Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура советского периода

Кибасова Г.П.

План.

1.Развитие культура в 20-30 годы (предвоенный период).

2.Развитие культуры в послевоенный период.

3.Культура русского зарубежья.

Культура советской эпохи чрезвычайно сложна, многослойна, поэтому, прежде всего отметим, что «советская культура» и «культура советского периода» – не одно и то же. Советская культура – это официальная политика властей в области культуры, это создание культуры и искусства как претворение в жизнь определённых идеологических установок, и, следовательно, деятельность в области науки, образования, искусства в русле этой политики.

Культура советского периода – это понятие значительно шире первого. Она подразумевает и официальную культуру, и в то же время, культуру, которая не вписывалась в официальные рамки, не признавалась советской властью. Создавалась «в стол», запрещалась, и стала достоянием отечественной культуры значительно позже. Можно сказать, что это деятельность и её результаты (научные достижения, литературные произведения, стихи, произведения изобразительного искусства) творческой интеллигенции, которая не хотела, а часто не могла действовать в русле официальной культурной политики. Эта интеллигенция сначала добровольно эмигрировала, затем высылалась, а потом в 30-е годы уничтожалась тоталитарным сталинским режимом. Это противоборство интеллигенции и власти привело к формированию целого слоя философского, литературного, научного, поэтического наследия, которое стало известно в небольшой части в 60-е годы хрущёвской оттепели, а полностью известно только в 90 годы, когда мы впервые уже в постсоветскую эпоху получили доступ к этому культурному пласту.

Эта культура была создана как противодействие советской власти, но и благодаря этому противодействию, стремление сохранить свой талан, даже если он не вписывался в советские стандарты. Для того, чтобы реализовался талант, как сказал……. «необходимо сколько везения, столько же и невезения, сколько свободы столько же и не свободы». Могли ли в других условиях появиться такие произведения как «Котлован», «Чевенгур» Платонова, «Собачье серджце» и «Мастер и Маргарита» Булгакова, трагическая поэзия Есенина и Маяковского.

Кроме того, к культуре советского периода относится русская культура, созданная интеллигенцией эммигрировавшей из СССР, или культура русского зарубежья.

В 60-е годы на волне хрущёвской оттепели, когда немного приподнялся железный занавес над границей, появились первые контакты с заграницей, формируется как общественно-политическое течение дисседенство и культура запрещённая, или андеграунд. Но и она формируется и развивается в советское время и в силу противодействия советской власти.

Ещё 10 лет назад говорить о советской культуре считалось «move ton» (плохим тоном). Люди советской эпохи получили прозвище «совок», а всё советское стало называться «совковым». Сегодня молодые люди уже очевидно плохо представляют, что это такое. В последнее время возрождается интерес ко всему советскому (символика: серп и молот, СССР, шапки ушанки, фуфайки), на этой волне формируется новое отношение к культуре советского периода. 15 лет «дикого капитализма» в России показали, что на смену советской идеологии, которая диктовала как развиваться культуре, пришёл рынок, который диктует не менее жёстко свои правила культуре. Кроме того, в советское время были столь значительные успехи в некоторых направления культурного, художественного развития, что отменить их не может не какая ревизия.

Рассматривая первый вопрос, необходимо отметить, что в рамках культуры довоенного времени чётко выделяются два периода, которые отличаются друг от друга качественно: культура 20 годов, и культура 30 годов в СССР.

Главное, что наложило отпечаток на культурное развитие страны, это массовая эмиграция интеллигенции, не рабочих, крестьян, городского мещанства, а прежде всего творческая интеллигенция. В советский период можно выделить несколько её волн.

Первая, и самая мощная волна была справоцированна революцией 1917 года и Гражданской войной. Официально называется 2 миллиона эмигрантов, на самом деле значительно больше, иногда навывают цифру 4 миллиона человек. Это массовое бегство интеллигенции связано с отказом признать советскую власть, с жестокостью политики военного коммунизма, с расстрелом Н. Гумилёва в 1921 году. С 1922 года сама советская власть начала в массовом порядке высылать инакомыслящую интеллигенцию («философский пароход»).

Вторая волна связана с Второй мировой и Вов. В СССР не вернулась значительная часть советских людей угнанных в Германию для работы, не вернулась на Родину часть военнопленных, поскольку в СССР подвергались репрессиям не только бывшие военнопленные, но члены из семей.

Третья волна прокатилась в 70-е годы, так называемая «еврейская эмиграция». Это время махрового застоя, холодной войны, тайной, но изощрённой борьбы с инакомыслием, и массированного давления на интеллигенцию, среди которой быстро росло недовольство существующим идеологическим и политическим засильем КПСС. Под видом «еврейской эмиграции» СССР пытались покинуть все недовольные, некоторых же насильственно высылали (Иосиф Бродский). В целом страну покинули в эти годы около 350 тысяч человек. Это, прежде всего, интеллигенция.

Эти миллионы людей вынужденные покинуть Родину переставали быть советскими людьми, но навсегда оставались русскими, россиянами. Их усилиями за границей был создан мощный культурный пласт, который не относится к советской культуре, но является составной частью российской культуры.

В культуре СССР в 20 годы, можно выделить два самых важных момента. 1. Выработка Советской властью, с лице её лидеров Ленина, Троцкого, Луначарского, Бухарина официальной политики в области культуры. Система партийно-государственного руководства культурным развитием складывается в начале 20-х годов. Народным комиссаром по делам культуры был назначен А.В. Луночарский. Была создана Государственная комиссия по просвещению (Наркомпрос), агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП9б0, принят «План монументальной пропаганды». Созданы государственные организации «Долой безграмотность», «Союх безбожников», «Общество друзей радио», «Общество друзей советского кино».

Особое место среди организаций занимал Пролеткульт (пролетарская культура), созданный в 1917 году как объединение рабочих, театральных и художественных студий. Его задача – создание новой, революционной по форме, и пролетарской (демократической) по содержанию культуры.

2. Расцвет русского модернизма, поиск новых художественных форм, экпериментаторство. Вера в «очищающую силу» революции, создание качественной новой художественной культуры самых авангардных форм и содержания.

В 30-годы меняется ситуация в сфере культурной жизни. С одной стороны важно подчеркнуть впечатляющие успехи в деле проведения «культурной революции». Цель её было создание «нового человека». Власть стремилась создать «нового человека» без корней, без веры, без исторических традиций, без лишних мыслей. «Советский человек», как его мыслила власть, это своего рода «франкенштейн» (искусственный человек), или говоря современным языком «терминатор».

Главным инструментом – образование населения. Декретом «О ликвидации безграмотности» декларировалось право рабочих и крестьян на бесплатное образование. Через системы образовательных и просветительских учреждений (дневные и вечерние школы, избы-читальни, кружки по борьбе с безрамотностью) удалось к концу 30 годов в основном решить проблемы грамотности населения. Была воссоздана система среднего (училища, техникумы) и высшего (институты) образования. Заново фактически воссоздан слой новой технической, уже советской рабоче-крестьянской, интеллигенции, профессиональные знания которой соответствовали новому этапу индустриализации страны, и иделогически вымуштрованной, послушной советской власти.

Отметим, что «культурная революция», проводимая советской властью, вызвала огромный, неподдельный энтузиазм среди рабочих и крестьян. Впервые за многие века огромная масса населения получила доступ к образованию, культурным ценностям. С другой стороны, массированная темпы «оккультуривания» огромной человеческой массы, демократизация культурных процессов, неизбежно вело к девальвации, упрощению понимания некоторых культурных принципов, их популяризации. Например, в ходе дискуссии в партии большевиков по-поводу проблемы «искусство и народ», родился лозунг, что «искусство должно быть понятно народу», хотя Ленин говорил о том, что «искусство должно быть понято народом». Поэтому постепенно идёт процесс «омассовления» культуры, т.е. возведение массововй культуры в ранг официальной. Правда, массовая культура в СССР носила особенный характер. Она ориентировалась не на рынок, как в странах капитализма, и не предназначалась для досуга, для развлечения, а имела принципиально другие цели. Её задача в доступной форме, в простом театральном действе (демонстрация трудящихся) проиллюстрировать, заставить практически «работать» основные идеологические установки («Народ и партия едины», «Воля партии – воля народа», «В единстве партии сила народа» и т.д). Идёт процесс эстетизации политики, ритуализации повседневного быта. Чрезвычайно тяжёлая жизнь советских людей была украшены знамёнами, логунгами, плакатами, скульптурами, вождей. Огромные возможности искусства использовались для пропаганды достижений первых пятилеток, для борьбы с классовыми врагами. Культура откровенно обслуживала «социальный заказ» коммунистической партии. Она стала осуществлять политические функции, способствовала решению хозяйственных задач. (Бунин).

С другой стороны, формируется тоталитарная система, которая опиралась на изощрённую идеологию, для распространения которой была создана разветвлённая система внедрения в умы советских людей. Постепенно происходит монополизация всех форм культурной жизни в руках партии и государства. Культура в целом, искусство в частности становятся орудием идеологической войны, борьбы за власть. В 1932 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Вместо многочисленных групп и обществ художников. Писателей. Поэтов. Государством были созданы союзы писателей, художников, через которые проводится в жизнь основной идеологический принцип в культуре – социалистический реализм. Он требовал от художников слова и кисти «правдивого исторически кконкретного изображения действительности в её революционном развитии». Которые должны были сочетаться с задачей идейно переделки и воспитания трудящихся в духе социализма. Поэтому в сфере художественной культуры стал действовать строгий набор правил, тем, сюжетов, образов. Шла пропаганда через искусство революционных идей, чувства патриотизма и беззаветной преданности социалистической родине, героизации человека труда, воина (стахановца, чкаловца), приоритет общественных интересов над личными, готовность за общественные интересы отдать жизнь (Павлик Морозов, Зоя Космодемианская), непреклонная борьба с врагами социализма, партии, народа. Правдиво изображать действительность было трудно. Слишком она была неприглядна, сложна, противоречива. Поэтому при помощи соц.реализма рисовали приукрашенный фасад социалистического общества (Анекдот).

Каждая сфера культуры развивается по своим законам. Поэтому как не пытались партийные органы, заставить всех художников и литераторов думать и действовать «по-советски», «по-социалистически», это было невозможно. Очевидно, что чем талантливее творец, тем труднее им манипулировать, тем больше он подчиняется диктату таланта, а не власти. К тому же и новая власть давала огромный материал для размышлений, что становилось сюжетами для произведений искусства. Поэтому столько конфликтов между властью и мастерами искусства. Сам Сталин любил подчеркивать своё знание литературы и поэзии (кстати, сам в молодости «баловался» стихами), он понимал, что СССР нужны талантливые, а не просто послушные. Хотя управлять этими талантливыми было чрезвычайно сложно. Зато самолюбивыми, ранимыми творцами удобно манипулировать, что Сталин и делал гениально.

В связи с этим начинаются массовые репрессии на интеллигенцию, которую не устраивало такое положение. Как отмечал Торквиль, если народ не устраивает деспот, то необходимо заменить народ. В соответствии с принципом, провозглашённым Сталиным «об усилении классовой борьбы по мере построения социализма», постоянно «выискивали» внутренних врагов, т.е. просто иначе, не стандартно мыслящих людей, чем отличается всегда именно интеллигенция. Прокатилась волна репрессий против учёных и инженеров, против так называемых «буржуазных специалистов» (дело С.Ф. Платонова, дело «Промпартии»), против писателей и поэтов Мандельштам, Цветаева, Весёлкин. Разворачивается борьба с модернизмом, формализмом, беспредметным искусством. В тоже время запрещалось всё то искусство, которое было связано с православием. 30-годы – это время возведения воинствующего атеизма в ранг официальной политики. Уже 20-е годы начинаются гонения на священнослужителей, отказавшихся признать советскую власть, изъятие церковной утвари, художественных раритетов. В 30-е годы начинается массовая волна уничтожения храмов и монастырей, костры из икон.

Таким образом, для советской культуры, формирующейся по заказу партии. Были характерны: ориентация на массовое восприятие, партийно-классовый подход к оценке художественного творчества, формирование советской. Рабоче-крестьянской интеллигенции, монополизация всех форм культурной жизни в руках партии и государства, формирование «соцреализма», борьба со всеми стилями и направлениями, отличными от официального, формирование определённого типа личности, рост конфликта между властью и творческой интеллигенцией, создание самых талантливых произведений литературы и живописи, отражающих этот конфликт.

Вопрос 2. Особый отпечаток на культуру послевоенного периода наложила Вов. Борьба с фашизмом вызвала небывалый патриотический подъём, сплотила народ, отодвинув классовые интересы, и выдвинув на первое место общечеловеческие интересы. Вновь народ доказал свою способность на огромные жертвы ради спасения Родины. Народ-победитель – это совершенно новый народ. Трудности в войне с фашизмом заставили власти основное бремя победы возложить на народ, что, в свою очередь заставило ослабить репрессивные меры, позволить церкви внести свой вклад в дело борьбы с фашизмом, возродить исторические традиции (погоны, знаки отличие. Как в царской армии), боевые заслуги дореволюционного времени (орден Ал. Невского). Вся страна, все деятели культуры, писатели, артисты, кинематографисты работали для фронта, для победы. К штыку, было приравнено перо. Но это единение партии и народа было недолгим. Народ-победитель, народ узнавший вкус победы, это трудно управляемой народ, его трудно чем либо испугать, он прошёл все круги ада.

Поэтому сразу после войны набирает силу очередная идеологическая компания репрессий. Это коснулось в первую очередь деятелей культуры, идеологических, партийных работников, которые за годы войны стали не столь послушными и не столь управляемыми. Вновь вводится жёсткий контроль за деятельностью интеллигенции в сфере культуры. Были развёрнуты погромные дискуссии по философии, биологии, языкознанию, политэкономии. Подверглись гонениям А. Ахматова, Д.Шостакович, С. Прокофьев, режиссёр С.Эйзенштейн. Им запрещалось выступать со своими произведениями, запрещали печататься.

Особое место в культуре советского периода занимают 60 годы. Даже в обиход вошло особое выражение, которое подчёркивает, что это время особых людей – «шестидесятники». «Хрущёвская «оттепель», разоблачение культа личности Сталина, привели к активизации духовных процессов в стране, повысился статус интеллигенции, вырос тираж переодических изданий, более демократичной стлала система управления культурой. Этот период связан с деятельностью весьма противоречивой личности на посту министра культуры Е. Фурцевой, которая, однако, во многом способствовала изменению этой системы.

Но «оттепель» была не долгой. Хрущев и его окружение не были способны пойти на развитие демократизации страны в полной мере. Власть была не способна к общению, контакту, дискуссии с интеллигенцией. Поэтому с 1962 власть пытается вновь установить над духовной и художественной сферой идеологический контроль. Но после войны, и всех ей ужасов, после глотка свободы в годы оттепели вряд ли было возможно запугать народ и интеллигенцию, да и Хрущёв не Сталин, да и не пытался им быть. Поэтому официально произошёл возврат к идеологическому диктату партии, а реально уже мало кто верил в трескотню политических лозунгов.

Опять было справоцированно несколько погромных дел против творческой интеллигенции. Например, знаменитая «бульдозурная выставка», когда разгромили художников-формалистов. Было раскручено Дело Б.Пастернака, которого поставили перед выбором: или он едет в Стокгольм получать Нобелевкую премию (за «Доктор Живаго») и не возвращается на родину, либо никуда не выезжает. Заведено судебное дело на И. Бродского, которого обвинили в

Но внутри интеллигенции всё шире распространялись демократические идеи, в полулегальном виде шли поиски новых художественных форм, сюжетов. Рождается своеобразное советское кино 60-х, когда впервые человек, его внутренний мир, его переживания, а не борьба за выполнение пятилеток, стояли в центре произведения. Выразителями этих настроений, духовных исканий стала великая поэзия 60-х годов: Р. Рождественский, А. Везнесенкий, А. Воскресенкий, Б. Ахмадулина. В их поэзии говорил не укрощённый советской власть дух, именно они стали выразителями особых своболюбивых. Демократичных настроений в СССР.

Не малую роль в духовном возрождении сыграл театр 60-х. Это театр на Таганке (Ю. Любимов), БДТ (Товстоногова), Современник. Страна пенреживала настоящий театральный бум, театральная сцена была уникальным местом, где можно было хотя бы «изоповым» языком говорить о человеке, о духе, о душе. Эти же причины привели к расцвету бардовскую песню, к собой народной популярности и любви к бардовскому творчеству В. Высоцкого., записи песен которого несмотря на официальный запрет на его выступления, миллионами на магнитофонных кассетах ходили по СССР.

В 70-80 годы под треск официальных идеологических лозунгов, а тайную реабилитацию Сталина, стала формироваться особая литература так называемого периода застоя. Это, прежде всего время массовой экранизации классической литературы XIX века, появление уникальной литературы. Получившей название «деревенской», где общечеловеческие проблемы рассматривались через призму жизни советской умирающей деревни (Ф. Абрамов, Белов, Б. Можаев, В. Шукшин), впервые появляется литература о советской интеллигенции (Ю.Трифонов).

Эти двойные стандарты общественной жизни в СССР в 70-80 годы: официальная, и неофициальная (кухонная), привели к зарождению движению диссидентов, которые первыми пытались заговорить с советской власть о правах человека, общечеловеческих ценностях и..д.

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-01-20; view: 918; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию