Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Космос в представлениях орфиков





Мистический культ. Основатель – якобы Орфей (считалось, что это действительно так). В отличие от Элевсинского культа, орфики записывали свое учение. Космогония и теогония: сначала была богиня ночи Нюкта или бог времени Хронос (2 варианта было, Аристотель пишет, что Ночь все-таки). В ночи по кругу вращается некое космическое яйцо. Из яйца выходит Перворожденный (Протогон) – Фанэс (сияющий, ослепительный). В ночи вспыхивает свет, олицетворение света = Протогон = Фанэс = Эрос (изображается как крылатый бык, семя всех рождений, далее – бог любви). Сила любви творит все последующее. Мир как таковой сопоставляется со светом. Позже рождаются пары богов (но они не являются центральными для орфиков). 1 пара – Уран (небо) и Гея (земля). Уран покрывает Гею, Землю, со всех сторон, проливается на землю плодородным дождем, Гея зачинает детей. Урану было суждено умереть от руки сына, он не дает Гее рождать, но все-таки появляется пара – Крон и Рея. Крон мстит отцу. Рея тоже рождает Крону детей, но ему так же суждено умереть от руки сына. Крон проглатывает новорожденных детей, но Рея прячет маленького Зевса, которого вскармливает коза Амалфея на о. Крит. Выросший Зевс начинает войну против Крона, на стороне которого титаны. Но Зевс побеждает, его брат Гефест выковывает ему огненную молнию – непобедимое оружие. Зевс раскалывает голову Крона, и из нее выходят все его братья и сестры.

У орфиков месть отцу рассматривается как грех (каждый следующий сын запятнан грехом), Зевс, пытаясь искупить этот грех, отдает власть своему сыну – маленькому Дионису. Здесь обнаруживается главный мотив орфизма: преемственность греха и воздаяние за грех (любое воздаяние за грех само становиться грехом). Дионису завидуют порождения земли – титаны, алчные и хищные. Они с ним играют, приманивают игрушками. Затем они его растерзывают и пожирают. Но, т.к. титаны произошли из земли, а Дионис – из небесного огня, то они распадаются. (Здесь – зеркало – главный фетиш орфиков – удвоение мира, дробление мира на части как это с Дионисом титаны сделали). Зевс карает титанов, которые рассыпаются на землю и глину. В глине, оставшейся от них таиться дионисов огонь, а именно из этого сотава Прометей творит человека. Миф о происхождении человека. Человек создается из праха титанов и дионисийского огня. Орфики признают 2 начала в человеке – низшее титанийское (греховное, связано с плотью, обрекает быть рабами страстей) и высшее дионисийское (то, что связывает с миром богов, отрывает от земли, душа). Жизнь - страдание, тело - темница души. Цель жизни – освобождение души от тела. Души переселяются. Избавление от проклятий перерождений – очистительные обряды орфиков. На острове блаженных (туда душа переселяется, когда освобождается от тела) души живут счастливо и беззаботно. Но у орфиков есть еще один мотив: Богам удалось сохранить живое сердце Диониса (это сделала Афина) и Аполлон восстановил Диониса. Появляется образ грядущего Диониса (искупителя), который искупит грехи богов. Учение орфиков важно знать, так как оно оказало громадное влияние и на все мировоззрение греков и на учение Платона, в частности.

Основная тема ранней греческой философии – Первоначала (архэ).

Греческая античная философия сформировалась в 7 - 5 веках до н.э. В ее истории условно можно выделить четыре большие направления:

1) милетская шк. (Фалес (конец 7- начало 6ого века до н.э.), Анаксимандр, Анаксимен). Впервые стали писать научные сочинения в прозе (раньше был фольклор), отсюда их именовали логографами ("пишущие слова"). Решали вопросы, отходя от гомеровской традиции (мифической): - о происхождении и устройстве мира, - о появлении людей, - этико-социальные. Впервые предложили внерелигиозные научные гипотезы для решения мировоззренческих задач. Т.о., заложили фундамент философствования, сопряженного с наукой: исходят не из теогонии, а из природы, как самодостаточной в своем существовании. Все объясняли лишь посредством природных оснований и сил (Анаксимандр: все вещи возникают их необходимости). От мифологии наследуется: а) поиск начала (архэ), из которого все возникло (для Фалеса это была вода, ибо природа - это все живое, живое питается влагой и состоит из нее; для Анаксимандра - беспредельное, апейрон, как неиссякающее никогда; для Анаксимена - воздух, производящий в себе перемены посредством движения, сгущения, в рез-те чего образуется вода и земля, и разрежение - эфир и огонь); б) тотальное оживление и одушевление природы (Фалес: мир одушевлен и полон богов; Анаксимен: воздух есть бог). Нововведения: а) десакрализация природы (Фалес отвергал божественность небесных светил, по Анаксимену, звезды возникли из земли); б) боги включаются в систему природы (Фалес: боги - водные образования, Анаксимен - воздушные); в) Анаксимандр и Анаксимен ввели в философию понятие вечного движения, благодаря кот-му появляются и уничтожаются вещи, но изменяются только части при неизменности целого; г) появляется взаимная критика философов (к прим., Анаксимандр критиковал своего учителя Фалеса) - это разрыв с догматической традицией, замена ее плюрализмом учений, стремящихся к истине средствами критического обсуждения - нововведения поддерживаются как более совершенные; д) социальное устройство полиса (как справедливое) переносится на природу (как состояние ее гармонии); е) антропологические представления отходят от мифологии: появление человека выводили уже не из божественных причин, а от космических начал, либо от животных; ж) социально-этические воззрения отражали повседневные проблемы жизни (Фалес: ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе)

О природе: Фалес рассматривал мир как единое целое. Мир он сводит к почве, а почва состоит из воды, влаги. Ставит вопрос о законе, по которому совершаются все явления. Заметил, что все семена имеют влажную природу, поэтому стал считать воду основой всего. Анаксимандр считает, что в качестве архэ нельзя рассматривать какую-либо одну стихию, Любая стихия ограничена своими свойствами. Ограниченное не может выступать как начало всего. Анаксимандр поэтому ищет апейрон (бесконечное, бескачественное), в котором содержатся все качества как возможность. Анаксимен в качестве архэ берет воздух, который является почвой всех явлений. В результате превращений, сгущений, разряжений из воздуха появляется огонь и облака. Из облаков появляется вода, которая потом сгущается и становится землей.

2) эфесская шк.: Гераклит (504-501 гг. до н.э.) "О природе" - произведение, которое в древности делили на три части: о вселенной, о государстве, о божестве. Продолжает милетцев: а) начало всего - огонь; б) космос (миропорядок) - небо, мир звезд и молний - он вечен ("огонь вечно живой"); г) движение - основа жизни, существования и бытия вещей, за счет него вместе с огнем изменяется и превращается все в мире (следовательно "в одну реку невозможно войти дважды"), но, изменяясь, вещи сохраняют свое существование и свою тождественность. Космический огонь то вспыхивает, то гаснет. При его потухании возникают воздух, из него вода, из воды - земля, небо и то, что между ними. Т.о., космогония построена по образцу ремесел. д) все совершается по необходимости - существует единый божеств. закон, "мера" во всем, как упорядоченный ход изменений; е) мировой закон означает рациональность бытия (присущих событиям целей и смысла) - ЛОГОС, как разумный небесный огонь, который правит вселенной; ж) открытие Гераклита - бытие соткано из противоположностей, все от них возникает (день и ночь, зима и лето). Каждая пара образуют единство "одно в рамках вселенной": противоположности взаимоисключают и взаимопредполагают др. друга, образуя противоречивое целое - ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ и есть логос; з) переходам противоположностей сопутствует противоречие, следовательно БОРЬБА - первый закон бытия.

3) элейская шк. – вторая половина 6 века. (Ксенофан, Парменид, Зенон) *натурфилософия - гл. начала: земля и вода; *теокосмология - отвергает антропоморфное представление богов (начинает от внешнего вида и кончает образом жизни и нравами). Бог - природа. наполняется созн-ием. Бога надо понимать как некое цельное, единое, неподвижное бытие. Пантеизм Ксенофана стал предпосылкой элейской линии древне-греческой фил-ии: наряду с конкретно-чувственным миром идет речь об абстрактном "мире вообще" в виде единого бога. Гносеология: ощущения, а вместе и разум обманчивы, никто не знает истин, мнение - удел всех. Парменид: не доверя ощущениям, они - небытие: небытие не существует, но присутствует в кач-ве кажимости - мира наших ощущений. Натурфилософия: начало природы - огонь и земля, из их смешения состоит все. Гносеология: истинноее зн-ие дает мышление, оно тождественно бытию: т.е. то. что можно помыслить, существует, немыслимое не существует (бытие есть, небытия нет). Бытие Парменида - шаровидное единое всё - бог Ксенофана. Ксенофан и Парменид оторвали бытие от конкретно-чувственной реальности, превратив его в абстракцию - в понятие бытия. Это есть зарождение метафизики - учение о некоем вечном, неподвижном, умопостигаемом бытии, трансцендентном миру. Зенон Элейский разрабатывал способы док-ва основоположений Парменида - искусство рассуждения (логика). Гносеология: не доверяет чувственному поз-ию. Начинается двоякое отн-ие к чувственным восприятиям: им доверяют, когда те свидетельствуют о вещах и их кач-вах. С др. стороны, считают их обманчивыми, когда те противоречат потятию первоначал (таких, как единство, неподвижность, вечность и т.д.). Опровержение истинности ощущений в апориях (затруднениях): о пустоте, множестве, движении. Доказывается их немыслимость, след., они не существуют. Апории Зенона вскрыли объективное противореие м-ду чувственным всприиятием действительности и её рац-ым постижением, утверждая силу только доводов разума.

4) пифагорейская шк. Основоположник - Пифагор. Особое внимание уделяли развитию математики. Исследования взаимоотношения чисел стали основой теории чисел и принципов арифметики. Пифагорейцы пришли к абсолютизации и мистик чисел: они были поняты как реальные сущности всех вещей. Начало всего - единица (она - причина). Ей подлежит неопределенная двоица (вещество): из нее и единицы исходят числа, из чисел - точки, из них - линии, из них - плоские фигуры, из них - чувственно-воспринимаемые тела, в которых четыре основы: огонь, вода, земля, воздух. Превращаясь, они порождают мир - одушевленный, разумный, шаровидный, внутри его - земля, тоже шаровидная. Основные первые четыре числа: 1. единица (в геометрической интерпретации соответствует точке); 2. двойка (прямая); 3. тройка (квадрат); 4. четверка (куб). Сумма этих основных чисел дает "10" - это идеальное число, почти божественной сущности; на это число можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями. Возможность мысленной манипуляции числами как абстрактными объектами, ведет к восприятию их как самостоятельно существующих сущностей. Т.о., пифагорейство является первым идеалистическим философским направлениям, где математическая проблематика выливается в мистику и обожествление чисел, которые считаются единственно истинно сущим.

Ну и конечно, Сократ (5 век до н.э., год смерти – 399 до н.э.). Сократ концентрируется на проблематике человека, а именно, человека познающего. Человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, то есть специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. Под душой Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Если сущность человека - это его душа, то и в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа. Высшая задача воспитателя - научить людей взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и всё прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства” (Апология). Душа руководит в познании тем, кто следует призыву познать самого себя.

Добродетель (arete) не может быть ничем иным как тем, что делает душу благой и совершенной, то есть тем, что она есть по своей природе. А это - знание и познание, порок же - лишённость знаний, невежество. Богатство, власть, здоровье, красота не могут быть благами по собственной природе, но если они ведомы невежеством - то способствуют злу, если же управляемы рассуждением и познанием - то становятся наибольшими благами; сами по себе они цены не имеют.

Итак, добродетель (мудрость, справедливость, постоянство) есть всегда знание, порок - это всегда невежество. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. До Сократа общепринятым было представление о различных добродетелях в их множественности. Не обсуждалась их свзь между собой. Добродетели воспринимались как основанные на привычках, обычаях и как принятые в обществе. Сократ же попытался подчинить всё власти разума. Познание есть необходимое условие благого дела, ибо, если не знаешь блага, то не знаешь и как действовать во имя добра.

Наиболее замечательным проявлением превосходства разума Сократ называет самообладание, то есть в состоянии обуревания страстями человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях. Самообладание - это власть разумного начала над животным. Душа - госпожа тела, а также инстинктов, с ним связанных. Мудрец - тот, кто победил свои страсти, он может считать себя счастливым, самодостаточным, не нуждаясь ни в чём внешнем.

Счастье проистекает не из тела, но из души. Душа же счастлива, только когда она упорядочена, добродетельна. Неправедный и злонамеренный несчастлив всегда. Добродетельный человек не может страдать от зла, ни в жизни, ни в смерти. В жизни другие могут разрушить его тело, но не внутреннюю гармонию его души. После жизни же он либо будет вознаграждён за свою добродетель, либо его ждёт ничто.

В диалоге Сократ применял метод постепенного опровержения аргументов соперника, путём маски “незнания”, особой иронии. Сократ надевает на себя маску страстно преданного друга собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или прося его обучить чему-нибудь. Задавая собеседнику вопросы, Сократ постепенно приводит его к осознанию противоречий в его рассуждениях, в результате чего собеседник вынужден признать себя невеждой.

Сократ сравнивает свою роль в диалоге с искусством повивальной бабки: душа ученика “беременна” истиной, нужно лишь при помощи особого рода искусства вопрошания высвободить эту истину на свет.

Итак, в начальный период философия имела следующие особенности: была натурфилософской, синкретичной (весь окружающий мир вписывается в природный), образность (наследие мифологии). Философия – как рефлексия над мифологией – все первоначала получают названия греческих богов. Особенность – противоречивое единство науки, теоретизирования и мифа.

 

Date: 2016-01-20; view: 242; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию