Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение





МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

Факультет Физической культуры и безопасности жизнедеятельности

По предмету: Взаимодействие школы и современной семьи.

Отчет по семинарским заданиям

 

Выполнил: студент 4 курса

Факультет ФК и БЖ

Группа ФБ-ФББ-42

Чекалин Дмитрий Юрьевич

Волгоград 2015

 

Содержание

Оглавление

Содержание. 2

Методика диагностики семьи. 2

Сценарий формы взаимодействия учителя с родителями. 12

Проект мероприятия по просвещению семьи. 18

Паспорт семьи. 24

 

 

 

 

Методика диагностики семьи

Содержание

  • Введение
  • 1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина
  • 2. Специфика семейной диагностики
  • 3. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака
  • 4. Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений
  • 5. Диагностика детско-родительских отношений
  • Заключение
  • Литература

Введение

В настоящее время повышенный интерес к семье и браку обусловлен различными причинами. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрос об укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретает важнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решение таких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этих отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых. Этим объясняется интерес к избранной теме.

Учитывая актуальность проблемы исследования брачно-семейных отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: проанализировать исследования в области брачно-семейных отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в сфере социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры.

Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

· рассмотреть состояние проблемы брачно-семейных отношений в современной научной и популярной литературе;

· выявить методики диагностики брачно-семейных отношений;

· показать общее и особенное в предложенных методиках, определить практическую значимость методик.

· Выявить, с какой целью и как проводится исследование отношений ребёнка с родителями применяя некоторые методики психодиагностики.

психодиагностика семья супружеский межличностный

1. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина

Диагностика в современной методологической литературе понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания - с другой.

Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем. В этом смысле диагностика является особым промежуточным звеном познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознаванием единичного, конкретного явления, т.е. когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования.

Диагностика - это научно-практическая деятельность распознавания состояния единичного объекта с точки зрения его соответствия норме. Она осуществляется на основе подведения данного объекта под известный науке класс, имеет целью прогноз, возвращение или поддержание системы в состоянии нормального функционирования.

Диагностика как наука стремится к строгому описанию закономерностей диагностической деятельности во всех случаях врачебной практики. Опираясь на методы научного познания, она строится лишь на точно установленных фактах, исходит из логического следования диагноза из них.

С другой стороны диагностика является и искусством, доступным не каждому практику, и что в основе его диагностической деятельности лежит интуиция.

Подавляющая часть исследователей и практических работников исходит из того, что она является одновременно и наукой и искусством.

В диагностике как научной дисциплине в большинстве работ применительно к системам "человек-человек" принято выделять четыре основных неразрывно связанных друг с другом раздела - семиотический, технический, логический и деонтологический.

Семиотический - содержит описание признаков, характеризующих нормальное состояние или отклонение от него, т.е. описание различных видов симптомов, признаков болезней.

В техническом дается характеристика методов (методик) и средств обследования объекта диагностики.

В логическом разделе характеризуется диагностическое мышление, т.е. возникающий при появлении отклонений от нормы специфический процесс распознавания по внешним признакам (симптомам) внутренних состояний объекта диагностики.

В деонтологическом - принципы общения с больным и врачебная практика.

Психодиагностика как деятельность есть процесс распознавания актуального состояния психологических особенностей отдельного человека или группы людей как причин параметров деятельности или конфликта с точки зрения соответствия норме. Процесс распознавания осуществляется на основе известной диагносту системы понятий как поведение отдельного обследуемого (человека или группы) под общий тип в целях прогнозирования психологических особенностей, реализации коррекционного или профилактического воздействия на них для обеспечения требуемых параметров деятельности или устранения конфликта.

Структуру психодиагностики как научной дисциплины образует совокупность четырех взаимосвязанных теорий: объекта обследования, разработки психодиагностических методик, взаимодействия диагноста с обследуемым, постановки психологического диагноза.

Развитие психодиагностики стало набирать темпы в свое время в результате создания критериально-ориентированных тестов, регистрирующих наличный уровень развития каких-то навыков и знаний для определения готовности человека к выполнению деятельности, которой он будет заниматься непосредственно после диагностики.

Опыт разработки экспертной системы показывает, что процесс создания системы можно разделить на пять стадий:

1. Идентификация проблемы - на этой стадии уточняется задача, определяются источники знаний (книги, информация, полученная от экспертов, методики).

2. Концептуализация - на этой стадии формируется структура полученных знаний, т.е. определяются список основных понятий и их атрибутов; отношения между понятиями, структура информации на входе и выходе, стратегии логических рассуждений, ограничения на стратегии принятия решений и т.д. Задача стадии концептуализации - разработка неформального описания знаний о предметной области в виде карт знаний, графов, таблиц, диаграмм, которые отражают основные концепции и взаимосвязи между понятиями и предметной области.

3. Формализация - строится формализованное представление концепций предметной области на основе выбранного языка представления и обработки знаний; обычно на этом этапе используются формализмы, реализованные в выбранном инструментальном средстве - логические методы, продукционные модели, семантические сети, объективно-ориентированные языки, основанные на иерархии классов объектов и др.

4. Реализация - для построения экспертной подготовленной и формализированной базы знаний необходимо наличие также специального продукта, инструментального средства - оболочки экспертной системы. Задача этой стадии - разработка программного комплекса в среде выбранного инструментального средства.

5. Тестирование - оценивается и проверяется работа созданной экспертной системы с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей; главная задача стадии - выявление ошибок, сделанных на предыдущих стадиях.

2. Специфика семейной диагностики

Семейная диагностика - это оценка семейной системы с точки зрения нарушений, следствием которых являются соматические или невротические нарушения у кого-то из членов семьи. Есть разные способы диагностики: проективные, бланковые, игровые и др. Есть разные направления в семейной терапии (стратегическая, структурная, динамическая, поведенческая и т.д.) и каждое из них имеет свои подходы к диагностике семьи.

Одна из задач психологии брачно-семейных отношений состоит в перестройке личности и устранении вредных отрицательных психологических факторов, а также в том,". чтобы помочь личности самостоятельно разрешить сложную для нее ситуацию, чтобы облегчить достижение эмоциональной зрелости, которая сделает возможным самостоятельное принятие решений и ответственность за их реализацию".

Психологическая помощь семье будет состоять в том, чтобы изменить целый ряд сложившихся, закрепленных в сознании установок одного или обоих брачных партнеров, и внушить целый ряд новых способов реагирования как на жизненные ситуации, так и на другого партнера по брачному союзу. Супругам часто нужно помочь осознать природу и сущность конфликтных ситуаций, подсказать возможные способы и приемы их благоприятного разрешения. Конечно, есть множество реальных жизненных проблем, которые практически неразрешимы. В подобном случае задача будет состоять в том, чтобы по-новому их психологически воспринять, смягчив их неприятные стороны.

Исходя из этого, особое значение приобретает создание методики диагноза семейных взаимоотношений, а также прогноза развития этих отношений.

3. Роль социальной психологии в эффективном исследовании семьи и брака

Семья как объект исследования привлекает к себе внимание целого ряда научных дисциплин, каждая из которых находит в рамках ее жизнедеятельности свой предмет для изучения. Так, история изучает семью в ретроспективе ее развития; психология видит свой предмет в анализе межличностных отношений; демография - в выполнении семьей детородной функции; медицина - в исследовании состояния здоровья членов семьи; социология - в изучении причинно-следственных связей становления и функционирования брака и т.п.

Большой вклад в понимание проблемы семейных отношений внесли известные отечественные психологи Б.Г. Ананьев, В.А. Лабунская, И.Н. Обозов и др.

Рассматривая проблему отношений личности, Б.Г. Ананьев показал важность категории общения среди других детерминант, определяющих развитие психики человека. Он подчеркивал, что в своем повседневном бытии человек связан с другими людьми, среди которых наиболее значимыми являются родители и близкие родственники ребенка, то есть его семья.

Эмпирические исследования брачно-семейных отношений в семье Л.С. Бенджамина, Т. Хастона, Е. Шефера и других, дают основания выделить ось "любовь-ненависть" в качестве универсального и важнейшего измерения взаимоотношений супругов, а также родителей и детей. В работах Е. Шефера называется в качестве параметра - "свобода-зависимость". Аналогичные измерения отношений - "привязанность-автономность" и "доброжелательность-враждебность" - выделены при эмпирическом изучении социальных ориентаций. Ряд исследователей (Е. Богардус, А. Моль, Д. Фелдес) подчеркивают, что важнейшей характеристикой межличностных отношений выступает психологическая дистанция между партнерами. Они выделяют такое их измерение, как "близость-отдаленность".

Согласно исследованиям 3. Рубина, основными параметрами отношений между близкими людьми выступают "любовь", определяющаяся степенью привязанности, заботы, интимности отношений, и "симпатия", определяющаяся степенью уважения, восхищения, воспринимаемого сходства с партнером. В работах М. Виша, посвященных проблемам измерения межличностных связей, выделяются три основных измерения: "интимность - формальность", "кооперация - конкуренция", "равенство - неравенство".

В.А. Лабунская на основе проведенного анализа работ зарубежных и отечественных психологов приходит к выводу, что, несмотря на различия в обозначении осей, параметров измерения отношении, и пользуемых разными авторами, существует значительное сходство их содержания. Можно говорить о трех основных координатах межличностных отношений, каждая из которых имеет негативный и позитивный полюс: "степень аффилиации" (притяжение, любовь - отталкивание, ненависть), "доминирование-подчинение" и "включенность-отсутствие".

Многие отечественные (А.И. Антонов, С.И. Голод, А.П. Ощепкова, В.И. Сикорова, А.Г. Харчев и др.), а также зарубежные (Берждес, Имелинский, Киркпатрик, Обуховский и др.) в своих работах все больше внимания уделяют возросшему значению межличностных отношений в семье и браке. Однако наиболее эффективным изучение межличностных отношений в браке, семье и в других сферах жизнедеятельности может быть только с учетом психологических особенностей пола.

Половая дифференциация представляет одну из актуальных проблем в изучении социально-психологических процессов и явлений различных прикладных областей социальной психологии. Между тем социально-психологические различия между мужчинами и женщинами еще недостаточно представлены в отечественных исследованиях семьи и брака, а отсутствие у брачных партнеров знаний о социально-психологических особенностях полов, как отмечают некоторые исследователи, служит одной из причин неблагополучия супружеских отношений и распада семей.

На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли семьи как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют Берджесс и Локк, Гуд, В.Б. Голофаст, А.М. Кириллова, Огберн, Уинч, П.И. Федосеев, А.Г. Харчев, Элмер. Несмотря на расхождения между отечественными и зарубежными исследователями и те, и другие отмечают возрастание роли социально-психологических факторов в институтах семьи и брака.

4. Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений

В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных брачно-семейных отношений. И, тем не менее, одной из острых проблем семейного консультирования является получение полной, объективной, достаточной информации о брачно-семейной ситуации клиента. От этой информации зависит точность постановки диагноза, выбора методов и направления коррекционной работы, эффективность помощи. Сбор информации предполагает наличие у консультанта определенной модели семьи и брака, возможных источников их дестабилизации. Концептуальные установки консультанта служат упорядочению получаемой от клиента информации. Однако теория семьи и брака еще далека от завершенности. Это приводит к значительным расхождениям в методиках и характере собираемой информации, ее интерпретации и использовании. Именно по этой причине А.Н. Волкова и Т.М. Трапезникова "предприняли попытку составить программу сбора информации о супружеской паре. Как можно будет увидеть, именно эта информация в разных сочетаниях и интерпретациях используется большинством практикующих специалистов". Пункты программы охватывают целостные аспекты брачных отношений. Авторы исследования подчеркивают, что программа предназначена для обследования брачной пары, а не семьи в целом, и утверждают, что при работе с отдельной парой нет необходимости проводить полное обследование, можно учитывать лишь те пункты, которые в первой беседе с клиентом выявились как источники его затруднений или имеют общее значение.

Для измерения феноменов отношений авторы предлагают использовать следующие методики: опросники ПЭА, РОП, "Конфликты", а также тест семейных отношений (FBT) и тест Т. Лири. Опросник ПЭА сконструирован А.Н. Волковой для диагностики трех феноменов отношений: понимание партнера, эмоциональной привлекательности, уважения к партнеру. Каждая шкала содержит 15 вопросов. Шкала понимания позволяет судить о наличии у клиента образа партнера, который позволяет ему адекватно вести себя по отношению к нему. Эмоциональная привлекательность измеряется рядом проективных вопросов, позволяющих судить о притяжении к партнеру, приятии его личностных появлений. Шкала уважения позволяет судить о мере авторитетности, значимости, референтности супруга в глазах другого.

Опросник РОП (ролевые ожидания и притязания в браке) предложен А.Н. Волковой для исследования семейных установок, позволяющий установить иерархию семейных ценностей и представления о распределении ролей при их реализации, а также ролевую структуру супружеской пары.

Тест Т. Лири используется для диагностики взаимопонимания, идеального образа партнера. Он представляет собой набор характерологических утверждений, выраженность которых у себя и партнера предлагается оценить.

FBT - тест семейных отношений - проективная техника, впервые описанная Ховельсом и Ликоришем в 1936г. Она представляет собой набор из 40 картин, изображающих разные формы отношений между членами семьи. Тест позволяет получить представление о чувствах и поведении индивида в семье по отношению ко всем ее членам.

В целом благополучная супружеская пара, по мнению авторов программы, характеризуется: сходством семейных ценностей, высокой ролевой адекватностью, низкой конфликтностью в разных сферах жизни, высоким уважением и эмоциональным приятием друг друга. Предложенная программа может быть использована для решения ряда практических задач, в том числе при консультировании молодоженов, обратившихся за прогнозом своего брака. Данная форма введена в 1982 г.

Широкое распространение получили эксперименты, позволяющие выполнять более структурированные задания. Например, при исследовании супружеской коммуникации используется стандартный стимульный материал личностных методик: тест Роршаха, ТАТ, тест Векслера. Отечественные исследователи использовали тест "Совместный Роршах". Применялась также модификация методики Р. Блакара, предложенная Р.Ш. Магасумовым. Каждый испытуемый получает план-карту города. На карте одного из супругов проложен маршрут. Его задача вербально руководить действиями своего партнера, находящегося за непрозрачным экраном, так, чтобы он успешно прошел весь маршрут по своей карте.

Методика может быть использована в рамках семейного консультирования, а также в любых случаях, требующих исследования особенностей коммуникации двух партнеров.

Диагностика коммуникативных процессов модифицированным тестом Роршаха стала возможной благодаря введению в процедуру тестирования методического приема, известного под названием гомеостата: участникам эксперимента предлагается достичь согласия по поводу одной или нескольких таблиц. Тест Роршаха отличается тем, что все "решения" партнеров равноправны и, следовательно, расхождение точек зрения почти неизбежно. СТР (совместный тест Роршаха) сделает очевидны неосознаваемый индивидуально-стилистический (личностный) аспект коммуникации, а именно то, каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие стратегии взаимодействия изберут, какие чувства испытают.

Наибольшую популярность СТР завоевал в семейной диагностике, где применяются различные его варианты: "супружеский", "детско-родительский", "семейный". С помощью СТР можно прогнозировать степень совместимости, исследовать нарушения общения, в сфере супружеских отношений выявить "расколотый" брак, "эмоциональный развод", в сфере родительских установок - скрытое или явное отвержение своего ребенка, незрелость родительской позиции, деспотизм и эгоцентризм и др.

В большинстве исследований характеристика отношения человека к собственному браку, согласно Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозману и Е.М. Дубовской, используется под названием "удовлетворенность браком" (УБ).

УБ - характеристика, применимая для описания отношений скорее брачно-супружеских, нежели семейных. Однако, рано или поздно, с появлением ребенка супружеская диада становится семьей. В этом случае для описания восприятия человеком своего брака более правомерным будет использование понятия "удовлетворенность семейно-брачными отношениями".

Методика А. Маслоу, в основу которой положена общепризнанная в психологическом сообществе концепция самоактуализации личности, включает в себя опросники для исследования соответствующих аспектов семейной жизни, сокращенный вариант 16-факторного личностного тест-опросника, модифицированный вариант методики семантического кода, шкалы самоописания и т.д.

Методика позволяет выявить 29 психологических факторов, по которым определяется совместимость, объединенных в следующие группы: установки на распределение ролей в семье; представления о семейной жизни; взгляды на организацию жизни семьи; черты характера; самоописание-запросы к партнеру. Такая многофакторность, предполагающая наличие помимо независимых факторов еще и факторов, коррелирующих друг с другом, обеспечивает хорошую надежность теста. Кроме того, многофакторность дает возможность получить развернутую картину совместимости, куда сведены все показатели.

Методика позволяет решать две практические задачи:

1) Давать прогноз брачных отношений.

2) Диагностировать психологическое основание проблем взаимоотношений в браке.

5. Диагностика детско-родительских отношений

Семья - один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями - важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Подробное диагностическое обследование психического развития ребенка включает в себя изучение содержания контактов родителей с детьми. Эти методики разделяются на две группы: одни исследуют межличностные отношения в системе "родитель - ребенок" глазами родителя, другие - глазами ребенка.

Методики исследования межличностных отношений в системе "родитель - ребенок" глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога - работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе "родитель-ребенок" глазами родителя, необходимо обращать внимание на особенности семейного воспитания:

§ родительские установки и реакции;

§ отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

§ нарушения воспитательного процесса в семье;

§ причины отклонений в семейном воспитании;

§ типы воспитания;

§ уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью психодиагностических инструментов, ориентированных на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Тест "Родительско-детские отношения" (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе "родитель - ребенок" глазами ребенка. Наиболее популярен графический тест "Рисунок семьи", который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Чтобы понять многие супружеские конфликты и причину напряженности в семье, важно знать, как строится межличностное общение родителей и детей. С помощью вышеперечисленных методик диагностики детско-родительских отношений можно получить сведения об отклонениях в психическом развитии ребенка, выяснить причины супружеских ссор и конфликтов.

 

Date: 2016-01-20; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию