Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание. Внимание – избирательная направленность сознания на определенные предметы и явления





Внимание – избирательная направленность сознания на определенные предметы и явления.

В психологии принято выделять следующие критерии внимания:

1) внешние реакции – поворот головы, фиксация глаз, сосредоточенная поза, задержка дыхания;

2) состояние поглощенности и отвлечения от побочных условий и объектов;

3) увеличение продуктивности деятельности.

Виды внимания:

1. Непроизвольное (возникает непреднамеренно под влиянием внешних причин: яркие краски, громкие звуки, резкие запахи).

2. Произвольное внимание (возникает в результате сознательных усилий при выполнении деятельности).

Произвольное внимание вызывают только объекты: 1) связанные с выполняемой задачей, 2) имеющие значение для удовлетворения потребностей.

3. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного

При этом сознательно поставленная цель сохраняется, но волевые усилия становятся не нужны. Возникает в результате: 1) увлеченности задачей (состояние потока), 2) сформированной привычки сосредоточенно работать в определенном режиме.

Свойства внимания:

1. Концентрация внимания – поглощенность и отвлечение от побочных условий и объектов.

Возникает на основе рациональной организации труда в оптимальных условиях (тишина, освещение).

2. Распределение внимания – способность одновременно контролировать несколько независимых процессов. При этом хотя бы одно действие должно быть автоматизировано (доведено до уровня навыка). Например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда: обдумывать мысль и слушать рассуждения на другую тему.

3. Объем внимания – это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно. Объем внимания взрослого человека составляет в среднем 7 ± 2 элемента. Т. е. человек может одновременно воспринимать 5–9 визуальных объектов (единиц информации).

4. Переключение внимани я – сознательное изменение направленности деятельности в связи с постановкой новой цели.

При высокой концентрации внимания переключение затрудняется → возникают ошибки рассеянности (черта великих ученых).

Память

Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации.

Функции памяти:

1. Организация прошлого опыта для повторного использования в деятельности.

2. Сохранение субъективного чувственного образа предыдущих восприятий.

3. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без ее участия памяти.

Мнемические процессы:

1. Запоминание процесс удержания материала в памяти.

Запоминание улучшают: 1) понимание значимости, 2) эмоциональная окраска материала.

Выделяют следующие способы произвольного запоминания:

– группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. д.);

– выделение опорных пунктов

– классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;

– схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах;

– поиск аналогий – установление подобия с предметами и явлениями,

– повторение – воспроизведение материала.

2. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний.

3. Воспроизведение – актуализация сохраненных знаний.

4. Забывание – утрата четкости и уменьшение объема закрепленного в памяти материала. Забывается то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека.

Причины забывания:

1. Ослабление следов – уменьшение со временем силы ассоциативных связей. Немецкий психолог Г. Эббингауз построил знаменитую кривую забывания, согласно которой основной объем информации забывается в первый час после запечатления.

2. Интерференция – тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или последующей деятельности.

3. По З. Фрейду забывание – результат работы защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие и неприятные воспоминания. В первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостности и самооценке личности.

Большое значение для предотвращения забывания имеют активное повторение и включение материала в систему прошлого опыта.

Классификация видов памяти:

1. По времени сохранения материала:

– сенсорная память сохраняет информацию на уровне рецепторов в течение 1 секунды.

– кратковременная память – механическое запечатление от 5 до 9 единиц информации в течение 20 секунд;

– оперативная память обеспечивает сохранение материала на период решения задачи;

– долговременная память – продолжительное сохранение материала, не ограниченное по времени и объему.

2. По характеру психической активности:

– двигательная память – участвует в формировании практических (ходьбы, письма) и трудовых навыков. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека.

– эмоциональная память – память на пережитые чувства, включенные в опыт. Эмоциональная память сильнее других видов памяти.

– образная память (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая). У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти.

– словесно-логическая память – память на термины, даты, цифры;

– механическая память (зубрежка).

3. По характеру целей деятельности:

– непроизвольная (спонтанная);

– произвольная (стоит цель запомнить материал).

Непроизвольно запоминаются: 1) незавершенные действия, 2) все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности.

4. По использованным для запоминания средствам:

– непосредственная память – прямое механическое запечатление событий и явлений (примитивный вид памяти, реализуется у детей);

– внешне опосредованная памятью (на основе узелков на память, записей в книжке, фотографий, сувениров);

– внутренне опосредствованная память (на основе внутренней речи).

Date: 2016-01-20; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию