Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Сущность педагогических конфликтов





1.1 ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ»

 

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами -лицами или группами.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий [7, c. 87].

Педагогический конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия [11. C. 43].

Конфликтная ситуация не всегда и не обязательно приводит к разрушениям, напротив, при определённых условиях даже открытые конфликты могут способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.

Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведёт к изменению, изменение ведёт к адаптации, адаптация ведёт к выживанию» [ 7, с. 35. ]. Если мы перестанем воспринимать конфликт как угрозу и начнём относиться к нему, как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, мы займём более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, что они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции [10, c. 132].

В настоящее время в теории и практике педагогики накоплен значительный запас фактов и наблюдений для попытки ставить вопрос об оформлении теоретического направления - педагогической конфликтологии, как самостоятельной области исследований науки об образовании. Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических.

Педагогическая конфликтология - теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения [ 11, c. 45].

Конфликтная ситуация – такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами [7, c. 79]. Главная черта – возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личности, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательной работе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтов любыми способами.

Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современная школа [2, c. 32]. Современная конфликтология ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако слабая подготовка педагогов и руководителей, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса.

В педагогической конфликтологии теоретически нет разграничения между такими понятиями как оппоненты, противники, субъекты, стороны конфликта. Данные понятия в представлении многих ученых являются синонимами.

Под конфликтной ситуацией понимают объективное сочетание различных обстоятельств, которые предшествуют конфликту и обусловливают, как прави­ло, несовместимые требования к различным лицам. По мнению ряда исследовате­лей в педагогике, конфликтная ситуация предшествует собственно конфликту, ее составляющими являются субъекты и объект конфликта со всеми их от­ношениями и характеристиками.

Таким образом, конфликтную педагогическую ситуацию можно принять как совокуп­ность объективных и субъективных условий, возникающих в школьном социуме и создающих определенное психологическое напряжение, по причине которого ослабляется рациональный контроль субъектов общения и активизируется их эмоциональное восприятие сложившихся противоречий. Чтобы конфликтная ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент. Инцидент – это по­вод для конфликта, конкретное обстоятельство, которое является «спусковым механизмом», порождающим развитие событий. По мнению М. Р. Битяновой, «инцидент – это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участ­никам наличие объективного противоречия в интересах и целях» [6, c. 8].

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Педагогические конфликты имеют целый ряд особенностей:

§ ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

§ участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

§ разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

§ различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

§ присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

§ профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика.

§ всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.

Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как пра­вило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение учительства в це­лом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятель­ности в данной области, районе, учебном заведении [3, с. 22]. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-пси­хологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренчески­ми качествами личности.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соот­ветствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фак­тора в провокации конфликтов в школьном социуме.

 

1.2 ВИДЫ КОНФЛИКТОВ

 

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

ü Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

ü Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

ü Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

 

 

1.3 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНФИКТОВ

 

К межличностным конфликтам между воспитателем и воспитанником (учителем и учеником, родителем и ребенком) относят педагогический конфликт. Следовательно, педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности. Главная отличительная особенность педагогического конфликта состоит в противопоставлении социально-ролевых позиций. Характер педагогических конфликтов определяется статусом участников конфликта, наличием юридической, моральной и профессиональной ответственности администрации образовательного учреждения и педагогического коллектива за жизнь, здоровье учащихся и результаты учебно-воспитательной деятельности; существенными различиями в возрасте, жизненном опыте, гражданских правах, образованности учащихся и педагогов и др. специфическими чертами. Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Еще одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.

Ребенок, начиная с первого класса, находится под жестким прессингом со стороны учителей и школы в целом. Рабочий день у него начинается с боязни опоздать в школу и страха перед грозящими за это санкциями, затем он может подвергнуться аналогичным наказаниям за забытую тетрадку, учебник, циркуль, сменную обувь и другие аналогичные провинности. Кроме этих "предварительных страхов", не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу, в ходе самого урока ребенка преследуют чисто "учебные страхи". Поэтому он практически постоянно находится в состоянии достаточно сильного нервного возбуждения, что уже само по себе создает конфликтную ситуацию. По представлению К. Левина, частоту конфликтов в группе определяет "уровень напряжения", в котором существует человек или группа. К конфликтам также приводит наличие "внешних барьеров", которые не позволяют человеку покинуть неприятную ситуацию. В роли внешних барьеров в школе выступают обязательность посещения учебных занятий, строгая регламентация учебной деятельности и поведения школьника. Степень напряженности и вероятность конфликта определяются также готовностью сторон к принятию позиции партнера. В практике школы именно учитель, как более опытный и подготовленный коммуникатор, должен воспринимать, понимать и объективно оценивать позицию ученика.

Известно, что только понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению [13, c. 176]. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии. Исходя из рассмотренных взглядов на природу конфликтов можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Объективные причины педагогических конфликтов:

· Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка;

· Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика;

· Существенное ограничение степеней свободы;

· Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям;

· Зависимость ученика от учителя;

· Необходимость оценивания учащихся учителем;

· Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах;

· Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми;

· Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

К субъективным причинам относятся:

§ Психологическая несовместимость учителя и ученика.

§ Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность";

§ Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика;

§ Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика4

§ Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований;

§ Недостаточная компетентность учителя;

§ Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;

§ Чрезмерная загруженность учителя или ученика;

§ Вынужденная бездеятельность ученика;

§ Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе;

§ Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.

Конфликт в школе — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса [15, c. 45]. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил воспитателя и воспитанников. При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.

Конфликтная педагогическая ситуация характеризуется резким обострением возникших противоречий вовзаимодействиях педагога и учащихся, возросшей степенью напряженности межличностных отношений, представляет собой потенциальный конфликт. Конфликты классифицируются по отношениям статуса участников: вертикальные (между учителем и учащимися, родителем и детьми) и горизонтальные (между учащимися); по степени проявления: открытые или скрытые; по степени интенсивности: ярко выраженные и стертые; по причинам: порожденные объективными и субъективными причинами; по времени действия - затяжные и кратковременные, по значению: конструктивные и деструктивные.

В современной конфликтологии выделяют позитивные и негативные функции конфликта. Рассматривая конфликт в сфере образования и учитывая его специфические особенности, можно отметить следующие позитивные функции конфликта:

v информативная функция (получение новой информации об участниках конфликта, диагностика и прояснение ситуации);

v интегративная функция (сплочение коллектива класса, школы, педагогического коллектива при противоборстве с внешним недругом);

v инновационная (стимулирование к изменению и развитию личности учителя и ученика, их взаимоотношений, организации учебно-воспитательного процесса, школы и др.);

v разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

v подает сигнал неблагополучия, позволяет полнее и точнее выявить назревшие противоречия;

v предоставляет шанс к развитию личности учителя, ученика и организации образовательного процесса в школе.

К негативным функциям относятся:

v деструктивная функция (ущерб жизни, здоровью, ухудшение или крах взаимоотношений, невозможность достижения целей образования и развития личности ученика и др.);

v дезинтеграция (разрушение целостности личности, а также общности, системы, в которой развивается конфликт, увольнение учителей, снижение дисциплины учащихся, ухудшение психосоциального климата в коллективе учеников и учителей);

v большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;

v резкое снижение эффективности учебно-воспитательной деятельности;

v возникновение синдрома "побежденного".

Таким образом, педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предлагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин. Таким образом, в данном толковании педагогического конфликта как разновидности конфликтов вообще прежде всего обращается внимание на сферу его протекания (учебно-воспитательный процесс), особенность субъектов (учителя и дети), эмоциональный фон протекания.

Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем видеэти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов;отсутствие коммуникативной культуры и т.д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способоврешений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их вконтексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативнойкультуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше социального статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно "педагоги" допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми кличному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявивсвою силу и власть. Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.

Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

 

 

Date: 2016-01-20; view: 1802; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию