Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция № 9





ТЕМА: Особенности японской модели менеджмента

Краткое содержание лекционного материала

Основополагающие принципы организации производства в рамках концепции японского менеджмента

Принцип Суть
Канбан Экономия средств в результате значительного снижения запасов («метод нулевых запасов*). При разработке канбан инженеры «Тоёты» руководство­вались правилом - никаких потерь. Все, что не добавляло дополнительной ценности продукта, считалось потерями, начиная от материалов, длитель­ное время ждущих переработки, и кончая деталями, которые были произ­ведены слишком быстро. Канбан играет двоякую роль - заказа и накладной на поставку. Цех, получающий канбан с главного конвейера, отправляет свой собственный цехам, расположенным на предыдущих участках произ­водства. Посредством циклических движений канбана осуществляется цепь двусторонних контактов независимых цехов. Данное правило распростра­няется и на внешних поставщиков. Отличительной чертой системы являет­ся возможность регулирования объемов выпуска на уровне производствен­ных отделений фирмы в соответствии с изменившимися рыночными услови­ями.  
Кайзен Организация должна уделять внимание не только глобальным улучшениям производственного процесса, но и отдельным, технически не столь значи­мым изменениям. Многие сотрудники знают, какие локальные усовершен­ствования необходимы для эффективного выполнения работы. Япон­ские менеджеры предложили создать производственную атмосферу, поощ­ряющую рассмотрение и реализацию идей, выдвигаемых сотрудниками.  
Политика неувольнений Политика, нацеленная на долгосрочное сотрудничество, является основой для кооперации работников и создает более свободный климат в коллекти­ве. Пропадает серьезный недостаток, присущий традиционному американс­ком предприятию: боязнь выполнить чужую работу и тем самым негативно повлиять на карьеру другого человека. Снижается мобильность рабочей силы и соответственно затраты, связанные с проведением тренингов адап­тацией вновь поступивших работников. Не происходит размывания органи­зационной культуры из-за часто меняющегося персонала  
Контроль качества «Качество необходимо встроить в производственный процесс. Брак не мо-. жет передаваться на следующую стадию обработки»35. Проверки качества осуществляются на каждом этапе производства, а не в конце главного сбо­рочного конвейера специальным инспектором. Рабочие, имеющие широ­кий спектр навыков, могут лучше понять причины брака и найти решение возникшей проблемы, а также предотвратить ее повторение в будущем, ибо выявление брака на начальной стадии значительно экономит деньги компа­нии. На конвейерной линии установлены сигнальные лампочки, предуп­реждающие участников производства о появлении некачественной детали. Работнику даны полномочия по остановке линии в случае обнаружения бракованной продукции  
Выравнивание уровня производства Установка на максимально стабильный производственный график. Скорость конвейера поддерживается на постоянном уровне в течение нескольких месяцев. Благодаря предварительному обеспечению необходимого запаса ресурсов затрудненность контроля качества при значительных колебаниях объема выпуска. Можно выделить два аспекта выравнивания производства: согласованность с маркетинговым отделом и способность сборочной линии поддерживать различия в товарном ассортименте
Тренинги Для эффективного функционирования всех механизмов производственной системы работники должны обладать определенным багажом знании и на­выков. Тренинги рассматриваются как ключевой компонент системы японского менеджмента.  
Отношения с поставщиками По сравнению с массовым производством акценты смещены в сторону ори­ентациина более долгосрочное сотрудничество, основанное на взаимном доверии. Произошла передача части производственных функции поставшикам.  

 

 

Принцип «человеческого потенциала». Японские методы уп­равления стали формироваться в условиях послевоенной разру­хи, когда американская военная администрация произвела «чи­стку ведущих предпринимателей военных лет» (так деликатно говорят об этом японские авторы) и страна осталась без опыт­ных специалистов высшего управленческого уровня. Но япон­цы были прилежными и трудолюбивыми учениками, глубоко изучили передовые достижения американской и европейской управленческой мысли, и их творческий поиск завершился со­зданием собственной концепции теории и искусства управления. Хорошо понимая сильные и слабые стороны теории Х тео­рииV Макгрегора, теорию «человеческих отношений», методы стимуляции, систему приоритетов человеческих потребностей, японский менеджмент разработал собственную модель «челове­ческого потенциала».

Ясно, что трудовая активность стимулируется не только ма­териальной заинтересованностью, но и сознанием своей полез­ности, причастности к общему делу. Удовлетворение человеческой потребности в самоуважении и самоутверждении создает благоприятную рабочую атмосферу, стимулирует кооперацию среди работников при справедливой, конечно, оплате их труда. Принцип «человеческого потенциала» выдвигает на первый план не декларирование, а реальную возможность проявить и развить свои способности, получая удовольствие от работы.

Этот принцип управления отличается от теории «человеческих отношений» тем, что работник оказывается полностью вклю­ченным во все обстоятельства, цели производства, понимает труд­ности своей работы, имеет возможность уделять внимание са­моуправлению и самоконтролю, располагает всей полнотой не­обходимой для работы информации и приобретает в глазах кол­лектива и в своих собственных определенную значимость, сознавая при этом свою причастность к общему делу и меру сво­ей ответственности.

Справедливо отмечено, что один японский труженик в 2 раза слабее американского, но коллектив из 10 японцев в 2 раза сильнее 10 американцев.

Хорошей иллюстрацией практического применения этого принципа служат широко известные во всем мире японские кружки качества, т. е. деятельность японских менеджеров, на­правленная на широкое вовлечение рядового персонала фирм в мероприятия по обеспечению высокого качества выпускаемой продукции. Основные цели создания этих кружков:

развивать способности к управлению и контролю у рабочих и мастеров путем самообразования;

повышать моральный дух, улучшать морально-психологичес­кий климат на рабочих местах, развивать у работников потреб­ность в качественной работе и рационализаторстве;

сделать цех, рабочее место главным звеном в системе повыше­ния качества, привлекая соответствующую помощь руководства.

Следует обратить внимание на то, что все перечисленные цели опираются только на человеческий потенциал, рассчитаны на добровольное участие всего персонала в создании «козырного туза» экономики Японии — высококачественной продукции.

Не случайно, что акцент на человеческий потенциал обес­печил бурный рост количества кружков качества: если в 1967 г. их было создано 10 тыс., то в 1985 г. — уже 200 тыс. В настоя­щее время в Японии зарегистрировано около 300 тыс. круж­ков, но еще больше кружков незарегистрированных (по неко­торым данным, их более 1 млн).

Результаты деятельности этих кружков сказались не только на значительном повышении качества продукции, но и на со­кращении числа контролеров: в автомобилестроительных ком­паниях Японии, к примеру, их в 2 раза меньше, чем в американ­ских (на 100 человек производственных рабочих). Эффектив­ность работы кружков качества может быть выражена и в сумме экономии, полученном от внедрения рационализаторских пред-

ложений, направленных на решение актуальных производствен­ных проблем.

В компании «Пэнтэл» на каждого члена кружка приходится до 90 внедренных предложений в год, в крупных компаниях число решенных проблем и год составляет десятки тысяч (например, в «Ниппон стил» — более 30тыс., в «Тоета дзидося» — более 20тыс.), и ежегодный суммарный экономический эффект работы кружков в стране, по некоторым оценкам, превышает 80 млрд долл.

При реализации принципа «человеческий потенциал» меняется и роль руководителя. Он может быть менее осведомлен в
деталях, в конкретных вопросах, чем его сотрудники, но их коллективное знание прекрасно дополнит его собственное. Важней­
шей задачей руководителя теперь является искусство объединить
разрозненных способных исполнителей, эффективно организовать их творческую деятельность, раскрыть их интеллектуальный
потенциал. Основой принципа является традиционная для Японии ориентация на сплоченность группы, на коллективные фор­мы труда.

 

Date: 2016-01-20; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию