Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Стратегия устойчивого роста фирмы





http://bizbook.online/finance/finansovaya-politika-strategiya-ustoychivogo.html

Долгосрочные стратегии большинства предприятий в условиях рынка нацелены на расширение хозяйственной деятельно­сти и повышение деловой активности. Поэтому одной из важ­нейших задач планирования является обеспечение непрерывно­го роста бизнеса путем разработки и реализации адекватных инвестиционных, операционных и финансовых стратегий.

Основная цель – создание дополнительной стои­мости и увеличение благосостояния собственников фирмы. Проанализируем последствия реализации планируемой стратегии роста с позиции ее влияния на денежные потоки и стоимость фирмы. В качестве оценки последней воспользуемся показателем EVA:

EVAt = (ROIC - WACC) х /См = NOPATt - ICt_x x WACC.

Финансовые результаты стратегии роста

Положительные денежные потоки от основной деятельности и увеличение стоимости фирмы достигаюся только при рентабельности инвестированного капитала, превышающей его стоимость (ROIC> WACC) .Необходимо отметить, что покаROIC > WACC,любой положительный темп роста будет приводить к созданию дополнительной стоимости (читателю предла­гается убедиться в этом самостоятельно).

При ROIC = WACC= 10% стратегия роста не приводит к созданию стоимости, а операционный денежный поток становится отрицательным и фирма испытывает дефицит средств, который необходимо покрывать из внешних источников.

В самом неблагоприятном случае (ROIC< WACC) стратегия роста приводит к ухудшению финансового положения и разрушению стоимости фирмы. При этом даже невысокие темпы роста станут источником серьезных проблем, по­скольку из-за отрицательного денежного потока фирме при­дется привлекать все больше и больше займов, расплачивать­ся по которым в условиях денежного дефицита она будет не в состоянии.

Вывод: эффективное управление ростом, приводящее к увеличению стоимости предприятия, требует тщательной балансировки и согласования ключевых показателей его операционной, инве­стиционной и финансовой деятельности, поиска разумного компромисса между темпами развития, рентабельностью и финансовой устойчивостью.

Полезным подходом к решению этой весьма непростой проблемы являются концепция и модели устойчивого роста фирмы. Под устойчивым обычно понимается такой темп развития, при котором достигнутые или желаемые показатели операционной, инвестиционной и финансовой деятельности остаются неизмен­ными либо удовлетворяют требуемым значениям. При этом денежные потоки фирмы находятся в равновесии, т. е. не остается излишков средств и не образуется их дефицита. оэффициент внутреннего роста — это точка пе­ресечения линией EFNоси абсцисс. В этой точке сумма прироста чистых активов равна значению реинвестируемой прибыли, а величина EFN равна нулю.

Этот показатель можно определить и другим способом — че­рез рентабельность чистых активов. Для этого умножим числи­тель и знаменатель на показатель оборачиваемости чистых активов (SAL / NA).После сокращений формула принимает сле­дующий вид

RONAх (1 - PR) _ RONAxRR gm' ~ 1 - (RONA x (1 - PR)) ~ 1 - (RONA x RR)'

где RONA —рентабельность чистых активов1;

RR —коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли.

Из полученных соотношений следует важный вывод: при за­данных значениях показателей капиталоемкости (или оборачивае­мости совокупных активов), маржи прибыли (рентабельности про­даж) и коэффициента реинвестирования (или дивидендных вы­плат) фирма не может расти быстрее темпа роста gBH, не прибегая к финансированию из внешних источников. Нетрудно заметить, что согласно (5.7) возможности роста за счет внутренних ресурсов определяются рентабельностью чистых активов, т. е. эффективностью производственной и коммерческой деятельности предприятия1.

Они также позволяют исследовать влияние указанных пока­зателей на потенциал развития фирмы.

На рис. 5.13, 5.14 и 5.15 приведены графики, отражающие зависимость gBHот значений показателей NPM, А/SALи PR, по­лученные для рассматриваемого примера на основе соотноше­ния (5.6).

Нетрудно заметить, что при заданных значениях прочих по­казателей рост рентабельности продаж пропорционально повы­шает темпы развития фирмы (см. рис. 5.13).

Рентабельность продаж, NPM

Рис. 5.13. Зависимость темпов роста от рентабельности продаж

A/SAL

Рис. 5.14. Зависимость темпов роста от фондоемкости бизнеса

Коэффициент дивидендных выплат, PR

В то же время поли­тика распределения прибыли оказывает обратное влияние на перспективы роста — чем выше коэффициент PR(ниже RR), тем меньше внутренних ресурсов остается для реинвестирования в бизнес (см. рис. 5.15). При достижении максимального значения этого показателя (PR =1, или 100%, т. е. полное изъятие прибы­ли в пользу собственников) фирма не имеет возможностей раз­вития за счет внутренних источников.

Как следует из рис. 5.14, между фондоемкостью бизнеса и возможностями его роста существует обратная взаимосвязь, ко­торая носит нелинейный характер. При этом чем выше потреб­ности в активах для получения 1 рубля продаж, тем меньшие темпы роста могут быть достигнуты при прочих равных услови­ях. Вместе с тем эта зависимость непропорциональна, и сниже­ние фондоемкости будет приводить к более сильному измене­нию темпов роста в сторону повышения, чем ее увеличение на аналогичную величину.

Подведем некоторые итоги. При стратегии развития только за счет внутренних ресурсов фирма для максимального темпа роста продаж, менеджменту необходимо: реинвестировать большую долю прибыли (снизить дивидендные выплаты); снизить фондоемкость (ускорить оборачиваемость активов); увеличить рентабельность продаж (маржу прибыли); реализовать одновременно несколько или все из перечис­ленных мероприятий.

Очевидно, что если фирма в состоянии привлечь извне неограниченную сумму денег, она сможет профинансировать любой рост. Однако в реальной жизни подобное неосуществимо, и воз­можности финансирования всегда связаны с теми или иными ограничениями. Для продолжения нашего исследования и в це­лях упрощения ограничимся следующими допущениями: предприятие не планирует привлечение собственного капитала извне, т. е. его увеличение возможно только за счет не­распределенной прибыли; предприятие не планирует изменение финансового рычага (соотношение долга и собственного капитала остается постоянным), вследствие чего займы будут расти с теми же темпа­ми, что и собственный капитал за счет нераспределенной прибыли. Необходимо отметить, что оба допущения вполне согласу­ются с практикой. Как уже отмечалось, увеличение собствен­ного капитала путем размещения новых акций часто нежела­тельно по ряду причин, наиболее существенными из которых являются: высокая стоимость привлечения; неблагоприятная рыночная конъюнктура;

размывание доли существующих собственников и возмож­ность потери контроля над бизнесом и т. д.

В этой связи разумно предположить, что менеджмент прежде всего будет интересоваться такими темпами роста, которые достижимы без дополнительного выпуска акций. В этих условиях основным источником внешнего финансирования становятся займы.

Однако на практике кредитный потенциал фирмы также имеет предел, за которым следует неспособность обслуживать новые долги, возникновение финансовых затруднений и угрозы банкротства. Поэтому менеджмент обычно придерживается оп­ределенного соотношения собственных и заемных источников в финансировании, обеспечивающего требуемый уровень ликвид­ности и платежеспособности. В этих условиях фирма будет стремиться привлекать такой объем займов, который обеспечит со­хранение требуемого уровня финансового рычага по мере нара­щивания собственного капитала за счет нераспределенной прибыли.

С учетом сделанных допущений необходимый прирост чис­тых активов должен финансироваться только за счет увеличения нераспределенной прибыли и займов, т. е.

ANA = AFN = ARE + A D = IFN + AD. (5.8)

Первое слагаемое этого уравнения представляет собой уже знакомый нам показатель /FN(см. формулу (5.1).

В свою очередь, при заданных ограничениях

AD = D / Е х NPM х SAL0 (1 + g)( 1 - PR). (5.9)

Подставим (5.9) в (5.8) и приравняем полученное выражение к нулю. Выполнив соответствующие преобразования, имеем1

NPM( 1 - PR)( 1 + D / Е)

g=SGR=

(NA / SAL) - NPM( 1 - PR)( 1 + D / E) NPMxRRx(NA/ E)

(NA / &4Z) - NPMxRR x(NA/ E)

Полученный показатель представляет собой максимальный темп роста, достигаемый при заданных значениях остальных переменных без внешнего финансирования за счет выпуска новых акций.

Он также называется коэффициентом устойчивого, или сбалансированного роста (sustainable growth rate — SGR), который предприятие может поддерживать без изменения ключевых по­казателей своей операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При этом если оно достигло оптимальных или максимально возможных значений соответствующих показате­лей и не желает выпускать новые акции, то для него существуеттолько один возможный темп роста, равный SGR.

Предположим, что коэффициент D/Eфирмы «Б»из рассмат­риваемого примера равен 0,3, или 30%. Тогда максимальный темп ее устойчивого роста будет равен:

SOR =0,051 х (1 - 0,4) х (1 + 0,3)=

0,9 - 0,2 - 0,051 х (1 - 0,4) х (1 + 0,3)

Умножив числитель и знаменатель (5.10) на показатель обо­рачиваемости чистых активов SAL/NAи выполнив соответст­вующие преобразования, можно получить более компактный ва­риант данной формулы:

SGR= R0ExRR . (5.11)

l-(ROExRR)

На практике широкое распространение получил упрощен­ный подход, при котором приближенное значение SGRрассчи­тывается как [15, 18, 30, 55, 70]

SGR =ROExRR. (5.12)

Помимо наглядности и удобства вычислений, подобный подход имеет под собой и экономическое обоснование. Его сто­ронники утверждают, что при заданных допущениях, если фир­ма не выпускает новых акций и придерживается фиксированно­го соотношения D/E,она не может расти быстрее, чем растет ее собственный капитал. В свою очередь темпы роста собственного капитала определяются величиной нераспределенной прибыли, реинвестированной в бизнес, т. е. gE = RE / Е.

По определению, реинвестированная прибыль RE = NPх RR. Чистая прибыль

NP =(Е + RE) х ROE = (E + RE)x NP/E. (5.13)

Тогда:

 

gE =SGR =

 

(5.14)

Независимо от использования (5.11) или (5.12) очевидно, что:

sлюбой фактор, увеличивающий рентабельность собствен­ного капитала ROE, будет оказывать аналогичное влияние и на величину SGR;

^ при прочих равных условиях максимальный темп устойчи­вого роста достигается при полном реинвестировании прибыли в бизнес, т. е. при RR = 1.

Несмотря на то что показатель ROEне вполне адекватно ха­рактеризует достижение менеджментом основной цели (увели­чение стоимости фирмы), он является важной характеристикой эффективности управления ею с точки зрения акционеров. По­вышение отдачи на собственный капитал обычно тесно взаимо­связано с решением таких задач, как:

рост дохода на акцию (т. е. показателя EPS);

увеличение прибыли и способности фирмы к самофинан­сированию;

наращивание собственного капитала за счет эффективной хозяйственной деятельности (интенсивным способом);

рост дивидендных выплат и т. д.

Как было показано в предыдущей главе, показатель ROEмо­жет быть представлен факторной моделью вида

EBIT X EBIT SAL * NA* E

x

NP EBT EBIT VAT NA

 

Поскольку RR = NP/RE, подставив разложение для ROEв (5.12), получим

™ NP ЕВТ EBIT SAL NA RE

SGR = x x x x x =

ЕВТ EBIT SAL NA E NP

= ТВ x IB x ROS x TAT x EM x RR. (5.16)

Последнее соотношение (5.16) наглядно показывает взаимо­связи между ключевыми параметрами операционной, инвести­ционной и финансовой деятельности, оказывающими непосред­ственное влияние на рост фирмы.

Как следует из (5.16), важнейшими операционными факто­рами роста фирмы являются рентабельность продаж (маржа прибыли) и оборачиваемость активов, определяющие эффек­тивность использования инвестированного в бизнес капитала (ROIC = RONA).Не удивительно, что чем выше эти показатели, тем больше потенциал роста.

Заметно увеличить этот потенциал способна рациональная финансовая политика менеджмента фирмы, выраженная в кон­центрированной форме через показатели соотношения собст­венных и заемных средств (финансовый рычаг), нормы реинве­стирования (распределения) прибыли, процентного и налогово­го бремени.

Более наглядно ее влияние можно проследить, представив SGRв виде следующего выражения1:

SGR = [RONA + — (RONA -R)]xRRx(l- Т\ (5.17) Е

где R — средняя процентная ставка по займам;

Т — ставка налога на прибыль.

Увеличение финансового рычага при его разумном исполь­зовании позволяет повысить рентабельность собственного ка­питала (ключевой переменной в формуле устойчивого роста) за счет более дешевых источников внешнего финансирования и расширить потенциал развития предприятия. График связи между SGR и уровнем финансового рычага, построенный на

 

рычаг, D/E

Рис. 5.16. Зависимость между темпами устойчивого роста и уровнем финансового рычага

 

основании данных рассматриваемого примера, приведен на рис. 5.16.

В свою очередь, уменьшение доли чистой прибыли PR, вы­плачиваемой в качестве дивидендов, повышает коэффициент реинвестирования RR, что ведет к увеличению собственного ка­питала за счет внутренних источников и, соответственно, воз­можностей устойчивого роста.

Наконец, оптимизация налоговых выплат в определенных законом рамках способствует снижению налогового бремени на предприятие и повышению чистой прибыли, в том числе дос­тупной для реинвестирования.

Подведем итоги нашего исследования. Как было показано, поддержание устойчивого роста фирмы предполагает баланси­ровку ее инвестиционной, операционной и финансовой дея­тельности. В общем случае это достигается эффективным управ­лением всеми ресурсами, вовлеченными в бизнес, корректным использованием финансового рычага и осуществлением рацио­нальной дивидендной политики.

Несмотря на присущие ей ограничения и недостатки, кон­цепция устойчивого роста, а также вытекающие из нее модели и показатели являются полезным инструментарием как для ме­неджмента фирмы, так и для внешних, заинтересованных в ее деятельности сторон (инвесторы, аналитики, кредиторы и т. п.).

Агрегируя ключевые показатели хозяйственной деятельно­сти в моделях устойчивого роста, можно определить их согласо­ванность, выявить противоречия в поставленных целях развития фирмы, проверить их осуществимость. Например, если объемы продаж должны расти темпами, превышающими коэффициент устойчивого роста, фирме придется увеличить маржу прибыли, ускорить оборачиваемость активов (снизить фондоемкость), по­высить финансовый рычаг и коэффициент реинвестирования либо выпустить новые акции.

Предположим, что предприятие «Б»из рассматриваемого примера хочет достичь темпа устойчивого роста в 10% за счет увеличения маржи чистой прибыли. Уровень финансового ры­чага равен 0,3. Какова должна быть в этом случае величинаNPW

В соответствии с (5.10) имеем

0,1 = (NPMх 1,3 х 0,6) / (0,7 - NPMх 1,3 х 0,6),

откуда

NPM=0,07 / 0,858 = 0,815, или 8,15%.

Таким образом, для реализации намеченного плана потребу­ется увеличить маржу чистой прибыли более чем на 60%, что мо­жет стать трудновыполнимой задачей.

Аналогично, достижение той же цели только за счет измене­ния уровня финансового рычага приведет к превышению заемно­го капитала над собственными средствами (читателю предлагает­ся проверить это самостоятельно), что может негативно отразить­ся на финансовой устойчивости, росте стоимости источников финансирования, а также их доступности. Таким образом, только комплексное улучшение параметров инвестиционной, операци­онной и финансовой деятельности при условии приемлемости и достижимости необходимых значений соответствующих показа­телей позволит фирме «Б»реализовать планируемую стратегию развития.

Показатель устойчивого роста может служить нормативом или эталоном темпа развития, которого предприятие должно придер­живаться на протяжении определенного времени, пока стратегиче­ские цели и приоритеты остаются неизменными. В этой роли ука­занный показатель часто используется внешними аналитиками, потенциальными инвесторами и кредиторами для оценки пер­спектив и финансовой устойчивости бизнеса.

Например, если по данным представленного бизнес-плана фактический рост на каждом этапе его реализации превышает устойчивый, предприятие будет постоянно нуждаться в допол­нительных источниках денежных средств. На основании подоб­ного сопоставления кредиторы могут определить потенциаль­ную потребность предприятия в займах, а также его способность их обслуживать. В свою очередь, если фактический рост меньше устойчивого, предприятие будет генерировать излишки денеж­ных средств, которые могут быть направлены на новые проекты, представляющие интерес для потенциальных инвесторов либо на выкуп собственных акций у их владельцев.

В совокупности с базовыми концепциями финансового ме­неджмента (стоимость, денежные потоки и др.) модели устойчи­вого роста используются для разработки и обоснования финансо­вых стратегий фирмы. Матрица финансовых стратегий и вариан­ты соответствующих управленческих решений представлены на рис. 5.17.

Фирмы, попадающие в правый верхний квадрант матрицы, предпочитают политику агрессивного развития (g > SGR)либо принадлежат к быстрорастущей отрасли. Вследствие существен­ных затрат на увеличение активов, даже при выплате небольших дивидендов либо их полном отсутствии, они не могут поддержи­вать высокие темпы роста исключительно за счет собственных ресурсов. Руководство этих фирм должно придерживаться такой финансовой стратегии, которая подразумевала бы развитие не только за счет нераспределенной прибыли, но и на основе эмис­сии новых акций и привлечения дополнительных заемных средств. Особенно это будет оправдано, если стремительный рост является неотъемлемым условием достижения стратегических конкурент­ных преимуществ и рентабельность новых инвестиций превышает затраты на необходимый капитал (т. е. ROIC > WACC, соответст­венно EVA >0).

Использовать избыток денежных средств для ускорен­ного роста:

реализация новых проектов, покупка действующих предприятий.

Направить избыток денежных средств на выплату собственни­кам или выкуп собственных акций

Сократить дивиденды и другие удержания из прибыли.

Привлечь дополнительный капитал:

эмиссия акций; получение займов.

Снизить темп роста SGR

Распределить часть денежных средств, остальные направить на повышение рентабельности.

Пересмотреть структуру капитала, добиться снижения его стоимости.

Если предпринятые меры не дают эффекта, выйти из бизнеса

Изменить стратегию, провести реструктуризацию бизнеса.

Осуществить реинжиниринг всех бизнес-процессов.

Если предпринятые меры не дают эффекта, выйти из бизнеса

ности для роста из-за сильной конкуренции, а также насыщен­ности рыночного спроса, и генерировать избыточные денежные потоки, что приводит к сокращению финансовых ресурсов, не­обходимых для реинвестирования (левый верхний квадрант мат­рицы). В этом случае, если менеджменту не удастся найти новые возможности эффективного использования денежных средств, вероятно, следует изменить финансовую стратегию, предусмот­реть более высокие дивиденды, выкуп собственных акций, сни­жение размера долга и т. п.

Фирмы, попадающие в правый нижний квадрант матрицы, либо еще не вышли на необходимый уровень рентабельности ROIC > WACCиз-за быстро увеличивающихся объемов дея­тельности, либо не в состоянии его достичь по тем или иным причинам. Следствием данной ситуации является острая по­требность во внешнем финансировании, вызванная нарастаю­

щим дефицитом денежных средств. В этих условиях менедж­менту необходимо изменить политику ценообразования и управления затратами, сбалансировать инвестиционную, опе­рационную и финансовую стратегию, а при необходимости — провести реструктуризацию бизнеса, избавиться от непрофиль­ных активов и нерентабельных направлений. Крайней мерой выхода из подобной ситуации является продажа бизнеса или соответствующего подразделения.

Относящиеся к нижнему левому квадранту фирмы не имеют возможностей для расширения деятельности и одновременно характеризуются низкой рентабельностью (ROIC < WACC). Из- за отсутствия перспективных инвестиционных проектов они не вкладывают средств в новые активы, а низкие темпы развития приводят к получению избыточных денежных потоков от основ­ной деятельности и к исчезновению потребности в дополни­тельных источниках средств. Финансовая стратегия подобных фирм должна быть направлена на повышение рентабельности бизнеса, а также на рациональное использование избытка де­нежных ресурсов — на проведение НИОКР, разработку новых продуктов, увеличение выплат собственникам, рефинансирова­ние займов и т. п. Как и в предыдущей ситуации, крайней мерой является выход из «умирающего» бизнеса и переключение на новые виды деятельности.

Финансовое планирование и моделирование хозяйственной деятельности является важной и неотъемлемой частью управле­ния предприятием. Однако следует помнить, что функциониро­вание и развитие любой бизнес-системы определяется комплекс­ным взаимодействием ее различных элементов и подсистем, а также влиянием общеэкономических, социальных, рыночных, технологических и других факторов внешней среды. Таким обра­зом, только обоснованные, согласованные, последовательные ре­шения во всех сферах (производство, маркетинг, финансы, логи­стика, кадры и т. д.) и на всех уровнях управления фирмой спо­собны обеспечить ее выживание и процветание в условиях жесткой конкурентной борьбы, а также создание дополнитель­ных ценностей для заинтересованных в ее деятельности сторон.

В заключение отметим, что финансовое планирование в на­стоящее время немыслимо без использования современных ин­формационных технологий. Помимо традиционных средств мо­делирования финансовых расчетов, таких как MSEXCELи дру­гие офисные приложения, существуют и специализированные программные продукты, ориентированные на решение задач планирования и бюджетирования. К наиболее известным и по­пулярным подобным программам в РФ следует отнести продук­ты «Альт-Прогноз» (Альт), «БЭСТ-План» (Интеллект-Сервис),ProjectExpert(PRO-INVESTConsulting), «Инталев: Бюджетное управление» («Инталев»),HyperionPillar(Hyperion, США) и др.

 








Date: 2016-01-20; view: 606; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию