Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая сила нормативных правовых актов

 

Материал подготовлен юристами

Центра правовых решений

ООО "ЮрСпектр"

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 1 января 2014 г.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

 

Юридическая сила нормативного правового акта (далее - НПА) в соответствии с абз. 27 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах" (далее - Закон о НПА) - это характеристика НПА, определяющая:

- обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям;

- его соподчиненность по отношению к иным НПА.

Общественные отношения, а также государственные органы, субъекты хозяйствования и категории физических лиц, к которым применяется конкретный НПА, как правило, определяются непосредственно в тексте НПА.

Пример 1. Согласно преамбуле Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон о хозяйственных обществах) Закон о хозяйственных обществах направлен на определение правового положения, порядка создания, деятельности, реорганизации, ликвидации хозяйственных обществ, прав и обязанностей их учредителей (участников), компетенции органов хозяйственных обществ, а также на обеспечение защиты прав и интересов учредителей (участников) хозяйственных обществ и самих хозяйственных обществ.

 

НПА может указывать на круг лиц и правоотношений, на которые его действие не распространяется и тем самым определить (ограничить) сферу своего применения.

Пример 2. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.09.2009 N 116 утверждены Межотраслевые правила по охране труда при работе со свинцом и его неорганическими соединениями, пунктом 3 которых установлено, что они не распространяются на выполнение работ с органическими соединениями свинца, радиоактивными изотопами свинца, а также его соединениями, применяющимися в качестве инициирующихся взрывчатых веществ и сильнодействующих ядовитых веществ.

 

Соподчиненность НПА между собой устанавливается иерархией НПА, закрепленной в ст. 10 Закона о НПА.

Примечание. Подробнее о системе НПА, их видах см. в разделе "Справочная информация" статью "Структура и содержание правовой информации".

 

Однако существуют ситуации, когда НПА не согласуются между собой, т.е. одни и те же общественные отношения могут регулироваться нормами различного содержания.

Пример 3. В ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь установлена ответственность за осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, т.е. предполагается абсолютный запрет на проведение таких операций. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 N 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359" (далее - Указ N 267) установлен перечень платежей, которые могут быть произведены, несмотря на одновременное действие имеющихся в банке постановления суда о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), и решения уполномоченного органа о приостановлении операций по таким счетам в банке (п. 1 Указа N 267).

 

Такие противоречия называются коллизией НПА, т.е. несоответствием норм действующего НПА, регулирующего одни и те же общественные отношения (абз. 11 ст. 1 Закона о НПА). Правильное сопоставление НПА по юридической силе обеспечивает грамотный выбор норм, подлежащих применению в случае коллизий НПА.

 

Для правильного определения юридической силы НПА, подлежащего применению в случае коллизии НПА, необходимо следовать определенным правилам:

Правило N 1: В случае коллизии между НПА субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой.

Правило N 2: Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам.

Правило N 3: Конституция Республики Беларусь (далее - Конституция) обладает высшей юридической силой.

Правило N 4: В случае расхождения декрета Президента Республики Беларусь или указа Президента Республики Беларусь с законом Республики Беларусь последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В ином случае (когда НПА издается в силу особой необходимости по инициативе Президента Республики Беларусь либо по предложению Правительства Республики Беларусь) нормы декрета (указа) имеют приоритет.

Правило N 5: Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее - ГК) имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний.

Правило N 6: постановления палат Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

Правило N 7: При определении юридической силы актов местных органов власти необходимо исходить из того, что они имеют собственную вертикальную иерархию, основанную на территориальном уровне конкретного органа принятия НПА.

Правило N 8: Новый (принятый позднее) НПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу НПА того же государственного органа (должностного лица). При этом в тексте НПА могут отсутствовать специально указывающие на это нормы.

Правило N 9: НПА, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к НПА государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений. В случае, когда имеет место коллизия норм одноуровневых НПА, необходимо выяснить спектр полномочий принявших (издавших) их органов (должностных лиц).

Правило N 10: В случае если в области правового регулирования одного правоотношения существуют общие и специальные нормы, преимущественной юридической силой обладает специальная норма.

Правило N 11: НПА органов местного управления и самоуправления имеют обязательную силу на соответствующей территории Республики Беларусь. Решения местного органа власти распространяют свою силу на территорию четко определенной административно-территориальной единицы.

Правило N 12: Не допускается заключать международные договоры, противоречащие Конституции. В случае противоречия норм заключенного международного договора и Конституции действует Конституция.

Правило N 13: Нормы международного договора не будут иметь юридической силы на территории Республики Беларусь, если на это не было выражено согласие в установленном порядке.

Правило N 14: Дата вступления в силу международного договора напрямую не зависит от даты выражения согласия Республикой Беларусь на обязательность для нее международного договора.

Правило N 15: Нормы права, содержащиеся в международных договорах, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного НПА, и имеют силу того НПА, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

 

ПРАВИЛО N 1

 

В случае коллизии между НПА субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой (ч. 1 ст. 71 Закона о НПА).

 

СООТНОШЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВЕРТИКАЛИ

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Важно! │

│ Законодательные акты - это Конституция Республики Беларусь, законы│

│Республики Беларусь (в т.ч. кодексы), декреты и указы (в т.ч. директивы)│

│Президента Республики Беларусь (абз. 6 ст. 1 Закона о НПА). │

│ Подзаконные акты - постановления палат Парламента Республики│

│Беларусь (далее - Парламент), Совета Министров Республики Беларусь│

│(далее - Совмин), Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, акты│

│Генерального прокурора Республики Беларусь и иные НПА, не относящиеся к│

│законодательным актам │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Схематично вертикальная иерархия НПА будет выглядеть следующим образом.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Конституция │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Декреты и указы Президента Республики Беларусь, если полномочия на их │

│ издание не были делегированы Парламентом │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Кодексы (кодифицированные законы) │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Законы (некодифицированные) │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Декреты и указы Президента Республики Беларусь, если полномочия на их │

│ издание были делегированы Парламентом │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики │

│ Беларусь, постановления Совмина, Пленума Верховного Суда Республики │

│ Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь │

├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│ НПА министерств, иных республиканских органов государственного │

│ управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов │

│ депутатов, исполнительных и распорядительных органов │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

ПРАВИЛО N 2

 

Законодательные акты имеют большую юридическую силу по отношению к подзаконным актам (ч. 4 ст. 10 Закона о НПА). Следовательно, в случае противоречия подзаконного и законодательного актов необходимо применять нормы законодательного.

 

ПРАВИЛО N 3

 

Конституция обладает высшей юридической силой (ч. 1 ст. 10 Закона о НПА). Иные НПА должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией и не противоречить ей. Конституция, в частности, закрепляет основные права и свободы граждан, которые не подлежат отмене нормами других НПА. Так, если положения иных НПА ограничивают установленные Конституцией права, такие положения не применяются в силу прямого действия конституционных норм (ч. 2 ст. 10 Закона о НПА).

 

ПРАВИЛО N 4

 

В случае расхождения декрета Президента Республики Беларусь (далее - декрет) или указа Президента Республики Беларусь (далее - указ) с законом Республики Беларусь (далее - закон) последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ч. 3 ст. 137 Конституции). В ином случае (когда НПА издается в силу особой необходимости по инициативе Президента Республики Беларусь либо по предложению Правительства Республики Беларусь (ч. 1 ст. 101 Конституции)) нормы декрета (указа) имеют приоритет.

Пример 4. В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь руководителю организации запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики (ч. 1 ст. 255). Однако п. 14 Указа Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 N 660 "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь" установлено, что руководитель негосударственного юридического лица - участника холдинга с согласия собственника имущества этой организации может выполнять работу на основании трудового договора (контракта) в других негосударственных юридических лицах, являющихся участниками этого холдинга. В связи с тем, что указы, полномочия на издание которых не предоставлялись законом, имеют большую юридическую силу по отношению к кодексам (ч. 3 ст. 10 Закона о НПА), допускается выполнение руководителем организации, входящей в холдинг, иной оплачиваемой работы в других организациях холдинга, даже не связанной с преподавательской, научной или иной творческой деятельностью, а также медицинской практикой (при наличии согласия собственника имущества организации-нанимателя).

 

ПРАВИЛО N 5

 

Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. ГК имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права (ч. 6, 7 ст. 10 Закона о НПА). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний (ч. 3 п. 2 ст. 3 ГК).

Однако от рассматриваемой ситуации необходимо отличать случаи, когда норма нижестоящего НПА (например, закона) принята в развитие вышестоящей нормы (например, ГК), дополняет ее. В данном случае коллизия отсутствует и подлежат применению конкретизирующие нормы нижестоящего НПА.

Пример 6. Статья 48 ГК регламентирует общие положения об учредительных документах юридических лиц. Статья 14 Закона о хозяйственных обществах принята в развитие вышеуказанной статьи ГК и определяет, какие положения должны содержаться в учредительном документе хозяйственного общества (уставе), т.е. развивает положения ст. 48 ГК. Противоречие между ними отсутствует, и в отношении хозяйственных обществ наряду с нормами ГК применяются нормы Закона о хозяйственных обществах.

 

ПРАВИЛО N 6

 

Постановления палат Парламента, Совмина, Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (ч. 5 ст. 10 Закона о НПА).

Пример 7. Квалификационными характеристиками должности "официант", установленными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, не предусмотрено обязательное наличие специального либо профильного образования у работника (параграфы 14 - 16 раздела "Торговля и общественное питание" выпуска 51 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 146). Однако ч. 3 п. 43 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 "Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания" закреплено, что к оказанию услуг, связанных непосредственно с обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие профессиональную подготовку (переподготовку). Таким образом, в связи с более высокой юридической силой постановления Совмина по сравнению с НПА Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь к работе в качестве официантов должны допускаться лица, имеющие документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки (переподготовки).

 

ПРАВИЛО N 7

 

При определении юридической силы актов местных органов власти также необходимо исходить из того, что они имеют собственную вертикальную иерархию, основанную на территориальном уровне конкретного органа принятия НПА.

Система местных Советов, как и система местных исполнительных и распорядительных органов, состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы. Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней. Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня (п. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 N 108-З "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" (далее - Закон о местном управлении")). Аналогичным образом выглядит система органов местного управления (п. 2 ст. 2 Закона о местном управлении").

 

┌───────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐

│НПА Совета депутатов областного│НПА исполнительного и распорядительного │

│уровня │органа областного уровня │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│НПА Совета депутатов базового │НПА исполнительного и распорядительного │

│уровня │органа базового уровня │

├───────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤

│НПА Совета депутатов первичного│НПА исполнительного и распорядительного │

│уровня │органа первичного уровня │

└───────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘

 

Таким образом, установленным в Законе о НПА принципом, выражающимся в том, что НПА вышестоящего государственного органа (должностного лица) имеет большую юридическую силу по отношению к НПА нижестоящего государственного органа (должностного лица) (ч. 9 ст. 10 Закона о НПА), необходимо руководствоваться и при разрешении коллизии между НПА местных органов власти различных уровней.

Пример 8. Если решение Столбцовского районного Совета депутатов противоречит решению Минского областного Совета депутатов, то будет действовать решение Минского областного Совета депутатов.

 

СООТНОШЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ГОРИЗОНТАЛИ

 

НПА одного уровня следует признавать акты, ни один из которых не является выше (либо ниже) по отношению к другому, т.е. эти НПА находятся на одном уровне иерархии нормативных актов (законы между собой, постановления министерств, решения органов местного управления и самоуправления и т.д.).

Нормативные правовые акты одного уровня могут быть одного вида, приняты одним и тем же государственным нормотворческим органом (например, постановления одного министерства) или разными государственными органами, равными между собой по статусу (например, постановления Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь).

Существует несколько правил установления большей юридической силы в случае коллизии между нормами таких актов.

 

ПРАВИЛО N 8

 

В ч. 10 ст. 10 Закона о НПА сформулировано правило, в соответствии с которым новый (принятый позднее) НПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу НПА того же государственного органа (должностного лица). При этом в тексте НПА могут отсутствовать специально указывающие на это нормы.

Пример 9 (условный): Министерством финансов Республики Беларусь в 2009 году была издана и вступила в силу инструкция, некоторые положения которой впоследствии стали противоречить новой инструкции того же государственного органа, изданной в 2012 году. При разрешении указанной коллизии следует руководствоваться нормами новейшей инструкции (2012 года), несмотря на то что противоречащие положения инструкции 2009 года не были отменены.

 

ПРАВИЛО N 9

 

В соответствии с ч. 11 ст. 10 Закона о НПА нормативный правовой акт, принятый (изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к НПА государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений. В случае, когда имеет место коллизия норм одноуровневых НПА, необходимо выяснить спектр полномочий принявших (издавших) их органов (должностных лиц).

Пример 10. Нормы инструкции по делопроизводству, утвержденной постановлением любого иного министерства, не должны противоречить нормам инструкции по делопроизводству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь (далее - Минюст). В случае такого противоречия нормы инструкции Минюста будут обладать большей юридической силой, чем нормы инструкции в сфере делопроизводства любого иного министерства. Это обусловлено тем, что на Минюст возложены задачи по государственному регулированию делопроизводства (подп. 5.1 п. 5 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1605), а иные министерства специально не уполномочены на принятие НПА в этой сфере.

 

ПРАВИЛО N 10

 

Следующим критерием определения юридической силы НПА одного уровня является правило соотношения общих и специальных норм. В случае если в области правового регулирования одного правоотношения существуют общие и специальные нормы, преимущественной юридической силой обладает специальная норма. Это правило не нашло закрепления в Законе о НПА, однако является общепринятым в теории права и правоприменительной практике.

Пример 11. Общий порядок лицензирования в Республике Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Указ N 450). Лицензирование деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), осуществляется в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2012 N 71 "О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)" (далее - Указ N 71). Нормы Указа N 71 являются специальными по отношению к нормам Указа N 450.

 

ПРАВИЛО N 11

 

Согласно ч. 1 ст. 68 Закона о НПА нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления имеют обязательную силу на соответствующей территории Республики Беларусь. Решения местного органа власти распространяют свою силу на территорию четко определенной административно-территориальной единицы.

Пример 12. Нормы решения Рогачевского районного исполнительного комитета не будут действовать на территории Быховского района.

 

Необходимо еще раз отметить, что правилами N 8 - 11 следует руководствоваться только в случае коллизии норм одноуровневых НПА.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Важно! │

│ Согласно ст. 11 Закона о НПА нормативный правовой акт может│

│приниматься несколькими нормотворческими органами. Принятие совместного│

│НПА нормотворческими органами, один из которых является вышестоящим по│

│отношению к другому, не допускается, за исключением случаев, прямо│

│предусмотренных законодательными актами. │

│ Изменение и прекращение действия совместных НПА осуществляются только│

│совместно принявшими их государственными органами, если иное не│

│предусмотрено Законом о НПА. │

│ Для определения юридической силы норм совместных НПА между собой│

│следует использовать указанные выше правила │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Важно! │

│ Международный договор Республики Беларусь - международный договор│

│(межгосударственный, межправительственный или международный договор│

│межведомственного характера), заключенный в письменной форме Республикой│

│Беларусь с иностранным государством (иностранными государствами), с│

│международной организацией (международными организациями), иным│

│субъектом (иными субъектами), обладающим (обладающими) правом заключать│

│международные договоры, который регулируется международным правом│

│независимо от того, содержится он в одном документе или в нескольких│

│связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного│

│наименования и способа заключения (договор, соглашение, конвенция,│

│решение, пакт, протокол, обмен письмами или нотами и другие наименования│

│и способы заключения международного договора) (ст. 1 Закона Республики│

│Беларусь от 23.07.2008 N 421-З "О международных договорах Республики│

│Беларусь") (далее - Закон о международных договорах)) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ч. 1 ст. 8 Конституции). Однако это не означает безусловный приоритет любых международных договоров перед национальным законодательством.

Необходимо отличать принципы международного права от норм международных договоров. Для принципов характерна наивысшая степень обобщенности, они предопределяют содержание других норм международного права и национального законодательства Республики Беларусь, однако прямого действия они не имеют.

 

ПРАВИЛО N 12

 

Не допускается заключать международные договоры, противоречащие Конституции (ч. 3 ст. 8 Конституции). Следовательно, в случае противоречия норм заключенного международного договора и Конституции действует Конституция.

 

ПРАВИЛО N 13

 

Нормы международного договора не будут иметь юридической силы на территории Республики Беларусь, если на это не было выражено согласие в установленном порядке. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 17 Закона о международных договорах согласие Республики Беларусь на обязательность для нее международного договора может быть выражено:

- подписанием международного договора;

- путем обмена нотами, письмами или иными документами, образующими международный договор;

- ратификацией международного договора;

- утверждением (принятием) международного договора;

- присоединением к международному договору;

- путем правопреемства в отношении международного договора;

- любым иным способом, предусмотренным международным договором, при соблюдении процедуры, установленной Законом о международных договорах.

Ратификация международного договора является одним из наиболее часто используемых способов выражения согласия Республики Беларусь на распространение на нее норм соответствующего международного договора. Законодательством установлены случаи, когда ратификация является обязательной (ст. 19 Закона о международных договорах). Так, ратификации подлежат межгосударственные и межправительственные договоры:

- в которых предусмотрена их ратификация как единственный способ выражения согласия на обязательность международного договора;

- устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в законах, декретах и указах Президента Республики Беларусь;

- предметом которых являются вопросы, относящиеся только к сфере законодательного регулирования, но не урегулированные законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь;

- о территориальном разграничении Республики Беларусь с другими государствами;

- об участии Республики Беларусь в международных организациях и межгосударственных образованиях.

Порядок ратификации закреплен в ст. 20 Закона о международных договорах. Ратификация международных договоров осуществляется Национальным собранием Республики Беларусь в форме закона.

Пример 13. Законом Республики Беларусь от 10.01.2011 N 238-З "О ратификации Соглашения об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" ратифицировано соответствующее Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (заключено в г.Санкт-Петербурге 21.05.2010) (далее - Соглашение об уплате таможенных пошлин).

 

ПРАВИЛО N 14

 

Дата вступления в силу международного договора напрямую не зависит от даты выражения согласия Республикой Беларусь на обязательность для нее международного договора. Для определения сроков вступления в силу международного договора необходимо обратиться к его тексту.

Пример 14. Соглашение об уплате таможенных пошлин вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении государствами Сторон внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения об уплате таможенных пошлин в силу (ч. 2 ст. 13 Соглашения об уплате таможенных пошлин).

Следовательно, ратификации Соглашения об уплате таможенных пошлин только Республикой Беларусь недостаточно для его вступления в силу. Необходимо, чтобы подобные процедуры осуществили все государства - участники международного договора.

 

Дата вступления в силу международного договора может содержаться не только в его тексте, но и в ином международном договоре.

Пример 15. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Договора о Евразийской экономической комиссии решения Евразийской экономической комиссии по общему правилу вступают в силу не ранее чем по истечении 30 календарных дней с даты их официального опубликования.

Таким образом, дополнительное определение даты вступления в силу конкретных решений не требуется (хотя и может быть указано в исключительных случаях) в связи с определением в вышеуказанном международном договоре общего правила, распространяющего свое действие на определенные решения Евразийской экономической комиссии. Нормы решений Евразийской экономической комиссии являются нормами прямого действия для государств - участников Таможенного союза с указанной даты вступления в силу.

 

До вступления в силу международных договоров возможно их временное применение Республикой Беларусь, если это предусмотрено международным договором или стороны договорились об этом каким-либо иным образом (ч. 1 ст. 32 Закона о международных договорах).

Пример 16. Соглашение об уплате таможенных пошлин подлежит ратификации и временно применяется со дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 (ч. 1 ст. 13 Соглашения об уплате таможенных пошлин), т.е. до его ратификации.

 

ПРАВИЛО N 15

 

Нормы права, содержащиеся в международных договорах, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного НПА, и имеют силу того НПА, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора (ч. 2 ст. 20 Закона о НПА).

Пример 17. Международный договор, в тексте которого прямо предусмотрена необходимость ратификации, имеет юридическую силу закона. Следовательно, в соответствии с вышеизложенным в случае коллизии между нормами такого акта и нормами временного декрета (указа) Президента Республики Беларусь будет действовать соответствующий акт Главы государства.

 

Таким образом, при разрешении коллизий между нормами подконституционного национального законодательства и нормами заключенных международных договоров необходимо учитывать уровень НПА, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора. Если в соответствии с установленной процедурой для выражения такого согласия принятия национального акта не требуется, то нормы заключенных международных договоров подлежат непосредственному применению и обладают большей юридической силой, чем нормы подконституционных актов законодательства.

 

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2014

Исключительные имущественные права на данный

авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

 

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Административная ответственность | Женское платье достойного размера

Date: 2016-01-20; view: 1055; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию