так как арбитражный процесс представляет собой деятельность арбитражного суда, которая строится на властно-императивных началах по применению норм материального и процессуального права, положение субъектов в механизме правового регулирования характеризуется отношениями прямого подчинения. Но в тоже время осуществление субъективных начал в арбитражном процессе зависит от активности участников процесса и их правомерные действия носят характер тех отраслей права, из которых возник арбитражный спор, и в первую очередь отрасли гражданского права, где правоотношения строятся на принципах равенства и диспозитивности. Поэтому в арбитражном процессуальном праве способами правового регулирования, закрепленными в нормах арбитражного процессуального права являются: дозволение, запрет и предписание, сочетание которых возможно в различных вариантах. Данные способы связаны с субъективными правами субъектов арбитражного процесса и осуществляются через них.

Арбитражный процесс как наука - это совокупность правовых знаний, накопленных и постоянно углубляемых в результате специальных научных исследований и обобщения арбитражной практики.

Научные знания отражаются в правовых доктринах, концепциях, комментариях, рекомендациях законодателю и арбитражным судам. В материализованной форме они находят закрепление в формулировках правовых норм, конструкциях законодательных актов, в научных трудах. Верность выводов и предложений представителей науки подтверждается или отвергается правоприменительной практикой. Иногда к правовым идеям, отвергнутым первоначально при разработке и принятии законов, возвращаются вновь в связи с проявляющейся со временем верностью той или иной правовой идеи.

Наука арбитражного процесса относительно молода. Наиболее важные научные исследования и работы по арбитражному процессуальному праву выполнены в 1970-1980-е годы. Объектом научных исследований и внимания ученых являлись фундаментальные проблемы арбитражного процесса: сущность и правовая природа арбитража, принципы арбитражного процесса, сущность хозяйственных споров, понятие арбитражного процесса, арбитражное рассмотрение преддоговорных споров, комплексные проблемы арбитражного процесса. В 2001-2004 гг. выполнены работы на основе АПК РФ, посвященные сущности арбитражного процесса и его принципам.

Арбитражный процесс как учебная дисциплина предполагает изучение прежде всего действующего арбитражного процессуального права, его норм и институтов. Объектом изучения являются также концепции, правовые взгляды, исторические факты по проблемам арбитражного процесса, накопленные правовой наукой.

Систему арбитражного процессуального права образуют нормы и правовые институты, регламентирующие процессуальные действия и правоотношения арбитражного суда с другими субъектами по рассмотрению и разрешению дел. Система арбитражного процессуального права может быть подразделена на Общую и Особенную части. Общая часть имеет отношение ко всем видам и стадиям судопроизводства: задачам и принципам арбитражного процесса, источникам данной отрасли права, нормам о составе суда, компетенции арбитражного суда, субъектах представительстве в суде, доказательствах, судебных расходах и штрафах, процессуальных сроках, судебных извещениях.

Особенная часть объединяет институты и нормы, регулирующие виды, стадии арбитражного процесса, производство по делам с участием иностранных лиц.

Источниками арбитражного процессуального права являются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной отрасли права.

Согласно п. "о" ст. 71 Конституции РФ судоустройство и арбитражное процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Таким образом, органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование арбитражного процесса.

Часть 2 ст. 3 АПК РФ определяет главные источники арбитражного процессуального права, которая устанавливает, что порядок судопроизводства в арбитражных судах осуществляется только Конституцией, федеральными конституционными законами, самим АПК и принятыми в соответствии с ними иными федеральными законами, а также международными договорами России.

1. Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России (ч. 1 ст. 15). Все законы и подзаконные акты должны ей соответствовать. Конституция РФ - юридическая база развития арбитражного процессуального законодательства.

В Основном законе закрепляются важнейшие принципы судопроизводства в России в целом и в арбитражных судах. В ст. 19 Конституции РФ находит выражение принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом, в ст. 120 - принцип независимости судей и подчинению их только федеральному закону, в ст. 123 Конституции РФ - принципы гласности, состязательности и процессуального равноправия сторон.

2. Международные договоры.

В АПК содержится прямое указание на то, что, если международным договором с участием Российской Федерации установлены иные правила судопроизводства, нежели те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах, тогда применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 3 АПК).

Россия является участницей около 40 многосторонних и двусторонних международных договоров, конвенций, соглашений об оказании правовой помощи по гражданским и коммерческим делам, связывающих международными обязательствами Российскую Федерацию более чем со 100 государствами.

К наиболее значительным многосторонним международным актам, содержащим процессуальные нормы, относятся следующие: Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1 марта 1954 г.; Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15 ноября 1965 г.; Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 г. К Конвенции 1954 г. Советский Союз присоединился в 1967 г., а к конвенциям 1965 и 1970 гг. Россия присоединилась в 2001 г. В конвенциях участвует 41 государство.

В этих международных документах содержится целый ряд положений, которые являются для российского процессуального права новыми. Например, в соответствии со ст. 21 Конвенции 1965 г. допустимо вручение любым находящимся в России лицам (в том числе и российским гражданам) судебных документов через дипломатические представительства и консульские учреждения государств-участников Конвенции. Это новое положение для российского законодательства и международной практики. Действующие договоры, в которых участвует Россия, допускают вручение документов через дипломатические представительства и консульские учреждения только применительно к собственным гражданам соответствующих иностранных государств.

Государствами-членами СНГ подписано несколько многосторонних договоров, регулирующих правовое сотрудничество, в том числе в области судопроизводства. Например, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.), предусматривает наиболее благоприятные условия для быстрого разрешения экономических споров между хозяйствующими субъектами разных государств. В отличие от других договоров Соглашение устанавливает, что суды, к компетенции которых относится рассмотрение экономических споров, при оказании правовой помощи сносятся друг с другом непосредственно, минуя центральные органы юстиции государств. При обращении за правовой помощью представляемые документы могут излагаться на общедоступном для стран СНГ русском языке.

Двусторонние международные договоры, заключенные Советским Союзом, в которых участвует Россия как государство-правопреемник, и Россией, предусматривают оказание правовой помощи (Договоры и конвенции, заключенные СССР, в которых участвует Россия, с Иракской Республикой; Финляндской Республикой; Германской Демократической Республикой; Греческой Республикой; Тунисской Республикой; Республикой Куба; Итальянской Республикой; Республикой Кипр и т.д.)

Под правовой помощью понимается выполнение процессуальных действий, в частности пересылка и вручение документов, опрос сторон, допрос свидетелей экспертов и других лиц, передача доказательств, признание и приведение в исполнение судебных решений по гражданским делам и т.п.

3. Федеральные конституционные законы.

Федеральными конституционными законами являются такие, как "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995 г., ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. Отдельные процессуальные нормы содержатся и в других федеральных конституционных законах. Например, в ФКЗ "О военном положении" от 30 января 2002 г. и ФКЗ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. определяются правила подсудности при введении военного и чрезвычайного положений в стране.

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (далее - АПК РФ), сохранил все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан-предпринимателей и организаций. Он содержит новые нормативные положения и модернизированные ранее существовавшие нормы.

АПК РФ является третьим из числа кодифицирующих законодательство об арбитражном процессе, при его принятии уже учтены недостатки предыдущих Арбитражных процессуальных кодексов образца 1992 и 1995 годов. Но несмотря на это можно утверждать, что за все это время Кодекс показал свою жизнеспособность и обеспечил решение арбитражными судами задач по осуществлению экономического правосудия. Никаких концептуальных изменений Кодекс не претерпел, хотя были внесены дополнения и изменения.*(3)

Кодекс состоит из семи разделов, включающих 37 глав, содержащих 332 статьи. Нововведения АПК РФ 2002 г. в общей форме сводятся к следующему: расширены распорядительные полномочия сторон и арбитражного суда; детально разработаны примирительные процедуры; введен новый раздел "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений"; значительно более подробно урегулированы вопросы, касающиеся рассмотрения отдельных категорий дел; разработан новый институт упрощенного производства; введена глава "Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов"; содержится новая глава "Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений"; введены новые главы 28.1 "Рассмотрение дел по корпоративным спорам", глава 28.2 "Рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц".

Среди последних новелл особо следует отметить положения Арбитражного процессуального кодекса регламентирующие возможность подачи искового заявления, ходатайства, отзыва, апелляционной, кассационной жалобы и других документов (ч. 1 ст. 41 АПК РФ) в электроном виде, заполнять формы документов на официальном сайте Высшего Арбитражного суда в сети Интернет (введено Федеральным законом N 228-ФЗ от 27.07.2010 г.); возможность участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференц связи (ст. 153.1 АПК РФ); изменилась роль протокола судебного заседания, согласно изменениям, внесенным в ст. 155 АПК РФ протокол судебного заседания является лишь дополнительным средством фиксирования отдельных данных о ходе судебного заседания. Основным средством фиксирования хода судебного заседания стала аудио запись (п. 1. ст. 155 АПК РФ), которая, как указано в п. 6 той же статьи ведется непрерывно в ходе судебного заседания*(4).

5. Иные федеральные законы.

К другим федеральным законам, содержащим правовые нормы, касающиеся судебной деятельности, можно отнести, например, ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. (в ред. от 28.12.2010 г.), содержащий нормы о порядке назначения и гарантиях независимости судей арбитражных судов; ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" от 31 мая 2001 г. (в ред. от 29.06.2009 г.), определяющий статус арбитражных заседателей и порядок их участия в арбитражном судопроизводстве РФ; ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" N 4-ФЗ от 07.02.2011 г., предоставляющий прокурору полномочия по участию в рассмотрении арбитражных дел, опротестованию судебных актов; ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. (в ред. от 03.05.2011 г.), содержащий процессуальные нормы, определяющие особенности рассмотрения этой категории дел.

Существует еще довольно много отраслевых (регулятивных) законов, имеющих правовые нормы процессуального характера, касающиеся, как правило, вопросов подведомственности дел арбитражным судам. Например, Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. (в ред. от 06.04.2011 г.); ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" от 16 июля 1998 г. (в ред. от 17.06.2010 г.).

Положения данных и иных федеральных законов действуют только в части, не противоречащей АПК РФ.

6. Подзаконные акты правового характера, содержащие нормы, регулирующие вопросы арбитражного процесса: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

7. Судебная практика в форме постановлений и определений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства, а также решений Европейского суда по правам человека является дополнительным источником арбитражного процессуального права. Судебная практика в указанных формах имеет не только правоприменительное, но и особое правообразующее значение, т.е. значение источника правового регулирования. Это вытекает не только из правового содержания указанных форм судебной практики, но в первую очередь из их законодательного закрепления в качестве таковых.

Согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд РФ проверяет нормы законов на их соответствие Конституции, осуществляя конституционное истолкование норм проверяемых законов. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие или применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях (ч. 3 ст. 79).

Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ характеризуется тем, что они обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений (ст. 6).

Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106).

Прецедентное значение имеет и правовая позиция Конституционного Суда РФ, положенная в обоснование принимаемых решений, поскольку Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права и, соответственно, дает конституционно-правовой анализ проверяемой нормы, вырабатывая при этом определенные правовые подходы (правовые позиции) при оценке нормы закона на ее соответствие или несоответствие Конституции РФ.

Таким образом, постановления Конституционного Суда РФ (если они признают неконституционными нормы законов) и определения Конституционного Суда РФ (если они даже отказывают в рассмотрении обращения заявителя по существу, но содержат конституционное истолкование норм действующих законов) и содержащиеся в них правовые позиции являются обязательными в правоприменительной деятельности для всех государственных органов и должностных лиц, носят всеобщий, нормативный характер, поскольку признанная неконституционной норма закона утрачивает силу, а прецедент конституционного толкования норм действующих законов является обязательным для судов, так как в правоприменительной деятельности должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению норм и суды не вправе придавать рассмотренным нормам значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом (ст.ст. 74, 79).

Согласно Федеральному конституционному закону "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики являются обязательными для арбитражных судов (ч. 2 ст. 13). Данные постановления принимаются в целях разъяснения действующего законодательства, конкретизации и детализации норм права, восполнения обнаружившихся в законе пробелов и устранения противоречий, т.е. направлены на правильное применение действующего закона.

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства являются, таким образом, дополнительным к действующему закону источником процессуального права, поскольку выработанные в них правоположения (правила правового характера) производны от действующих норм права и направлены на их действенную реализацию. На данные постановления арбитражные суды могут делать ссылки в мотивировочной части решения, так же как на законы и иные нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации", ст. 170 АПК РФ).

Следует отметить, что информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по отдельным вопросам судебной практики не являются обязательными для судов, а носят рекомендательный характер (ст. 16 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"), однако они учитываются арбитражными судами, поскольку решения, принятые без учета данных рекомендаций, отменяются вышестоящими инстанциями.

В рамках международной судебной практики первостепенное значение имеет судебная практика Европейского суда по правам человека. Федеральном законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" Российская Федерация заявила о признании обязательными для России как юрисдикции Европейского суда по правам человека, так и решений данного Суда.

При этом обязательное значение имеют не только те решения, которые были вынесены против России (т.е. с ее участием), но и решения с участием других участников спора. Прецедентное значение имеет вся практика Европейского суда по правам человека в целом, поскольку постановления Суда являются нормоустанавливающими толкованиями Конвенции.

 

Date: 2016-01-20; view: 344; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию