Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Источники дохода для дома





Для большинства домов основным источником средств для проведения ремонтных работ является сбор с жильцов за коммунальные услуги. Мы уже говорили, из чего состоит платежка и где нас могут обманывать управляющие компании. Мы говорили о разных видах обмана: явном, скрытом, хитром. Все это приводит к тому, что и так небольшой сбор тает на глазах или расходуется неэффективно. Из-за этого большинство домов из года в год топчутся на месте, не улучшая своего уровня жизни. Возникает вопрос: можно ли каким-то образом увеличить объем средств, которыми располагает дом?

Да, ответ на этот вопрос является положительным. Сбор с квартир на текущий ремонт — не единственный источник наполнения бюджета дома. Кроме него есть еще ряд альтернатив, а именно:

- целевые сборы со всех жильцов

- спонсорская помощь

- сдача в аренду общедомового имущества

- привлечение ресурсов федеральных, региональных, муниципальных властей, депутатов (участие в программах софинансирования ЖКХ)

 

Разберем каждый вариант подробнее.

Целевой сбор — это деньги, которые собираются со всех жильцов на какие-то конкретные работы (на конкретные цели, поэтому он называется «целевым»). Целевой сбор не может быть назначен просто так, по нему должно пройти собрание и за него должны проголосовать сами жильцы. Не обязательно все 100% должны проголосовать «за», но если голосование состоялось и решение принято, то все должны его оплатить. Тут не пройдет аргумент: «А я за это не голосовал, я платить не буду!» или «Я этим не пользуюсь, платить не буду». Этим целевой сбор отличается от простого сбора средств, когда жильцы сами скидываются наличными на какой-нибудь проект.

Основная проблема таких «скидываний» - не все в них участвуют, это вносит раздор между жителями, т. к. результатами улучшений так или иначе пользуются все. Всегда находится хитрая морда, которая говорит: «А мне домофон не надо, мы на первом этаже живем!» Такие морды надо брать и бить по носу, потому что сила дома — в единстве его жильцов. Ни один дом не может нормально функционировать, пока между жильцами идут распри и разборки. Тем более обидно, что разборки идут чаще всего из-за пустяковых сумм: многим людям не жалко 1500р на бутылку виски, но жалко 1200р на домофон или парковку. Это просто парадоксально!

Целевой сбор лишен такого недостатка, потому что если кворум набрался и решение принято, то сбором денег по целевому сбору занимается управляющая компания. Они печатают платежки, где указано не «за свет, газ, воду», а «на целевой сбор согласно решения собственников от такого-то числа, протокол такой-то». Эти платежки падают в почтовые ящики, после чего жильцы обязаны за них платить. Если какой-то жилец не согласен оплачивать — ему нужно разбираться не со старшим по дому, а с УК. В случае неоплаты УК пишет ему задолженность, которую можно взыскать через суд. Поэтому собираемость по целевому сбору обычно такая же высокая, как и по квартплате.

На какие цели может быть собран целевой сбор? Ситуации бывают разные. На моей практике встречилсь дома, которые вводили целевой сбор на ремонт кровли, на установку шлагбаума. Мы в старом доме ввели целевой сбор на формирование фонда текущего ремонта. Звучит хитро, на на самом деле штука довольно-таки простая.

Перед уходом из ГЖУ умные люди меня предупредили, что обратно мы своих денег не увидим. Предложение было: не платить последний месяц в ГЖУ, а вместо этого сразу точно такую же сумму внести в ЖРП-8 в виде «целевого сбора на формирование фонда текущего ремонта». То есть жильцы получили такие же платежки, как обычно, но назначение платежа было другим и получатель был другим. А платежки из ГЖУ мы проигнорировали.

Документально это было проведено как «встречный зачет»: в старой УК остались наши деньги, поэтому мы не оплатили последний месяц работу ГЖУ, предложив им списать на эти услуги остатки с нашего счета по текущему ремонту. Это очень хитрая (и законная) схема, которая позволяет виртуально перекинуть деньги с одной строки на другую, решая таким образом дилемму невозвращаемых остатков.

Для этого пришлось собирать собрание, голосовать, потом печатать объявления, что по платежкам ГЖУ мы не платим (на это все отреагировали отлично), а платим по платежке в ЖРП-8 (кто не был на собрании — удивились и начали задавать вопросы).

Вообще, я регулярно сталкиваюсь с людьми, которые говорят: «А с кем решили? Почему меня не спросили? Я не знал». Раньше, в начале работы я пояснял, что было собрание, что вас не было и так далее. Сейчас у меня более жесткая позиция: ваше незнание — это ваша, а не моя проблема. Надо ходить на собрания, а вы не ходите. Объявления висели, итоги собрания тоже были вывешены?! Так учитесь читать!

Это правильная позиция, т.к. старший по дому не должен оббегать каждую квартиру и напоминать, что вот де-собрание. Это обязанность жильцов — ходить на них и читать объявления на стендах. В такой позиции старший по дому — это не какой-то навязчивый проситель, которому вечно надо что-то подписать. Это вполне себе власть на самом приближенном к жильцам уровне. По моему мнению к представителю такой вот домовой власти жильцов нужно приучать относиться уважительно. Тем не менее такое поведение часто не нравится жильцам, которые чувствуют себя из-за этого чем-то ущемелнными. Из-за этих вот «а я не знал», «я тебя не выбирал» у нас было пару конфликтов с отдельными жильцами, перешедших в драку. В общем, били морду и мне, бил морду и я. Такая вот веселая у нас профессия, друзья!

Итак, с целевым сбором все ясно. Лучше всего, если вы совместите голосование по целевому сбору с очередным собранием. Потому что собирать людей каждый раз сложно. Если решение по целевому сбору есть в бюллетне общего собрания, то вам будет проще.

 

Второй вариант получения денег — спонсорская помощь. Она может быть оказана как живыми деньгами, так и работами, материалами. Как правило, ее оказывают предприниматели, работающие на первых этажах вашего жедома.

В каких случаях уместно вести речь о спонсорской помощи и сколько просить? По моему такой помощью нельзя злоупотреблять, поэтому просить помощи надо тогда, когда дом действительно проблемый и одними своими силами жильцы не справятся. Новостройкам, у которых нет проблем, грешно просить деньги еще и с предпринимателей. Речь идет именно о спонсорской, безвозмездной помощи, которую предприниматель, вообще говоря, и не обязан оказывать. Речь идет не про арендные платежи, обусловленные договорами. Надеюсь, эта разница сейчас понятна.

Надо понимать, что малый бизнес находится в России не в самом лучшем положении. А именно представители малого бизнеса, как правило, арендуют или выкупают первые этажи. Поэтому спонсорскую помощь нельзя требовать — только просить. Это во многом зависит от личных отношений старшего и предпринимателей. Вы для предпринимателей — ценный актив. В вашем ведомстве согласование по размещению вывесок на первых этажах, вывесок на стенах дома, решения по аренде подвалов и прочих мест, согласования по сдаче части двора под аренду, выделение места на парковке (если дом оборудует ее самостоятельно) и так далее.

Поделюсь своим опытом: был у нас хитрый предприниматель на первом этаже (прямо под моей квартирой). Его звали Юрий, он владел печатным салоном. Наши отношения не заладились еще тогда, когда я был старшим по подъезду. Поэтому мы старались лишний раз не пересекаться и не общались. Но после избрания меня Председателем Совета МКД, общаться пришлось — были вопросы, требовавшие совместной работы: голосования (у него все-таки 120кв.м из наших общих 1700кв.м), организация парковки, размещение рекламы на торце дома.

Когда я только начинал свою работу, от Юрия было больше всего острых вопросов и критики — сказывалась личная неприязнь. Но по мере улучшения ситуации в доме, изменилось и его отношение. Однажды, когда речь уже зашла об аренде подвала, мы с ним поговорили откровенно: вспомнили старые взаимные обиды, вспомнили как ругались, потом оба порадовались, что ситуация на доме стремительно выправляется. Изначальный секпсис прошел: лучше всего судить о людях не по их словам, а по конкретным делам. С тех пор отношения стали дружескими: я мог отправить по почте его сотрудницам документы для распечатки (протокола, бюллетни) — своего принтера у меня не было. Потом неспешно спускался на первый этаж и забирал уже распечатанные бланки.

За счет того, что с Юрием были хорошие личные отношения, а так же т.к он видел общее удручающее состояние дома, попросить его оказать спонсорскую помощь было довольно просто. Он сделал нам таблички на каждый подъезд, рекламно-информационные стенды, таблички с номерами парковочных мест во двор (все места у нас были пронумерованы). По коммерческим ставкам это обошлось бы тысяч в пять, но в данном случае обошлось бесплатно.

Мне кажется, старший по дому должен знать меру в таких вопросах. «Доить» предпринимателей нельзя, но и в том, чтобы попросить о помощи — зазорного ничего нет. Старшему по дому вообще надо дружить с предпринимателями своего дома. Вы друг другу полезны по многим вопросам: они владеют большими площадьми и помогут быстрее набрать кворум при Общем собрании собственников. Вы можете оградить их большого количества досадных бытовых проблем: например, часто при очистки крыш от снега падающие глыбы разбивают вывески магазинов на первых этажах. Если правильно организовать очистку крыши, то у предпринимателя не будет лишних затрат (цена светового корода десять-пятнадцать тысяч),а у вас — лишних жалоб. Другой пример: самые гнилые стояки в «старых» домах находятся на первых этажах, где как раз находятся предприниматели. При порыве стояка затраты на ремонт достигают таких сумм, что лучше было бы заранее заменить все стояки.

Поэтому в самом начале работы имеет смысл провести с ними ряд встреч, на которых вы могли бы поделиться ожиданими от работы друг друга. Мало того, что таким образом вы получите дополнительные голоса на собрании, вам так же будет проще просить какой-то спонсорской помощи. Ведь чтобы что-то просить, надо прежде всего самому что-то дать взамен. Напоследок замечу, что хорошо иметь отношения с предпринимателями, потому что они тоже платят за коммунальные услуги и текущий ремонт. И с учетом их площадей, суммы по ним идут хорошие!

 

Третий вариант, который можно использовать в любом доме — это аренда общедомового имущества. Самые распространенные и обкатанные варианты: аренда части подъездных стен под размещение кабелей кабельных операторов (интернет/ТВ), сдача в аренду поверхностей в лифте для рекламы в лифтах, размещение брандмауеров на торцевых стенах дома (не путать с вывесками на первых этажах), сдача в аренду подвалов, установка сотовых вышек.

Для того, чтобы сдать в аренду общедомовое имущество, надо провести Общее собрание собственников и принять решение о предоставлении Совету МКД полномочий по заключению договоров по распоряжению общедомовым имуществом. Это решение должно набрать не менее 2/3 площадей от всего дома. Это довольно высокий процент!

Именно по этой причине многие гигантские новостройки-высотки не имеют допдоходов — у них этот пункт не проголосован. Тем не менее, кабельное телевидение в них проведено, лифты увешаны рекламными стендами, а на стенах висит реклама застройщика.

Многие жильцы удивляются, когда я им говорю: «Застройщик после сдачи дома обязан платить вам за размещение рекламы» «Но это же его дом, как мы будем требовать с него деньги?» На самом деле, этот дом был его, пока он строился. Но после продажи квартир застройщик не имеет прав ни на дом, ни на общедомовое имущество. Это можно сравнить с ситуацией, как если бы вы продали соседу машину, но продолжали бы брать ее для поездок в магазин по выходным. Абсурд!

Можно пожать застройщику руку за то, что построил дом. Но за свою рекламу на доме он обязан платить жильцам, а точнее, их представителю — Совету МКД. Т.к сам Совет МКД не имеет лицевого счета (за исключением случаем регистрации ТСН/ТСЖ), то принимать деньги должна управляющая компания. А теперь представьте аффилированную застройщиком управляющую компанию: будет ли она требовать с застройщика деньги, будет ли она отстаивать интересы собственников перед застройщиком? Конечно нет: права рука никогда не ударит левую. Поэтому мне больше нравится выбирать управляющие компании на открытом рынке, если ситуация позволяет это сделать.

На самом деле, нет ничего страшного и преступного, что в доме есть кабельное телевидение, реклама на стенах и в лифте. Вопрос в другом: дом может получать за это деньги и он должен их получать.

Задача старшего по дому — не противодействовать размещению, а наоборот способствовать ему. Но на коммерческой основе. Пусть для застройщика цены будут ниже рыночных, но платить он должен.

Здесь надо сделать уточнение: кому платить? Старший по дому не берет деньги от рекламодателей наличными. Он не получает их на свой банковский счет. Они должны попасть на счет управляющей компании. А задача старшего — отследить, чтобы они туда попали и оттуда никуда не ушли.

Основанием попадания денег на счета управляющей компании будет договор аренды рекламного места или договор размещения коммутационного оборудования. Его предприниматели должны заключить с вашей упрвляющей компанией. Обычно в каждой УК есть либо отдел аренды, либо юротдел. Там и составляется договор аренды общедомового имущества (при наличии протокола с 67% голосов), договор подписывается арендатором и директором УК (действует в данном случае от имени жильцов).

Иногда договор так же согласуется подписью старшего. Старший должен следать за тем, чтобы деньги перечислялись и отображались в отчетах, а не терялись «в закромах Родины», то есть на счетах УК. Для этого нужен годовой отчет, где отдельной строкой в разделе «Доходы» будет указано «Доходы от размещения того-то того-то».

 

Обычно если 67% проголосовало за передачу Совету МКД подобных полномочий, то он может заключать договора без ведома жильцов. И мелкие договора, например, аренду в лифтах, вывески на торцах дома, аренду под кабеля, обычно не требуется согласовывать с жителами. Но некоторые виды договоров согласовать надо — хотя бы формально.

Есть понятие «де юре» и «де факто» - как по закону, и как на практике. Так вот, по закону Совет дома может заключать любые договора на распоряжение общедомовым имущестом. Но на практике, такая политика может вызовать недовольство жильцов. Поэтому мы в предупредительном порядке проводим формальные собрания по самым острым вопросам — обычно это сдача в аренду подвалов, колясочных комнат и установка вышек сотовых операторов. Нам важно, чтобы люди пообсуждали эти вопросы, «выпустили пар» - решение все равно остается за Советом МКД.

Можно обойтись без них, но гласность нам в данном случае нужна, чтобы показать, что, во-первых, мы оповещаем жильцов и они не получают ущерба (подвалы все равно используются для хранения барахла, а от сотовых вышек излучение меньше, чем от WiFi-роутера или микроволновки). Во-вторых, чтобы показать — к нашему карману не прилипло ни копейки. Увы, как только старший по дому начинает заниматься такими здравыми вещами, как увеличение доходов дома, его сразу обвиняют в присвоении общих денег.

Пример из своей практики: одну из квартир на первом этаже купил индивидуальный предприниматель, который хотел сделать из нее офис. Мы довольно быстро нашли с ним общий язык, потому что он совершал такие покупки регулярно и всегда выстраивал хорошие отношения с Советами домов. Прямо под его квартирой находился подвал, который никак не использовался. Раньше там были дровенницы (дом построен в 1928г, отопление было изначально печное), теперь же лежало всякое барахло. Объективно, в подвале нужно было сделать кучу работы: углубить пол, провести новые коммуникации и узлы учета, выравнивать стены и потолок, после этого делать обычный офисный ремонт и отдельный вход. Я предложил ему взять подвал в аренду. Встал вопрос о цене.

С учетом рисков и затрат мы определили, что эти 120кв.м можно сдать за 6000р/мес или 72000р/год. Дело в том, что расходы на ремонт — это так называемые «неотделимые улучшения». Предприниматель несет эти затраты сразу, но в случае разрыва договора не сможет вернуть вложенные средства. Поэтому общий подход к сдаче подвалов: определяется сумма вложений на неотделимые улучшения, а так же сумма ежемесячной аренды. Общее правило: чем больше нужно вкладывать на «неотделимые улучшения», тем меньше ставка ежемесячной аренды. Готовый и отремотированный подвал может быть сдан по ценам, близким к рыночным (особенно, если есть отдельный вход и он узаконен). Подвал без ремонта, без отдельного входа, без паркинга со стороны улицы и без согласованных вывесок сдается по цене намного ниже рыночной.

Поэтому 6000р/мес — это были более-менее справедливые деньги для такого состояния помещения. В конце концов, лучше получать +72000р в год к общедомовому сбору, чем не получать ничего! Увы, на Общем собрании жильцов предложение было встречено в штыки, ставку аренды назвали «до смешного низкой», меня самого заподозрили в получении отката от предпринимателя. Из-за этого предприниматель получил отказ, а дом недополучает деньги от аренды. Зато у жильцов остался захламленный подвал!

Обвинения в коррупции и получении «откатов» - это распространенная у жильцов практика. Как только старший по дому начинает сдавать общедомовое имущество в аренду, сразу на него лепят ярлык «Взяточник» и «Коррупционер». Причем, чем успешнее деятельность старшего по дому — тем чаще его обвиняют в занижении ставок по договорам и получении откатов. Выигрышнее всего в этом случае позиция у старших, которые вообще ничего не делают — их в коррупции не упрекнешь.

На самом деле, сложно сдать в аренду общедомовое имущество за большие деньги. По моему опыту, ставки на аренду получались следующие:

- размещений коммуникаций кабельных операторов — 450р/мес с дома с каждого оператора (старый, трехподездный дом)

- размещение рекламы в лифтах — 100р/лифт/мес. Для пятиподъездной десятиэтажки сумма была 500р/мес или 6000р/год.

- сдача в аренду подвала без ремонта и отдельного входа — 50р/кв.м или 6000р/подвал.

- установка вышки сотового оператора: 20 000р единовременно и 10 000р/мес.

Главное тут не сдать как можно дороже, а получить хоть какие-то дополнительные деньги в дополнение к ежегодному сбору дома.

 

Участие с различных госпрограммах, помощь депуттов.

Если рассматривать управление домом не в краткосрочной перспективе, а с прицелом на 3-5 лет, то скорее всего удастся попасть в какую-нибудь государственную программу в сфере ЖКХ. И тут нужно держать ухо востро, а так же сотрудничать с управляющей компанией.

Наш первый опыт участия в госпрограммах был связан с 185-ФЗ. По этому закону государство готово было софинансировать ремонты в домах, если они принимали решение Общим собранием (более 67% голосов) и готовы были затратить часть собственных средств дома. Получалась довольно справедливая концепция: в программу специально отбирались старые проблемные дома, но не все подряд, а только готовые софинансировать работы. Это отсекало «халявщиков» и стимулировало старших заниматься своими домами. Программа действовала несколько лет, но, к сожалению, наш дом так и не попал в нее.

 

Вторая программа, в которой мы участвовали — республиканская программа благоустройства дворовых территорий. Обычно подобные программы есть в каджом регионе, они немного отличаются лишь по механике и колчеству денег. Эта был партийный проект партии «Единая Россия», он шел в республике несколько лет. Мы тоже все никак не попадали в эту программу — потом стало известно, что старший по дому просто не подавал заявку. А асфальта у нас во дворе не было вообще, только грунтовка. И это в центре города в 21 веке! Пришлось для начала проводить голосование, что да мы принимаем участие в этой программе (оказывается, это тоже надо). Отвез заявку в Администрацию Района, там ее приняли. Но тут программа кончилась. Сказать, что было обидно — ничего не сказать. Прошло какое-то время. И тут наступил год выборов нового главы Удмуртской республики! Надо было избрать ставленника Единой России. В регионах это почти безальтернативно, но не потому что других кандидатов не пускают на выборы - потому что кандидатов от других партий просто не видно между выборами. Они все появляются где-тор недели за 3-4 до выборов, так же бесследно пропадая после них. Поэтому для провинции весь вопрос управления регионом состоит в том, что бы сверху назначили нормального губернатора, а люди-то все равно за него проголосуют. Такая вот печаль, ребятки-москвичи!

В общем, под выборы власти решили немножко прикормить наш Ижевск и на один год (смех) эту программу продлили. Назвали ее «100 дворов» — по 20 дворов в каждом из 5 районов. Тут-то и пришла на выручку моя прежняя писанина, голосования и походы в администрацию. Со всего Индустриального района выбрали несколько дворов и один из них был нашим. Естественно, был небольшой разговор на тему «Вы же понимаете, кто вам помог?»

Поэтому пришлось мне на собраниях везде говорить: «Ребята, не забывайте, что асфальт нам положила любимая партия Единая Россия». Не скажу, что было противно так делать, ведь это была правда - деньги на асфальт дали под этот партийный проект. Но с другой стороны отмечу, что радости мне это не доставило — почувствовал себя продажным болтуном, которого купили за новенький асфальт.

Потом я долго над этим думал. Решил, что в регионах ситуация такая, что кроме ЕдРа не к кому обращаться. У них реально у единственных работают круглогодично общественные приемные, можно обратиться по любому вопросу. Прием ведут как местные депутаты, так и областные. Есть даже приемная ВВ Путина, только там не он прием ведет, а кто-то из помощников в Удмуртии, из местных. И скажу так, что какую-то часть вопросов в этих общественных приемных решают. Не все конечно — всем страждущим не помочь. Особенно, когда они просят себе кватиры (и такие «просители» есть). Но мы вот просили асфальт (и еще детскую площадку) — и нам дали. В другие партии я не обращался, но думаю, что не дали бы. Так что хотя в ЕР много всякого жулья и ворья (и что-то мне подсказываем, что оно сидит уровнем повыше, чем местная-региональная власть), но эта партия нам помогла.

 

Третий раз мы просили детскую площадку. Тут все еще интереснее. Есть разные уровни власти: муниципальная, региональная, федеральная. Первый случай по ФЗ-185 был по федеральной программе. Вторая история про 100 двров — это региональная программа. Третий раз мы обратились в местную власть — к депутатам городской думы по нашему округу. Найти их было несложно, нашел через сайт. Оба из Единой России, один жулик — его потом судили. Второй хороший — он нам помог.

Написал я им обоим письменные запросы, что хотелось бы попросить детскую площадку. Пришел ответ. Первый депутат просто отписался — по сути отказал. А второй депутат ответил, что сбор заявок на текущий год уже приостановлен. Но можно попробовать подать заявку на будущий год до определенного числа. Мы заявку в нужный срок продублировали и депутат включил наш двор в программу своей депутатской работы.

У нас город выделяет по 1 млн. рублей депутату для работы по одномандатному округу. Думаю, в других городах такая практика тоже есть.

Им надо эти деньги так размазать, чтобы получить как можно больше результатов. Поэтому их дают на те цели, которые недорого стоят. Дверь пенсионерке поставить, ограждения на мосту через речку сделать, школе помочь, садику отремонтировать спортплощадку. Я примерно догадывался, что много не дадут и что надо показать больше результата. Помогло то, что двор у нас один на три двора. И площадку надо одну, а отчитаться можно за три двора. Это и сработало. Правда, пришлось собирать письма от всех старший по дому. Установили же мы ее на придомовой территории нашего дома, так что пришлось собирать 67% за установку детской площадки — но это было сделать легко.

Дело в том, что депутат не может вам просто так поставить площадку на общедомовую территорию — на то должно быть решение собственников, причем т.к.это общедомовое имущество, то по ЖК РФ надо набрать не менее 67%. Поэтому когда я вижу мамочек, которые пишут «Дайте нам детскую площадку» - но у которых ничего еще не проголосовано, нет выкопировки из Генплана, нет красных линий — чего они ожидают!? Куда ее ставить, на коммуникации что ли?

Мы подали заявку и когда нам сказали, что в следующем году сделают, стали готовить документы. Согласовали место установки с управляющей компанией, набрали везде подписей, взяли выкопировку из Генплана 1:500. Так что когда приехали монтажники, все было готово.

Потом вокруг этой детской площадки мы установили оставшиеся элементы старой советской площадки: турник, лазалку, качели, Еще вкопали колеса, чтобы как-то обозначить зону вокруг установленной депутатом горки. Сами сделали песочницу (заказали в УК). В целом полчился неплохой комплекс: качели, лазалка, турник, песочница, комплексная горка. Почти везде были рассчитаны расстояния между элементами площади. Это было важно, потому что буквально рядом слева была парковка, а уже справа — новенький газон. Как ни странно, на маленьком дворе площадью около 1600кв.м хватило место на 30 автомобилей, газон и цветы, детскую площадку и деревья! Это вопрос здравого смысла и ума.

 

Последний раз нам удалось привлечь ресурсы республиканского депутата. Он не имел денег от республики на помощь, но был бизнесменом. И кое-какие деньжата у него водились. Я не стал просить много. Просто сказал, что в этом году мы многое сделали, привели в порядок двор, но из-за эрозии и беспорядочной парковки почва деградировала. И нам бы чернозема, чтобы засеять газон (семена сами купили, поливали сами). Депутат сказал, что сейчас еще рано сеять (я всегда заранее обращался, чтобы к нужному моменту о нас знали и включили в планы), но в сезон у него есть две заявки с того района и он даст третью.

Так и вышло: приехал КАМАЗ в три двора. Часть чернозема высыпал у нас, часть в других местах. Мы его сами с жильцами в тот же вечер оперативно раскидали (это надо делать быстро, а то пенсионерки растащат на расаду). Перекопали газоны, посеяли траву и начали поливать. Через две три недели двор зазелнел по периметру красивым газоном.

И тут пришлось столкнуться с тем, что мало сделать хорошее дело. Надо его еще сохранить. У нас во дворе не было отводов под воду для поливки газона. Сперва газон поливал дождик, потом иногда поливал сосед с дальнего дома. Но когда в июле наступила засуха — газон высох. Активисты дома предпринимали героические попытки — вечерами после работы со второго этажа спускали ведра с водой, сами покупали лейки и поливали из них. Но героизма хватило ненадолго.

В итоге газон в тот сезон не уберегли. Остальным жильцам было пофиг. На второй сезон управляющая компания сделала отводы холодной воды во двор, чтобы мы могли оттуда цеплять шланг и поливать механизированным методом. Кстати, на полив много воды не надо - на МОП/ОДН это не сильно сказывается. Сильнее сказываются текущие трубы и «резиновые» квартиры.

Что же касается проблемы полива газонов, то наш опыт показывает — нельзя это перекладывать на жителей. Нужно вводить это в функционал управляющей компании и платить дополнительные деньги. Да, красота стоит денег!

Нужно комплексно просить УК вывести трубы ХВС на улицу и определить доплату дворнику, чтобы он поливал газон раз в два три дня по 20 минут. Только тогда система будет устойчивой и не зависеть от вас лично.

Своей большой ошибкой я считаю то, что часто делал такие вещи, которые держались только на моем энтузиазме. Иногда это было оправдано: так мы сделали парковку, детскую площадку. В других случаях нет — газоны в обоих домах.

Если вы хотите, чтобы после вас или без вас все работало, то надо дружить с УК и договариваться, что какие-то элементы красоты они будут поддерживать силами своих сотрудников за доплату со стороны домов. Это состояние детских площадок (их постоянно ломают и пишут гадости, надо 1 раз в квартал делать ревизию и растворителем смывать гадости), а так же озеленение — без воды вся эта красота не живет.

Сколько раз я видел похвальные истории, когда жители сажают деревья, кусты — а потом их не поливают и они засыхают. На новом доме у нас высадили целую аллею вдоль дороги, но не организовали полив — все кроме одного дерева засохло. Скажу честно — очень больно по человечески смотреть, как засыхают и умирают растения. Я почему-то в такие моменты готов заплакать...

 

 

Date: 2015-12-12; view: 418; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию