Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы управления в федерации





Федерация — суверенное союзное по населению государство, она вступает в отношения (в том числе политические) с другими государствами, имеет свои государственные органы, решения которых в пределах их компетенции обязательны для субъектов федерации. Законодательным органом федерации является парламент, в составе которого (кроме Танзании) имеется особая палата, созданная на основе равного (Бразилия, США) или неравного (Германия, Индия) представительства субъектов федерации (более крупные по населению субъекты таких федераций имеют преимущественное представительство). Исполнительная власть федерации принадлежит монарху, как в Бельгии, или генерал-губернатору, представляющему британского монарха в Австралии или Канаде (на деле власти у него нет), президенту (как в США или Бразилии), у которого большая власть, или на деле правительству (как в Австрии и Германии, где тоже есть, но фактически безвластный, президент). Федерация имеет свою судебную систему, возглавляемую Верховным судом (США, Канада) или несколькими специализированными по трудовым, финансовым и т.д. делам высшими судами (Германия). Конституционный контроль осуществляет верховный суд федерации (Бразилия, США) или специальный конституционный суд (Австрия, Германия). В федерации действует принцип верховенства федерального права по отношению к правовым актам и действиям органов субъектов федерации.

Федерация с социально-политической точки зрения решает следующие вопросы:

1. повышает требования к подотчетности властей
населению, поскольку местное правительство ближе к населению
территории, что повышает ответственность правительства перед
электоратом;

2. создает вертикальное разделение властей помимо
горизонтального разделения законодательной, судебной и
исполнительной власти, что является дополнительным фактором
защиты прав и свобод;

3. повышает интенсивность политической
вовлеченности людей в реализацию решений властей,
способствует развитию гражданского общества.

Экономическая основа федеративного устройства связана с предоставлением общественных благ. Ввиду различий общественных благ более эффективным считается предоставление их разными уровнями власти государства, т.е. здесь должен действовать принцип субсидиарности. Он состоит в том, что общественные блага предоставляются тем уровнем, в рамках которого можно локализовать все издержки и выгоды от предоставления этого блага. Если таких уровней несколько, то субсидиарность требует, чтобы общественное благо предоставлялось более низким уровнем власти.

Власти могут управлять территорией с помощью принуждения (силовых методов), пропаганды (идеологических методов), экономических методов - через применение финансовых инструментов, бюджет региона.6

Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации (в некоторых федерациях, например, в Германии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов, несубъектов в них нет). Их количество неодинаково: от двух в Танзании до 50 в США. В Соединенных Штатах Микронезии и Пакистане — по 4 субъекта, в Эфиопии

— 9, в Малайзии — 13, в Мексике — 31 и т.д.

Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике

— все штаты, в Танзании — только Занзибар, в Индии свой
конституционный закон имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях
Пакистана, у провинций Эфиопии, эмиратов ОАЭ конституций нет. В
отличие от автономий субъекты федераций сами принимают свои
конституции, которые не нуждаются в утверждении центрального
парламента (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют
свои конституции). Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме
ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи — эмиры). Эти
парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии,
например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть —
однопалатные). Парламенты издают местные законы. В Швейцарии в
некоторых небольших кантонах законы принимаются народными
собраниями. Субъекты федераций имеют свою исполнительную власть
(выборный губернатор, премьер-министр, главный министр, избранные
местными парламентами из числа лидеров партий, победивших на выборах в
такой парламент), могут иметь собственную судебную систему, вплоть до
верховных судов, действующих параллельно с федеральными судами
(например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у
субъектов федерации собственной судебной системы нет. Субъекты
федераций могут иметь свое гражданство (в США его имеют все штаты, а в
Индии и Пакистане у субъектов федерации собственного гражданства нет).
Иногда штаты (или субъекты) имеют свои символы (герб, флаг, столицу),

могуг заключать между собой неполитические союзы (создание политических союзов, федеративных образований внутри федерации и иных, чем существующая федерация, им запрещено1), а также могут заключать соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств (это делается главным образом между субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией).

Иногда субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.

Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по два сенатора от каждого штата США, по три — в Бразилии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и непропорционально ему (например, от трех до шести от каждой земли в Германии, от одного до 34 от каждого штата в Индии). Нет такого представительства в Танзании — там парламент однопалатный и действует иной порядок представительства субъектов в нем, в ОАЭ нет избираемого парламента, но есть консультативное однопалатное собрание при правительстве с разным представительством эмиратов.

Штаты иногда создают свои координационные органы (совет глав правительств штатов, национальная ассоциация легислатур — законодательных органов штатов), иногда несколько штатов объединяются в крупные экономические районы, которые не создают своих политических органов, но образуют разного рода экономические комитеты по различным совместным программам.

Все такие органы властных полномочий не имеют и обязательных решений не принимают. В современном конституционном праве ни государственный суверенитет, ни право сецессии (выхода из состава федерации) не признаются. Выход признается (Эфиопия) либо для этнических общностей, образующих субъект федерации, либо для субъекта федерации, если он населен этнической группой, преобладающей в нем. В обоих случаях необходимо решение референдума, утверждение его верхней палатой парламента (Эфиопия), согласие других субъектов федерации. Односторонняя сецессия недопустима (Канада).

Факты сецессии — неудачные (Нигерия, США, Швейцария и др.) и успешные (выход Бангладеш из Пакистана; республик бывшей Югославии — Словении, Хорватии и др.; выход Сингапура из Малайзии; Латвии, Литвы, Эстонии, а затем и других союзных республик из СССР и др.) все же имели место.

Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ — столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтон в США, столица Бразилиа в Бразилии,

федеральный округ Абуджа в Нигерии и т.д.), федеральные территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения (обычно это прибрежные острова, которые не населены или население которых имеет переменный состав, — служба маяков, метеостанций и т.д.). В США есть так называемые ассоциированные государства (штаты) (Пуэрто-Рико, который является частью США, а также Республика Маршалловых Островов, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Палау, которые считаются самостоятельными, но с ними США имеют соответствующие соглашения об ассоциации). Количество различного рода несубъектов невелико (например, 2 в Канаде, 6 в Индии, 9 в Австралии и т.д.).

Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих конституций не имеют. В некоторых случаях они создают местные парламенты. В Индии, например, принимают даже местные законы, но эти законы требуют санкции назначаемого губернатора, да и сами парламенты действуют, скорее, как совещательные органы при нем. Владения целиком управляются федеральными органами, лишь в отдельных из них есть совещательные (иногда — племенные) советы.

Ассоциированные государства (штаты) теоретические независимы (Республика Палау, Соединенные Штаты Микронезии, Республика Маршалловых Островов являются даже членами ООН), но ответственность за их оборону и внешние сношения несет правительство США, сами они никаких внешнеполитических акций не осуществляют. Несубъекты федерации за редкими исключениями не представлены в верхней палате федерального парламента (в Бразилии и Нигерии они посылают представителей в такую палату, но меньшее число, чем штаты). В США некоторые несубъекты федерации посылают одного делегата (резидент-комиссара и т.д.) в нижнюю палату парламента с правом совещательного голоса.

Поскольку и федерация в целом, и ее субъекты обладают качествами государственности, конституции федеративных государств разграничивают предметы ведения (компетенцию, полномочия) федерации и ее субъектов, чего не делается (кроме Испании) при определении полномочий даже политической автономии (в последнем случае предоставляется лишь право издания местных законов по некоторым вопросам). Существует несколько способов такого размежевания (разграничения), в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов:

1. исключительные полномочия федерации;

2. исключительные полномочия субъектов;

3. совместная компетенция федерации и субъектов;

4. остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных элементов.

Трудно точно классифицировать способы разграничения полномочий (предметов ведения) федерации и ее субъектов из-за множества оговорок, запретительных формулировок, несовершенства содержащихся в

конституциях перечней полномочий, из-за того, что в одной и той же конституции иногда используются элементы разных способов, из-за казуистичных формулировок. Но в основном такие способы могут быть сведены к пяти вариантам.

Первый способ состоит в том, что конституция устанавливает ис­ключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению ее субъектов. Компетенция федерации может быть установлена путем перечня вопросов, относящихся к ее исключительному ведению (так была установлена компетенция федерации, например, в Танзании по Конституции 1977 г., перечислявшая 17 вопросов общего значения; таким же образом предусматривает 19 пунктов с подпунктами Конституция Эфиопии 1994 г.). В этом случае дается перечень вопросов, по которым только федеральные органы могут принимать законы и иные правовые акты. Исключительная компетенция федерации может быть определена и «негативным способом» — путем запрета субъектам федерации принимать законы по указанным в конституции вопросам. К предметам ведения федерации обычно относятся оборона, внешняя политика, авиатранспорт, железные дороги, почта, телеграф и др. При данном способе регулирования тенденция заключается обычно в том, что полномочия федерации расширяются нередко путем толкований конституции судами.

Второй способ размежевания предметов ведения заключается в том, что устанавливается исключительная компетенция субъектов федерации, в которую федеральные органы не могут вмешиваться. Это редкий способ размежевания предметов ведения, и в чистом виде он сейчас не применяется, но как частный случай наряду с другими используется конституциями США, Швейцарии и некоторых других стран. Он дает определенные гарантии субъектам от вмешательства в сферу их ведения со стороны федеральных органов. Однако к ведению субъектов обычно отнесены вопросы, не имеющие принципиального значения.

При третьем способе конституции устанавливают отдельно две сферы компетенции: федерации и ее субъектов (Аргентина, Канада и др.). Часто в конституции дается перечень вопросов, относящихся к обеим сферам, а иногда четко перечислены только федеральные полномочия, полномочия же субъектов охарактеризованы в «негативном плане» — говорится, какие меры федерация не вправе применять по отношению к ее субъектам. При этом особое значение приобретает вопрос об остаточных полномочиях, не упомянутых ни в том, ни в другом перечне. Поэтому в конституции может содержаться специальная оговорка, согласно которой не названные в конституции полномочия могут быть отнесены к компетенции либо федерации, либо ее субъектов. В первом случае это означает огромное расширение полномочий федерации, во втором даются дополнительные полномочия субъектам, укрепляется их самостоятельность.

Четвертый способ размежевания предметов ведения состоит в том, что указываются три их сферы: компетенция федерации, ее субъектов и совместная компетенция федерации и субъектов. Сфера совместной компетенции часто называется в конституциях и теории совпадающей, конкурирующей компетенцией, но в новых исследованиях зарубежных авторов понятия совместной и конкурирующей компетенции различаются довольно строго. В сфере совместной компетенции верховенство имеет федеральный закон. Наиболее подробный перечень такого рода содержится в Конституции Индии 1949 г. В специальном приложении к ней названы 97 вопросов, относящихся к компетенции федерации, 47 вопросов совпадающих полномочий и 66 вопросов, относящихся к компетенции штатов. Многие из этих вопросов имеют комбинированный характер: под одним и тем же номером обозначаются не совсем сходные вопросы. Остаточные полномочия отнесены к ведению федерации.

Этот способ размежевания компетенции является довольно сложным, использование его затруднено ввиду сходства многих вопросов, расписанных по разным рубрикам. Такую детализацию конституции федеративных государств, кроме Индии, не используют.

Наконец, пятый способ размежевания компетенции присущ кон­ституциям Пакистана, Нигерии и некоторых других стран. Он заключается в том, что конституция дает перечень только двух сфер: федеральной и совместной компетенции. Перечня же исключительных полномочий субъектов в конституции не дается (в Конституции Пакистана, правда, о нем упоминается, но на деле его нет). Конституция содержит общую формулировку: все вопросы, которые не вошли в указанные два перечня (т.е. остаточные полномочия), относятся к исключительному ведению субъектов федерации, и в этой сфере закон субъекта федерации имеет преимущество по отношению к федеральному закону, т.е. действует закон субъекта, а не федеральный закон. Такой подход имеет преимущества по сравнению с охарактеризованной выше трехчленной классификацией. Он избавляет от излишней «жесткости» списков (а при любой тщательности их составления что-то может быть упущено, забыто), способствует укреплению самостоя­тельности субъектов в рамках федеральной конституции. В новейших федеральных конституциях все чаще используется именно этот способ.

Наряду с рассмотренными пятью основными способами размежевания компетенции в некоторых конституциях федераций применяются и другие способы. Так, в Австрии разделены вопросы, относящиеся к компетенции законодательной и исполнительной власти федерации и ее субъектов. Конституция этой страны содержит также понятие «основы законодательства». Их устанавливает федерация, а субъекты (земли) в соответствии с этим издают местные законы.

Оригинальный способ размежевания компетенции применен Конституцией Бразилии 1988 г. Она предусматривает размежевание предметов ведения при участии не только федерации и штатов, как это принято в других государствах, но и федерального округа и муниципий (в последнем случае — административно-территориальных единиц, в рамках которых создаются муниципальные образования внутри штатов). Эта Конституция различает: исключительную компетенцию союза (федерации), совместную компетенцию союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, компетенцию союза, штатов и федерального округа по

законодательству. Остаточные полномочия отнесены либо к компетенции штатов, либо к компетенции муниципий.

Существует множество способов участия субъектов федерации в решении общегосударственных вопросов.

К их числу относятся:

1.осуществление совместной компетенции федерации и ее
субъектов. По вопросам совместной компетенции могут быть изданы и
законы федерации, и законы ее субъектов, но в данной сфере отношений
превалирует федеральный закон (принцип верховенства федерального
права), действует он, а не закон субъекта федерации;

2. создание особой палаты в парламенте, обычно называемой
сенатом и рассматриваемой как орган специфического
представительства субъектов (установлено представительство в данную
палату от субъектов в равном или неравном количестве). Федеральный
закон не может быть принят без согласия этой палаты. Он принимается
без ее согласия, только если нижняя палата преодолевает отказ верхней
палаты (ее вето) квалифицированным большинством голосов (т.е. 2/з,3/5и
т.д. голосов);

3.автоматическое включение по должности должностных лиц
субъектов федерации в общефедеральные органы;

4.представительство субъектов федерации при федеральном
правительстве;

5.рассылка проектов федеральных законов, касающихся
субъектов федерации, на предварительное заключение органов
субъектов федерации;

6.периодически созываемые совещания премьер-министра
федерации и премьер-министров (главных министров, губернаторов) ее
субъектов (Индия, Канада, Папуа — Новая Гвинея и др.); результаты
таких совещаний иногда оформляются федеральным законом, иногда,
если этого сделать не удается, они используются в практической
деятельности исполнительных органов;

7.совещания главы государства (президента, монарха) и глав
исполнительной власти субъектов федерации;

8.совещания руководителей одноименных министерств
(департаментов) федерации и ее субъектов, которые во многом
формируют политику в данной отрасли экономики, управления. Такого
рода совещания направлены также на координацию практических
действий.

 

Поскольку федеральные конституция и законы имеют верховенство, существует федеральный контроль за соблюдением конституции субъектами федерации. Обычный, регулярный контроль осуществляется конституционными и иными судами (контроль за соответствием актов субъектов федерации федеральной конституции), действует контроль по линии исполнительной власти (в отличие от законодательных органов органы исполнительной власти в большинстве федераций подчинены по вертикали), применяется финансовый контроль (за правильным использованием субсидий федерации ее субъектами) и т.д.

Вместе с тем во многих федерациях существуют чрезвычайные спо­собы федерального воздействия, принуждения: военные действия фе­деральных сил при незаконной сецессии субъекта федерации, неподчинении федеральной конституции; введение чрезвычайного положения на территории субъекта (субъектов) федерации; президентское правление в субъектах федерации; институт федеральной интервенции (вмешательства); приостановление собственного управления субъекта федерации; резервация законодательных актов субъектов федерации на усмотрение главы государства, если они вызывают сомнения назначенного (а не избранного) губернатора в субъекте федерации.

О возможности федерального принуждения говорят конституции США, Германии, других стран. Крайним способом федерального при­нуждения являются военные действия; они использовались при сецессии некоторых субъектов в США, Швейцарии, Нигерии, Пакистане.

При введении чрезвычайного положения ограничиваются политиче­ские и личные свободы граждан, федерация берет на себя некоторые полномочия ее субъектов, применяются «жесткие» способы управления и т.д. Чрезвычайное положение вводилось на части территории Индии в связи с действиями террористов, в Пакистане во время этнических столкновений, в Малайзии, на Коморах в связи с попытками военного переворота, в отдельных штатах Мексики в связи с партизанским движением повстанцев.

Институт президентского правления особенно часто используется в Индии, где было уже более ста случаев его применения. Президентское правление вводится целиком в штате или в группе штатов сроком на два месяца, а в крайнем случае — на шесть месяцев. Основанием для при­менения этой меры являются массовые беспорядки, исчезновение в штате конституционных властей, иные чрезвычайные обстоятельства (например, массовая коррупция в органах власти штата). Президент издает указ о введении президентского правления по совету (на деле — указанию) кабинета (премьер-министра). Деятельность законодательного собрания штата приостанавливается или оно может быть даже распущено, правительство штата смещается или его деятельность приостанавливается, вся полнота власти по управлению штатом юридически (но не на деле) переходит к президенту. Он назначает для этого своего представителя (обычно им бывает назначенный ранее губернатор штата, который в нормальной ситуации не обладает существенными полномочиями, поскольку штатом управляет его правительство, сформированное партией или партиями, имеющими большинство в законодательном собрании штата). При введении президентского правления губернатор управляет штатом до тех пор (в пределах указанного срока), пока не будет восстановлена нормальная ситуация. После этого деятельность прежних органов штата возобновляется, а если они были распущены или смещены, проводятся новые выборы в законодательное собрание штата, которое формирует его правительство. После этого губернатор утрачивает чрезвычайные властные полномочия.

Близкий к этому институт федерального воздействия может быть использован по отношению к земле (землям) в Германии. При применении этой меры парламент земли (ландтаг) распускается, для управления землей назначается федеральный комиссар. Случаев применения такой меры в Германии не было.

Институт федеральной интервенции (вмешательства) в дела штатов предусмотрен конституциями латиноамериканских федераций — Ар­гентины, Бразилии, Венесуэлы, Мексики, а также Конституцией Эфиопии 1994 г. В случае чрезвычайной ситуации в штате президент, привлекая армию, вправе сместить органы власти и управления штата, назначить для управления им своего представителя. Президент действует самостоятельно (в латиноамериканских федерациях нет совета или кабинета министров как особого органа) или по совету такого органа либо премьер-министра (Эфиопия). Перечень в конституциях условий для применения федеральной интервенции является исчерпывающим и не подлежит произвольному расширению. Согласно Конституции Бразилии 1988 г., федеральная интервенция в дела штата возможна в точно указанных восьми случаях (обеспечение целостности страны, угроза публичному порядку, необходимость обеспечения свободного осуществления власти и др.), в том числе в случае, если штат не платит в течение двух лет налоги в федеральный бюджет. Штаты в Бразилии также имеют право вмешательства в дела муниципий (административно-территориальных единиц), но тоже в точно указанных случаях, в частности при непредставлении отчетов, предусмотренных законодательством.

В истории латиноамериканских федераций было несколько сот случаев федеральной интервенции, но в XX веке этот институт использовался все реже. Действовали другие, отлаженные механизмы подчинения субъектов воле федерации, способы координации деятельности федерации и штатов.

Институт приостановления собственного (провинциального) управ­ления субъекта федерации предусмотрен Конституцией Папуа — Новой Гвинеи 1975 г. Эта страна, в отличие от некоторых рассмотренных ранее, имеет квазимонархическую форму правления (монарха Великобритании представляет генерал-губернатор), поэтому указанная мера осуществляется не главой государства (он не имеет существенных полномочий), а премьер-министром, лицом, которому принадлежит реальная власть; однако акт премьер-министра требует последующего утверждения парламентом. Приостановление собственного управления провинции — субъекта федерации — возможно в случаях коррупции в ее органах управления, развала управления, несоблюдения конституции. При этом управление провинцией, каждая из которых имеет свою конституцию, переходит непосредственно к федеральному правительству, провинциальное законодательное собрание распускается, орган исполнительной власти провинции отстраняется от выполнения своих обязанностей. В этот период руководит управлением провинции федеральный министр, ответственный за местное управление. Эта мера не может длиться более девяти месяцев, но парламент может продлить срок еще на шесть месяцев. В течение этого времени должны быть проведены выборы в провинциальное собрание и сформировано местное правительство.

Резервирование законов субъекта федерации на усмотрение главы государства (генерал-губернатора, представляющего главу государства) возможно в Австралии, Индии, Канаде. При сомнениях губернатор (если он назначенный) не подписывает закон субъекта федерации (резервирует его), обращается за указанием к главе государства (президенту и др.) и действует по его указанию. Если он не подписывает закон, акт не вступает в силу. В Австралии, Канаде этот способ давно не используется, в Бельгии не может быть применен (нет назначенного губернатора), нет сведений о его применении в Индии.

Конституции предусматривают необходимость контроля парламента за применением чрезвычайных мер в отношении субъектов федерации. В Бразилии, например, при применении федеральной интервенции должен быть в течение пяти дней созван парламент для контроля за действиями исполнительных органов. В Индии парламент принимает на себя полномочия законодательного собрания штата при введении в нем президентского правления, контроль парламента предусмотрен в случае федерального вмешательства в Венесуэле, Германии, Швейцарии и других странах.

Некоторые особенности управления имеют крупные города — субъекты федерации. Они связаны с меньшей территорией, большей компактностью населения, условиями городской жизни (например, решение многих вопросов жизнеобеспечения более централизовано). Однако принципы организации и деятельности их органов (хотя они могут называться иначе, чем в других субъектах этой же федерации, например, в Австралии или Германии) одни и те же.

Федерации могут быть построены на национальном, территориальном или на национально-территориальном признаках.

Признаки построения федерации характеризуют отличительную черту данной федерации.

На территориальном признаке построены федерации
мононациональные - США, Бразилия, ФРГ, Мексика, Аргентина, Австралия,
Австрия, Венесуэла. Национальный принцип - Индия, Пакистан,

Нигерия, Бельгия. Национально-территориальный - Швейцария, Канада, Российская Федерация.

По Радионовой А. К., федерализму свойственны определяющие признаки. Признаки федерализма, связанные с признаками федерации:

1.Единство внутренней и внешней политики,
обусловленной единством целей и задач.

2.Единое геополитическое пространство, в рамках
которого реализуется единая государственная власть.

3.Единая общность экономического и социального
пространства, необходимая для реализации государственной
власти федерального уровня.

4.Единая система федеральных органов власти,
вооруженные силы, единые принципы построения и
функционирования государственного аппарата.

5.Единство прав и свобод человека и гражданина.

6.Совместные полномочия федерального и
регионального уровней власти.

7.Все эти признаки сохраняют государство как единое
образование и предотвращают его распад.

«Двойственность природы федерализма порождает такие его признаки, в которых видна относительная самостоятельность членов федерации, проявляющаяся в реализации государственной власти на региональном уровне. К ним можно отнести:

1.определенную автономию членов федерации;

2.согласование воль и урегулирование разногласий на основе единства
во мнении о целесообразности создания государства;

3.развитие децентрализации (нецентрализации), закрепленной в
договоре и (или) конституции об образовании федеративного государства;

4. закрепление и раскрытие в правовых документах единого статуса
членов федерации и федерального центра во избежание либо централизации
по типу, что характерен для унитарного государства, либо чрезмерной
децентрализации, ослабляющей государство;

5. организация структуры государственной власти конкретным членом
федерации;

6.четкое, закрепленное в законах разграничение полномочий между
федерацией в целом и членами федерации;

7. разграничение и делегирование предметов ведения между органами
власти федерации и органами власти членов федерации на основе
децентрализации (нецентрализации) на правовой основе;

8. согласование и развитие федеральных региональных органов власти
и государственных систем: налоговой бюджетной систем,
правоохранительных органов, законодательства;

9.развитие права на территориальную целостность, предполагающее
право члена федерации определять на основе демократических процедур
свой статус, решать спорные вопросы о границах с другими членами -
территориями;

10. проведение внутренней политики членами федерации в соответствии с общими направлениями, обозначенными на федеральном уровне;

11. реализация членами федерации своих прав на международной арене;

12. развитие национальных особенностей членами федерации в многонациональных федерациях.

Обе группы признаков федерализма предполагают использование различных способов и методов для достижения согласия обоих уровней власти, так как речь идет о государственной власти единого государства.

Русский философ И.А. Ильин идею «федерализма» увязал с практикой применения и осуществления конституционных норм (в чем именно срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем ее утратят.)

Какими бы ни были по характеру отношения общества и федеративного государства, федерализм проявляется в них. Федерализм двигает общество к поиску соответствующей структуры своей организации, определения направления развития. Без учета федерализма общество не может ставить задачи перспективы и реализовывать их, выполнять повседневную функцию управления, даже если в своем развитии общества и государства пойдут к другой форме устройства государства.

Федерализм, воздействуя на разнообразные сферы общества, становится одним из определяющих способов регулирования, устройства общественной жизни.

В научной литературе понимание федерализма исходит из взаимообусловленности государства и общества. Государство представляет собой определенный способ организации общества, представляет само общество в отношениях с другими государствами.

Федерализм обращает на себя внимание научного мира с целью выявления его роли в переустройстве на современных цивилизованных, демократических началах ранее созданных федеративных государств. Получают развитие интеграционные процессы, ведущие к единению и образованию межгосударственных союзов, содружеств наций, содружества регионов, сообществ конфедеративного типа и т.п. Федерализм в его глобальном измерении - это способ, позволяющий найти пути и решения конфликтных ситуаций.

Природа федерализма, по научной литературе, - это самоуправляющаяся система по организации государственной власти, содержащей в своей основе либо договор, либо конституцию.

Универсальность федерализма в том, что он реализуется в разных сферах: социальной, экономической, политической, порождая разнообразные связи между федеральной и региональной властью.

Нельзя допускать чрезмерный разрыв уровня жизни граждан на территории одной страны. Если федерализм не реагирует на местные проблемы, то он теряет свою функциональную значимость.

Таким образом, мы рассмотрели основные формы, виды федерации, причины возникновения, особенности разграничения предметов ведения между федерацией и субъектом.

Date: 2016-01-20; view: 564; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию