Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИННОВАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ





НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ


ГЛАВА 15.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

В XXI ВЕКЕ

1. Инновационно-практическая направленность
социальных технологий

2. Социальные технологии формирования лидера
и команды

3. Социальные технологии управления в экстре­
мальных ситуациях

4. Социальные технологии повышения эффектив­
ности функционирования организации и управ­
ления ею

5. Особенности управления в XXI веке и формиро­
вание инновационной управленческой культуры

Вопросы для повторения и обсуждения


Возросший в последние десятилетия интерес к социологии и психологии обусловлен как пониманием научной и общественной значимости этих направлений науки, так и усиливающимся в ши­роких кругах общества пониманием того, что с помощью социо­логических и психологических знаний и их практического ис­пользования могут быть даны хорошо обоснованные экспертные заключения, сформулированы практически значимые рекоменда­ции по оптимизации и повышению эффективности управления. А это, в свою очередь, приводит к расширению применимости со­циологических и психологических знаний, к более активной и масштабной их реализации в социальной инженерии, социотех-нике, в социальных технологиях.

Возникает вполне естественный вопрос, в какой степени пра­вомерно применение термина «технология» к изучению социаль­ных процессов и явлений и управления ими? В попытке ответить на него необходимо отметить многогранность понятия «техноло­гия», его полуфункциональность. В настоящее время в научном обиходе употребляется значительное количество определений данного понятия. Наиболее распространенным из них является определение, приведенное в «Советском энциклопедическом сло­варе», изданном в 1979 г. Оно гласит: «Технология (от греч. Тесппе — искусство, мастерство, умение и...логия), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление физических, химических, механических и др. зако­номерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных про­цессов».

При достаточно внимательном прочтении этого определения бросается в глаза ограниченное толкование искусства, мастерст-


ва, умения, сведения этих чрезвычайно широких понятий к чрез­мерно узкому кругу обработки, изготовления и изменения сырья в процессе создания материальной продукции. Между тем мастер­ство, умение, а тем более искусство — это такие социальные фе­номены, которые включают в себя не только воздействие на ма­териальные процессы и явления, но и прежде всего на духовный мир, трудовую деятельность людей, их взаимоотношения, ценно­стные ориентации, мотивы деятельности и установки. Так, еще К. Маркс в своем труде «Капитал» подчеркивал: «Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредст­венный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его об­щественных условий жизни и проистекающих из них духовных представлений». Здесь в состав технологии как активного дейст­вия человека включается воздействие его не только на природные процессы, но и на общественные условия его жизни и вытекаю­щие из них духовные представления.

Сходную позицию занимает известный американский эконо­мист и социолог Дж. Гэлбрейт, который считает, что технология означает систематизированное применение научного знания для решения практических задач. В данном утверждении явно про­скальзывает американский практицизм, когда любое научное зна­ние должно приносить практическую пользу обществу. Амери­канский социолог, специалист в области социологии организаций, описывает технологию как средство преобразования сырья -будь это люди, информация или физические материалы — в ис­комые продукты и услуги. Опираясь на подобного рода представ­ления, известные американские специалисты в области менедж­мента М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури подчеркивают: «Технология есть любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие; они охва­тывают машины, механизмы, инструменты, навыки и знания», а также — «Технология — любое средство преобразования исход­ных материалов, будь то люди, информация или физические ма­териалы —для получения желаемой продукции или услуг»1.

1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело», 1992. —С. 109.


Исходя из приведенных трактовок понятия «технология», можно сделать вывод об универсальном характере использования этого термина в любой сфере человеческой активности — будь это в сфере производственной, торговой, предметно-финансовой, медицинской, военной, образовательной, художественной и т.д. А это означает, что технология не просто связана с миром социаль­ного и психологического, но и непосредственно вплетена в него, поскольку социальное и психологическое как специфическое ка­чество общества исторически возникает, развивается, совершен­ствуется, проявляется и функционирует только в результате и в процессе активной человеческой деятельности, направленной на окружающий природный и социальный мир.

Сказанное позволяет выявить специфическое место и роль со­циальных технологий в общей системе технологических процес­сов, а также дать определение изучаемому феномену. Место со­циальной технологии в системе социологии и психологии управ­ления определяется тем, что она имеет вполне определенную предметную область и сферу применимости. Роль же ее обуслов­лена тем, что она позволяет оказывать целенаправленное и актив­ное, главным образом управленческое воздействие на социальные объекты, вскрывать в них скрытые потенции и резервы их разви­тия и совершенствования, определять пути и способы достижения желаемого социального результата.

Социальная технология — это умение применять приемы и способы активного воздействия на социальную систему в целом либо на отдельные ее части в условиях нарастающей взаимозави­симости, динамики и обновления общественных процессов в це­лях получения наилучшего социального результата при наимень­ших управленческих издержках. Как видим, социальная техноло­гия представляет собой способ достижения определенной соци­альной цели в результате развертывания конкретного социально­го процесса путем аналитического его расчленения на систему последовательных и взаимосвязанных этапов, процедур и опера­ций. При этом процедура понимается как набор действий, по­средством которых осуществляется управление соответствующим социальным процессом или явлением, а операция — как непо-


средственное действие, способ решения определенной задачи в рамках данной процедуры. Следовательно, социальная техноло­гия выступает в качестве специфического элемента сложнострук­турированного механизма управления и средства перевода наме­ченных результатов и поставленных целей.

В реальной жизни используются самые разнообразные соци­альные технологии. Каждой из них присущи свои черты и при­знаки. В то же время какими бы разнообразными ни казались со­циальные технологии им присущ ряд общих признаков. Поэтому предоставляется возможность их классифицировать. В зависимо­сти от того, на каком уровне общественных отношений разраба­тываются и внедряются социальные технологии, можно выделить следующие две группы:

• крупномасштабные, то есть технологии макросистем, вклю­
чающие общество в целом, его основные подсистемы, боль­
шие социальные группы и т.д.;

• мезотехнологии, включающие общественные институты,
крупные трудовые организации, территориально-поведен­
ческие системы и т.д.;

• микротехнологии, рассчитанные на небольшие объединения
людей, общественные процессы на микроуровне, включаю­
щие технологии саморегуляции, направленные на развитие и
рациональное использование человеческого потенциала.

Возможна классификация социальных технологий и по основ­ным сферам общественной жизни. Представляет интерес выделе­ние групп социальных технологий по основным видам человече­ской деятельности:

• производственно-трудовая,
в общественно-политическая,

• познавательная,

• семейно-трудовая и т.д.

Как видим, идет процесс технологизации социальных явлений и процессов. Он чаще всего включает в себя следующие взаимо­связанные этапы,

Первый этап — теоретический. Он предполагает определение цели объекта технологизации, аналитическое расчленение соци-


ального объекта на составляющие его компоненты, синтетическое изучение его взаимосвязей и взаимодействий, выявление тенден­ций его развития.

Методический этап технологизации представляет собой выбор методов, средств получения информации о социальном объекте, ее обработки, анализа, принципов ее верификации (проверки), способов ее трансформации в конкретные выводы и практически применяемые рекомендации.

Процедурный этап технологизации социального объекта со­ставляет практическая деятельность по разработке социальных технологий. Этот этап включает в себя ряд процедур, каждая из которых представляет собой совокупность операций. Наиболее существенное значение имеют четыре основных процедуры фор­мирования социальных технологий.

 

Первая из них — формирование цели развития данного соци­ального объекта. В нее включаются такие операции:

• диагноз,

• прогноз,

• формирование конечной цели,

• стратегия действия,

• тактика решения конкретных задач.

Вторая процедура — принятие решения. Она состоит из сле­дующих операций:

• выявление проблемной ситуации,

• обоснование вариантов действия,

• выбор оптимального варианта, принятие решения.

Третья процедура — организация социального действия. Она включает в себя такие операции:

• распределение задач между исполнителями,

• теоретическое, психологическое и управленческое обеспече­
ние исполнения,

• координация и регулирование процесса исполнения, кон­
троль за исполнением.

Четвертая процедура — анализ результатов. В нее входят следующие операции:

• сопоставление затраченных ресурсов финансовых средств,

• трудовых усилий с полученным результатом,


• сравнение запланированных и достигнутых результатов,

• выдвижение новых проблемных ситуаций, ^

• переход к формированию новых или уточнению старых це­
лей деятельности.

Наличие всех названных этапов, процедур и операций техно-логизации определенного социального объекта свидетельствует о том, что мы имеем дело с социальной технологией, применяемой в определенной сфере общественной деятельности.

Одна из специфических и одновременно наиболее важных особенностей социальной технологии — умение эффективно ра­ботать с людьми, раскрывать их потенциальные ресурсы и воз­можности в целях оптимизации и повышения эффективности их деятельности. А это неразрывно связано с выделением факторов, в наибольшей степени влияющих на индивидуальное поведение и успешную деятельность каждого человека, вовлеченного в соот­ветствующую организацию — производственную, политическую, культурную, спортивную и т.д.

Среди этих факторов исходным в управлении людьми являет­ся выявление их способностей. У одних определенных способно­стей больше, чем у других. Например, одни могут заниматься компьютерным программированием или организацией заседаний и собраний, другие — планированием или подготовкой письмен­ных отчетов, третьи — генерировать новые идеи или руководить работой других. Если руководители понимают значимость соци­альной технологии и умеют ею пользоваться, то они смогут рас­пределить работу по способностям. Однако на практике на пове­дение человека оказывает влияние целый комплекс и других фак­торов, которые вынуждают человека вести себя с учетом ситуа­ции. Поэтому разумно развивать конкретные способности работ­ника под определенную задачу и обучать его этому. Так поступа­ют на японских фирмах.

В реализации принципов социальной технологии в работе с людьми необходимо принимать во внимание, что со способно­стями личности тесно связана ее предрасположенность к опреде­ленному виду деятельности. Предрасположенность — это факти­чески имеющийся потенциал человека в отношении выполнения 1 400


вполне определенной работы. Например, предрасположенность к управлению очень важна при определении кандидатов на обуче­ние менеджменту. Если руководитель не умеет правильно оце­нить предрасположенность человека к определенной работе, вре­мя, усилия и расходы, понесенные в связи с его обучением, будут потрачены впустую.

Одним из важных факторов, влияющих на индивидуальное поведение и успешность деятельности личности в определенной сфере общественной жизни, являются ее потребности. С точки зрения реализации социальной технологии, каждая организация должна стремиться создавать ситуации, в которых удовлетворе­ние потребностей работника вело бы к осуществлению задач и достижению целей данной организации.

Весьма существенным фактором, влияющим на индивидуаль­ное поведение и успешность деятельности человека, который не­обходимо использовать в социальной технологии управления, яв­ляются ценностные ориентации личности. Они представляют со­бой совокупность социальных ценностей, выступающих в качест­ве целей жизни и основных средств их достижения, и поэтому приобретают функцию регуляторов социального поведения чело­века. Именно в ценностных ориентациях находит свое воплоще­ние предрасположенность личности к определенному восприятию и оценке условий жизни и деятельности. Поэтому они выполняют роль опорных пунктов в осуществлении личностью производст­венной, политической, познавательной и иной деятельности, в ее направленности на повышение ее эффективности.

В социальных технологиях широко используется изучение и активное воздействие на интересы людей, включенных в ту или иную сферу деятельности. Интересы выступают в качестве посто­янного побудительного механизма деятельности личности, под­талкивающего ее к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, знаниями в определенной сфере действи­тельности. К активной деятельности в этой сфере в соответствии со своими потребностями, представлениями и целями.

Основываясь на прошлом опыте и оценке текущей ситуации, человек формирует ожидания относительно определенных ре-


зультатов своей деятельности. Ожидания людей становятся важ­ным фактором активизации или, напротив, свертывания, угнете­ния их деятельности. Поэтому в социальной технологии управле­ния социальными процессами очень важно учитывать ожидания людей и активно использовать их для совершенствования их дея­тельности по достижению целей организации.

Еще одним важным аспектом социальной технологии является тщательный анализ и учет точек зрения, отношения людей к тем или иным сторонам социальных процессов, в которые они вклю­чены. Известный американский социальный психолог Дэрил Бем определил отношение как то, что нравится, и то, что не нравится, как неприязнь или привязанность к предметам, людям, группам, к окружающей нас среде. Именно из определенного отношения людей к тому делу, которым они занимаются, или к той организа­ции, в которой они работают, формируется знаменитый «корпо­ративный дух», когда работники стремятся следовать установлен­ным правилам и нормам организации.

И, наконец, важнейшим фактором, влияющим на успешное осуществление людьми деятельности, является их активность -трудовая, общественно-политическая, познавательная и т.д. Ак­тивность проявляется как реализуемая способность человека осуществлять социально значимые действия во всех сферах жиз­недеятельности.

Итак, основными факторами, используемыми социальной тех­нологией в целях управленческого воздействия на людей и обес­печения их успешной деятельности, выступают: способности, предрасположенность, интересы, потребности, ценностные ори­ентации, ожидания, отношения и активность. То есть социальные технологии как раз и представляют собой такие системы методов и способов деятельности, которые ориентированы на положи­тельный результат, удачное завершение начатого дела. В то же время важное место в социальных технологиях занимает форми­рование лидера и управленческой команды.


Date: 2015-12-13; view: 289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию