Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О смиренииСмирение является признаком истинного христианина; оно должно лежать в основе всех его действий и поступков. Только при этом условии человек может избежать зла и приобрести душевный покои. "Чем себя умерять в своих действиях? - пишет старец в одном из писем. - Смирением, самоукорением и страхом Божиим, памятуя всегда слово псаломское, чтобы уклоняться прежде от зла, а потом уже стараться сотворить благо""52. На пути нравственного совершенствования внимание христианина, по учению старца Амвросия, должно быть обращено на очищение своего сердца, как это видно из его писем: "Господь более взирает на сердце и приобретение смирения, нежели на лицо или внешнее делание человека, хотя от здоровых телесно и это требуется... (но) смириться же потребно и полезно и необходимо всем - как крепким, так и, особенно, слабосильным. Смирение может заменять внешние труды. А без смирения и большие подвиги не могут приносить пользы"653. Даже если христианин пребывает постоянно молитве, но не имеет в своей душе смирения, то и тогда он не будет свободен от вражиих нападений. Своим духовным детям, которые часто подвергались вражиим нападениям, иеросхимонах Амвросий писал: "Вы молиться любите, а смирения, потребного для сего, должно быть, не стяжали. И выходит, что молитвой вы врага только раздразнили; а не имея нужного смирения, не имеете против него потребного оружия"654. Старец советует всем находящимся в искушении прибегать "к твердыне смирения, которая для хищников неприступна"655. Немощным телом, но совершившим много грехов иеросхимонах Амвросий советует самое наилучшее средство ко спасению -это "прибегать к самоукорению и смирению и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других"656. "Телесные подвиги и труды, - пишет старец, - требуются только от крепких телом; немощным же более полезно смирение с благодарением"657. Само богоугождение также достигается только смирением. "Если хочешь угодить Господу, - поучает старец в одном из писем, - то знай, что нельзя Ему угодить безрассудством, упорством и ропотом на всех, даже на Самого Господа, а должно угождать Ему смирением, смиренным покаянием, покорностью и рассуждением, - или же, если кто сам не может рассудить здраво, то послушанием тому, к кому относится"658, а "корень всему злу - самость и упрямство... нужно всячески постараться вырвать этот злой корень смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия"659. При искреннем смирении рождается правильный образ мыслей. Об этом старец Амвросий говорит: "Если бы вместо самомнения хоть мало бы мы приблизились к смирению, самоукорению и к недоверию к своему сердцу (потому что оно еще не очищено), тогда бы иначе стали думать и иначе говорить, особенно тогда, когда должно осторожно говорить и с рассуждением, и с бережением себя и других. Чтобы сказать разом все, повторяю слова Писания: "Аще кто мнится верен быти в вас и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера" (Иак. 1, 26)660. Восхваляя смирение и считая его основанием всякой добродетели, иеросхимонах Амвросий строго осуждает порок, противоположный смирению, - гордость. Старец считает, что "гордость и самонадеянность вреднее прелюбодейства и убийства. Последние привели пророка (Давида) к смирению и раскаянию, первые довели его до падения"661. Желая объяснить, что значит самоукорение, старец пишет: "Самоукорение - это есть во всяком неприятном, скорбном случае и обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других"662. Если человек не имеет смирения, то он не должен оправдывать себя тем, что не может приобрести эту добродетель из-за определенной обстановки и окружающих его людей. "Оставь обманчивую мысль, - пишет иеросхимонах Амвросия, - что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение; а лучше смирись в настоящее время,., где живем, и считай себя мысленно под ногами всех, то есть считай себя достойною всякого попрания и уничижения и досаждения... Смирение и терпение на все - победа содействием Божиим"663. Когда человек сам не доходит до сознания необходимости смирения и не смиряет себя, тогда Господь Сам, "имиже весть судьбами", приводит его к смирению. "Если сами не смиримся, то Господь невольно нас смиряет"664. Тогда смирение тесно соприкасается с другой добродетелью - терпением в скорбях.
|