Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительно-выразительные средства языка

 

СРЕДСТВА ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Наименование Определение Литературный пример
АНТОНИМЫ, КОНТЕКСТНЫЕ (КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ) АНТОНИМЫ это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»....
ОМОНИМЫ (ОМОФОНЫ, ОМОГРАФЫ) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Следует различать омонимы и многозначные слова: значения многозначных слов имеют нечто общее, а значения омонимов никак не связаны между собой коса — заплетенные волосы коса — сельскохозяйственное орудие, которым косят траву
СИНОНИМЫ КОНТЕКСТНЫЕ (КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ) СИНОНИМЫ как правило, слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Примеры синонимов в русском языке: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать. Служат для повышения выразительности речи, позволяют избегать её однообразия. Веселый – радостный, оживленный, шутливый, праздничный, задорный, потешный
ПАРОНИМЫ это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Абонемент — право пользования чем-либо, а также документ, подтверждающий это право. Абонент — подписчик, владелец абонемента, пользователь услугами.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы. Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка. Бить баклуши — бездельничать билибаклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья.
ЦИТАТЫ дословная выдержка из какого-либо текста. При этом важно, что цитируемый (вставленный) текст однозначно идентифицируется как вставленный (то есть как часть другого текста). “Человек не властен над своим сердцем, никого нельзя судить за то, что он полюбил или разлюбил” (Ж.Санд)    
ТРОПЫ
АЛЛЕГОРИЯ Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.   Грустит соловей у поверженной розы, надрывно поёт над цветком. Но льёт и садовое пугало слёзы, любившее розу тайком (А. Ханмагомедов)
ГИПЕРБОЛА Поэтический приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю (Архимед) Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь. ……за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. (Н.Гоголь)  
ИРОНИЯ Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме. «Пуля оказалась отравленной после попадания в ядовитое тело вождя» (Георгий Александров)  
ЛИТОТА это образное выражение, стилистическая фигура, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота в этом смысле противоположна гиперболе, поэтому по-другому её называют обратной гиперболой. Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более напёрстка! Я гладил всё его; как шёлковая шёрстка! (Грибоедов)
МЕТАФОРА Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения. "ледяное сердце", "железные нервы", "глаз-алмаз", "заяц" (о безбилетном пассажире), "у меня глаза выпали! "
МЕТОНИМИЯ Оборот речи, слово, к-рым заменяется другое, смежное понятие. «Все флаги будут в гости к нам», где флаги замещают корабли
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Воплощение чего-н. в образе живого существа. Сияет солнце, воды блещут. На всем улыбка, жизнь во всем. Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы. Избытком жизни упоен. (Ф. Тютчев)
ПЕРИФРАЗ это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Искусство, коим был прославлен Апеллес, И коим ныне Рим главу свою вознес, Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики…
СИНЕКДОХА соотношение, дословно — «сопонимание») — троп, разновидность метонимии, стилистический прием, название частного вместо общего и наоборот «Всё спит — и человек, и зверь, и птица». (Гоголь)
СРАВНЕНИЕ Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Подобно ласковому зверю метель во двор к нам забралась
ЭПИТЕТ В поэтике: определение, прибавляемое к названию. предмета для большей изобразительности Статные осины. Румяная заря. Могучий дуб. Ангельский свет. Золотая тучка. Быстрые мысли. Человек-кран. Легкое чтиво. Золотой человек. Человек-компьютер. Чудесный вечер. Поющий костер. Девица-красавица. Печально льет свет. Воздух чист и свеж  
ФИГУРЫ РЕЧИ
АНАФОРА стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.C.Пушкин)
БЕССОЮЗИЕ стилистическая фигура: построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. (А.C.ПУШКИН)
ГРАДАЦИЯ Последовательность, постепенность в расположении чего-н., при переходе от одного к другому. Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! - Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наше не-гулянье под луной, За солнце не у нас над головами... (М. Цветаева)
ИНВЕРСИЯ нарушение обычного порядка слов в предложении Трудами ночи изнурен Я лег в тени... (М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)    
МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН) стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи. "Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду" (А. Чехов)
ОКСЮМОРОН термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий «Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский). У Елены беда тут стряслась. Большая (Панфёров). Флёров — все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже (Горький).
ПЛЕОНАЗМ Оборот речи, в к-ром совершенно излишне повторяются слова, одинаковые или близкие по значению «пожилой старик», «молодой юноша», «увидеть собственными глазами», «май месяц»
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, на который не нужен ответ "Мечты, мечты, Где ваша сладость? Где ты, где ты, Ночная радость? " (А. С. Пушкин)
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф. Тютчев)
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ как стилистическая фигура речи, рассчитано на усиление эмоционального восприятия, в особенности в случаях, когда вопросительная интонация сочетается с восклицательной. Р. о. адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или отсутствующему лицу, наиболее часто встречается в поэзии А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… (Лермонтов)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ это одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (Лермонтов)
УМОЛЧАНИЕ намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном Я не люблю, о Русь, твоей несмелой Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый… Смиренные, родимые черты! (Бунин)
ЭЛЛИПСИС намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения День в тёмную ночь влюблён, В зиму весна влюблена, Жизнь — в смерть… А ты?.. Ты в меня! (Г.Гейне)
ЭПИФОРА стилистический приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуковых сочетаний в словах или в сочетаниях слов в конце смежных или близко расположенных ритм. рядов — Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот!   (М.Цветаева)
СРЕДСТВА ФОНЕТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
ЗВУКОПИСЬ система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на фонетическом (звуковом) уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление. Ворон каркнул на сосну/ Тронул сонную струну» (А. Блок) Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак)
АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается бо́льшая, по сравнению со среднеязыковой, частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на всём его протяжении Лет до ста расти нам без старости. Год от года расти нашей бодрости. Славьте, молот и стих, землю молодости. (Маяковский)
АССОНАНС приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных). У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут. (Лермонтов)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ Воспроизведение природного звучания какими-н. напоминающими его звуками речи производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква, чик-чирик. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха, а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок, пиф-паф

 


<== предыдущая | следующая ==>
Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе | 

Date: 2016-01-20; view: 1183; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию