Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корпоративные и унитарные организации





Коммерческие и некоммерческие организации Деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие сохраняется. Помимо этого, вводится подразделение юридических лиц каждого вида на корпоративные и унитарные.
Корпоративные Корпоративной организация является в том случае, если ее участник (учредитель) обладает комплексом прав на участие в управлении ее деятельностью. Согласно предусмотренной ГК РФ классификации, организации могут создаваться как в форме корпоративных коммерческих организаций (например, общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество), так и корпоративных некоммерческих организаций (например, потребительский кооператив, общественная организация, ассоциация и др.).
Унитарные Унитарной организация является в случае, если ее учредители не приобретают прав на управление ее деятельностью, в качестве примера можно привести государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, АНО, религиозные организации, а также публично-правовые компании. Имущество унитарных юридических лиц является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям или паям.


Публичные и непубличные общества

Общества с ограниченной ответственностью Хозяйственное общество, созданное в организационно-правовой форме ООО (общества с ограниченной ответственностью), признается непубличным обществом.
ОАО, ЗАО (не изменившие наименование) Создание закрытых и открытых акционерных обществ (ЗАО и ОАО) с 1 сентября 2014 г. не допускается. Существующие ЗАО и ОАО должны внести изменение в наименование, а также сопутствующие изменения в документы, печати и др. при первом изменении устава (срок внесения данных изменений не регламентирован), а также вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что акционерное общество является публичным. Действия, направленные на приведение учредительных документов в соответствие с новой редакцией ГК РФ, не облагаются государственной пошлиной.
ПАО (после смены наименования) Публичными признаются акционерные общества, акции и ценные бумаги (конвертируемые в акции) которых находятся в публичном обращении или публично размещаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах или общества, которые включили в устав и в свое фирменное наименование указание на то, что общество является публичным. Акционерные общества, отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным. Требования по раскрытию информации для публичных АО могут быть предусмотрены федеральными законами, при этом дополнительные требования к раскрытию информации могут быть установлены только для публичных обществ. Публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций. Помимо этого, количество акций, принадлежащих одному акционеру в публичной акционерном обществе, не может быть ограничено. Важно отменить, что обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии, согласно поправкам, осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.
Непубличное АО (после смены наименования) Общество, которое не отвечает признакам публичного общества, признается непубличным. Участники непубличного общества, в отличие от публичного, могут изменить ряд положений, регулирующих корпоративные отношения в обществе (например, компетенции органов управления, порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания участников, порядок преимущественного права выкупа акций или доли и др.) по единогласному решению всех его акционеров. Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе, законом об акционерных обществах и законами о ценных бумагах.
   

Содержание понятия "корпоративная организация" (corporatio — лат. объединение, союз, товарищество) раскрывает понятие союза физических или объединения юридических лиц, действующих на основании учредительных документов, предусматривающих установление соответствующих органов управления и контроля с четким разделением их полномочий, имущественной базой его деятельности, с целью достижения социально-полезного результата. Следует отметить, что в данном контексте термин "организация" не ограничивается определением "организационная структура, не занимающаяся предпринимательской деятельностью" и финансируемая из государственного или местного бюджетов.

Исходя из содержания понятия "корпоративная организация", к организации данного вида можно отнести различные организационно-правовые формы хозяйствования, например, производственный кооператив, хозяйственные общества, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, объединении юридических лиц. Вместе с тем, в юридической литературе Украины термин "корпорация" или "корпоративная организация" в большинстве случаев применяется к хозяйственным обществам, т. е. предприятиям, созданным на основе соглашения юридических лиц и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности для получения прибыли.

Определяющими признаками корпоративной организации являются: установленная цель учреждения и деятельности, статус юридического лица, структурированность органов управления, существование имущественной базы деятельности. Кроме того, признаками корпоративной организации есть все общие признаки, присущие юридическим лицам, а именно: организационное единство, обособленное имущество, самостоятельное участие в гражданском обороте от своего имени, имущественная ответственность и способность быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

Особенности управления корпоративными организациями обусловлены следующими факторами:

Фактор необходимости осуществления управления организацией как сложного процесса планирования, организации, мотивации и контроля с целью достижения целей ее эффективной деятельности. Формирование внутриорганизационных корпоративных отношений между членами и участниками организации требует координации и регламентации.

Фактор динамичности социально-экономического развития общества, обуславливающий изменения предпринимательской деятельности, регулирование которой осуществляется принятием и применением корпоративных правовых норм, элементарной частицы корпоративного права. В свою очередь, корпоративные правовые нормы позволяют регулировать корпоративные отношения, соответствуют действующему законодательству и обеспечивают эффективную реализацию норм права.

Указанные факторы характеризуют корпоративное управление как объективно необходимое и социально обусловленное явление. Обобщая разные подходы к определению понятия "корпоративное управление", отметим, что это система норм, регулирующих определенную группу социальных и управленческих отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в корпоративных организациях, принимаются уполномоченными органами организации и обязательны к исполнению определенным кругом участников и членов организации.

Корпоративная норма - это правовой способ закрепления корпоративного регулирования. Корпоративная норма как один из видов социальных норм представляет собой элементарную частицу корпоративного права. Познание корпоративных норм начинается с исследования источников корпоративного права, среди которых можно выделить корпоративный обычай, корпоративный прецедент, корпоративный нормативный акт.

Корпоративный обычай характеризуется как признанное организацией обычное правило поведения. На начальном этапе развития предпринимательства и корпоративной организации возникает обычай, как правило, добровольного исполнения. Этот источник корпоративного права развивается, входя постепенно в привычку членов организации. Ему присущи следующие черты: соответствие известным правилам, традициям; массовость исполнения; соответствие правовым обычаям и нормам права как образцу поведения. Он являет наиболее оптимальным для существующих реальных обстоятельств и корпоративных отношений. Примером корпоративного обычая есть собрания коллектива, регулярно проводящиеся руководителем для координации исполнения текущих и стратегических заданий некоторых подразделений и должностных лиц организации.

Корпоративный прецедент - это решение, которое приринимает уполномоченный орган корпоративной организации как образец для разрешения аналогичных вопросов в будущем. Данный источник корпоративного права характеризуется индивидуальным подходом к разрешению вопросов и оформляется в письменной форме. Так, например, премирование работников на дни рождения является решением уполномоченного органа или должностного лица организации.

 

Унитарные предприятия

 

1. Понятие. Термин "предприятие" употребляется в ГК в двояком значении: предприятие как объект права - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132), и предприятие как субъект права - коммерческая организация (ст. 113). Будучи субъектом гражданского права, унитарное предприятие обладает имуществом, обеспечивающим ему выполнение предпринимательских функций с участием в гражданском обороте. Однако государственные и муниципальные унитарные предприятия отличаются от прочих коммерческих юридических лиц, в частности, тем, что не являются собственниками закрепленного за ними имущества. Унитарному предприятию предоставляются ограниченные вещные права на переданное ему имущество. Собственники - государство, муниципальные образования - предоставляют им имущество на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК) или оперативного управления (ст. 296 ГК). Правовое положение унитарных предприятий должно определяться пока еще не принятым федеральным законом о государственных и муниципальных предприятиях. Унитарное предприятие в качестве субъекта права может существовать только как форма государственного или муниципального предприятия.

Унитарное предприятие на праве оперативного управления может быть создано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и именуется федеральным казенным предприятием (ст. 115 ГК). Для казенных предприятий действует Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. *(158) (с изменениями от 27 августа 1999 г. *(159). Федеральное государственное предприятие, самостоятельно владеющее, пользующееся и распоряжающееся имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, может руководствоваться Примерным Уставом федерального государственного унитарного предприятия, утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений РФ от 16 февраля 2000 г. *(160).

2. Создание. Унитарные предприятия создаются по распоряжению собственника, которого представляют уполномоченные на то государственные органы или органы местного самоуправления. Указом Президента РФ от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий" *(161) прекращено создание новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве хозяйственного ведения. Органам исполнительной власти субъектов Федерации рекомендовано провести аналогичную реформу в отношении государственных предприятий, находящихся в собственности субъектов Федерации.

В соответствии со ст. 114 ГК учреждение унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, происходит по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, представляющего соответствующего собственника (государство или муниципальное образование). Учредительными документами унитарного предприятия являются решение органа, уполномоченного собственником, о создании предприятия и утвержденный им же устав. Уставы унитарных предприятий утверждают отраслевые федеральные органы исполнительной власти, а казенных предприятий - Правительство РФ. Правительством РФ могут быть утверждены уставы и федеральных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Так, Устав федерального унитарного предприятия "Государственная компания "Росвооружение"", основанного на праве хозяйственного ведения, был утвержден Правительством РФ 31 декабря 1997 г. *(162) Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание собственника его имущества, а для предприятия, основанного на праве оперативного управления, - также указание на то, что это казенное предприятие.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью в соответствии с целями их деятельности, определяемыми собственником.

3. Имущество. Имущественной основой деятельности унитарного предприятия является уставный фонд, который формируется собственником - учредителем предприятия. Министерство имущественных отношений наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Имущество, переданное унитарному предприятию собственником, образует его уставный фонд, минимальный размер которого определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником до государственной регистрации предприятия. Помимо средств, переданных собственником, в состав имущества унитарного предприятия входят также доходы от основной деятельности и от самостоятельной хозяйственной деятельности, осуществляемой в соответствии с уставом с разрешения собственника.

4. Органы управления. Органом управления унитарного предприятия является его руководитель (директор), назначаемый и освобождаемый от должности собственником или уполномоченным им исполнительным органом, для федеральных унитарных предприятий - федеральным органом исполнительной власти. Упомянутый выше Типовой устав казенного завода... указывает, что руководство осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия. Назначение на должность производится на основании контракта заключенного с руководителем, прошедшим по конкурсу на замещение должности руководителя федерального унитарного предприятия. Конкурсы проводятся в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий" *(163).

5. Права и обязанности унитарного предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно ведет предпринимательскую деятельность, предусмотренную уставом, на началах самофинансирования. Собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие ограничено в актах распоряжения закрепленным за ним имуществом. Оно вправе совершать только такие сделки, которые обслуживают его обычную предпринимательскую деятельность. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным образом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам учредившего предприятие собственника. Собственник имущества не отвечает по обязательствам унитарного предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность (банкротство) предприятия вызвано действиями собственника (например, его обязательными указаниями), а также когда такая ответственность предусмотрена уставом предприятия (п. 3 ст. 56 ГК). В указанных случаях собственник несет субсидиарную ответственность.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (ст. 115 ГК). Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Так, как уже отмечалось, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. утвержден Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства). Казенное предприятие самостоятельно распоряжается (реализует) только производимой им продукцией. Оно вправе распоряжаться любым другим закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ст. 297 ГК). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия. По своим обязательствам казенное предприятие отвечает всем своим имуществом, а при его недостаточности субсидиарную ответственность несет Российская Федерация независимо от того, по какой причине эти долги возникли - вследствие неправильного распоряжения собственника или по иным основаниям (п. 5 ст. 115 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в соответствии с п. 7 ст. 114 ГК может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие, передав ему часть закрепленного за ним имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Казенное предприятие не вправе создавать дочерние предприятия, выступать в роли учредителя предприятий, учреждений, организаций без согласия Правительства РФ или уполномоченного Правительством органа.

6. Реорганизация и ликвидация. Унитарные предприятия реорганизуются и ликвидируются по общим правилам ст. 57-65 ГК. Однако в тех случаях, когда речь идет о слиянии или присоединении к коммерческой организации, основанной на частной собственности, следует принимать во внимание нормы законодательства о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст. 16 Закона о приватизации унитарные предприятия могут быть преобразованы только в открытые акционерные общества.

Date: 2016-01-20; view: 2769; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию