Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образец размышленияЭти существительные имеют значение «замазка для заполнения неровностей какой-нибудь поверхности» и «процесс нанесения этой замазки при подготовке этой поверхности к покраске». Образованы они от разных глаголов: шпаклевка — от шпаклевать, а шпатлевка — от шпатлевать. В 19 веке существовал еще один, ныне совсем забытый вариант — шпадлевка (от глагола шпад-левать в том же значении). Все три русских глагола восходят к одному и тому же немецкому глаголу, звуковой облик которого видоизменился трояким образом в устной русской речи — шпатлевать (шпадлевать с озвончением Т) и шпаклевать (возможно, не без влияния слов пакля, паклевать). Если словарь В.Даля отмечает троякое варьирование глагола, не отдавая предпочтения ни одному из них, то Академический словарь 1847 года закрепляет лишь один вариант — шпаклевка, шпаклевать. Эта общелитературная норма сохраняется и до нашего времени. А врианты шпатлевать и шпатлевка — расцениваются как архаичные, устарелые. Правда, они по традиции могут сохраняться в профессиональной речи маляров, ремонтных рабочих. Более того, вариант с Т поддерживается словом шпатель — «инструмент для нанесения шпаклевки», пришедшим из немецкого языка. В старину слово могло иметь и иной звуковой облик — шпахтель, который соответствовал немецкому слову шпаклевка. (Л.И. Скворцов. «Правильно ли мы говорим по-русски?») 2. Определите, какое слово является лишним (по произношению): 1) Конечно, нарочно, игрушечный; 2) Что, чтобы, нечто; 3) Млечный, восточный, пустячный; 4) Безоблачный, беспечно, яичница; 5) Табачный, сказочный, скворечник. 3. Кто прав? Один ученик говорит «Софья Ильини\шн\а», второй — «Софья Ильини\чн\а»? 4. Объясните, на какие нормы произношения опираются рифмы в данных стихах. Нам за суетность мала месть — Мир, где так непривычно и тихо, И не верится вовсе, что есть Тот Арбат или, скажем, Плющиха. Но чтоб вовсе забыть их не смог И чтоб сам забывался не больно, Отдаленный, но внятный шумок К нам доносится бесперебойно. (К. Ваншенкин) ...А мосту хоть бы что! Висит в огнях красавец наш, поджарый, молодой, как будто высший пилотаж свершает над водой. (С. Васильев) Огней московских перехлест до моего доходит зренья, как до иных мерцанье звезд над крайней улицей селенья. (И. Волин) И купцы, просветленные службой воскресною, И студент, что ночной пробирается Преснею... И склоняются головы под абажурами Над комплектами «Нивы», такими громоздкими, И витают, витают над нами — подростками — Звуки грустного вальса «На сопках Маньчжурии». (В. Лившиц) Мы вышли Из блокадных дней Суровей, строже, суше. Сердца ж Не стали холодней, Черствей Не стали души. (Ю. Воронов) В глубинах мирозданья слышу слово, Его никто еще не смел найти. С невыносимой маетой немого Я вслух его хочу произнести. (В. Лазарев)
Пройдя сквозь огонь грозовых канонад, Сквозь беды, тревоги и боли, Разъезд Дубосеково, словно солдат, Глядит на зеленое поле. (С. Баренц)
5. Объясните, какое орфоэпическое правило регулирует произношение сочетаний согласных в выделенных словах. Назовите причины отступления от правила. Сверлильные станки оглашали воздух нестерпимым, тонким и резким визжанием. (А. Куприн) Сквозь дремоту я слышал надоедливое дребезжание рессоры. (К. Паустовский) Шум, гам, ругань сливались в общий гул, покрываясь раскатами грома от проезжающих по булыжной мостовой экипажей, телег, ломовых полков и водовозных бочек. (В. Гиляровский) Столб насекомых над ней колыхается, жалит, щекочет, жужжит. (Н.А. Некрасов) Есть зимний дуб. Он зацветает позже. (А. Вознесенский) Роман Данилевского «Сожженная Москва» посвящен событиям Отечественной войны 1812 года. Это пахнет уже не романом, так бывает пожар и дождь — на ночь смывши глаза и румяна, побледневшая, подойдешь. (А. Вознесенский)
По летней Москве раскаленной, Свистя, и звеня, и гудя, Сверкающей грозной колонной Шла светлая сила дождя. (П. Семынин)
Словно цоканье далекой лошади, Бьет по крышам теплый летний дождь И лениво хлопает по площади Тысячами маленьких ладош. (К. Симонов)
Сколько елочных игрушек Получали мы потом. Тьму наборов и хлопушек, Все с серебряным дождем. (В. Соколов) А мне светло и молодо Когда идут дожди, И капает из желоба: Найди. Найди. Найди. (М. Танич) Прямит окрыленность рощ. Синичий твой голос слышу, как будто сквозь солнце дождь. (Т. Сырыщева)
6. Прочитайте. Сделайте вывод о характере ударного гласного на месте буквы е в выделенных словах. Какая норма произношения в современном русском литературном языке преобладает? Какому стилю речи соответствует [э] на месте е, а какому — [о]? И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала Неизменною!.. (Ф. Глинка)
Кипит, как океан безбрежный... Найду ли я утес надежный, Где твердой обопрусь ногой? (Д.В. Веневитинов)
Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. (Ф.И. Тютчев) Мужайтесь, о други, боритесь прилежно, Хоть бой и неравен, борьба безнадежна! (Ф.И. Тютч ев) Земли, полуднем раскаленной, Не освежила ночи мгла. Заснул Тифлис многобалконный; Гора темна, луна тепла... (Я.П. Полонский)
7. Сгруппируйте слова с твердым согласным перед /Е/ в одну группу, с мягким — в другую, с вариативным — в третью: Абрек, альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бактерия, бандероль, бассейн, берет, бизнес, брюнет, бутерброд, ватерлиния, велотрек, водевиль, вундеркинд, генетика, геодезия, гипотеза, гантели, гейзер, гротеск, дебют, демагог, депрессия, декан, дебаркадер, дегустация, декольте, деликатес, депо, детектив, диспансер, идентичный, индекс, интеллект, интервал, кларнет, консервы, кофе, крепдешин, кайзер, кинескоп, конферансье, модель, музей, нейрохирург, нейтрон, неофит, одеколон, панель, пантеон, партер, полонез, протез, протекция, презент, потенция, пудель, рандеву, регресс, резерв, рейд, рельс, сарделька, сателлит, свитер, сервис, синтез, стратегия, тезис, темп, тент, терапевт, термос, террор, турнепс, фильмотека, фанера, фарватер, федерация, фланель, форель, хорей, хормейстер, цитадель, шатен, шедевр, шинель, шоссе, штемпель, штепсель, шпатель, шпиндель, штемпель, экземпляр, экспресс, энергия, эстет. 8. Распределите слова по группам: а) слова, в которых произнесение безударных гласных соответствует орфоэпическим нормам; б) слова, в которых произнесение безударных гласных отклоняется от орфоэпических норм; в) слова, в которых возможны произносительные варианты безударных.гласных. Пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка» под ред. Р.И. Аванесова (М., 2000). Адвокат, аромат, барокко, бокал, боливар, бордовый, булавка, горизонт, доставка, жара, жасмин, зоотехник, зоотехнический, инженер, инженю, коалиция, комильфо, концерт, корнет, мажордом, мотив, моховик (гриб), ноктюрн, номенклатура, оазис, отель, портшез, поэт, радио, рояль, сожаление, сомбреро, соната, сонет, тоннель, фойе, хаос, шапокляк, шедевр, шезлонг, шоссе, эволюция, ягуар, яхонт. 9. Укажите, в каких из перечисленных ниже слов под ударением произносится {о], а в каких — [э]: Афера, бесшерстный, блеклый, валежник, головешка, гренадер, грубошерстный, дверка, двоеженец, единоплеменный, желчь, жердочка, забредший, зацветший, зев, изрекший, изреченный, иноплеменник, исчеркивать, маневры, местоименный, нареченный, недоуменный, обзаведшийся, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, отцветший, переведший, платеж, подшлемник, подшерсток, произведший, смятенность, современный, старьевщик, хребет, шлем, щелка, ярем. 10. Установите, в каких словах произносится мягкий согласный в результате смягчения: Авансировать, адъютант, актер, арбитр, ассистент, астероид, безверие, безделье, боязнь, бренчать, введение, ветвистый, гвоздь, грязь, затмение, злить, змея, навзничь, наездник, наследник, резкий, рытвина, свекла, съемка, твердый. 11. Какова орфоэпическая особенность слов: ого-го, эге, Господи? 12. Укажите, в каких случаях наблюдаются отклонения от орфоэпических норм произнесения звука [г] в конце слов. Чем объясняется это отступление? То потрясающие звуки, То замирающие вдруг... Как бы последний ропот муки, В них отозвавшийся, потух! <...> Нам мнится: мир осиротелый Неотразимый рок настиг — И мы, в борьбе, природой целой Покинуты на нас самих. (Ф. Тютчев) 13. Как произносятся заднеязычные согласные в рифмующихся словах приведенных ниже поэтических текстов? Какой орфоэпической норме соответствует данное произнесение? (Написание некоторых прилагательных дано по орфографии начала XIX века). Monsieur l'Abbe, француз убогой, Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил И в Летний сад гулять водил. (А.С. Пушкин) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..— Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. (М.Ю. Лермонтов)
Встает мой день, как труженик убогой, И светит мне без силы и огня, И я бреду с заботой и тревогой. (Ф.И. Фет)
14. Как произносится сочетание чн в следующих словах? Булавочный, горничная, горчичник, горячечный, гречневый, двоечник, елочный, канареечный, копеечный, коричневый, лодочный, лоточник, нарочно, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, скворечник, собачник, стрелочник, табачник, шуточный, яблочный, язычник. 15. Как произносятся сочетания согласных в следующих словах? Бесчувственность, благородство, борозжу, вгрызться, визжать, высчитать, дегтярный, дождить, дождь, дребезжать, жилищный, зубочистка, изъезженный, изящный, мягкий, невестка, немощный, ногти, облегчить, объезжать, ответчик, отместка, отчет, перебежчик, позже, сущность, улучшить, хищник. 16. Какие фонетические и орфоэпические нормы произнесения сочетаний согласных отразились в следующих рифмах? Почтим святое их наследство И не забудем до конца, Как на призыв их с малолетства Дрожали счастьем в нас сердца. (А. Фет) Пустынное солнце над морем встает, Чтоб воздуху таять и греться; Не видно дубка, и по волнам плывет Канун с нарисованным сердцем... (В. Багрицкий)
Где нам столковаться! Вы — другой народ!.. Мне — в апреле двадцать, Вам тридцатый год. (В. Багрицкий) 17. Чем объясняется разное произнесение формы возвратных глаголов в рифмах приводимых поэтических фрагментов? И распростясь с тревогою житейской, И кипарисной рощей заслонясь,— Блаженной тенью, тенью элисейской, Она заснула в добрый час. (Ф. Тютчев) От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? (Ф. Тютчев) Всю ночь со всем уже, что мучило недавно, Перерывает связь, А звезды, с высоты глядя на нас так явно, Мигают, не стыдясь. (А. Фет) 18. Какие фонетические и орфоэпические нормы произнесения отразились в рифмах следующих фрагментов? Весна идет, весна идет! И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней. (Ф. Тютчев) Блестящая поникла выя,— И по младенческим ланитам Струились капли огневые... (Ф. Тютчев)
Оглянулся,— чудный вид: Старый ключ прошиб гранит И над бездною висит Весь кипящий. (А. Фет) Свежак надрывается. Прет на рожон Азовского моря корыто. Арбуз на арбузе — и трюм нагружен. Арбузами пристань покрыта. (В. Багрицкий)
19. Укажите слова, произношение которых: 1) опирается на фонетические законы русского языка; 2) требует знания орфоэпических норм; 3) допускает варьирование. Абажур, Андреевна, банщик, бесчисленный, брюзжать, бухгалтер, былина, втолкнуть, гнилостный, депонировать, жара, жжет, зоосад, извозчичий, кашне, когти, коэффициент, летний, мачта, монтировать, Никитична, оазис, облегченный, отличница, отягчить, пионер, подвиг, подмаргивать, пяток, разжать, рентген, сквер, следить, часовщик, шаровары, этимон, язык. Агроном, антибиотик, бассейн, бытие, бытовой, веснушчатый, возле, втайне, демаркационный, де-факто, дрожжи, жасмин, желчь, звездочка, известняковый, кончик, крупитчатый, купейный, лесник, Матвеевна, мужчина, нарочно, отметка, побежденный, подожди, помахивать, процент, размозжить, расчет, револьвер, скучно, смягченный, туризм, чеснок, шалить, эге, яичница. 20. С помощью Орфографического словаря русского языка определите, в каких иноязычных словах в буквосочетаниях бе, ее, бе, не, ре, те и др. написание буквы е соответствует слоговому принципу русской графики. Абонемент, абонент, адекватный, адресат, акмеизм, анекдот, аннексия, апеллировать, аппендицит, арендовать, аспект, аттестат, бежевый, беллетрист, бенефис, бензин, бетон, бешмет, велосипед, велюровый, генезис, генерал, героизм, дебютировать, дегустировать, дедукция, дезертировать, дезинтеграция, дезинформация, дезорганизация, декадент, деканат, декламировать, декларация, декольте, дельта, демонстрация, демонтаж, демпинг, десант, деспот, дефект, реализм, регресс, редукция, резервировать, рейд, рейс, реквием, ректор, ренессанс, рецензент. 21. Сопоставьте слова. Укажите: 1) орфоэпические варианты, допустимые в литературном языке; 2) орфоэпические варианты, допустимые в разговорной речи; 3) слова с орфоэпической ошибкой; 4) омографы. Акушер — акушёр, белесый — белёсый, ведро — вёдро, гречи [ч'н] ый — гречи [шн] ый, доведен — доведён, замковый — замковой, индустрия — индустрия, искус — искус, истекший — истёкший, миражем — миражом, молодежь — молодёжь, недосоленный — недосоленный, переоцененный — переоценённый, признает — признаёт, процент — процент, ржаветь — ржаветь, столи [ч'н] ый — столи [шн] ый, творог — творог, тефтели — тефтели, убыстренный — убыстрённый, фреза — фреза, холеный — холёный, хребет — хребет, шкаф — шкап, яи [ч'н] ый — яи [шн] ый.
Запомните!
|