Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и структура государственного механизма (аппарата)Механизм государства – система государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, посредством которых осуществляется государственное управление путем законодательно закрепленных методов и способов взаимодействия. Основные черты механизма государства: 1. МГ – это система, т.е упорядоченная совокупность элементов; 2. Целостность МГ обеспечена едиными целями и задачами, стоящими перед государством; 3. Основной элемент МГ – государственные органы; 4. МГ является организационной и материальной формой, с помощью которой государство осуществляет власть; 5. Порядок создания, статус и компетенция элементов МГ предусмотрены нормативно-правовыми актами государства. Понятие механизма государства тесно связано с понятием государственного аппарата. Часто в юридической науке эти понятия употребляются как синонимы. Хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие МГ включаются также другие структуры, опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Под структурой МГ понимают его внутренне строение, порядок расположения его элементов, их соотношение и взаимосвязь. Таким образом, структура механизма государства: 1) Государственный аппарат – совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти. 2) Государственные органы – элементы МГ, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. 3) Государственные организации – элементы МГ, которые призваны осуществлять охранительную функцию государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция и т.п.); 4) Государственные учреждения – элементы МГ, осуществляющие непосредственную практическую деятельность по реализации функций государства в социально-культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах, непосредственно государственными властными полномочиями не обладающие (библиотека, поликлиника, школа, театр и др.); 5) Государственные предприятия – элементы МГ, представляющие собой систему предприятий, осуществляющие хозяйственно-экономическую деятельность в целях материального обеспечения функционирования государства. 6) Государственные служащие – лица, специально занимающиеся управлением в государстве; 7) Организации и финансовые средства, необходимые для обеспечения нормальной деятельности ГА и МГ в целом.
15. Государственный орган: понятие, признаки, классификация. Орган государства – это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками: 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства; 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения; 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению; 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов; 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы; 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений; 7. Имеют соответствующую материальную базу; 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица; 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории. Классификация государственных органов: 1) По порядку образования: - органы, избираемые непосредственно народом; - органы, формируемые другими государственными органами. 2) По способу принятия решений: - коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ); - единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ). 3) По характеру компетенции: - органы общей компетенции-круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.); - специальной компетенции – специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции). 4) По принципу разделения властей: - законодательные; - исполнительные; - судебные. 5) По иерархии: - высшие – распространяют свои полномочия на территорию всего государства; - местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы. 6) По правовым формам деятельности: - правотворческие; - правоприменительные; - правоохранительные. 7) По срокам полномочий: - постоянные; - временные – создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.
16.Политическая система общества: понятие, структура, субъекты. Политика это: 1) отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти. 2) деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочнения пол власти или ее завоевания. Политическая система – совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм, взаимодействия и взаимоотношения между ними, в которых реализуется полититическая власть. Особенности политической системы: 1. именно в рамках ПС и с ее помощью осуществляется политическая власть, 2. ПС зависит от характера общественной среды и социально-экономической структуры общества, 3. ПС обладает относительной самостоятельностью от других общественных систем. Функции политической системы: 1. определение целей, задач и путей развития общества, 2. организация деятельности общества по достижению целей, 3. распределение материальных и духовных ресурсов, 4. разработка и внедрение в общество различных норм поведения и контроль за их выполнением, 5. обеспечение стабильности и безопасности общества, приобщение людей к политической жизни. Политическая система включает в себя след. элементы: 1.Институциональная подсистема, представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которую входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации(например, клубы по интересам, спортивные общества). Она состоит из: - политических институтов, непосредственной целью которых является осуществление власти или воздействия на нее (государство, политические партии, общественно-политические движения), - организаций, деятельность которых имеет лишь незначительный политический аспект, - не собственно политические, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной и культурной сферах общества (профсоюзы, религиозные организации). 2. Коммуникативная подсистема, представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу участия в осуществлении власти, выработки и осуществления политики. 3. Нормативная подсистема – политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, в том числе этико-моральные нормы. 4. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств участников политической жизни, т.е. политическое сознание субъектов политической системы, которая функционирует в двух уровнях: - теоретическом (политическая идеология); - эмпирическом (политическая психология). Особое внимание уделяется политической культуре – комплексу типичных для данного общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.
18. Принципы права: понятие, виды, значение. Принципы права: 1) наличие основополагающего характера; 2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни; 3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения; 4) системность; 5) устойчивость; 6) фиксирование в законодательстве; 7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы; 8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности. Виды принципов права: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы. Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить: – н а принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом; – принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.; – принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.; – принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного; – принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения; – принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав. Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику. Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права: 1) принцип гласности; 2) принцип состязательности; 3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д. Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.
19. Функции права: понятие, виды, содержание. Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Существует несколько видов функций:
|