СРЕДСТВА ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
|
Наименование
| Определение
| Литературный пример
|
АНТОНИМЫ, КОНТЕКСТНЫЕ (КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ) АНТОНИМЫ
| это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения
| «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»....
|
ОМОНИМЫ (ОМОФОНЫ, ОМОГРАФЫ)
| слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Следует различать омонимы и многозначные слова: значения многозначных слов имеют нечто общее, а значения омонимов никак не связаны между собой
| коса — заплетенные волосы
коса — сельскохозяйственное орудие, которым косят траву
|
СИНОНИМЫ
КОНТЕКСТНЫЕ (КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ) СИНОНИМЫ
| как правило, слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия.
| Веселый – радостный, оживленный, шутливый, праздничный, задорный, потешный
|
ПАРОНИМЫ
| это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением.
| Абонемент — право пользования чем-либо, а также документ, подтверждающий это право.
Абонент — подписчик, владелец абонемента, пользователь услугами.
|
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
| устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы. Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка.
| Бить баклуши — бездельничать
билибаклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья.
|
ЦИТАТЫ
| дословная выдержка из какого-либо текста. При этом важно, что цитируемый (вставленный) текст однозначно идентифицируется как вставленный (то есть как часть другого текста).
| “Человек не властен над своим сердцем, никого нельзя судить за то, что он полюбил или разлюбил”
(Ж.Санд)
|
ТРОПЫ
|
АЛЛЕГОРИЯ
| Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.
| Грустит соловей у поверженной розы, надрывно поёт над цветком. Но льёт и садовое пугало слёзы, любившее розу тайком
(А. Ханмагомедов)
|
ГИПЕРБОЛА
| Поэтический приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления
| Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю
(Архимед)
Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь. ……за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец.
(Н.Гоголь)
|
ИРОНИЯ
| Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.
| «Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя»
(Георгий Александров)
|
ЛИТОТА
| это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой.
| Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка!
(Грибоедов)
|
МЕТАФОРА
| Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
| "ледяное сердце", "железные нервы", "глаз-алмаз", "заяц" (о безбилетном пассажире), "у меня глаза выпали! "
|
МЕТОНИМИЯ
| Оборот речи, слово, к-рым заменяется другое, смежное понятие.
| «Все флаги будут в гости к нам», где флаги замещают корабли
|
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
| Воплощение чего-н. в образе живого существа.
| Сияет солнце, воды блещут. На всем улыбка, жизнь во всем. Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы. Избытком жизни упоен. (Ф. Тютчев)
|
ПЕРИФРАЗ
| это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
| Искусство, коим был прославлен Апеллес, И коим ныне Рим главу свою вознес, Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики…
|
СИНЕКДОХА
| соотношение, дословно — «сопонимание») — троп, разновидность метонимии, стилистический прием, название частного вместо общего и наоборот
| «Всё спит — и человек, и зверь, и птица».
(Гоголь)
|
СРАВНЕНИЕ
| Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
| Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась
|
ЭПИТЕТ
| В поэтике: определение, прибавляемое к названию. предмета для большей изобразительности
| Статные осины. Румяная заря. Могучий дуб. Ангельский свет. Золотая тучка. Быстрые мысли. Человек-кран. Легкое чтиво. Золотой человек. Человек-компьютер. Чудесный вечер. Поющий костер. Девица-красавица. Печально льет свет. Воздух чист и свеж
|
ФИГУРЫ РЕЧИ
|
АНАФОРА
| стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи.
| Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
(А.C.Пушкин)
|
БЕССОЮЗИЕ
| стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.
| Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(А.C.ПУШКИН)
|
ГРАДАЦИЯ
| Последовательность, постепенность в расположении чего-н., при переходе от одного к другому.
| Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наше не-гулянье под луной,
За солнце не у нас над головами...
(М. Цветаева)
|
ИНВЕРСИЯ
| нарушение обычного порядка слов в предложении
| Трудами ночи изнурен Я лег в тени... (М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)
|
МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН)
| стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.
| "Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду"
(А. Чехов)
|
ОКСЮМОРОН
| термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий
| «Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова)
|
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
| стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей
| С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флёров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький).
|
ПЛЕОНАЗМ
| Оборот речи, в к-ром совершенно излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению
| «пожилой старик», «молодой юноша», «увидеть собственными глазами», «май месяц»
|
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС
| риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, на который не нужен ответ
| "Мечты, мечты, Где ваша сладость? Где ты, где ты, Ночная радость? " (А. С. Пушкин)
|
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ
| приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п
| Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф. Тютчев)
|
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
| как стилистическая фигура речи, рассчитано на усиление эмоционального восприятия, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной. Р. о. адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу, наиболее часто встречается в поэзии
| А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (Лермонтов)
|
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
| это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные
| Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
(Лермонтов)
|
УМОЛЧАНИЕ
| намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном
| Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты!
(Бунин)
|
ЭЛЛИПСИС
| намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения
| День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь — в смерть… А ты?.. Ты в меня!
(Г.Гейне)
|
ЭПИФОРА
| стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце смежных или близко расположенных ритм. рядов
| — Лес не тот!
— Куст не тот!
— Дрозд не тот!
(М.Цветаева)
|
СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
|
ЗВУКОПИСЬ
| система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление.
| Ворон каркнул на сосну/ Тронул сонную струну» (А. Блок)
Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак)
|
АЛЛИТЕРАЦИЯ
| повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении
| Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости.
(Маяковский)
|
АССОНАНС
| приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
| У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
(Лермонтов)
|
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ
| Воспроизведение природного звучания какими-н. напоминающими его звуками речи
| производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква, чик-чирик. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха, а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок, пиф-паф
|